Технологическая карта урока математики по теме "Вместимость. Литр"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Вместимость. Литр" (УМК "Перспектива"). В данной технологической карте имеются задания, направленные на формирование функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 27.33 КБ |
prezentatsiya.pptx | 211.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Класс: 3 «Е»
Учитель: Машковская Карина Александровна
Предмет: Математика
Тема урока: «Вместимость. Литр»
Тип урока: Урок закрепления знаний, умений и навыков.
Цель: создать исследовательские условия для закрепления знаний учащихся об единицах измерения ёмкости; способствовать развитию умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр); измерять количество жидкости разными мерками; сравнивать вместимость разной посуды.
Задачи:
- создать условия, необходимые для первичного закрепления знаний учащихся об единицах измерения ёмкости;
- обеспечить усвоение учащимися умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр);
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
УУД:
- познавательные: извлекать необходимую информации из текстов по заданию учителя; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
- личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый, практический.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, мерный стакан.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этап урока | Содержание деятельности | Содержание деятельности | Формируемые способы деятельности обучающегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Проверка готовности к уроку. - Урок математики надо начать, А что предстоит нам сегодня узнать? В дорогу за знаниями мы поспешим, Открытия новые мы совершим! | Учащиеся демонстрируют готовность к уроку. | Личностные УУД Положительное отношение к учению. |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация опорных знаний. | [СЛАЙД 6] - Мы с вами знаем, что для измерения объёма жидкости существует прибор, называемый мензурка или измерительный цилиндр. - Ребята, а что такое мензурка? - Верно! - Ребята, а чем мы можем воспользоваться дома? - Верно! Это мерный стакан. Посмотрите, пожалуйста. (Показывает мерный стакан.) - А у вас дома есть такой мерный стакан? - Кто его чаще всего использует? (Мама.) - А когда мама его использует? - На мерном стакане нанесены деления: 100 мл, 200 мл и 1000 мл. | - Мензурка – это стеклянный сосуд с делениями для измерения объёма жидкостей. - В быту мы пользуемся мерным стаканом. - Да, есть. - Мама. - Когда готовит, если нужно точно отмерить жидкость или сыпучие продукты. | Познавательные УУД Формулировка вопроса, заданного учителем, побудила детей к активной мыслительной деятельности. Личностные УУД Создаётся ситуация успеха, так как ответы детей верные. Коммуникативные УУД Готовность допускать существование разных точек зрения. Регулятивные УУД Качающиеся удерживают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль |
III. Подведение к теме урока. Постановка целей и задач. Обозначить место данного фрагмента в структуре урока и/или изучаемой темы. | [СЛАЙД 8] - Ребята, а 1000 мл это сколько? Как можно по-другому сказать? - Совершенно верно! Сколько воды можно налить в этот мерный стакан? - Верно! Вы где-нибудь встречались с такой единицей измерения жидкости как литр? Где? - Кто догадался и может назвать тему урока сегодня? - Верно! Какие цели мы поставим? - Совершенно правильно! Сегодня мы будем пользоваться с Вами таким мерным стаканом для измерения количество жидкости и сравнения вместимости разной посуды. | - 1 литр. - 1 литр, так как вместимость данного мерного стакана только 1 литр. - Сок в магазине продают в тетрапаках по 1 литру и по 2 литра, в литровых пачках и бутылках продают молоко и кефир. - Тема нашего урока «Вместимость. Литр». - Мы научимся пользоваться мерным стаканом для измерения количества жидкости, будем сравнивать вместимость разной посуды. | Регулятивные УУД Определяют и формулируют цель урока с помощью учителя. Личностные УУД Дети мотивированы на процесс познания. Познавательные УУД Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД Планируют учебное сотрудничество с учителями и одноклассниками. |
1 | 2 | 3 | 4 |
IV. Работа по теме урока. 1. Техника безопасности при работе со стеклянной посудой. 2. Практическая работа №1. «Использование мерного стакана для определения нужного объёма жидкости» (работает один обучающийся) | [СЛАЙД 9] - Перед тем, как мы перейдём к исследовательской части нашей работы, я предлагаю ознакомиться с ТБ при работе со стеклянной посудой:
- Возьми, пожалуйста, банку и отмерь 150 мл жидкости. Как будешь это делать? - Возьми, пожалуйста, банку и отмерь 400 мл жидкости. Как будешь это делать? - Обсудите в парах друг с другом, что мы можем сказать об объёмах жидкостей в этих банках. - Молодцы! Верно! | - Нужно взять кувшин с жидкостью, мерный стакан, отмерить 150 мл и перелить в банку. - Нужно взять кувшин с жидкостью, мерный стакан, отмерить 400 мл и перелить в банку. - В одной банке жидкости больше / меньше, чем во втором. | Регулятивные УУД Безшибочное выполнение заданий при измерении жидкости. Личностные УУД Учащиеся ориентируются на понимание применения единицы измерения жидкости в практической жизни, проявляют интерес к новому материалу. Познавательные УУД Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД Планируют учебное сотрудничество с учителями и одноклассниками. |
V. Физминутка. | - Хорошо, ребята, а теперь проведём физминутку. Учитель показывает карточки с названиями единиц измерения разных величин и предлагает игру на внимание. Если число на карточке обозначает вместимость – учащиеся садятся на свои места; если число обозначает массу – учащиеся хлопают в ладоши; если число обозначает длину – шагают на месте. Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3 м, 250 мл, 45 дм, 92 м, 17 л. | Слушают учителя и выполняют движения в соответствии с правилами игры на внимание. | Регулятивные УУД Формируют умение соотносить свои действия с действиями учителя, умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную. Коммуникативные УУД Обеспечивают умение слушать. |
1 | 2 | 3 | 4 |
- Выполняя движения, что мы с вами сделали? - Молодцы! Работаем дальше! | - Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость. | Личностные УУД Развивают умение применять в жизненных ситуациях и в учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаются в общую деятельность, развивать творческий потенциал. | |
VI. Закрепление материала. 1. Практическая работа №2. «Измерение вместимости разных банок» (работа в парах) 2. Практическая работа №2. «Измерение вместимости разных банок» (работа в парах) (задание с наращением меры трудности) 3. Групповая работа с раздаточным материалом. | - Перед тобой банка №1. Нам необходимо узнать, какова её вместимость. Как это узнать? - Запиши результат на доске. - Перед тобой банка №2. Нам необходимо узнать, какова её вместимость. Как это узнать? - Запиши результат на доске. - Перед тобой банка №3. Нам необходимо узнать, какова её вместимость. Как это узнать? - Мерный стакан доверху наполнился водой, сколько в нём жидкости? - В банке ещё осталась жидкость. Как узнать, объём оставшейся жидкости? - Запиши результат на доске. - Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Перед вами лежит листок, переверните его. Прочитайте задание. | - Чтобы узнать вместимость банки, нужно взять кувшин с жидкостью, налить жидкость в банку, а затем перелить в мерный стакан. - Чтобы узнать вместимость банки, нужно взять кувшин с жидкостью, налить жидкость в банку, а затем перелить в мерный стакан. - Чтобы узнать вместимость банки, нужно взять кувшин с жидкостью, налить жидкость в банку, а затем перелить в мерный стакан. - 1000 мл или 1 литр. - Нужно записать 1 литр, чтобы не забыть объём, который мы уже нашли, жидкость из мерного стакана вылить в кувшин, а затем оставшуюся жидкость из банки перелить в мерный стакан. | Регулятивные УУД Безошибочное выполнение заданий при измерении жидкости. Личностные УУД Учащиеся ориентируются на понимание применения единицы измерения жидкости в практической жизни, проявляют интерес к новому материалу. Познавательные УУД Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД Планируют учебное сотрудничество с учителями и одноклассниками. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание Саша и Наташа летом жили у бабушки в деревне. Каждый из них старался помочь по хозяйству. Однажды бабушка попросила ребят наполнить 2 одинаковые бочки водой. Дети быстро подхватили вёдра и наперегонки бегали к колодцу за водой. Только вот Саша сбегал к колодцу 7 раз, и его бочка наполнилась водой до краёв. Наташе пришлось сбегать 10 раз, чтобы её бочка стала полной. Как вы думаете, почему так произошло? - Прочитали? Обсудите в группах, почему так произошло? - Какой вывод мы можем сделать? - Ребята, скажите, пожалуйста, где нам могут пригодиться знания об единицах измерения ёмкости? | - Ведро Наташи вмещает меньше воды, чем ведро Саши. Поэтому девочке пришлось сбегать к колодцу большее число раз. Дети наполняли бочки вёдрами, но каждое ведро имеет свою мерку. Мерка Саши больше, чем мерка Наташи, поэтому его бочка наполнилась быстрее. - Чем больше мерка, тем меньше число измерений. Саша сбегал за водой 7 раз, а Ответы детей. | ||
VII. Итог урока. Рефлексия. Уточнить, на развитие каких предметных, метапредметных планируемых результатов направлен данный фрагмент. | - Что нового вы узнали на уроке - Что было самым интересным? - Что было трудным? - Над чем ещё нужно поработать? - Если на уроке вы работали активно - поднимите зелёный карандаш; если на уроке вам что-то было не понятно и нужно ещё поработать над этой темы - поднимите красный карандаш. - Спасибо за урок! | - Мы узнали, что вместимость измеряется в литрах. - Интересно было проводить опыт по сравнению объёма жидкости. Обучающиеся поднимают и показывают зелёный или красный карандаши и комментируют свой выбор. | Регулятивные УУД Оценивают правильность выполнения действий. Личностные УУД Формируют способность к самооценке. Коммуникативные УУД Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: создать исследовательские условия для закрепления знаний учащихся об единицах измерения ёмкости; способствовать развитию умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр); измерять количество жидкости разными мерками; сравнивать вместимость разной посуды.
Задачи: создать условия, необходимые для первичного закрепления знаний учащихся об единицах измерения ёмкости; обеспечить усвоение учащимися умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр); помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
УУД: познавательные: извлекать необходимую информацию из текстов по заданию учителя; использовать приобретенные знания в практической деятельности; коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
УУД: регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия. личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.
Для измерения объёма жидкостей существует прибор, называемый мензуркой или измерительным цилиндром . Мензурка – это стеклянный сосуд с делениями для измерения объёма жидкостей.
В быту мы пользуемся мерным стаканом .
1000 мл = ? 1 литр
Т ехника безопасности при работе со стеклянной посудой: Работай осторожно, не торопись. Не ставь посуду близко к краю стола. Не бери посуду мокрыми руками. Если посуда разбилась, не собирай осколки руками. Пользуйся веником и совком.
Практическая работа № 1 «Использование мерного стакана для определения нужного объёма жидкости»
Практическая работа № 2 «Измерение вместимости разных сосудов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс УМК ПНШ "Литр и килограмм"
Технологическая карта урока математики 4 класс УМК Перспективная начальная школа по теме "Литр и килограмм". Составлена с учётом ФГОС НОО....
Технологическая карта урока математики по теме "Еденицы объёма. Литр." 1 класс Система Эльконина-Давыдова
Открытый урок математики в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова, проведённый на районном семенаре. Тема "Единицы объёма. Литр". Цель урока: дать конкретное представление о величине "объём", познаком...
Технологическая карта урока математики по теме "Величины. Объём. Литр."
Формировать представление о новой величине-объём и единице измерения-литр. Учить решать задачи с новой величиной....
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Литр"
На данном уроке учащиеся в ходе практической работы знакомятся с единицей измерения вместимости - литр, учатся решать задачи с новой единицей измерения вместимости (литр)...
Технологическая карта урока математики "Связь между суммой и слагаемыми. Килограмм. Литр.", 1 класс, УМК «Школа России».
Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока математики (4 класс). Тема: "Литр и килограмм". УМК «Перспективная начальная школа»
Цель урока: формирование представления о том, что масса одного литра воды, равна массе одного килограмма, при одинаковом объеме, жидкости могут иметь различную массуЗадачи урокаДидактические:1. ...
Технологическая карта урока математики УМК "Начальная школа XXI века " 1 класс "Вместимость. Литр"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Вместимость. Литр»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о литре, как единицы измере...