1.Организационный момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог. | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приветствую вас на уроке математики. Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе, пенал. - Все готовы? (Да.) - Хорошо, молодцы. Тогда начинаем наш урок. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас Математика сейчас. Пожелаем всем удачи – За работу в добрый час! Откройте тетради, запишите число. Сегодня 24 февраля. Классная работа | Приветствовать учителя, настраиваться на работу на уроке. Записывать в тетрадь число. | Л: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации. |
2. Актуализация знаний учащихся. Словесный — ответы на вопросы; Наглядный — рассматривание иллюстрации; Практический. Устный счет. | 3 мин. | Ребята, работаем по группам: 1. «Весёлые примеры». Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске. 1 группа: Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6) Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36) 2 группа: Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46) Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8) 3 группа: У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21) Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50 : 10 = 5) Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66) Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты. | Работать по группам Решать примеры | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. |
3.Постановка и решение учебной задачи. Метод-словесный; практический. Прием: постановка целей и задач урока | 10 мин | На доске вы видите кораблики с примерами. Давайте мы с вами эти кораблики отправим на острова с номерами 3, 4, 5. Приглашаю к доске по 1 человеку, чтобы распределили кораблики по островам. 11:3 3) 28:4, 12:4, 27:9 4) 36:9, 24:6, 20:5 5) 35:7 20:4 45:9 - Все кораблики отправлены на острова? - Какой остался? (11:3) Почему? (в таблице умножения с числом 3 нет ответа 11) -На какое действие пример? (деление) - Назовите компоненты при делении. Давайте решим с помощью корабликов этот пример. Учитель переворачивает корабли и острова, добавляет еще один. - Мы будем распределять 11 корабликов на 3 острова, т.е. 11 разделим на 3. - Что сделаем сначала? (Возьмем 3 кораблика и распределим их по одной в 3 острова) - Остались еще кораблики? Сколько? (8) - Что сделаем дальше? (снова возьмем кораблики и разложим их по 3 одной в три острова) - Сколько осталось корабликов? (5) - Можно ли еще разложить по островам? Разложите. - Сколько осталось? (Два) - Можно ли поровну разложить 2 кораблика в 3 острова? (нет) - По сколько корабликов получилось в каждой куче? (по 3 кораблика) - Сколько осталось? (2) - Какой вывод сделаем? (Что мы распределили 11 корабликов в 3 острова и в результате получилось по 3 корабля и 2 осталось) - Кто знает, как называется действие, которое мы с вами выполнили? (Деление с остатком) - Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Деление с остатком») А, какую цель, и задачи мы поставим перед собой? Цель: познакомить и изучить приёмы деления чисел в случаях, когда получается остаток Задачи: -учатся выполнять деление с остатком; - совершенствуют вычислительные навыки. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют задачи урока. Решать примеры | Р: умение ставить учебную задачу; - развивать навыки проблемно-поисковой деятельности. К: умение слушать и понимать других, исправлять ошибки. |
4.Решение частных учебных задач Метод: словесный; практический Прием: решение примеров с комментированием и проверкой Прием: решение задач | 15 мин | Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток, А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) Памятка Как разделить число с остатком. - Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
- Данное число делим на делитель. Это значение частного.
- Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
- Мы с вами сейчас только что разделили 11 на 3, сейчас вместе попробуем разделить 17 на 5. - Мы с вами можем разделить любое число, просто в некоторых случаях остается остаток. - Откройте тетради, запишите число, классная работа С новой строчки запишите устное выражение 17:5= Решение записывается ниже: - какое ближайшее число до 17 делится на 5 без остатка? (число 15) - Делим 15 на 5. Сколько получится? (3) - Какое число мы делили? (17) Все число разделили? (15) - Как узнать, сколько осталось разделить? (из 17 вычесть 15) - Значит 17: 5 будет 3 в остатке 2. - Вернемся к нашему примеру. Записывается это так: 17:5=3 (ост. 2) - Давайте запишем это в столбик: (учитель комментирует запись: единицы под единицами, десятки под десятками…) 17 5 15 3 2 - Прочитайте информацию на с.26. - Найдите № 1, давайте прочитаем разными способами. - Решим примеры на деление с остатком. 8:3 13:2 17:4 18:5 13:4 На доске записаны числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. - Посмотрите на доску. Разделите числа, записанные на доске на 2. 2 : 2 = 4 6 : 2 = 3 3 : 2 = 1 (ост. 1) 7 : 2 = 3 (ост. 1) 4 : 2 = 2 8 : 2 = 4 5 : 2 = 2 (ост. 1) 9 : 2 = 4 (ост. 1) - Что вы заметили? (Либо числа делятся на 2 без остатка, либо в остатке получается 1) - Разделите на 3 следующие числа: 21, 22, 23, 24, 25, 26. 21 : 3 = 7 24 : 3 = 8 22 : 3 = 7 (ост. 1) 25 : 3 = 8 (ост. 1) 23 : 3 = 7 (ост. 2) 26 : 3 = 8 (ост. 2) - Что вы заметили? (При делении на 3 в остатке получается 1 или 2) - А при делении на 3 может в остатке получиться 3? Почему? (Остаток должен быть меньше делителя, в ином случае деление можно выполнить еще раз.) - Значит, какой можно сделать вывод, какое правило при делении с остатком? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.) - Молодцы! Откройте свои учебники на стр. 27. Прочитайте правило в красной рамочке. Это правило нужно выучить. Самостоятельная работа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 56 : 9 = 45 : 8 = 96 :16 = 60 : 5 = 83 : 40 = 63 : 5 = Выполни деление с остатком: 9 : 4 = 50 : 9 = 48 : 7 = 15 : 6 = 84 : 9 = - Сейчас проверим как, вы, справились с работой Найдите № 2, с.26 - Давайте выполним деление. Рисунки составлять не будем. -Кто желает поработать у доски? 7:3=2(ост.1) 10:4 10:6 11:4 12:3 | Решать примеры Работать по алгоритму Отвечать на вопросы Решать примеры Работать самостоятельно и у доски | Р: обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка). П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Л:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, |
4.Решение частных учебных задач Метод: словесный; практический Прием: решение задач | 10 мин | 1)Работа в тетрадях на печатной основе с. 34 №2 Взаимопроверка. 2) Найди ошибку. 5:2=2 (ост.2) 12:7=1(ост.5) 10:3=3(ост.1) 11:2=5(ост.2) 24:5=4(ост.4) Проверка. Перед задача, давайте прочитаем: (на слайде) Во время эксперимента, который проводил М.В. Ломоносов, он взял 68 медных шариков , 26 шариков расплавил, а остальные разложил в 5 пробирок. Сколько шариков получилось в каждой пробирке? Что известно в задаче? Постепенно на доске - карточки( взял, расплавил, разложил) Что надо найти? (сколько шариков в каждой пробирке) Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? ( не знаем сколько шариков осталось, когда 26 расплавил) Задачу решает 1 человек с комментированием у доски. 68-26=42(ш.)- осталось, когда 26 расплавил. 42:5=8 ш.(ост. 2)- в каждой пробирке. (комментарий 2 действия: 42 без остатка не делится на 5; значит, узнаю сколько раз по 5 содержится в 42 ( 8 и 2 остаток). Проверяю: делимое 42 равно произведению делителя 5 и частного8 + остаток 2. Самостоятельная работа по карточкам. Вариант 1 18:5 29:7 37:9 23:3 56:9 68:8 50:8 44:6 | Вариант 2 28:13 34:10 47:15 75:20 59:28 100:45 90:35 78:12 |
А теперь поменяйтесь тетрадями, и мы проверим со слайда правильно ли вы выполнили примеры | Решать примеры Отвечать на вопросы Решать задачу Записывать решение задачи Работать по карточкам самостоятельно Делать вывод по заданиям | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. П: строят речевые высказывания Р: определять и формулировать цель задания, проговаривать последовательность производимых действий, объяснять способы нахождения результатов, используя математическую терминологию, работать по готовому образцу; отличать верно, выполненное задание от неверного, исправить ошибки, поняв, в чём причина, оценивать результаты деятельности; |
5. Рефлексия и итог урока Метод: словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к теме урока, обобщение | 3 мин | Что нового узнали? Как проверить деление с остатком? Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет востребовано в дальнейшей работе и конечно ,пригодится вам всем в повседневной жизни. Какое задание было для вас самым интересным? Поднимите руки те, кто хорошо понял тему и может объяснить её товарищам? Кому нужна помощь? | Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем. | К: - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли. Р: оценка и самооценка собственной работы. |