Технологическая карта урока математики по теме "Вместимость. Литр"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Филиппова Карина Александровна

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Вместимость. Литр" (УМК "Перспектива"). В данной технологической карте имеются задания, направленные на формирование функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx27.33 КБ
Файл prezentatsiya.pptx211.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Класс: 3 «Е»

Учитель: Машковская Карина Александровна

Предмет: Математика

Тема урока: «Вместимость. Литр»

Тип урока: Урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цель: создать исследовательские условия для закрепления знаний учащихся об единицах измерения ёмкости; способствовать развитию умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр); измерять количество жидкости разными мерками; сравнивать вместимость разной посуды.

Задачи:

  • создать условия, необходимые для первичного закрепления знаний учащихся об единицах измерения ёмкости;
  • обеспечить усвоение учащимися умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр);
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

УУД:

  • познавательные: извлекать необходимую информации из текстов по заданию учителя; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
  • личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, мерный стакан.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности
учителя

Содержание деятельности
обучающегося

Формируемые способы деятельности обучающегося

1

2

3

4

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку.

- Урок математики надо начать,

А что предстоит нам сегодня узнать?

В дорогу за знаниями мы поспешим,

Открытия новые мы совершим!

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД

Положительное отношение к учению.

1

2

3

4

II. Актуализация опорных знаний.

[СЛАЙД 6]

- Мы с вами знаем, что для измерения объёма жидкости существует прибор, называемый мензурка или измерительный цилиндр.

- Ребята, а что такое мензурка?

- Верно!

- Ребята, а чем мы можем воспользоваться дома?

- Верно! Это мерный стакан. Посмотрите, пожалуйста. (Показывает мерный стакан.)

- А у вас дома есть такой мерный стакан?

- Кто его чаще всего использует? (Мама.)

- А когда мама его использует?

- На мерном стакане нанесены деления: 100 мл, 200 мл и 1000 мл.

- Мензурка – это стеклянный сосуд с делениями для измерения объёма жидкостей.

- В быту мы пользуемся мерным стаканом.

- Да, есть.

- Мама.

- Когда готовит, если нужно точно отмерить жидкость или сыпучие продукты.

Познавательные УУД

Формулировка вопроса, заданного учителем, побудила детей к активной мыслительной деятельности.

Личностные УУД

Создаётся ситуация успеха, так как ответы детей верные.

Коммуникативные УУД

Готовность допускать существование разных точек зрения.

Регулятивные УУД

Качающиеся удерживают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль

III. Подведение к теме урока.  Постановка целей и задач.

Обозначить место данного фрагмента в структуре урока и/или изучаемой темы.

[СЛАЙД 8]

- Ребята, а 1000 мл это сколько? Как можно по-другому сказать?

- Совершенно верно! Сколько воды можно налить в этот мерный стакан?

- Верно! Вы где-нибудь встречались с такой единицей измерения жидкости как литр? Где?

- Кто догадался и может назвать тему урока сегодня?

- Верно! Какие цели мы поставим?

- Совершенно правильно! Сегодня мы будем пользоваться с Вами таким мерным стаканом для измерения количество жидкости и сравнения вместимости разной посуды.

- 1 литр.

- 1 литр, так как вместимость данного мерного стакана только 1 литр.

- Сок в магазине продают в тетрапаках по 1 литру и по 2 литра, в литровых пачках и бутылках продают молоко и кефир.

- Тема нашего урока «Вместимость. Литр».

- Мы научимся пользоваться мерным стаканом для измерения количества жидкости, будем сравнивать вместимость разной посуды.

Регулятивные УУД

Определяют и формулируют цель урока с помощью учителя.

Личностные УУД

Дети мотивированы на процесс познания.

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

Планируют учебное сотрудничество с учителями и одноклассниками.

1

2

3

4

IV. Работа по теме урока.

1. Техника безопасности при работе со стеклянной посудой.

2. Практическая работа №1.

«Использование мерного стакана для определения нужного объёма жидкости»

(работает один обучающийся)

[СЛАЙД 9]

- Перед тем, как мы перейдём к исследовательской части нашей работы, я предлагаю ознакомиться с ТБ при работе со стеклянной посудой:

  1. Работай осторожно, не торопись.
  2. Не ставь посуду близко к краю стола.
  3. Не бери посуду мокрыми руками.
  4. Если посуда разбилась, не собирай осколки руками. Пользуйся веником и совком.

- Возьми, пожалуйста, банку и отмерь 150 мл жидкости. Как будешь это делать?

- Возьми, пожалуйста, банку и отмерь 400 мл жидкости. Как будешь это делать?

- Обсудите в парах друг с другом, что мы можем сказать об объёмах жидкостей в этих банках.

- Молодцы! Верно!

- Нужно взять кувшин с жидкостью, мерный стакан, отмерить 150 мл и перелить в банку.

- Нужно взять кувшин с жидкостью, мерный стакан, отмерить 400 мл и перелить в банку.

- В одной банке жидкости больше / меньше, чем во втором.

Регулятивные УУД

Безшибочное выполнение заданий при измерении жидкости.

Личностные УУД

Учащиеся ориентируются на понимание применения единицы измерения жидкости в практической жизни, проявляют интерес к новому материалу.

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

Планируют учебное сотрудничество с учителями и одноклассниками.

V. Физминутка.

- Хорошо, ребята, а теперь проведём физминутку.

Учитель показывает карточки с названиями единиц измерения разных величин и предлагает игру на внимание. Если число на карточке обозначает вместимость – учащиеся садятся на свои места; если число обозначает массу – учащиеся хлопают в ладоши; если число обозначает длину – шагают на месте.

Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3 м, 250 мл, 45 дм, 92 м, 17 л.

Слушают учителя и выполняют движения в соответствии с правилами игры на внимание.

Регулятивные УУД

Формируют умение соотносить свои действия с действиями учителя, умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную.

Коммуникативные УУД

Обеспечивают умение слушать.

1

2

3

4

- Выполняя движения, что мы с вами сделали?

- Молодцы! Работаем дальше!

- Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.

Личностные УУД

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и в учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаются в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

VI. Закрепление материала.

1. Практическая работа №2. «Измерение вместимости разных банок» (работа в парах)

2. Практическая работа №2. «Измерение вместимости разных банок» (работа в парах) (задание с наращением меры трудности)

3. Групповая работа с раздаточным материалом.

- Перед тобой банка №1. Нам необходимо узнать, какова её вместимость. Как это узнать?

- Запиши результат на доске.

- Перед тобой банка №2. Нам необходимо узнать, какова её вместимость. Как это узнать?

- Запиши результат на доске.

- Перед тобой банка №3. Нам необходимо узнать, какова её вместимость. Как это узнать?

- Мерный стакан доверху наполнился водой, сколько в нём жидкости?

- В банке ещё осталась жидкость. Как узнать, объём оставшейся жидкости?

- Запиши результат на доске.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Перед вами лежит листок, переверните его. Прочитайте задание.

- Чтобы узнать вместимость банки, нужно взять кувшин с жидкостью, налить жидкость в банку, а затем перелить в мерный стакан.

- Чтобы узнать вместимость банки, нужно взять кувшин с жидкостью, налить жидкость в банку, а затем перелить в мерный стакан.

- Чтобы узнать вместимость банки, нужно взять кувшин с жидкостью, налить жидкость в банку, а затем перелить в мерный стакан.

- 1000 мл или 1 литр.

- Нужно записать 1 литр, чтобы не забыть объём, который мы уже нашли, жидкость из мерного стакана вылить в кувшин, а затем оставшуюся жидкость из банки перелить в мерный стакан.

Регулятивные УУД

Безошибочное выполнение заданий при измерении жидкости.

Личностные УУД

Учащиеся ориентируются на понимание применения единицы измерения жидкости в практической жизни, проявляют интерес к новому материалу.

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

Планируют учебное сотрудничество с учителями и одноклассниками.

1

2

3

4

Задание

Саша и Наташа летом жили у бабушки в деревне. Каждый из них старался помочь по хозяйству. Однажды бабушка попросила ребят наполнить 2 одинаковые бочки водой. Дети быстро подхватили вёдра и наперегонки бегали к колодцу за водой. Только вот Саша сбегал к колодцу 7 раз, и его бочка наполнилась водой до краёв. Наташе пришлось сбегать 10 раз, чтобы её бочка стала полной. Как вы думаете, почему так произошло?

