Технологическая карта урока математики. 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Тема: Задача. Структура задачи (условие, вопрос).

Тип урока: открытие нового знания.

 Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Числа от  1 до 10. Сложение и вычитание», первый урок по теме «Текстовые задачи». Вводится понятие «задача», рассматриваются  отличительные  особенности  текстовых задач (структурные элементы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_matematika.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя: Шкредова Евгения Геннадьевна

Класс: 1 класс

      УМК: «Школа России»  

Предмет: математика

Тема: Задача. Структура задачи (условие, вопрос).

Тип урока: открытие нового знания.

 Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Числа от  1 до 10. Сложение и вычитание», первый урок по теме «Текстовые задачи». Вводится понятие «задача», рассматриваются  отличительные  особенности  текстовых задач (структурные элементы).

Цель: помочь обучающимся выявить структурные элементы текстовой задачи (условие, вопрос) и дать определение понятию «задача»;

создать алгоритм решения простой задачи  и следовать ему при решении простых задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Распознает и называет структурные элементы простой задачи.

Выделяет задачи из предложенных текстов.

Переносит условие и вопрос задачи из текста на готовую  схему.

Моделирует текст задачи в виде схематических рисунков или схем-отрезков (П).

Находит решение простых задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания, по алгоритму с помощью учителя или одноклассников; самостоятельно (П).

Оформляет решение задачи в тетради.

Понимает и принимает  учебную задачу, поставленную учителем.

Обнаруживает  и формулирует  учебную проблему совместно с учителем и одноклассниками.

Формулирует цель урока после предварительного обсуждения.

Составляет план  решения проблемы совместно с учителем.

Осуществляет познавательную и личностную рефлексию под руководством учителя.

Сравнивает тексты и отличает задачу от других текстов с вопросами.

Извлекает  и преобразовывает

информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, схематический рисунок, схема.

Строит  алгоритмы действий с помощью учителя.

Анализирует текст простой задачи под руководством учителя.

Под руководством учителя осуществляет обобщение, делает выводы (подведение под понятие)

Задает вопросы и отвечает на вопросы партнера при работе в паре;

воспринимает и обсуждает различные точки зрения и подходы к выполнению задания.

Строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Включается в диалог с учителем и одноклассниками, в коллективное обсуждение проблем.

Проявляет положительный настрой на совместную учебную деятельность;  ответственно относится к урокам математики: готов к уроку;

имеет представление о том, что человек  с задачами встречается и в повседневной жизни.

Ход урока

**Название  

этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Ι.

Организационный момент.

Эмоциональ

ный настрой,

мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Фронтальная

Просит учащихся послушать  историю под названием «Искорка добра» и подарить  искорку друг другу.

Просит вспомнить, «главные заповеди ученика» и проверить , все ли готовы к уроку.

Слушают историю, дарят друг другу «искорку добра», демонстрируют свое настроение с помощью «смайликов».

Вспоминают правила совместной работы на уроке, демонстрируют свою готовность к уроку.

Создан положительный эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

Формирование основ внутренней позиции школьника  с положительным отношением к уроку, к учебной деятельности:  ответственно относится к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку).

Сигнальные карты – смайлики.

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

ΙΙ.

Создание проблемной ситуации

1.Актуализа

ция знаний;

2. постановка проблемы (прием  создания проблемной ситуации «с затрудне

нием»  - «невыполни

мое практическое задание, сходное с предыдущим»

технология проблемно –диалогичес

кого обучения).

Физминутка (зарядка для глаз)

Развивать умения:

Понимать и принимать  учебную задачу, поставленную учителем.

Работать в паре.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; высказывать свою точку зрения.

 

Формулировать тему и  цель урока после предварительного обсуждения; обнаруживать  и формулировать  учебную проблему совместно с учителем и одноклассниками; прогнозировать предстоящую работу (составлять план) с помощью учителя.

Работа в парах

Работа в парах

Фронтальная

Организует работу по актуализации опорных знаний (повторить взаимосвязь между частями и целым).

Демонстрирует слайд и предлагает отправиться в гости к Кате.  Дает задание  составить рассказы про цветы, растущие на полянке перед домиком Кати и  записать четыре выражения (два на сложение и два на вычитание).

Организует проверку выполнения задания.

