ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Погодин Александр Александрович

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по математике

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogodin_matem.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: математика
Класс: 3

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток; способствовать актуализации и закреплению полученных знаний на предыдущих уроках.

Личностные: положительное отношение к математике, учебе в целом; развивают наблюдательность, внимание, память, математическую речь, коммуникативные навыки.

Предметные: учатся выполнять деление с остатком; совершенствуют  вычислительные навыки.

Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России, презентация.

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приветствую вас на уроке математики. Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе, пенал.

- Все готовы? (Да.)

- Хорошо, молодцы. Тогда начинаем наш урок.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час!

Откройте тетради, запишите число.

Сегодня 24 февраля. Классная работа

Приветствовать учителя, настраиваться на работу на уроке.

Записывать в тетрадь число.

Л: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

2. Актуализация знаний учащихся.

Словесный — ответы на вопросы;

Наглядный — рассматривание иллюстрации;

Практический. Устный счет.

                                       

3 мин.

Ребята, работаем по группам:

1. «Весёлые примеры».

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.

1 группа:

Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

 (54 : 9 = 6)

Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

2 группа:

Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

3 группа:

 У рыбы с усами3 зуба  умножить на число гномов у Белоснежки.

(3 • 7 = 21)

Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.

(50 : 10 = 5)

Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.

Работать по группам

Решать примеры

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

3.Постановка и решение учебной задачи.

Метод-словесный;

практический.

Прием: постановка целей  и задач урока

10 мин

На доске вы видите кораблики с примерами. Давайте мы с вами эти кораблики отправим на острова с номерами 3, 4, 5.

Приглашаю к доске по 1 человеку, чтобы распределили кораблики по островам.

11:3

3) 28:4,    12:4,   27:9

4) 36:9,    24:6,   20:5

5) 35:7     20:4    45:9

- Все кораблики отправлены на острова?

- Какой остался? (11:3) Почему? (в таблице умножения с числом 3 нет ответа 11)

-На какое действие пример? (деление)

- Назовите компоненты при делении.

Давайте решим с помощью корабликов этот пример.

Учитель переворачивает корабли и острова, добавляет еще один.

- Мы будем распределять 11 корабликов на 3 острова, т.е. 11 разделим на 3.

- Что сделаем сначала? (Возьмем 3 кораблика и распределим их по одной в 3 острова)

- Остались еще кораблики? Сколько? (8)

- Что сделаем  дальше? (снова возьмем кораблики и разложим их по 3 одной в три острова)

- Сколько осталось корабликов? (5)

- Можно ли еще разложить по островам? Разложите.

- Сколько осталось? (Два)

- Можно ли поровну разложить 2 кораблика в 3 острова? (нет)

- По сколько корабликов получилось в каждой куче? (по 3 кораблика)

- Сколько осталось? (2)

- Какой вывод сделаем? (Что  мы распределили 11 корабликов в 3 острова и в результате получилось по 3 корабля и 2 осталось)

- Кто знает, как называется действие, которое мы с вами выполнили? (Деление с остатком)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Деление с остатком»)

А, какую цель, и задачи мы поставим перед собой?

Цель:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток

Задачи:

-учатся выполнять деление с остатком;

- совершенствуют вычислительные навыки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют задачи урока.

Решать примеры

Р:  умение ставить  учебную задачу;

- развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.

К: умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

4.Решение частных учебных задач

Метод: словесный;

практический

Прием: решение примеров с комментированием и проверкой

Прием: решение задач

15 мин

Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток,

   А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм)

Памятка

Как разделить число с остатком.

  • Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  • Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  • Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

- Мы с вами сейчас только что разделили 11 на 3, сейчас вместе попробуем разделить 17 на 5.

- Мы с вами можем разделить любое число, просто в  некоторых случаях остается остаток.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

С новой строчки  запишите устное выражение 17:5=

Решение записывается ниже:

- какое ближайшее число до 17 делится на 5 без остатка? (число 15)

- Делим 15 на 5. Сколько получится? (3)

- Какое число мы делили? (17) Все число разделили? (15)

- Как узнать, сколько осталось разделить? (из 17 вычесть 15)

- Значит 17: 5 будет 3  в остатке 2.

- Вернемся к нашему примеру. Записывается это так:

17:5=3 (ост. 2)

- Давайте запишем это в столбик: (учитель комментирует запись: единицы под единицами, десятки под десятками…)

17    5

15    3

  2

- Прочитайте информацию на с.26.

- Найдите № 1, давайте прочитаем разными способами.

- Решим примеры на деление с остатком.

8:3   13:2    17:4    18:5    13:4

На доске записаны числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

- Посмотрите на доску. Разделите числа, записанные на доске на 2.

2 : 2 = 4 6 : 2 = 3

3 : 2 = 1 (ост. 1) 7 : 2 = 3 (ост. 1)

4 : 2 = 2 8 : 2 = 4

5 : 2 = 2 (ост. 1) 9 : 2 = 4 (ост. 1)

- Что вы заметили? (Либо числа делятся на 2 без остатка, либо в остатке получается 1)

- Разделите на 3 следующие числа: 21, 22, 23, 24, 25, 26.

21 : 3 = 7 24 : 3 = 8

22 : 3 = 7 (ост. 1) 25 : 3 = 8 (ост. 1)

23 : 3 = 7 (ост. 2) 26 : 3 = 8 (ост. 2)

- Что вы заметили? (При делении на 3 в остатке получается 1 или 2)

- А при делении на 3 может в остатке получиться 3? Почему? (Остаток должен быть меньше делителя, в ином случае деление можно выполнить еще раз.)

- Значит, какой можно сделать вывод, какое правило при делении с остатком? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.)

- Молодцы! Откройте свои учебники на стр. 27. Прочитайте правило в красной рамочке.  Это правило нужно выучить.

Самостоятельная работа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

    56 : 9 =                          45 : 8 =                    96 :16 =

    60 : 5 =                          83 : 40 =                  63 : 5 =

Выполни деление с остатком:

    9 : 4        =                 50 : 9 =              48 : 7 =

  15 : 6 =                 84 : 9 =

- Сейчас проверим как, вы, справились с работой

Найдите № 2, с.26

- Давайте выполним деление. Рисунки составлять не будем.

-Кто желает поработать у доски?

7:3=2(ост.1)

10:4     10:6     11:4     12:3

Решать примеры

Работать по алгоритму

Отвечать на вопросы

Решать примеры

Работать самостоятельно и у доски

Р: обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка).

П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Л:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,

Физминутка

1 мин

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас.

Сколько чаек у нас 9

Столько мы подпрыгнем раз.

Повторяют движения

4.Решение частных учебных задач

Метод: словесный;

практический

Прием: решение задач

10 мин

1)Работа в тетрадях на печатной основе с. 34 №2

Взаимопроверка.

2) Найди ошибку.

5:2=2 (ост.2)

12:7=1(ост.5)

10:3=3(ост.1)

11:2=5(ост.2)

24:5=4(ост.4)

Проверка.

Перед задача, давайте прочитаем: (на слайде)

Во время эксперимента, который проводил М.В. Ломоносов, он взял 68 медных шариков , 26 шариков расплавил, а остальные разложил в 5 пробирок. Сколько шариков получилось в каждой пробирке?

Что известно в задаче?  Постепенно на доске - карточки( взял, расплавил, разложил)

Что надо найти? (сколько шариков в каждой пробирке)

Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? ( не знаем сколько шариков осталось, когда 26 расплавил)

Задачу решает 1 человек с комментированием у доски.

68-26=42(ш.)- осталось, когда 26 расплавил.

42:5=8 ш.(ост. 2)- в каждой пробирке.

(комментарий 2 действия: 42 без остатка не делится на 5; значит, узнаю сколько раз по 5 содержится в 42 ( 8 и 2 остаток). Проверяю: делимое 42 равно произведению делителя 5 и частного8 + остаток 2.

Самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1

18:5

29:7

37:9

23:3

56:9

68:8

50:8

44:6

Вариант 2

28:13

34:10

47:15

75:20

59:28

100:45

90:35

78:12

А теперь поменяйтесь тетрадями, и мы проверим со слайда правильно ли вы выполнили примеры

Решать примеры

Отвечать на вопросы

Решать  задачу

Записывать решение задачи

Работать по карточкам самостоятельно

Делать вывод по заданиям

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

П: строят речевые высказывания

Р: определять и формулировать цель задания, проговаривать последовательность производимых действий, объяснять способы нахождения результатов, используя математическую терминологию, работать по готовому образцу;

отличать верно, выполненное задание от неверного,

исправить ошибки, поняв, в чём причина,

оценивать результаты деятельности;

5. Рефлексия и итог урока

Метод: словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к теме урока, обобщение

3 мин

Что нового узнали? Как проверить деление с остатком?

Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет  востребовано в дальнейшей  работе и конечно  ,пригодится вам  всем  в повседневной жизни.

Какое задание было для вас самым интересным?

Поднимите руки те, кто хорошо понял тему и может объяснить её товарищам?

Кому нужна помощь?

Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

К:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Р: оценка и самооценка собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...