Адаптированная рабочая программа учебного курса "Математика" 1 класс, (Вариант 8.3)
рабочая программа по математике (1 класс)
Рабочая программа «Математика» разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_matematika_1_klass.doc | 694 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Адаптированная рабочая программа
учебного курса Математика
в 1 классе на 2022-2023 учебный год
учителя Порошиной Светланы Алексеевны
г. Покачи
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика» разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1–4 классы», «Математика" автор В.В.Эк / Под редакцией В.В. Воронковой, заключения ТПМПК от 20.04.2022 № 2, психолого-педагогической характеристики на ребенка.
Выводы и рекомендации ТПМПК:
Рабочая программа по математике предназначена для учащегося 1 класса (обучение на дому) с расстройствами аутистического спектра.
Цель рабочей программы по математике в дополнительном 1 классе - подготовка обучающегося с РАС к жизни в современном обществе и переходу на следующую ступень получения образования.
Рабочая программа по математике в 1 классе решает следующие задачи:
Образовательные:
- повседневное изучение ребёнка, наблюдение и изучение его психолого – педагогических особенностей, степень овладения жизненным опытом;
- формирование доступных обучающемуся с РАС математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
Воспитательные:
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности;
- формирование умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;
- развивать навыки контроля и самоконтроля.
Формы контроля:
устный опрос,
самостоятельные работы, с помощью учителя,
контрольные работы - основные формы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний и умений учащегося.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Технологии:
коррекционно – развивающего обучения;
здоровьесберегающие.
Психологическая характеристика ребенка
Владислав Ф. Возраст – 9 лет 6 мес.
Ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи I уровня, моторная алалия.
Умеренная умственная недостаточность.
Особенности моторики.
Уровень общей моторики занижен (не может стоять на одной ноге, крутить педали велосипеда, держать равновесие). Тонкая моторика развита слабо, затруднено обучение навыкам с применением произвольных действий (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).
Особенности развития познавательной деятельности.
Внимание – неустойчивое, переключение затруднено, преобладает произвольное внимание, объем внимания снижен.
Восприятие – затруднения в различении цветов, оттенков и формы, негативное отношение к музыке, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме (квадрат), цвету (желтый).
Память – слабо развитая, зрительная память преобладает. Непроизвольное запоминание. Информацию сохраняет избирательно. Воспроизводит с трудом и непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.
Мышление – не соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Классификацию не производит, словесные формулировки принципа работы отсутствуют. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наглядному примеру. Сюжетный ряд из картинок не выстраивает. Понимание метафор, сюжетов со скрытым смыслом отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи. Наглядно-действенное мышление.
За помощью не обращается, избирательно принимает помощь и совместные действия. Чаще отвергает помощь, чем принимает ее. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
Личностные особенности.
Особенности поведения – игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушение коммуникативного поведения. Оторван от жизни, не умеет себя защитить.
Нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная близость с родителями и с бабушкой. К сестре относится сдержанно. Остальных членов семьи знает и принимает, но потребности в них не испытывает. Чувство «я» (самосознание) не сформировано. Может проявляться агрессия, как форма реагирования на требование. Эмоциональное состояние человека понимает. Смех или плач адекватны причинам.
Уровень адаптивного поведения – отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично. Самообслуживание ниже нормы.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
В 1 классе учитель тщательно изучает личностные и познавательные особенности ребёнка и готовит его к восприятию дальнейшего курса математики. Учащийся знакомится с представлениями о цвете, размере, величине, массе предметов; уточняются и развиваются их количественные, пространственные, временные представления; развивается моторика, корригируются все психические процессы.
Место учебного предмета в учебном плане
Дисциплина «Математика» входит в образовательную область «Математика» и изучается на всех годах школьного обучения. В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по математике в 1 классе рассчитана на 33 часа в год при 1ч. в неделю (33 учебные недели).
Результаты освоения учебного предмета
В рабочей программе для 1 класса по математике предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным.
Минимальный уровень является обязательным. Отсутствие достижения этого уровня по математике в подготовительном классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
В1классе ведётся безотметочное обучение. Основная цель которого сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем.
В целом оценка достижения обучающимся с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимся, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно - развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Программа обеспечивает достижение учащимся 1 класса личностных и предметных результатов.
Изучение предмета «Математика» в 1 классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- осознание себя как ученика;
- самостоятельность в выполнении поручений, договоренностей.
Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе учащийся должен усвоить следующие представления:
Достаточный уровень
- о цвете, величине, массе, размере, форме предметов;
- о положении предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;
- о смене частей суток: утро, день, вечер, ночь; о порядке следования дней: вчера, сегодня, завтра;
- о геометрических формах: круге, овале, квадрате, прямоугольнике, треугольнике; о шаре.
Минимальный уровень
- о цвете, величине, массе, размере, форме предметов;
- о положении предметов в пространстве и на плоскости относительно себя;
- о смене частей суток: утро, день, вечер, ночь;
- о геометрических формах: круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике.
К концу обучения в 1 классе учащийся должен уметь:
Достаточный уровень
- различать предметы по цвету, массе, форме;
- сравнивать 2 -4 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;
- сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;
- правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся);
- сравнивать предметы по величине, массе «на глаз», «на руку»;
- раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, объяснять порядок расположения предметов и соотношения между ними (например, самая высокая пирамидка, ниже, ещё ниже, самая низкая);
- сравнивать два или несколько предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;
- выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих определёнными свойствами (одним или несколькими); цвет, величина, форма, назначение;
- оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», объяснять результат путём установления взаимно- однозначного соответствия; выделять лишние, недостающие предметы;
- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объём жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, а также помещать предметы в указанное положение;
- ориентироваться на листе бумаги;
- устанавливать и называть порядок следования предметов;
- узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;
- собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей (по упрощённой схеме); составлять геометрические фигуры из счётных палочек;
Минимальный уровень:
- различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определённым свойством (цвет, величина, назначение);
- сравнивать 2 предмета по величине методом наложения;
- сравнивать 2 предмета по размеру (длине, ширине, высоте), с использованием приёмов наложения и приложения;
- сравнивать 2 предмета по массе;
- выделять из группы предметов один или несколько предметов;
- устанавливать взаимно- однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их равенство (лишние, недостающие предметы);
- сравнивать количества жидкости, сыпучего вещества с помощью условной меры;
- различать правую и левую руки; пространственные направления относительно себя: справа, слева, сзади, впереди, вверху, внизу;
- ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);
- узнавать, показывать на предметах порядок их следования;
- узнавать, называть геометрические фигуры с помощью педагога.
Тематический план
№ п /п | Наименование разделов | Всего часов |
Свойства предметов | 3 | |
Сравнение предметов | 8 | |
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих | 4 | |
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ | 2 | |
Положение предметов в пространстве, на плоскости | 5 | |
Единицы измерения и их соотношения | 5 | |
Геометрический материал | 4 | |
Повторение | 2 | |
Итого: | 33 ч. |
Содержание учебного предмета
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Свойства предметов (3 ч.) | ||||
Предметы, обладающие определёнными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение | ||||
Предметы, обладающие определёнными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение | ||||
Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие | ||||
Геометрический материал (4 ч.) | ||||
Круг | ||||
Квадрат | ||||
Треугольник | ||||
Прямоугольник | ||||
Сравнение предметов (8 ч.) | ||||
Сравнение двух предметов, серии предметов | ||||
Сравнение предметов, имеющих объём, площадь по величине: большой, маленький | ||||
Сравнение предметов, имеющих объём, площадь по величине: одинаковые, равные по величине | ||||
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: широкий- узкий | ||||
Сравнение предметов по высоте: высокий - низкий, выше - ниже, равной высоты | ||||
Сравнение предметов по глубине: глубокий - мелкий, глубже - мельче, одинаковой (равной) глубины | ||||
Сравнение предметов по толщине: тонкий - толстый, толще - тоньше, одинаковой (равной) толщины | ||||
Сравнение предметов по массе (весу): тяжелый - легкий, тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести | ||||
Положение предметов в пространстве, на плоскости (5 ч.) | ||||
Положение предметов в пространстве, на плоскости: слева, справа, левее, правее | ||||
Положение предметов в пространстве: вверху - внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под | ||||
Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, в, рядом, около | ||||
Пространственные понятия: далеко - близко, дальше - ближе, к, от | ||||
Пространственные понятия: впереди - сзади, перед, за | ||||
Единицы измерения и их соотношения (5 ч.) | ||||
Временные понятия: сутки: утро, день, вечер, ночь. | ||||
Временные понятия: сегодня, завтра, вчера, на следующий день | ||||
Скоростные понятия: быстро - медленно | ||||
Временные понятия: давно - недавно | ||||
Временные понятия: молодой - старый | ||||
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих (4 ч.) | ||||
Количественные понятия: много - мало, несколько | ||||
Количественные понятия: много - мало, несколько | ||||
Знакомство с понятиями: столько же, меньше, поровну. Сравнение предметов | ||||
Сравнение предметов | ||||
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ (2 ч.) | ||||
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях. Слова больше, меньше, одинаково, ровно столько же | ||||
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма | ||||
Повторение (2 ч.) | ||||
Повторение. Временные понятия: сутки: утро, день, вечер, ночь. | ||||
Повторение. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник |
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Освоение учебного предмета «Математика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умеренной умственной отсталостью:
Демонстрационные и печатные пособия:
- наборное полотно;
- модель сутки;
- набор геометрических фигур демонстрационный;
- настольные развивающие игры («Цвета»);
- счётные полочки;
- демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, размере, величине, массе предметов; о количественных, о пространственных и временных представлениях;
- комплект таблиц «Весёлый счёт» (10 штук);
Приборы и инструменты демонстрационные:
- метр демонстрационный;
- угольник классный пластмассовый;
- циркуль классный пластмассовый;
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук;
- многофункциональное устройство;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по математике.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1.Бокарёва Л.Л. Рогачёва Е.А. Весёлые уроки: учебное пособие для дошкольников. - Таганрог: АЙКЭН, 2012.
2.Хилько А.А. Тетрадь по обучению математике в пропедевтический период для учащихся 1 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М: Просвещение, 1998.
Рекомендуемая для использования учебно-методическая литература
1. В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М: Просвещение, 2011.
2. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М: Просвещение, 2010.
3. Кудрина С.В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога- дефектолога. - М: ВЛАДОС, 2010.
4. Моро М.И. Математика в 1 классе: пособие для учителя. - М: Просвещение, 2011.
5. Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М: Просвещение, 2010.
6. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. - М: Просвещение, 2007.
7. Петрова В.Г. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. - М: Просвещение, 2010.
8. Шабанова А.А. Математика. Коррекционно- развивающие занятия. - Волгоград: Учитель, 2009.
9. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М: Просвещение, 2009.
Мониторинг предметных результатов
учащегося 1 класса на уроках математики
2022-2023 уч. год
Ф. И. ученика | |||
Нач. года | Сер. года | Кон. года | |
Умение различать предметы по заданному признаку: цвет, форма, величина. | |||
Умение различать положение предметов в пространстве относительно себя и относительно друг друга. | |||
Сравнивать предметы по величине, массе, объему. | |||
Различать части суток. | |||
Считать в пределах 5. | |||
Сравнивать числа в пределах 5 на предметном материале. | |||
Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 на предметном материале. |
Критерии оценивания: ! – ученик пассивен
ПП – со значительной помощью
П – с незначительной помощью
О – по образцу, подражанию
И - по инструкции
C – самостоятельно
Контрольно-измерительные материалы
1 полугодие
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
1.Выбери самый большой предмет. 2.Что тяжелее (по картинке). 3.Разложи по порядку (Времена года). 4.Кто за кем стоит? (картинки с животными). 5. Составь домик, ёлочку из квадрата и треугольника. | 1.Выбери самый большой предмет. 2.Покажи самую длинную и самую короткую полоску. 3.Кто за кем стоит? (картинки с животными). 5. Составь домик из квадрата и треугольника. |
2 полугодие
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
1.Какое число пропущено? 1 . 3 . 5 2.Решить примеры. 1+1= 2+1= 3+1= 5-1= 4-1= 3. Поставь две точки и проведи через них прямую линию. | 1.Какое число пропущено? 1 2 3. 5 2.Решить примеры. 1+1= 2+1= 4-1= 3-1= 3. Поставь точку. Проведи через неё несколько прямых линий. |
Критерии оценивания:
Свыше 50% - очень хорошо
49% -30% - хорошо
20%- 29% - удовлетворительно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русский языку (вариант 7.2) для 4 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование (для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1) класс 3-4
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихс...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса с ТНР...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 1 класса с ТНР (вариант 5.2)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" для обучающихся с ОВЗ для 1 класса (ЗПР, вариант 7.2.)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)...