Создает проблемную ситуацию:

Дает невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

( - Ребята, посмотрите на следующий слайд. В гости к Кате пришёл Петя. Он составил про её цветы такой рассказ:

«У Кати на клумбе выросли четыре маленькие и одна большая незабудки.

Красивые были цветы?»

Посовещайтесь в парах и запишите выражения к рассказу Пети.)

Формулирование учебной проблемы:

Предлагает ученикам записать выражения, которые они составили, на доске. Спрашивает, получилось ли у них выполнить задание; выясняет, почему не получилось.

 Предлагает сравнить  рассказ Пети и рассказы, которые ученики составили ранее.

 Ведет диалог с учащимися:

- Кто знает, как на языке математики называется наш  рассказ?  Как вы думаете, какова будет тема урока? 

Уточняет ответы учеников и фиксирует на доске тему урока: «Задача».

- Можно ли назвать задачей рассказ Пети?

- Какой возникает вопрос?

Уточняет проблемные вопросы учеников и фиксирует на доске.

 

Предлагает с помощью с. 88  учебника определить цели урока.

 Предлагает всем вместе составить план работы. Корректирует  предложенные пункты плана  и фиксирует их на доске.

План:

1.Выясним, что такое задача; из каких частей она состоит.

2. Будем учиться находить решение задач.

Выполняют задание учителя: совещаясь в парах, составляют рассказы, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание, и записывают соответствующие выражения к ним.

Учащиеся по желанию выходят к доске, записывают выражения с комментированием.

Пытаясь выполнить задание, осознают противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить  задание учителя.

 

Высказывают предположения.

В результате сравнения, приходят к выводу, что рассказы отличаются вопросами.

Высказывают предположения.

Формулируют тему урока с помощью учителя.

Формулируют проблемные вопросы.

 (Какие же рассказы можно назвать словом «задача»? Из каких частей состоит задача?)

Хорошо читающие ученики читают цели урока.

Прогнозируют предстоящую работу (составляют план) с помощью учителя.

Обучающиеся понимают  и принимают  учебную задачу, поставленную учителем.

Задают вопросы и отвечают  на вопросы партнера при работе в паре.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

Сформулирова

ны проблемные вопросы, тема и цель урока; план работы по решению проблемы.

Учитель заполняет «Карту наблюдений» за уровнем сформирован

ности коммуникативных  и регулятивныхУУД

Учитель заполняет «Карту наблюдений»  за уровнем сформирован

ности регулятивных УУД.

ΙΙΙ.

Поиск решения проблемы.

Динамиче

ская физминутка (для снятия общего утомления)

Создать условия для открытия нового знания учащимися:

1. Выяснить, что такое задача; из каких частей она состоит.

2. Найти  решение задачи (создать алгоритм решения простой задачи).

Развивать умение извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрации, схема.

Фронтальная

Работа в парах

Организует подводящий диалог (система вопросов и практических заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания):

Предлагает послушать  два текста, которые приготовила для них Катя

(тексты на слайде презентации) и  подумать, какой из текстов можно назвать задачей.

Задает вопрос:

-Чем отличается текст задачи  от текста условия?

На слайде – ЗАДАЧА

                    УСЛОВИЕ

                    ВОПРОС

Просит вернуться к проблемным вопросам и подумать, найден ли ответ.

Предлагает вернуться к задаче Пети (слайд) и сравнить ее с задачей Кати.

На доску – РЕШЕНИЕ.

Организует работу по созданию алгоритма решения простой задачи.

Дает задание придумать задачу по рисунку Кати (слайд).

- Проговорите условие задачи. Задайте вопрос.

- Как можно изобразить  условие и вопрос задачи?

   

Поясняет, что начинать решать задачу необходимо с составления схематического рисунка или схемы - чертежа.

Просит составить выражение и найти его значение.

 Поясняет, что это выражение называется решением задачи и показывает, как правильно оформить решение.

На доске – алгоритм решения задачи.

Организует познавательную рефлексию: предлагает вернуться к проблемным вопросам, сверить план работы на уроке.

Включаются в диалог с учителем и одноклассниками, в коллективное обсуждение проблем.

Выполняя учебные задачи, открывают новые знания.

Слушают тексты, сравнивают, находят сходство и отличие, высказывают предположения.

Проверяют свои предположения с помощью слайда презентации.

(На слайде открываются надписи: над  текстом слева – «задача». Справа – «условие задачи»).

