Математические представления 2й класс
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс)

Катасонова Юлия Сергеевна

КТП Математические представления 2й класс в школе 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_pred_2a.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

  ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ № 172

от «31»  августа 2021

Директор

___________/Дюг С.А./

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________       /Вдовенкова И.В./

«31» августа 2021г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2021г.

Рассмотрено:

на заседании МО

«31» августа 2021г.

_______________

Мартыненкова Л.В.

Рабочая программа учебного предмета


«
Математические представления»

для обучающихся

2 «А» класса

на 2021/2022 учебный год

Программу составила:

Катасонова Ю.С.

учитель начальных классов

первая  категория

г. Смоленск

2021г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой , допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цели :

-Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи программы:

-формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;

-формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

-формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;

-формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

Программа адресована обучающимся  2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных,

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Алышева Т. В. Математика. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2 частях. Часть 1,2

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности

Планируемые результаты освоения учебного материала

в 2 «А» классе.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

-  определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно–бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Планируемые результаты коррекционной работы:

-повторяет движения тела по примеру взрослого

-достаёт различные по размеру и форме предметы

-выкладывает с помощью палочек простые изображения

-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах

-находит одинаковые по звуку предметы

-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке

-строит из кубиков башню

Предметно-практическая деятельность

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Программно-методический материал включает 5 разделов:

 -Зрительное восприятие

- Слуховое восприятие

- кинестетическое восприятие

- восприятие запаха

Предметно-практические действия

Программно-методический материал включает 2 раздела:

 «Действия с материалами», «Действия с предметами».

«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».

Календарно-тематическое планирование

по Математике на 2021/2022 учебный год  

2 «А» класс

Учитель: Катасонова Ю.С.                2ч в неделю; 68 (65) ч за год

Количество часов:   31 ч  на первое полугодие             37 (34) ч  на второе полугодие              

                                   Всего 31ч., в неделю 2 ч.              Всего 34 ч., в неделю 2 ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,  

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

Учебник: Алышева Т. В. Математика. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2 частях. Часть 1,2

п/п

Содержание тем

Кол-во

часов

Дата проведения

По лану

По факту

I четверть – 17 часов

I

Повторение. Понятие о величине.

1

Большой, маленький

1

02.09.

2

Длинный, короткий

1

07.09.

3

Высокий, низкий

1

09.09.

4

Широкий, узкий

1

14.09.

5

Толстый, тонкий

1

16.09.

6

Близко, далеко

1

21.09.

7

Длинные, короткие, одинаковые

1

23.09.

8

Тяжёлый, лёгкий

1

28.09.

II

 Понятие о количестве

9

Один, много

1

30.09

10

11

Много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну

1

1

05.10

07.10

III

Временные представления.

12

13

Времена года

1

1

12.10

14.10

14

Сутки: утро, день, вечер, ночь

1

19.10

15

16

Неделя

1

1

21.10

26.10.

17

Рано - поздно

1

28.10.

II четверть – 14 часов

18

Повторение. Понятия «величина, количество».

1

09.11

IV

Пространственная ориентация

19

20

Вверху - внизу. Расположение на листе бумаги

1

1

11.12

16.11

21

22

Впереди – сзади. Расположение на листе бумаги

1

1

18.11

23.11

23

24

Слева - справа. Расположение на листе бумаги

1

1

25.11

30.11

25

26

Отношение порядка следования

1

1

02.12

07.12

27

Первый  - последний

1

09.12

28

Перед, после, между

1

14.12.

V

Нумерация

29

30

Один – много. Число и цифра 1

1

1

16.12

21.12

31

Веселая математика

1

23.12

III четверть – 20 ч (19ч - -1ч 08.03)

32

Число и цифра 2. Место числа в числовом ряду

1

11.01

33

34

Состав числа 2. Соотношение количества, числа и цифры

1

1

13.01

18.01

35

Состав числа 2. Знак «=». Равенство

1

20.01

36

Сравнение групп предметов (больше - меньше)

1

25.01

37

Точка. Линии

1

27.01

38

Построение прямых линий по линейке

1

01.02

39

40

Число и цифра 3. Место числа в числовом ряду. Счет прямой и обратный

1

1

03.02

08.02

41

42

Состав числа 3. Соотношение количества, числа и цифры.

1

1

10.02

15.02

43

Сравнение чисел в пределах 3. Счет прямой и обратный

1

17.02

44

45

Знак сложения и вычитания. Решение примеров

1

1

01.03

03.03

46

47

48

Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности.

2  (-1)

1

08.03

10.03

15.03

49

50

Число и цифра 0. Получение числа 0. Запись числа 0.

1

1

17.03

22.03

51

Обобщающий урок по пройденным темам

1

24.03

IV четверть – 17ч (15ч - -1ч -03.05, -1ч – 10.05)

52

Число и цифра 4. Место числа в числовом ряду. Счет прямой и обратный

1

05.04

53

54

Состав числа 4. Сравнение чисел в пределах 4.

1

1

07.04

12.04

55

56

Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности.

1

1

14.04

19.04

57

Число и цифра 5. Место числа в числовом ряду. Счет прямой и обратный

1

21.04

58

59

Состав числа 5. Сравнение чисел в пределах 5. Счет по 5

1

1

26.04

28.04

60

61

62

Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности.

3 (-2)

03.05

05.05

10.05

63

64

65

Геометрические фигуры. Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник.

1

1

1

12.05

17.05

19.05

66

67

68

Повторение и закрепление пройденного материала. Веселая арифметика.

1

1

1

24.05

26.05

31.05

        

Пояснение к выполнению рабочей программы

В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Математические представления», согласно учебного расписания, выпадают на мартовские и майские праздничные дни, то:

- уроки раздела III четверти «Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 2-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа;

- уроки раздела IV четверти «Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 2-х часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в классе со сложной стуктурой дефекта.

Уточнение представлений о порядковом счете в пределах 5. Умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Развитие слухового восприятия посредством музыкал...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Календарно-тематическое планирование " Математические представления " 1 класс СИПР

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленнос...

Рабочая программа по предмету " Математические представления " 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету " Математические представления " для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1) 4 класс....

Календарно - тематическое планирование по предмету " Математические представления" 4 класс.

Календарно - тематическое планирование по предмету " Математические представления" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Презентация к уроку по предмету "Математические представления". 1 класс Коррекционной школы. Тема: "Представление о форме "Шар".

С помощью презентации сформировать представления о свойствах геометрического тела «Шар»....

План конспект к уроку по предмету "Математические представления". 1 класс Коррекционной школы. Тема: "Представление о форме "шар".

Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки....