Деление с остатком
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цель: создание условий для исследования учащимися алгоритма выполнения деления числа с остатком и применение полученных знаний на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_s_ostatkom.docx | 557.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Тема: Деление с остатком
Цель: создание условий для исследования учащимися алгоритма выполнения деления числа с остатком и применение полученных знаний на практике.
Задачи:
- Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
- Формировать практические навыки деления числа с остатком;
- Развивать познавательную активность, творческие умения и навыки , психические процессы: логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение;
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: практическое исследование.
Оборудование:
1) компьютер;
2) проектор;
3) колонки.
Демонстрационный:
Средства обучения
(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):
1) презентация, выполненная в программе PowerPoint
2) индивидуальные технологические карты
Вид контроля: формирующий
Форма контроля: интерактивный тест
Домашнее задание:
Подобрать:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I Самоопределение к деятельности. Организационный момент | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Гульнара Ягшыгелдиевна и мы сегодня вместе с вами займемся увлекательной работой. Предлагаю вам поприветствовать друг друга улыбкой. Подарите улыбку друг другу, мне и всем присутствующим. Занимаем свои рабочие места. Каждый урок мы стараемся сделать для себя открытие. И сегодня у вас есть возможность расширить свои математические знания. Записываем число. Сегодня 10 апреля. Классная работа. 10 апреля весь мир отмечает Международный день братьев и сестёр. Поднимите правую руку, те, у кого есть сестра, дотроньтесь до кончика носа те, у кого есть брат, встань те, у кого есть и брат и сестра, улыбнитесь те, кто хотел бы иметь брата или сестру. Похлопайте в ладоши те, кто любит своих братьев и сестёр. Я уверена, что сегодня вы обязательно поздравите их с этим праздником и вместе с отличным настроением подарите им хорошую отметку, полученную на уроке …… математики. Поэтому - Давайте ребята начнём мы считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. | (Улыбаются друг другу, мне, присутствующим, настраиваются на урок) | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | И 1 задание устный счет. Минутка чистописания На доске ‒ Запишите результаты вычислений: Число 18 увеличьте на 4. Число 15 увеличьте в 4 раза. На сколько 34 меньше 94? Во сколько раз 5 меньше, чем 40? Какое действие мы выполнили в выражении…? (сложение, умножение, вычитание, деление) Что помогло определить знак действия? Назовите компоненты. И понятия сложение, умножение, вычитание, деление можно объединить словосочетанием …… «Математические действия» выкладываем его в центр. Из имеющихся у нас знаний мы с вами составили карту помощницу. Как братья и сёстры всегда помогают друг другу, так и наша карта станет помогать вам в работе. | (Занимают свои рабочие места) Сложение На > Слагаемое, слагаемое, сумма Умножение В > Множитель, множитель, произведение Вычитание На < Уменьшаемое, вычитаемое, разность Деление В < Делимое, делитель, частное | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
III Постановка учебной задачи | На экране Письмо от брата: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Сережа. Помогите, пожалуйста, справиться с ситуацией. Я был единственным ребёнком в семье, и когда мама давала мне 10 конфет, я делил их на 1. Получалось выражение 10:1 = …. 10 и вы легко смогли сосчитать. Потом у меня появилась сестрёнка и 10 конфет я стал делить на …. двоих. Получалось выражение 10:2 = …. . Правильно и у меня получилось 5. Сейчас у нас родился ещё один брат и 10 конфет надо будет разделить на троих. Получается выражение 10:3 = У меня возникло затруднение, как разделить поровну, чтоб никого не обидеть? Жду ответа по адресу» Попробуем выполнить задание. Вы смогли выполнить задание? - Почему? В чём было затруднение? Чем похожи выражения и чем отличаются? Какой возник вопрос? | (Читают письмо) -Нет -Не делится, нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое Как разделить делимое на делитель? | Р: целеполагание; П: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование поставленной цели; логические - формулирование проблемы |
IV Совместное открытие знаний (исследовательская деятельность учащихся) | - А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. -Попробуем разобраться вместе. Разложим 10 фишек поровну в три кучки. Делаем вывод. - Сколько фишек в каждой кучке? - Все ли фишки разложили? (нет) - Почему оставшуюся фишку никуда не положили? -Сколько осталось? -Подберите однокоренное слово выраженное именем существительным к глаголу «Осталось». Так что такое 1? (остаток) (Крепим на доску) ОСТАТОК - Итак, тема нашего урока деление с остатком - Умеем ли мы с вами делить? -А делить с остатком? -Следовательно цель нашего урока: ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Научится выполнять действие деление с остатком Уточним наше предположение с помощью учебника на с. 98 - Запишем это выражение. В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 10: 3 = 3 (ост. 1) – Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток). А частное в данном случае, будет полное или нет? -Совершенно верно, частное будет не полным (крепим на доску) Запишем в карте-помощнице понятия (остаток, не полное частное) | -Три -Нет -Потому что делили поровну -Одна Остаток - Остаток (Деление с остатком -Да -Нет -Научится выполнять действие деление с остатком (записывают в карте урока тему) (Открывают учебник) -Деление с остатком записывают так: 10:3=3(ост.1) - Делимое, делитель, частное, остаток - Нет не полное (записывают в карте урока тему) | К: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать по инструкции Л: развиваем умения высказывать свое мнение; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Р: развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу Развивать навык работы с технологической картой |
