Конспект занятия "Римские цифры"
план-конспект урока по математике

Шибанова Ольга Сергеевна

Цель: познакомить учащихся с римскими цифрами.

Задачи урока:

образовательные:

- научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними;

развивающие:

- работать над развитием познавательных способностей обучающихся; над формированием математических понятий, навыков самостоятельности;

воспитательные:

- воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rimskie_tsifry.docx91.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Римские цифры»

Цель: познакомить учащихся с римскими цифрами.

Задачи урока:

образовательные:

- научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними;

развивающие:

- работать над развитием познавательных способностей обучающихся; над формированием математических понятий, навыков самостоятельности;

воспитательные:

- воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к предмету.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты: 

предметные:

- обучающиеся научатся читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними; использовать полученные знания в практической деятельности;

метапредметные:

- обучающиеся научатся определять и формулировать цель урока; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в ходе работы; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями её выполнения;

личностные:

- обучающиеся научатся анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. 

                                                                        Ход урока.

I. Организационный момент.

Мы – умные,

Мы – старательные,

Мы – прилежные,

Мы – единодушные,

Мы – хотим все знать,

И не умеем отступать.

                    Вы лучше всех

                    Вас на уроке ждет успех.

- А как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока? (Успех нашего урока зависит от успеха каждого из нас.)

- А нашими друзьями и помощниками  на уроке будут… Кто бы вы думали?.. (Песня)

- Да, Фиксики – мастера на все руки. Им все удается, они в любом деле добиваются успеха.

- Сегодня на уроке они помогут вам открывать новое в известном.

II. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

Учитель. Дим Димычу дали ответственное задание: выступить на конкурсе чтецов. Начало конкурса в 4 часа дня. Дим Димыч посмотрел на часы и увидел, что стрелки у них остановились.

Это интересно " Бяки.нет

   Дим Димыч стал искать другие часы. Нашёл папины карманные, взглянул на них и растерялся: цифры на часах какие-то необычные. Купить часы Orient FER1T002W механические с автоподзаводом

   Как определить по ним время и не опоздать на конкурс?

- Давайте, ребята, поможем Дим Димычу решить эту проблему. Как выйти из положения?

 

- Надо узнать, как называются такие числа? Сегодня на уроке я вам и предлагаю заняться этим.

- Тема нашего урока «Римские цифры».

- А также мы будем учиться применять полученные знания на практике.

Учитель. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Не забывайте о посадке при письме.

III. Работа над темой урока.

  1. Сравнение арабской и римской нумерации.

Это интересно " Бяки.нетGloMart: настенные часы - круглые, прямоугольные, квадратные купить оригинальные настенные часы page_2

- Чем различаются циферблаты на рисунке?

- Запиши цифры, которые использованы для записи чисел на первых часах.  (1  2  3  4  5  6  7  8  9  0)

- Сверьте.

- На что вы обратили внимание?  (10, 11, 12 – это числа, записанные с помощью  цифр 0,1,2)

- Сколько вы записали разных цифр?  (10)

- Посмотрите на вторые часы. Найдите цифры (знаки), которые использовали для записи чисел на вторых часах. Сколько на циферблате разных цифр?

- Проверьте: всего использовали три цифры – I, V, X.

- Какое число обозначает каждая из этих цифр? Объясните, как вы узнали ответ.

- В случае затруднения сравните циферблаты.

  1. Чтение с пометками.

(-) - это я знал

(+) - это новое для меня

(!) - этим я удивлен  

(*) - это было интересно

Материал для чтения.

  1. Цифры 1  2  3  4  5  6  7  8  9  0  вам хорошо знакомы. Их принято называть арабскими цифрами. Арабские цифры возникли в Индии 1500 лет тому назад. Название «арабские цифры» образовалось из-за того, что именно арабы распространили десятичную систему счисления.
  2. I, V, X – римские цифры. Римские цифры появились около 500 лет до новой эры у этрусков – древних племен, живущих на территории современной Италии.
  3. Со временем человек обнаружил, что удобнее всего пользоваться при счете предметами, которые есть на его руке, т.е. пальцами I – единица (один палец), V – пять (произошел от изображения руки), X – десять (две руки). I, V, X – римские цифры.

- Что из прочитанного вам было известно?

- Что из прочитанного было для вас новым?

- Что вас удивило?

- Что было интересным?

 

- Почему цифра V произошла от изображения руки?

- Внимательно посмотрите на свою руку.

- А как же записать число 10? Из чего оно состоит? (Учитель поднимает две руки. Из двух пятерок. Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз V. Итак, в основу написания легла рука)

- Римскими цифрами пользуются и сегодня: например, ими нумеруют главы в книгах. Однако вычислять с помощью римских цифр неудобно.

- Как с помощью цифры I записать число 2,3?

- Как с помощью цифры X записать числа 20,30?

IV. Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами.

      Арифметические действия с римскими цифрами.

- Какое время показывают часы на рисунке?

- Прочитайте различными способами. (6 ч вечера, 18 часов, 6 ч утра)

- Какие римские цифра использованы для записи числа 6?

- Как они расположены?  (Справа от цифры V цифра I)

- Какое действие с ними нужно выполнить?

- Вы согласны с такой записью: VI = V + I

- Как вы ее поняли?

- Прочитайте числа:VII, XI.

- Запишите соответствующие им суммы цифр.

- Проверьте часть своих записей:

VII = V + I + I = 5 + 1 + 1 = 7

XI = X + X + I = 10 + 10 + 1 = 21

- Рассмотрите суммы, что вы заметили?

- Сделайте вывод. (Числа в римской нумерации читаются с использованием суммы; если меньшая цифра стоит справа от большей, то все цифры складываются)

- Запишите суммы цифр: VIII, XII.

- Найдите на циферблате цифры, которые составлены по этому правилу.

- Запишите их.

- Попробуем выполнить обратную операцию.

- Кто догадался как?

- Запишите римскими цифрами: 13, 15, 31.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем

И по лестнице успеха

Вместе с Фиксиками пойдем.

Ступенька раз, ступенька два

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Вверх за знаньями бегом.

Несмотря что Фиксики маленького роста,

Разглядеть нам Фиксиков совсем-совсем непросто.

Они придут на помощь,

Нас с ними ждет успех,

На лестнице успеха мы будем выше всех.

- А какое время сейчас показывают часы? (4 ч вечера, 16 часов, 4 ч утра)

IV   VI

- Какие цифры использовали для записи чисел 6 и 4? (Цифры одинаковые: V и I, но записаны они по-разному)

- Чем отличаются записи?

- Какое действие использовали для получения числа 4.

- Сделайте вывод. (Если цифра слева меньше, чем цифра справа, то надо вычесть левую цифру из правой)

- Найдите на циферблате еще два числа, которые записаны одинаковыми цифрами в разном порядке. (IX, XI)

V. Практическое применение приобретенных знаний.

- А для чего необходимо знать римские числа?

- Где в повседневной жизни вам могут пригодиться новые знания?

- Где в жизни вы встречали римские цифры?

- Люди каких профессий не могут обойтись без знания римских цифр?

VI. Первичное закрепление новых знаний .

1.Самостоятельная работа.

1.Расположите числа в порядке возрастания.

II     VII     III     X     IV     IX     XII

Проверка.

2.Сравните.

III * V         XI * VIII         XII * VII

VI * V         XI * X             VII * XII

Проверка.

3.Выполните вычисления.

III + II         VI + II         XII + I

X + II          X + V          III + III

Проверка.

2.Тест.

- А сейчас мы проведем небольшой тест, каждый из вас будет иметь возможность проверить, насколько вы были внимательны на уроке.

Тест (Да / Нет )

(+) 1. I, V, X – римские цифры.

(+) 2. В записи числа 9 используются две римские цифры.

(+) 3. VI < XI

(+) 4. Число 13 римскими цифрами записывается так: XIII

(--) 5. Если к III + IV, то получится VIII.

- Сверьте свои результаты с доской.

- Дайте самооценку своей работе.

VI. Подведение итогов урока.

- Давайте подведем итог урока.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с римскими цифрами) 

- Какое же открытие вы совершили на уроке? Что нового узнали?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

VII. Рефлексия.

-  Продолжите любую фразу, записанную на экране.

Я узнал, что …
Я понял, что …

Я научился …

- Благодарю вас за активную работу, усидчивость, внимание.

- А кто нам помогал в ходе всего урока?

- Вручаю вам на память Фиксиков, которые станут, я надеюсь, вашими талисманами, помощниками во время выполнения любой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе "Число 5. Цифра 5"

Урок «Число и цифра «5» по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенност...

Конспект урока в 1 классе "Число 9, цифра 9."

Конспект урока в 1 классе "Число 9, цифра 9." вместе с презентацией....

Конспект урока в 1 классе "Число и цифра 7"

Конспект урока математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова "Число и цифра 7"...

Конспект урока математики в 1 классе "Число и цифра 6"

Конспект урока математики в 1 классе "Число и цифра 6"  по программе "Перспектива" к учебнику Л.Г.Петерсон...

Число четыре. Цифра 4 (конспект с УУД)

Специально опущены некоторые моменты, чтобы можно было дописать под свой класс....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...