- Прочитали? Обсудите в группах, почему так произошло?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Ребята, скажите, пожалуйста, где нам могут пригодиться знания об единицах измерения ёмкости?

- Ведро Наташи вмещает меньше воды, чем ведро Саши. Поэтому девочке пришлось сбегать к колодцу большее число раз. Дети наполняли бочки вёдрами, но каждое ведро имеет свою мерку. Мерка Саши больше, чем мерка Наташи, поэтому его бочка наполнилась быстрее.

- Чем больше мерка, тем меньше число измерений. Саша сбегал за водой 7 раз, а
Наташа – 10.

Ответы детей.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Уточнить, на развитие каких предметных, метапредметных планируемых результатов направлен данный фрагмент.

- Что нового вы узнали на уроке

- Что было самым интересным?

- Что было трудным?

- Над чем ещё нужно поработать?

- Если на уроке вы работали активно - поднимите зелёный карандаш; если на уроке вам что-то было не понятно и нужно ещё поработать над этой темы - поднимите красный карандаш.

- Спасибо за урок!

- Мы узнали, что вместимость измеряется в литрах.

- Интересно было проводить опыт по сравнению объёма жидкости.

Обучающиеся поднимают и показывают зелёный или красный карандаши и комментируют свой выбор.

Регулятивные УУД

Оценивают правильность выполнения действий.

Личностные УУД

Формируют способность к самооценке.

Коммуникативные УУД

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс: 3 «Е» Учитель: Машковская Карина Александровна Предмет: Математика Тема урока: «Вместимость. Литр» Тип урока: Урок закрепления ЗУН

Слайд 2

Цель: создать исследовательские условия для закрепления знаний учащихся об единицах измерения ёмкости; способствовать развитию умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр); измерять количество жидкости разными мерками; сравнивать вместимость разной посуды.

Слайд 3

Задачи: создать условия, необходимые для первичного закрепления знаний учащихся об единицах измерения ёмкости; обеспечить усвоение учащимися умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр); помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Слайд 4

УУД: познавательные: извлекать необходимую информацию из текстов по заданию учителя; использовать приобретенные знания в практической деятельности; коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Слайд 5

УУД: регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия. личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.

Слайд 6

Для измерения объёма жидкостей существует прибор, называемый мензуркой или измерительным цилиндром . Мензурка – это стеклянный сосуд с делениями для измерения объёма жидкостей.

Слайд 7

В быту мы пользуемся мерным стаканом .

Слайд 8

1000 мл = ? 1 литр

Слайд 9

Т ехника безопасности при работе со стеклянной посудой: Работай осторожно, не торопись. Не ставь посуду близко к краю стола. Не бери посуду мокрыми руками. Если посуда разбилась, не собирай осколки руками. Пользуйся веником и совком.

Слайд 10

Практическая работа № 1 «Использование мерного стакана для определения нужного объёма жидкости»

Слайд 11

Практическая работа № 2 «Измерение вместимости разных сосудов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс УМК ПНШ "Литр и килограмм"

Технологическая карта урока математики 4 класс УМК Перспективная начальная школа по теме "Литр и килограмм". Составлена с учётом ФГОС НОО....

Технологическая карта урока математики по теме "Еденицы объёма. Литр." 1 класс Система Эльконина-Давыдова

Открытый урок математики в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова, проведённый на районном семенаре. Тема "Единицы объёма. Литр". Цель урока: дать конкретное представление о величине "объём", познаком...

Технологическая карта урока математики по теме "Величины. Объём. Литр."

Формировать представление о новой величине-объём и единице измерения-литр. Учить решать задачи с новой величиной....

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Литр"

На данном уроке учащиеся в ходе практической работы знакомятся с единицей измерения вместимости - литр, учатся решать задачи с новой единицей измерения вместимости (литр)...

Технологическая карта урока математики (4 класс). Тема: "Литр и килограмм". УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: формирование представления о том, что  масса одного литра воды, равна массе одного килограмма, при одинаковом объеме, жидкости могут иметь различную массуЗадачи урокаДидактические:1. ...

Технологическая карта урока математики УМК "Начальная школа XXI века " 1 класс "Вместимость. Литр"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Вместимость. Литр»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о литре, как единицы измере...