Математика 2 класс УМК "Перспектива" Урок - игра "Длина ломаной линии"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Барышева Вера Ивановна

Способствовать формированию умений находить длину ломаной линии арифметическим способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_dlina_lomanoy_2_klass.doc441 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики «Длина ломаной линии»

2 класс. УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов

Барышева Вера Ивановна

Г.Звенигород

Тема:  «Длина ломаной линии»

Тип урока: «открытие» нового знания

Форма проведения: урок-игра

Цели:

  1. Образовательные: способствовать формированию умений находить длину ломаной  арифметическим способом.
  2. Развивающие:
  • создать условия для развития познавательной активности;
  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий»;
  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
  • создать условия для развития математической речи, умения  анализировать и  делать выводы.

3. Воспитательные:

  • способствовать развитию коммуникативных умений, сотрудничества;
  • способствовать формированию самооценки,
  • развивать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание ценности математических знаний, как средства для решения конкретных жизненных задач.
  • Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, сравнивать полученные результаты с эталоном, оценивать свою работу и работу одноклассников, умение взаимодействовать  и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
  • Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Формы организации деятельности учащихся – парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация; компьютер, интерактивная доска, проектор.

Оборудование для учеников: карточки с заданиями, линейка, нитка; учебник «Математика. 2 класс» УМК «Перспектива» / Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука;.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация

У:- Прозвенел звонок,

 Д.: Начался урок.

Слайд 2.

- Сегодня наш урок пройдет в гостях у Маши и Медведя.   Мы узнаем много нового, ведь выдумщица Маша уже приготовила для нас и Миши задания.

  1.  Актуализация знаний

Слайд 3.  

-  Чтобы дверь в сказочный мир открылась, нам надо найти недостающие в этом ряду числа: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55.

Рассуждения детей.

Слайд 4.  - Мы очутились в сказочном лесу. А кто это с корзинкой? Да, это же Маша собирает весенние грибы! Да-да, я не оговорилась.

 - Выполните правильно задания арифметического диктанта и узнаете, как  называются грибы, растущие весной.

  • Найдите произведение 5 и 7   (35)
  • Частное 36 и 4 (9)  
  •  Первый множитель 8, второй 4. Произведение?  (32)
  • Найдите первый множитель, если второй множитель – 10, а произведение равно 40. (4)
  •  К числу 4 прибавьте произведение 8 и 2 (20)
  • Чему равно делимое, если делитель 6, а частное равно 8 (48)
  • Найдите частное чисел 100 и 2 (50)    

Самоконтроль по ключу (по вариантам):

Запишите ответы в порядке возрастания (убывания) и подставьте соответствующую результату букву.  

Слайд 5   Ключ:

4

9

20

32

35

48

50

с

т

р

о

ч

к

и

50

48

35

32

20

9

4

с

м

о

р

ч

к

и

- Оцените свою работу на полях рабочей тетради (плюс- минус).

Слайд 6.  Это интересно!

- Растут  эти грибы в основном в смешанных и лиственных лесах  на лесных просеках или вырубках.  Появляются  сразу после того, как  стает снег. Это очень  полезные грибы.   Мы узнаем о них больше на уроке окружающего мира, а сейчас оставим Машу за работой и отправимся к Мише.

Слайд 7. -А вот и Миша! Чем это он занят?

Оказывается, Маша начертила несколько вариантов плана посадки роз в саду, но так спешила за  грибами, что «лишние» не убрала. Правда оставила Мише записку: «Миша, я выбрала незамкнутую ломаную с 5 вершинами». А Миша гадает: «Что такое ломаная?»

 -Давайте, ребята, объясним Мише. Высказывания детей.

 Слайд 8. Зрительная фиксация понятия «ломаная»

 Ломаная линия – линия, которая состоит из отрезков, не лежащих на одной прямой.

  • Ломаная – последовательность отрезков (звеньев), расположенных так, что начало последующего совпадает с концом предыдущего, причем отрезки … не лежат на одной прямой.        

                                        А. Рывкин «Справочник по математике»

  • Ломаная линия в математике (по С.И. Ожегову) – линия из соединяющихся под углом отрезков прямых линий.

Слайд 9.  – Ребята,  поможем Мише разобраться, какой план ему нужен?

Работа в  четверках.  Карточка №1. (Приложение 1)

Ответ одной из групп.  Дети приводят доказательства выбора, используя понятия «замкнутая-незамкнутая», «количество вершин». (Другие группы соглашаются – опровергают, дополняют)

3. Выход на тему урока

– Для нас Маша тоже приготовила задание. Выполнив его, мы узнаем тему нашего урока.

Слайд 10.  «Найдите ошибки» (фронтально)

Дети называют ошибки, доказывают, высказывают согласие-несогласие с мнением отвечающего. Каждый верный ответ открывает букву в теме урока.

3 дм = 300 см              8 м 60 см= 86 дм     20 мм= 2 дм

6 дм 2 см = 620 см      53 мм= 5дм 3 мм      1 м 6 см= 16 см

25 см = 2 м 5 см          40 см = 4 м

 (Длина ломаной)

4. Создание проблемной ситуации. Целеполагание

Слайд 11. - А Маша тем временем набрала полную корзину грибов. Ох, и тяжела! Как бы ей поскорей до дому добраться? Как узнать, какая дорожка короче? (ломаная или кривая)

Работа в парах. 

