Формирование функциональной грамотности на уроках математики
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Бабаянц Анжелика Арутюновна

       Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках математики (слайд 1)

       Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. (слайд 2)

       Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе.  А забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру ложится на плечи учителя.  Все формы и методы работы, используемые педагогом на своих уроках, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

       Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. (слайд 3) Исходя из практики я пришла к выводу что практико-ориентированный подход, дифференцированный подход, развивающий и системно-деятельностный подходы, являются средствами развития математической грамотности. Тема моего самообразования «Активные формы обучения». Используя в своей практике активные методы обучения, такие как модерация, мультимедиа, игровые технологии я могу развивать у учащихся следующие умения, применительно к математическому содержанию: (слайд 4)

  • Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы)
  • Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом; (3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный)
  • Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)
  • Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)
  • Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)
  • Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)

        Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений.
      Исходя из практики, я хочу отметить, что функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных
 технологий.

       Компетентностные задания (слайд 5-6) помогают мне привить интерес ученика к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Характеристика задания № 1

Класс: 1

Раздел: «Числа и величины»

Умение: составлять числовую последовательность по самостоятельно выбранному правилу

Компетентность: информационная

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень: I

Источник: текст задания

Текст задания:

Стимул: Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16.

Задачная формулировка: Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.

А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15

В – 2, 5, 8, 11, 14

Г – 1, 4, 7, 10, 13,16

Д – нет верной последовательности

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Выбрана последовательность Б

0 баллов – Выбраны другие последовательности

Характеристика задания № 2

Инструмент проверки (модельный ответ):

2 балла – Записаны числа: Коля) 16, Петя) 9

1 балл – Верно записано хотя бы одно число.

0 баллов – Записаны другие числа на вопросы.

Характеристика задания № 2

Класс: 1

Раздел: «Арифметические действия»

Умение: выполнять устно сложение, вычитание однозначных чисел

Компетентность: самоорганизационная

Аспект: идентификация проблемы

Уровень: I

Источник: справка, текст задания

Текст задания:

Стимул: Катя купила в магазине мороженое для вех членов семьи и убрала его в холодильник.

Задачная формулировка: Дома Коля увидел в холодильнике мороженое и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без мороженого? Обведи верный ответ.

А – 1     Б – 2         В – 3         Г – 4               Д – 5

Справка: Члены семьи: мама, папа, бабушка, Катя, Коля.

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Верно выбран вариант ответа Б.

0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.

А теперь я на третьем примере хочу вам показать, как можно построить работу с текстовыми задачами.

Характеристика задания № 3

Класс: 1

Раздел: «Работа с текстовыми задачами»

Умение: устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом

Компетентность: самоорганизационная

Аспект: идентификация проблемы

Уровень: I

Источник: текст задания

Текст задания:

Стимул: У Пети намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно.

Задачная формулировка: Помоги Пете решить задачу: «В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. Сколько карандашей в пенале?» Выбери предложения, которыми можно дополнить условие задачи. Обведи букву верного предложения.

А – В пенале 7 карандашей.

Б – В пенале на 6 карандашей меньше.

В – В коробке 9 карандашей.

Г – Ни одно предложение не подходит.

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Верно выбран вариант ответа В.

0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.

      Ну а теперь я предлагаю вам, уважаемые коллеги, разработать аналогичное задание.        

    В своей работе по развитию функциональной грамотности я использовала интегрированные задания – (это задания, объединяющие математику с другими предметами) и информационные технологии (персональный сайт учителя, электронные приложения и тетради, тренажеры, дистанционные олимпиады и др.)

    Важным аспектом в формировании функциональной грамотности младших школьников является формирование логической грамотности.  В 1-х и 2-х классах, обучение проводится по следующей тематике: (слайд 7)

«Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»

«Прием сравнения, выделение свойств предметов».

«Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

«Высказывания» (истинные, ложные).

«Прием классификации».

«Прием анализа и синтеза».

«Прием обобщения».

Примеры: (слайд 7)

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его:

 10, 30, 50, 70 …

 14, 34, 54, 74 …

        На каждом уроке математики отводила 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. (слайд 8)

       Применение мною приема классификации на уроках математики способствовало формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышало активность учащихся и обеспечивало самостоятельное выполнение работы.

       С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе я предлагала задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. (слайд 8) В первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, разноцветный, пластмассовый – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. (слайд 9) Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства. (слайд 9)

Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет. Беру такие задания:

Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

2+3      7+2            7-3         8-3            6+2          5+2         5-3            9-4

Найди результат, пользуясь решенным примером:

3+4=7    3+5=    3+6=    3+7=    3+8=    3+9=

      Такая система работы по развитию логического мышления учащихся была направлена на формирование умственной деятельности детей.  И я пришла к выводу, что мои ученики учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

       Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели способствует решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. (слайд 10)

         Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

       Предлагая учащимся нестандартные задачи, я формирую у них способность размышлять, выполнять логические операции и одновременно развиваем их. 

         При решении занимательных задач на уроках и факультативных занятиях я преследовала следующие цели:

(слайд 11)

  • формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
  • развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
  • поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
  • развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
  • подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

    Для развития логического мышления я использовала различные задания: (слайд 12) логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

        И хочу сказать, что ученики, которые первоначально не могли или не хотели выполнять их, в конце года сами проявляли желание выполнить какое-либо из таких заданий.

На своих уроках я использовала коллективные виды работ, потому что ни делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. А я получила возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

       При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
      Теперь сравнивая качество знаний по предмету «Математика» у моих учеников 1 класса, я могу отметить, что используемые мною на уроках формы и методы работы способствовали развитию функциональной грамотности учащихся. Мои ученики показали достойный уровень личного саморазвития, они проявляли активную самостоятельность в приобретении знаний, они не боялись сделать ошибку, учились решать учебные проблемы, которые я перед ними ставила, легко справлялись с заданиями по суммативному оцениванию. И родители отметили, что дополнительные задания по математике с удовольствием выполняли и те ученики, которые испытывали трудности при счете и решении задач, слабо знали таблицу сложения и вычитания в пределах 20.
 

Качество знаний по предмету «Математика в 1 классе. (слайд 13)

Период

Общий % успеваемости

Качественный % успеваемости

3 четверть

100

66.7

4 четверть

100

83.3

Год

100

83.3

       Главная моя цель была - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. И мы на начальном этапе обучения с этим справились, хотя следует отметить, что не всегда нам было легко, т.к. в классе есть учащиеся с низкой мотивацией к учению, есть случаи отсутствия помощи и поддержки со стороны родителей. Поэтому я пришла к выводу, что начатую работу по развитию математической грамотности нужно продолжать, использовать апробированные формы работы и виды заданий, а, следовательно, повышать качество знаний по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность формирования функциональной грамотности на уроках математики

Актуальность формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Рабочий лист по теме ЕМД "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Данное задание направлено на формирование математической грамотности младшего школьника: умение пользоваться изученной математической терминологией; находить значение числового выражения и совершенств...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"...

Доклад по самообразованию "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 1 классе"

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач....