Технологическая карта урока математики. 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)
Тема: Задача. Структура задачи (условие, вопрос).
Тип урока: открытие нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание», первый урок по теме «Текстовые задачи». Вводится понятие «задача», рассматриваются отличительные особенности текстовых задач (структурные элементы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_matematika.docx | 49.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Шкредова Евгения Геннадьевна
Класс: 1 класс
УМК: «Школа России»
Предмет: математика
Тема: Задача. Структура задачи (условие, вопрос).
Тип урока: открытие нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание», первый урок по теме «Текстовые задачи». Вводится понятие «задача», рассматриваются отличительные особенности текстовых задач (структурные элементы).
Цель: помочь обучающимся выявить структурные элементы текстовой задачи (условие, вопрос) и дать определение понятию «задача»;
создать алгоритм решения простой задачи и следовать ему при решении простых задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Распознает и называет структурные элементы простой задачи. Выделяет задачи из предложенных текстов. Переносит условие и вопрос задачи из текста на готовую схему. Моделирует текст задачи в виде схематических рисунков или схем-отрезков (П). Находит решение простых задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания, по алгоритму с помощью учителя или одноклассников; самостоятельно (П). Оформляет решение задачи в тетради. | Понимает и принимает учебную задачу, поставленную учителем. Обнаруживает и формулирует учебную проблему совместно с учителем и одноклассниками. Формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Составляет план решения проблемы совместно с учителем. Осуществляет познавательную и личностную рефлексию под руководством учителя. | Сравнивает тексты и отличает задачу от других текстов с вопросами. Извлекает и преобразовывает информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, схематический рисунок, схема. Строит алгоритмы действий с помощью учителя. Анализирует текст простой задачи под руководством учителя. Под руководством учителя осуществляет обобщение, делает выводы (подведение под понятие) | Задает вопросы и отвечает на вопросы партнера при работе в паре; воспринимает и обсуждает различные точки зрения и подходы к выполнению задания. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Включается в диалог с учителем и одноклассниками, в коллективное обсуждение проблем. | Проявляет положительный настрой на совместную учебную деятельность; ответственно относится к урокам математики: готов к уроку; имеет представление о том, что человек с задачами встречается и в повседневной жизни. |
Ход урока
**Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
Ι. | Организационный момент. Эмоциональ ный настрой, мотивация к учебной деятельности. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Фронтальная | Просит учащихся послушать историю под названием «Искорка добра» и подарить искорку друг другу. Просит вспомнить, «главные заповеди ученика» и проверить , все ли готовы к уроку. | Слушают историю, дарят друг другу «искорку добра», демонстрируют свое настроение с помощью «смайликов». Вспоминают правила совместной работы на уроке, демонстрируют свою готовность к уроку. | Создан положительный эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность. Формирование основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к уроку, к учебной деятельности: ответственно относится к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку). | Сигнальные карты – смайлики. Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
ΙΙ. | Создание проблемной ситуации 1.Актуализа ция знаний; 2. постановка проблемы (прием создания проблемной ситуации «с затрудне нием» - «невыполни мое практическое задание, сходное с предыдущим» технология проблемно –диалогичес кого обучения). Физминутка (зарядка для глаз) | Развивать умения: Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. Работать в паре. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; высказывать свою точку зрения.
Формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем и одноклассниками; прогнозировать предстоящую работу (составлять план) с помощью учителя. | Работа в парах Работа в парах Фронтальная | Организует работу по актуализации опорных знаний (повторить взаимосвязь между частями и целым). Демонстрирует слайд и предлагает отправиться в гости к Кате. Дает задание составить рассказы про цветы, растущие на полянке перед домиком Кати и записать четыре выражения (два на сложение и два на вычитание). Организует проверку выполнения задания. Создает проблемную ситуацию: Дает невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. ( - Ребята, посмотрите на следующий слайд. В гости к Кате пришёл Петя. Он составил про её цветы такой рассказ: «У Кати на клумбе выросли четыре маленькие и одна большая незабудки. Красивые были цветы?» Посовещайтесь в парах и запишите выражения к рассказу Пети.) Формулирование учебной проблемы: Предлагает ученикам записать выражения, которые они составили, на доске. Спрашивает, получилось ли у них выполнить задание; выясняет, почему не получилось. Предлагает сравнить рассказ Пети и рассказы, которые ученики составили ранее. Ведет диалог с учащимися: - Кто знает, как на языке математики называется наш рассказ? Как вы думаете, какова будет тема урока? Уточняет ответы учеников и фиксирует на доске тему урока: «Задача». - Можно ли назвать задачей рассказ Пети? - Какой возникает вопрос? Уточняет проблемные вопросы учеников и фиксирует на доске.