  На партах – карточки № 2 и нитки. (Приложение 2)

- Выясните с помощью нити, по какой дорожке идти Маше.

(Итог: длина дорожек одинаковая)

Слайд  12. Динамическая пауза

- Прогуляемся с Машей по дорожке.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

 И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем.

-Удобно ли было измерять ломаную ниткой?

-Какой же способ более удобен для измерения длины ломаной? (С помощью линейки)

Слайд 13.  Цель - ?

- Чему же мы должны научиться?

Формулирование цели детьми.

5. «Открытие» нового знания

 Работа в парах.

- У Маши для нас новое задание.  На парте  лежат полоски бумаги. Выложите из них ломаную линию и узнайте ее длину.

- Интересно! Ломаные у вас разные, а длина одинаковая. Как же вы узнали длину ломаной линии?

Ответы детей.

- Проверьте себя, прочитав правило: У – стр.63 

Слайд 14. Правило

 Слайд 15.

- А Миша вновь трудится. Забор новый вокруг сада-огорода нужно поставить.

- Помогите Мише найти длину забора.

Самостоятельная работа в РТ. Проверка выполнения задания. Самооценка.

Варианты решения: 5+5+8+12= 30 (м)

                                    5 х 2 + (8 +12) = 30 (м)

– Как по-другому можно назвать эту замкнутую ломаную? (четырехугольник\ трапеция\ многоугольник)

Слайд 16.

- Выполните действие, и узнаете, как на языке математики называют длину забора (устно).

Перина – на + метр= ?

– Значит, периметр – это сумма …  (длин сторон многоугольника).

Слайд 17.

- Ребята, сколько досок потребуется Мише на забор длиной 30 м, если на каждый метр забора необходимы 3 доски?

(Устно, фронтально) Ответы детей. Обсуждение.

6. Первичное закрепление

Слайд 18. Машина задача

- Маша тем временем решила украсить кружевом Мишину подушку квадратной формы.  Хватит ли  Маше 1 м кружева, если длина стороны подушки 20 см?

Самостоятельная работа в тетради. Проверка.  Самооценка.

Варианты: 20 +20+20+20 = 80 (см),    80 см < 1 м

                  20 х 4= 80 (см),  1м = 100 см,  100 – 80 = 20 (см) останется          

Слайд 19. Демонстрация разных способов решения задачи, найденных детьми. Самооценка.

Динамическая пауза (Зрительная гимнастика):

-У Маши  глазки устали и у нас тоже. Выполним гимнастику для глаз.

7. Контроль усвоения

Слайд 20. Индивидуальное задание (карточка №3)

- Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась  рыбка с самым  маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку. (Приложение 3)

Проверка выполнения. Самооценка.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Время пролетело незаметно, и пришла пора прощаться с Машей и Мишей.

Слайд 21. – Назовите цель нашего урока? Выберите результат, который соответствует цели:

Научиться находить длину ломаной.    

  • Знаю, как находить длину ломаной.
  • Умею находить длину ломаной.

- Оцените свои успехи. Кто поднялся на самую высокую ступеньку «Лесенки умений»? Где и почему возникали затруднения?

–  В каких жизненных ситуациях могут понадобиться, полученные сегодня, знания? (Высказывания детей)
9.  Домашнее задание. Слайд 22.

У: стр.63 – правило,

 стр.64 № 1,2 (по выбору) или придумать сказочное задание по теме урока для класса, стр.65 №6 (3,4 столбик)

Слайд 23 Спасибо всем!

Использованные источники

1.Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 2 ч. Ч.2 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, М.: «Просвещение», 2013.

  1. Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 2 ч. Ч.2 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, М.: «Просвещение», 2013.
  2.  Рывкин А.А., Рывкин А.З., Хренов Л.С. Справочник по математике: справочное пособие для учащихся сред. спец. учеб заведений и поступающих в вузы. М.: «Высшая школа», 1987 г.

  Интернет - источники  

1.Первые грибы. Режим доступа: http://taiafilippova.ru/pervy-e-griby-strochki-i-smorchki

Приложение 1

Помогите Мишке найти незамкнутую ломаную  с пятью вершинами. Докажите.

                                                                                                                 Приложение 2

По какой дорожке Маша быстрее доберется домой?

№2

                                                                                                                                                                             

Приложение 3

1 вариант

Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась  рыбка с самым маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку.

2 вариант

Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась  рыбка с самым маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку.

3 вариант

Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась  рыбка с самым маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку.

                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Ломаная линия"

Муниципальное образовательное учреждение«Гимназия №3»           Открытый урок по математикепо    теме:  «Ломаная линия»....

Образовательная программа "Школа 2100", нетрадиционный урок по математике в 1 классе, по теме: "Ломаная линия. Многоугольник"

Знакомство с понятиями "ломаная", "закнутая ломаная", "звенья ломаной";познакомить с различными видами мноугольников, научить различать четырёхугольники;закрепить случаи сложения и вычитания в предела...

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Ломаная линия"

УМК "Школа России", 2 класс, урок математики....

Урок математики в 1 классе по теме: "Ломаная линия"

Урок математики по теме "Ломаная линия" в первом классе УМК "Школа России"...

Мастер-класс для учителей по проведению урока математики в 1 классе по теме "Ломаная линия" (УМК "Школа России")

Презентация мастер-класса для учителей по уроку математики в 1 классе на тему "Ломаная линия". Выделены цели и задачи урока, отражены этапы урока....