Математические представления 2й класс
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс)
КТП Математические представления 2й класс в школе 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mat_pred_2a.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ № 172 от «31» августа 2021 Директор ___________/Дюг С.А./ | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /Вдовенкова И.В./ «31» августа 2021г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2021г. | Рассмотрено: на заседании МО «31» августа 2021г. _______________ Мартыненкова Л.В. |
Рабочая программа учебного предмета
«Математические представления»
для обучающихся
2 «А» класса
на 2021/2022 учебный год
Программу составила:
Катасонова Ю.С.
учитель начальных классов
первая категория
г. Смоленск
2021г.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой , допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цели :
-Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи программы:
-формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
-формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
-формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
-формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Программа адресована обучающимся 2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных,
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Алышева Т. В. Математика. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2 частях. Часть 1,2
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного материала
в 2 «А» классе.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной работы:
-повторяет движения тела по примеру взрослого
-достаёт различные по размеру и форме предметы
-выкладывает с помощью палочек простые изображения
-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
-находит одинаковые по звуку предметы
-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
-строит из кубиков башню
Предметно-практическая деятельность
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
-Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие
- кинестетическое восприятие
- восприятие запаха
Предметно-практические действия
Программно-методический материал включает 2 раздела:
«Действия с материалами», «Действия с предметами».
«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».
Календарно-тематическое планирование
по Математике на 2021/2022 учебный год
2 «А» класс
Учитель: Катасонова Ю.С. 2ч в неделю; 68 (65) ч за год
Количество часов: 31 ч на первое полугодие 37 (34) ч на второе полугодие
Всего 31ч., в неделю 2 ч. Всего 34 ч., в неделю 2 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Алышева Т. В. Математика. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2 частях. Часть 1,2
№ п/п | Содержание тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
По лану | По факту | |||
I четверть – 17 часов | ||||
I | Повторение. Понятие о величине. | |||
1 | Большой, маленький | 1 | 02.09. | |
2 | Длинный, короткий | 1 | 07.09. | |
3 | Высокий, низкий | 1 | 09.09. | |
4 | Широкий, узкий | 1 | 14.09. | |
5 | Толстый, тонкий | 1 | 16.09. | |
6 | Близко, далеко | 1 | 21.09. | |
7 | Длинные, короткие, одинаковые | 1 | 23.09. | |
8 | Тяжёлый, лёгкий | 1 | 28.09. | |
II | Понятие о количестве | |||
9 | Один, много | 1 | 30.09 | |
10 11 | Много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну | 1 1 | 05.10 07.10 | |
III | Временные представления. | |||
12 13 | Времена года | 1 1 | 12.10 14.10 | |
14 | Сутки: утро, день, вечер, ночь | 1 | 19.10 | |
15 16 | Неделя | 1 1 | 21.10 26.10. | |
17 | Рано - поздно | 1 | 28.10. | |
II четверть – 14 часов | ||||
18 | Повторение. Понятия «величина, количество». | 1 | 09.11 | |
IV | Пространственная ориентация | |||
19 20 | Вверху - внизу. Расположение на листе бумаги | 1 1 | 11.12 16.11 | |
21 22 | Впереди – сзади. Расположение на листе бумаги | 1 1 | 18.11 23.11 | |
23 24 | Слева - справа. Расположение на листе бумаги | 1 1 | 25.11 30.11 | |
25 26 | Отношение порядка следования | 1 1 | 02.12 07.12 | |
27 | Первый - последний | 1 | 09.12 | |
28 | Перед, после, между | 1 | 14.12. | |
V | Нумерация | |||
29 30 | Один – много. Число и цифра 1 | 1 1 | 16.12 21.12 | |
31 | Веселая математика | 1 | 23.12 | |
III четверть – 20 ч (19ч - -1ч 08.03) | ||||
32 | Число и цифра 2. Место числа в числовом ряду | 1 | 11.01 | |
33 34 | Состав числа 2. Соотношение количества, числа и цифры | 1 1 | 13.01 18.01 | |
35 | Состав числа 2. Знак «=». Равенство | 1 | 20.01 | |
36 | Сравнение групп предметов (больше - меньше) | 1 | 25.01 | |
37 | Точка. Линии | 1 | 27.01 | |
38 | Построение прямых линий по линейке | 1 | 01.02 | |
39 40 | Число и цифра 3. Место числа в числовом ряду. Счет прямой и обратный | 1 1 | 03.02 08.02 | |
41 42 | Состав числа 3. Соотношение количества, числа и цифры. | 1 1 | 10.02 15.02 | |
43 | Сравнение чисел в пределах 3. Счет прямой и обратный | 1 | 17.02 | |
44 45 | Знак сложения и вычитания. Решение примеров | 1 1 | 01.03 03.03 | |
46 47 48 | Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности. | 2 (-1) 1 | 08.03 10.03 15.03 | |
49 50 | Число и цифра 0. Получение числа 0. Запись числа 0. | 1 1 | 17.03 22.03 | |
51 | Обобщающий урок по пройденным темам | 1 | 24.03 | |
IV четверть – 17ч (15ч - -1ч -03.05, -1ч – 10.05) | ||||
52 | Число и цифра 4. Место числа в числовом ряду. Счет прямой и обратный | 1 | 05.04 | |
53 54 | Состав числа 4. Сравнение чисел в пределах 4. | 1 1 | 07.04 12.04 | |
55 56 | Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности. | 1 1 | 14.04 19.04 | |
57 | Число и цифра 5. Место числа в числовом ряду. Счет прямой и обратный | 1 | 21.04 | |
58 59 | Состав числа 5. Сравнение чисел в пределах 5. Счет по 5 | 1 1 | 26.04 28.04 | |
60 61 62 | Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности. | 3 (-2) | 03.05 05.05 10.05 | |
63 64 65 | Геометрические фигуры. Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. | 1 1 1 | 12.05 17.05 19.05 | |
66 67 68 | Повторение и закрепление пройденного материала. Веселая арифметика. | 1 1 1 | 24.05 26.05 31.05 |
Пояснение к выполнению рабочей программы
В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Математические представления», согласно учебного расписания, выпадают на мартовские и майские праздничные дни, то:
- уроки раздела III четверти «Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 2-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа;
- уроки раздела IV четверти «Решение примеров. Выполнение арифметических действий с использованием наглядности» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 2-х часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений в классе со сложной стуктурой дефекта.
Уточнение представлений о порядковом счете в пределах 5. Умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Развитие слухового восприятия посредством музыкал...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Календарно-тематическое планирование " Математические представления " 1 класс СИПР
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленнос...
Рабочая программа по предмету " Математические представления " 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету " Математические представления " для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1) 4 класс....
Календарно - тематическое планирование по предмету " Математические представления" 4 класс.
Календарно - тематическое планирование по предмету " Математические представления" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Презентация к уроку по предмету "Математические представления". 1 класс Коррекционной школы. Тема: "Представление о форме "Шар".
С помощью презентации сформировать представления о свойствах геометрического тела «Шар»....
План конспект к уроку по предмету "Математические представления". 1 класс Коррекционной школы. Тема: "Представление о форме "шар".
Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки....