Технологическая карта урока математики по теме "Еденицы объёма. Литр." 1 класс Система Эльконина-Давыдова
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Открытый урок математики в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова, проведённый на районном семенаре. Тема "Единицы объёма. Литр". Цель урока: дать конкретное представление о величине "объём", познакомить с единицей измерения объёма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_v_1.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 1 «Б» классе 07.04.2016г.
Тема урока: Единицы объема. Литр. | Тип урока: Урок «открытия» нового знания | |||||||||||
Цель урока | дать конкретное представление о величине объём, познакомить с единицей измерения объёма | |||||||||||
Задачи урока: | Образовательные: формировать представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом), учить сравнивать единицы измерения объема и выполнять действия с ними. | |||||||||||
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь. | ||||||||||||
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, взаимоуважения и взаимопонимания, бережное отношение к воде | ||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные | Знакомство с понятием объем и единицей измерения объема – литром. Уметь выражать результаты измерения объема числом; сравнивать единицы измерения объема и выполнять действия с ними. | ||||||||||
Личностные | Умение проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками. | |||||||||||
Метапредметные | Коммуникативные | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | ||||||||||
Регулятивные | Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, умение строить речевые высказывания; осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; умение формулировать собственное мнение и позицию | |||||||||||
Познавательные | Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | |||||||||||
Межпредметные связи | связь с окружающим миром | |||||||||||
Ресурсы урока | ||||||||||||
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | |||||||||||
УМК | Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова | |||||||||||
Ход урока | ||||||||||||
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||||||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | |||||||||||
1 | Организационный этап, 2 мин | Играет фоновая музыка (Слайд 1) Добрый день, мои друзья! Урок наш начинаю я. Математики тропинки Приглашают всех вас в путь. И смекалку, и сноровку Взять с собою не забудь. | Читают стихи. Ученик 1: Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело В мир примеров и сложных задач. Ученик 2: Не беда, что идти далеко, Не боимся, что путь будет труден. Достижения крупные людям Никогда не давались легко. | Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу. | ||||||||
2 | Мотивация учебной деятельности учащихся, 1мин | - Итак, вы уже догадались, что мы отправляемся в путешествие. А маршрут наш будет осуществляться по станциям: «Новооткрывай-ка», «Закрепляй-ка», «Отдыхай-ка», «Устносчитай-ка», «Применяй-ка», «Итогополучай-ка». (Слайд 2) У вас на столах маршрутные листы, с помощью которых вы будете следить за маршрутом и оценивать свою работу на каждой станции. Итак, в путь… | ||||||||||
3 | Актуализация знаний, 5 мин | - Посмотрите в маршрутный лист. Первая станция - «Новооткрывай-ка» - У вас на столах лежат карточки со словами (масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм). (Слайд 3) - Разбейте эти слова на группы. Объясните свой выбор. Найдя лишнее слово, вы узнаете тему урока. Приступаем к работе. -Как разделили на группы? Докажите, что разделили правильно. 1. Длина, сантиметр, линейка, метр. (Длина измеряется линейкой, единица измерения – метр, сантиметр.) 2. Масса, килограмм, весы, грамм. (Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм, грамм) (Слайд 4) - А к какое слово не вошло ни в одну группу? Почему? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.) | Работа в парах | Дети разбивают на группы слова: масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм. | Умение классифицировать величины по группам. | Формирование умения работать в парах. | ||||||
4 | Постановка цели и задач урока, 3 мин | - Кто догадался, какая будет тема урока? (Объём и основная единица его измерения) - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Учитель корректирует, направляет | - Сегодня мы познакомимся с новой величиной. Узнаем новую единицу измерения объёма, научимся измерять объём с помощью мерок, сравнивать сосуды по вместимости, выполнять арифметические действия с величинами и сравнивать их. | Дети определяют тему и цель урока с помощью учителя. | Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя. | |||||||
5 | Первичное усвоение новых знаний, 10 мин | - Чтобы достичь цели урока, вы должны дружно и активно работать, проявлять самостоятельность и высказывать своё мнение. - Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе: (Слайд 5)
Работа в группах. - Посмотрите, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше поместится воды? (ёмкости одинаковой вместимости). - А вот ещё две банки (1л). Что вы скажете об их вместимости? Выслушиваются ответы учеников. Ответы звучат по-разному. - Как же определить точно? - Давайте измерим ёмкости, наливая в них воду.
- Первая группа наполняет банку, вторая – кастрюлю (литровыми банками). Опыт 1. - А третья и четвёртая группы одинаковые ёмкости (литровые банки) наполнят с помощью банки (пол-литровой) и стакана. - Ответственные в группе не забывают обозначать свои измерения. Опыт 2. - Сообщите результаты своих измерений. - Обсудите в группах, какой вывод может сделать 1 и 2 группы из проделанной работы. -И почему у 3 и 4 группы банки абсолютно одинаковые, а количество мерок разное? - Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов? - Вот и в старину на Руси объём измеряли горстями, поварёшками, бочками вёдрами. (Слайд 6) Но в разных местностях они были разного размера. Из-за этого происходила путаница. Поэтому выбрали единую международную мерку, равную 1 литру (показываю литровую банку). Учитель вывешивает карточки «ЛИТР», «ОБЪЕМ». Запись сокращенно -1 л. -Где вы встречались с этой единицей измерения? (В магазине продают сок, масло, молоко. Папа заправляет машину бензином 10 л, 20 л и т.д.) (Слайд 7) - Что же такое объём? (вместимость) - Какой единицей измеряется объём? (литром) - Оцените работу на первой станции: если вы работали в группе дружно, активно и вам всё было понятно, легко и интересно, то закрасьте кружок зелёным цветом; если вы в чём-то сомневались и вам помогли товарищи по группе – жёлтым; и красным – если вам было трудно и непонятно. | Практическая работа в группах. - Надо измерить вместимость кастрюли и банки. Опыт 1. 1 группа наполняет 1л банкой- 3л банку, 2 группа – 1л банкой – 3-х литровую кастрюлю Опыт 2. 3 и 4 группы Наполнить литровые банки, разными емкостями-мерками (пол-литровой банкой, стаканом) Дети сообщают результаты своих измерений. Вывод 1: Ёмкости могут быть по форме разные, а вмещать одинаковое количество воды. Вывод 2: Измерять объём надо одинаковыми мерками, а не разными. Дети приводят примеры из жизни. Оценка работы на первой станции в листах | Выполнение детьми практической работы. | Формировать представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин. Решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение части. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 10. | Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, выполняя практическую работу в группах. Умение выражать свои мысли. | ||||||
6 | Первичное закрепление, 8 мин | - Отправляемся на следующую станцию «Закрепляй-ка». 1.Учебник стр. 111 № 1 (4 л молока и ещё стакан неизвестного объёма) 2. Учебник стр. 111 № 2(1) - Согласны ли вы с условием и вопросом первой задачи? Что бы вы исправили? (Нельзя измерять объём разными мерками. Кружки надо исправить на литры). - Что известно в задаче? - Что нужно найти? - Где здесь целое, а части? - Сделаем к задаче чертёж. - Как же найти неизвестное число? - Почему ты так думаешь? (т. к. неизвестна часть) - Почему нам пришлось исправить в задаче единицы измерения объёма? (Нельзя измерять объём разными мерками.) | Выполнение заданий из учебника в рабочей тетради. 10 – 4 = 6 (л) Ответ: 6 л воды. Оценка работы на станции в листах | 1.Учебник стр. 111 № 1 2. Учебник стр. 111 № 2(1) | Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |||||||
Физминутка, 2 мин | - Отправляемся на следующую станцию «Отдыхай-ка» Движения под музыку. - Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны покачаться как весы, обозначает длину – вы делаете вид, что измеряете, а если обозначает объём, то вы приседаете – как будто сосуд с жидкостью. Будьте внимательны! 4 см, 8кг, 5л, 3см, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л | Оценка работы на станции в листах | ||||||||||
7 | Закрепление, 5 мин | Станция «Устносчитай-ка» - Проверим, как вы можете считать устно Учебник стр. 111 № 3 (Слайд 8) Учитель просит объяснить некоторые выражения. Оценка работы на станции в листах | Дети работают с математическим веером. Оценка работы на станции в листах | Учебник стр. 111 № 3 | Умение оформлять свои мысли в устной форме . | |||||||
8 | Самостоятельная работа, 4 мин | Станция «Применяй-ка» Разноуровневое задание. -Сейчас проверим, как вы сможете применять полученные знания на практике 1уровень: 1.Сравни: 5л … 7л 12л … 12л 6л … 7кг 2.Найди результаты действий: 9л – 3л = 5л + 2л = 8 л – 6 см = (Слайд 9) Самопроверка со слайда. 2уровень: Ученик решает на закрытой доске. Самопроверка. 1.Сравни: 9л … 7л 10л … 7л + 2л 6л … 7кг – 1кг 2. Найди результаты действий: 8л – 3л – 2л= 6л + 2л – 1л = 8 л – 6 см + 2 кг = | Дети выбирают уровень и выполняют задание. Проверка с доски. Оценка работы на станции в листах | Два уровня заданий на карточках. | Сравнивать и выполнять арифметические действия с величинами. | Умение ориентироваться в своей системе знаний | ||||||
9 | Рефлексия, подведение итогов занятия 5 мин | Станция «Итогополучай-ка». В итоге – небольшой тест-проверка. (Слайд 10) - С какой новой величиной познакомились? - О чём надо обязательно помнить при измерении объёма? - Какова основная мерка объёма? Если останется время - интересная информация:
- Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран? – Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь) – Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте) – Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми. (Слайд 15) - Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке – на станции «Итогополучай-ка». | Отвечают на вопросы, проверяем Оценка работы на станции в листах | Тест-проверка. - Выбери подходящее слово. Вместимость сосудов называют: 1) массой; 2) объёмом; 3) длиной Мерой измерения объёма является: 1) сантиметр; 2) килограмм; 3) литр | Иметь представление о величине объём и единице его измерения. | Овладение способностью контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».
Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение" 1 класс "Школа России"...
Технологическая карта урока математики «Разряд единиц миллионов и класс миллионов» 4 класс УМК «ПНШ»
Цель урока: введение в рассмотрение новой разрядной единицы (класса миллионов), формирование умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых и определять по записи числа количес...
Технологическая карта урока окружающего мира «Как определить горную породу» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о разнообразии горных пород, об их свойствах.Задачи урока:Дидактические:расширить знания у обучающихся о разнообразии горных п...
Технологическая карта урока литературного чтения "Саша Черный. Приготовишка" (УМК: "системы Эльконина-Давыдова", 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: умение выделять главную мысль стихотворения «Приготовишка»; умение выразительно читать стихотворение в соответствии с идеей.Задачи урока ...
Технологическая карта урока математики по теме "Вместимость. Литр"
Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Вместимость. Литр" (УМК "Перспектива"). В данной технологической карте имеются задания, направленные на формирование функ...
Технологическая карта урока математики УМК "Школа 2000" 4 класс. Тема урока: "Решение задач"
Цель урока: закрепление усвоенных знаний о способах решения задач. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить и систематизировать знания о понятиях «скорость», «...