Предлагает с помощью с. 88 учебника определить цели урока. Предлагает всем вместе составить план работы. Корректирует предложенные пункты плана и фиксирует их на доске. План: 1.Выясним, что такое задача; из каких частей она состоит. 2. Будем учиться находить решение задач. | Выполняют задание учителя: совещаясь в парах, составляют рассказы, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание, и записывают соответствующие выражения к ним. Учащиеся по желанию выходят к доске, записывают выражения с комментированием. Пытаясь выполнить задание, осознают противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Высказывают предположения. В результате сравнения, приходят к выводу, что рассказы отличаются вопросами. Высказывают предположения. Формулируют тему урока с помощью учителя. Формулируют проблемные вопросы. (Какие же рассказы можно назвать словом «задача»? Из каких частей состоит задача?) Хорошо читающие ученики читают цели урока. Прогнозируют предстоящую работу (составляют план) с помощью учителя. | Обучающиеся понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем. Задают вопросы и отвечают на вопросы партнера при работе в паре. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Сформулирова ны проблемные вопросы, тема и цель урока; план работы по решению проблемы. | Учитель заполняет «Карту наблюдений» за уровнем сформирован ности коммуникативных и регулятивныхУУД Учитель заполняет «Карту наблюдений» за уровнем сформирован ности регулятивных УУД. |
ΙΙΙ. | Поиск решения проблемы. Динамиче ская физминутка (для снятия общего утомления) | Создать условия для открытия нового знания учащимися: 1. Выяснить, что такое задача; из каких частей она состоит. 2. Найти решение задачи (создать алгоритм решения простой задачи). Развивать умение извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрации, схема. | Фронтальная Работа в парах | Организует подводящий диалог (система вопросов и практических заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания): Предлагает послушать два текста, которые приготовила для них Катя (тексты на слайде презентации) и подумать, какой из текстов можно назвать задачей. Задает вопрос: -Чем отличается текст задачи от текста условия? На слайде – ЗАДАЧА УСЛОВИЕ ВОПРОС Просит вернуться к проблемным вопросам и подумать, найден ли ответ. Предлагает вернуться к задаче Пети (слайд) и сравнить ее с задачей Кати. На доску – РЕШЕНИЕ. Организует работу по созданию алгоритма решения простой задачи. Дает задание придумать задачу по рисунку Кати (слайд). - Проговорите условие задачи. Задайте вопрос. - Как можно изобразить условие и вопрос задачи?
Поясняет, что начинать решать задачу необходимо с составления схематического рисунка или схемы - чертежа. Просит составить выражение и найти его значение. Поясняет, что это выражение называется решением задачи и показывает, как правильно оформить решение. На доске – алгоритм решения задачи. Организует познавательную рефлексию: предлагает вернуться к проблемным вопросам, сверить план работы на уроке. | Включаются в диалог с учителем и одноклассниками, в коллективное обсуждение проблем. Выполняя учебные задачи, открывают новые знания. Слушают тексты, сравнивают, находят сходство и отличие, высказывают предположения. Проверяют свои предположения с помощью слайда презентации. (На слайде открываются надписи: над текстом слева – «задача». Справа – «условие задачи»). Делают вывод о том, что выяснили: какие рассказы можно назвать словом «задача»; из каких частей состоит задача. С помощью учителя выясняют, что в обоих текстах есть условие и вопрос. Но текст, который составил Петя назвать задачей нельзя, так как вопрос задачи должен требовать решения.
В парах составлют задачу по рисунку и тексту с пропущенными словами. По желанию одна пара озвучивает составленную задачу. Предположения детей: в виде рисунка, схемы. В тетрадях выполняют схематический рисунок, осуществляют самоконтроль, сравнивая свой рисунок с образцом на слайде. Рассматривают схему на слайде и дополняют ее. По желанию один ученик пишет выражение на доске. Оформляют решение в тетради. Затем под руководством учителя записывают ответ на вопрос задачи. Совместно с учителем соотносят результаты совместной и парной работы с проблемными вопросами и планом. | Получены ответы на проблемные вопросы: Какие же рассказы можно назвать словом «задача»? Из каких частей состоит задача? Обучающиеся дают определение понятию «задача» с помощью учителя и называют структурные элементы простой задачи. Сравнивают тексты и отличают задачу от других текстов с вопросами с помощью учителя. Извлекают и преобразовывают информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация. Распознают и называют структурные элементы простой задачи. Переносят условие и вопрос задачи из текста на готовую схему. Составлен алгоритм решения простой задачи. Оформлено решение задачи в тетради. | Учитель заполняет «Карту наблюдений» за уровнем сформирован ности познаватель ных УУД |
IV | Воспроизве дение знаний | Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; самостоятельное применение новых знаний на продуктивных заданиях. | Коллектив ная, парная, индивидуальная | Организует первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задание: Придумать задачу по составленной Катей схеме (схема на слайде). Объяснить, где условие, где вопрос. Выполнить схематический рисунок. Найти и записать решение в тетрадь. Организует самостоятельную дифференцированную работу по уточнению и конкретизации первичных знаний, их применению с помощью продуктивных заданий. Раздает карточки с разноуровневыми заданиями, предлагает выбрать одно из предложенных заданий. Проводит индивидуальную работу с учениками, испытывающими затруднения в воспроизведении знаний. Организует проверку выполнения заданий, познавательную рефлексию по «Алгоритму самооценки» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | Коллективное выполнение задания с проговариванием во внешней речи. Распознают и называют структурные элементы простой задачи; переносят условие и вопрос задачи на схематический рисунок; оформляют решение в тетрадь. По желанию выходят к доске. Самостоятельно выполняют задания на карточках, при желании обсуждают выполнение в парах. Распознают структурные элементы простой задачи. Выделяют задачи из предложенных текстов. Переносят условие и вопрос задачи из текста на готовую схему. Моделируют текст задачи в виде схематических рисунков или схем-отрезков (П). Находит решение простых задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания, по алгоритму с помощью учителя или одноклассников; самостоятельно (П). Осуществляют самоконтроль, сверяя свою работу с эталоном на слайдах. Один ученик по желанию осуществляют самооценку по «Алгоритму самооценки». | Анализируют текст простой задачи под руководством учителя. Находят решение простой задачи, раскрывающей смысл действия вычитания, по алгоритму с помощью учителя и одноклассников. Самостоятельное применение новых знаний на продуктивных заданиях. Оценивают успешность выполнения заданий, на основе заданных критериев. | Карта наблюдений |
V. | Рефлексия | Развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Фронтальная | Организует познавательную и личностную рефлексию: Обращает внимание учеников на проблемные вопросы и план, зафиксированные на доске. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников на уроке; на связи изучаемого материала с жизнью. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Формулируют конечный результат своей работы на уроке с помощью ключевых слов. Обобщают, делают выводы под руководством учителя. | Осуществляют познавательную и личностную рефлексию под руководством учителя. | С помощью сигнальных карт «Светофор» дают личностную оценку своей работе. Анализ учителем выполненных заданий на карточках |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Технологическая карта урока - монопроекта по математике в 1 классе...
Технологическая карта урока математики Класс 1
Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...
Технологическая карта урока математики "Решение примеров на деление с остатком. Проверка деления умножением» («Математика, учебник для 4 класса начальной школы», 4 класс).
Цель урока: Повторение приёма деления с остатком и проверки деления умножением.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении с остатком, компонентов деления и умножения.2....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...
Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"
Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...