V Первичное закрепление знаний | -Перейдем к заданию 34 на стр. 99 5:2=2 (ост. 1) В данном выражение 5-делимое, 2 – делитель, 2 – неполное частное, 1 -остаток Подумайте, каким числом можно заменить делимое 5, чтобы частное было без остатка, т.е. полным. 4:2=2 10:7=1 (ост.3) 10:10=1 7:7=1 По данному эталону выполните следующие выражения: 2 столбик – 1 ряд, 3 столбик – 2 ряд, 4 столбик – 3 ряд 4:3=1 (ост.1) 3:3=1 9:5=1 (ост.4) 5:5=1 9:6=1 (ост. 3) 6:6=1 13:4=3 (ост.1) 12:4=3 15:6=2 (ост.3) 12:6=2 20:8=2 (ост.4) 16:8=2 Помеяйтесь с соседом по парте и проверьте по эталону (презентация). Оценили на полях свою работу. Зеленый – справился, Желтый - справился с помощью помощника, Красный – возникли затруднения. | (открывают учебник на с.99, один ученик у доски, остальные учащиеся в карте урока, записывают одно выражение, затем самостоятельная работа | |
VI Открытие новых знаний Физминутка | -Ребята, обратите внимание, данные выражения можно разделить на две группы . - Что вам помогло при составлении записи второго столбика? - Поэтому этот вид деления называется табличным, а следовательно деление с остатком, при котором частное не полное называется внетабличным. (вывешиваю) Запишем эти понятия в карте-помощнице. Физминутка Обратие внимание в данных выражениях на делитель и остаток. Какой вывод мы можем сделать? Может ли при делении остаток быть больше делителя? Почему? - Обратите внимание на экран. Волк и заяц, тоже решили помочь разобраться Сереже с выражением 14:3 Кто допустил ошибку? Как он должен ее исправить? -Составим алгоритм деления с остатком Алгоритм деления с остатком.
| С остатком и без остатка Таблица умножения -остатки меньше делителя, нет, потому что остаток можно еще разложить -Волк -Разделить 5 на 3 | Р: контроль, оценка, коррекция; П: общеучебные – структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, К: управление поведением |
VI Самостоятельное применение знаний. | Задача по учебнику №6 -Прочитали про себя, (затем вслух один ученик) - О чем задача? Какие числовые данные нам известны? Прочтите вопрос в задаче? -Составим условие. У доски работает Андрей, остальные работают в карте урока и внимательно проверяют. Всего-25к. 6 в. по 4 к. Осталось - ?к. -Решение запишет…. 1)6*4=24 (к)- у внуков 2)25 – 24=1 (к) – осталось -Что нужно было найти? Прочтите вопрос к задаче Ответ запишет…. Ответ: 1 крючок | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение | |
VII Итог урока | -Ребята, а сейчас с помощью нашей карты-помощницы, подведем итог урока и расскажем Сереже о нашем открытии. -Итак, тема нашего исследования? -Что мы узнали о делении? - Сделаем общий вывод наших исследований. Деление делится на две группы табличное деление (делимое, делитель, частное) и внетабличное (делимое, делитель, неполное частное, остаток) При делении с остатком, остаток должен быть меньше делителя. | -Деление с остатком -Деление делятся на две группы табличное и внетабличное, табличное-частное полное, внетабличное –неполное частное и остаток. Также остаток должен быть меньше делителя. | |
VIII Домашнее задание | Учебник стр. правило Дифференцированное домашнее задание 1 вариант. Выполни деление с остатком 13:4 28:6 49:8 19:2 37:5 65:7 2 вариант. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 42:7 37:4 83:9 27:6 43:8 48:8 28:7 21:3 55:6 3 вариант. Вставь пропущенные цифры, чтобы запись была верной 38:5= (ост.3) 17: = 4 (ост. ) 40:6= 6 (ост. ) :3=7 (ост. 2) 77: = (ост.5) : =8 (ост. 3) | Получают распечатанные задания | Р: выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение |
IX Рефлексия деятельности (Итог урока) | Проанализируем свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценивания:
- Ребята! Вы молодцы! Вами проделана огромная работа – мы составили на уроке карту – помощницу, которая помогала нам во время работы. Обратимся к карте и еще раз все вместе повторим, все, что сегодня мы узнали о делении с остатком. Спасибо вам за работу. Слайд Предлагаю закрепить смайлик на строке, которая соответствует вашему настроению ( на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока). Сделаем совместное фото с нашей картой-помощницей и отправим Сереже по телефонному приложению ватсап. Номер телефона он нам оставил на экране. И вы ребята после урока, можете взять свои мобильные телефоны, сфотографироваться с картой-помощницей и отправить Сереже, он обязательно ответит на ваше сообщение. Также вы можете дома, сфотографировать выполненное домашнее задание и отправить мальчику, чтобы он знал и видел сколько учеников помогали ему при решении данного вопроса. Спасибо за урок! До новых встреч! | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"
Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...
Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.
Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически - мыслить, обогащать мат...
Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс
Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока: познакомить и изучить приёмы деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...
УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".
Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...
Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии
Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...
Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....