Делают вывод о том, что выяснили: какие рассказы можно назвать словом «задача»; из каких частей состоит задача.

С помощью учителя выясняют, что в обоих текстах есть условие и вопрос. Но текст, который составил Петя назвать задачей нельзя, так как вопрос задачи должен требовать решения.

   

В парах составлют задачу по рисунку и тексту с пропущенными словами.

По желанию одна пара озвучивает составленную задачу.

Предположения детей:

в виде рисунка, схемы.

В тетрадях выполняют схематический рисунок, осуществляют самоконтроль, сравнивая свой рисунок с образцом на слайде.

Рассматривают схему на слайде и дополняют ее.

По желанию один ученик пишет выражение на доске.

Оформляют решение  в тетради.

Затем под руководством учителя записывают ответ на вопрос задачи.

Совместно с учителем соотносят результаты совместной и парной работы с проблемными вопросами и планом.

Получены ответы на проблемные вопросы:

Какие же рассказы можно назвать словом «задача»? Из каких частей состоит задача?

Обучающиеся дают определение понятию «задача» с помощью учителя  и называют  структурные элементы простой задачи.

Сравнивают тексты и отличают задачу от других текстов с вопросами с помощью учителя.

Извлекают  и преобразовывают

информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация.

Распознают и называют структурные элементы простой задачи.

Переносят условие и вопрос задачи из текста на готовую  схему.

Составлен алгоритм решения простой задачи.

Оформлено решение задачи в тетради.

Учитель заполняет «Карту наблюдений» за уровнем сформирован

ности познаватель

ных УУД

IV

Воспроизве

дение

знаний

Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

самостоятельное применение новых знаний  на продуктивных  заданиях.

Коллектив

ная, парная,

индивидуальная

Организует первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 Задание:

Придумать задачу по составленной Катей схеме (схема на слайде).

Объяснить, где условие, где вопрос.

Выполнить схематический рисунок. Найти и записать решение в тетрадь.

Организует самостоятельную дифференцированную работу по уточнению и конкретизации первичных знаний, их применению с помощью продуктивных  заданий.

Раздает карточки с разноуровневыми заданиями, предлагает выбрать одно из предложенных заданий.

Проводит индивидуальную работу с учениками, испытывающими затруднения в воспроизведении знаний.

Организует  проверку выполнения заданий, познавательную рефлексию по «Алгоритму самооценки» (технология оценивания  образовательных достижений (учебных успехов).

Коллективное выполнение задания с проговариванием во внешней речи. Распознают и называют структурные элементы простой задачи; переносят условие и вопрос задачи на схематический рисунок; оформляют решение в тетрадь.

По желанию выходят к доске.

Самостоятельно выполняют задания на карточках, при  желании обсуждают выполнение в парах.

Распознают структурные элементы простой задачи.

Выделяют задачи из предложенных текстов.

Переносят условие и вопрос задачи из текста на готовую  схему.

Моделируют текст задачи в виде схематических рисунков или схем-отрезков (П).

Находит решение простых задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания, по алгоритму с помощью учителя или одноклассников; самостоятельно (П).

Осуществляют самоконтроль, сверяя свою работу с эталоном на слайдах.

Один ученик  по желанию осуществляют самооценку по «Алгоритму самооценки».

Анализируют текст простой задачи под руководством учителя.

Находят решение простой задачи, раскрывающей смысл действия вычитания, по алгоритму с помощью учителя и одноклассников.

Самостоятельное применение новых знаний  на продуктивных  заданиях.

Оценивают успешность выполнения заданий, на основе заданных критериев.

Карта наблюдений

V.

Рефлексия

Развивать умение

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Фронтальная

Организует познавательную и личностную рефлексию:

Обращает внимание учеников на проблемные вопросы и план, зафиксированные на доске.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников на уроке; на связи изучаемого материала с жизнью.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Формулируют конечный результат своей работы на уроке с помощью ключевых слов.

Обобщают, делают выводы под руководством учителя.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию под руководством учителя.

С помощью сигнальных карт «Светофор» дают личностную оценку своей работе.

Анализ учителем выполненных заданий на карточках

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики "Решение примеров на деление с остатком. Проверка деления умножением» («Математика, учебник для 4 класса начальной школы», 4 класс).

Цель урока: Повторение приёма деления с остатком и проверки деления умножением.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении с остатком, компонентов деления и умножения.2....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...