Урок математики "Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Безик Анна Александровна

Конспект урока математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор: Безик Анна Александровна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» города Курска.

Тема урока: Единицы времени и их соотношение. Решение задач, связанных с единицами времени.

УМК: Гармония.

Предметная область: математика.

Участники: 4 класс.

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для формирования  понятий «время», «единицы времени», установить соотношение между всеми известными единицами измерения времени.

Задачи:

- познавательные: расширить у обучающихся понятийную базу о единицах  времени, установить соотношение между всеми известными единицами измерения времени.

- коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса;

- регулятивные: формировать умения планировать, моделировать и контролировать учебные действия в ходе учебного процесса

Межпредметные связи: русский язык, физическая культура, история, окружающий мир.

Материал для урока: карточки с понятиями для моделирования, карточки для работы в паре, цветовые сигналы для рефлексии.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, ТРИЗ-технологии (приемы: тренинг на классификацию объектов, эмпатия), , здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение.

Ожидаемые результаты:

- повышение активности учащихся  на уроках;

- улучшение результатов обучения;

  1. - использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Аннотация: данный урок позволяет систематизировать основные понятия по теме, решать проблемные задачи, расширяет научное мировоззрение.

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа

1

Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: Подготовить к мыслительной деятельности учащихся .

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесный.

- Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич  сказал: « Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

- Как вы их понимаете?

- Какова же цель нашего урока?

(развивать внимание, тренировать свой мозг, волю, воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели)

- А для этого нам сегодня понадобятся: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки,

сообразительные головы. И , конечно же, хорошее настроение!

- Желаю вам успехов в работе на уроке!

2

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

Выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Учиться составлять план своих действий и работать по заданному алгоритму

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

Организовать работу по повторению основных единиц измерения величин и соотношений между ними. Учить создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера.

Задачи:

Создать проблемную ситуацию для развития поисково-познавательной активности учащихся. Развивать  коммуникативные умения при обсуждении.

Методы: словесный, наглядный (карточки), проблемный.

- Начнем урок с устного счета. За каждым правильным ответом находится буква.

1) промежуток времени в 100лет (век)

2) отрезок длиной 100см (метр)

3) масса предмета в 1000г (килограмм)

4) отрезок длиной 10см (дециметр)

5) время в 6о минут (час)

6) расстояние в 1000 м (километр)

7) единица времени, в 60 раз меньше часа (минута)

8) самая маленькая единица массы (грамм)

- Составьте из полученных букв слово. (величина)

- Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)

- Найдите каждой величине ее единицу измерения.

(Карточки с единицами измерения: месяц, сутки, год, неделя, век, см, дм, мм, м, км, кг, г, т, ц, дм2, км2, м2.)

- Ребята, а что у нас осталось?

- Какую величину измеряют данными  единицами измерения?

- На доске появляется запись «Единицы времени».

- Сформулируйте тему нашего урока. (Время. Единицы времени)

- По какому плану мы изучаем величины?

а) Что я знаю об этой величине?

б) Какие я знаю единицы измерения данной величины?

в) Соотношение единиц данной величины.

г) Перевод единиц данной величин.

д) Сравнение единиц данной величины.

- Эти мы и будем заниматься на уроке.

3

Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

Учиться пользоваться справочными материалами для добывания новых знаний и умение их презентовать; учиться находить рациональный способ определения количества дней в году.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать работу по поиску дополнительной информации в различных справочных изданиях; создать условия для выведения рационального способа определения количества дней в году; учить выявлять взаимосвязь между единицами времени.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Задачи: подвести детей к осознанию разницы между единицами времени.

- Открываем тетради. Подписываем число. Классная работа.

- Минутка чистописания.

- Запишите под диктовку числа: 2002, 2006, 2010, 2014.

- По какому правилу составлен ряд? (увеличиваем единицы на 4)

- Назовите какое число обозначает год в котором мы живем.

- Как вы думаете, с каким событием связан составленный мною ряд? (годы, когда проходили зимние олимпиады). Правильно, 7 февраля в городе Сочи будут открыты 22 зимние олимпийские игры.

- Продолжите ряд на 3 числа и вы узнаете годы проведения следующих зимних олимпийских игр при условии их проведения каждые 4 года. (2018, 2022, 2026).

- Еще древние философы стали перед собой вопрос — что  такое время? Ответим на него с точки зрения современного человека. (заранее подготовленный ученик)

 - В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. В словаре Ожегова мы можем найти такое определение: время -  понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Например, говорят:

Нет времени.

Время летит.

Время как резиновое.

Тратить время.

Убить время!

Времени хоть отбавляй!

Экономить время.

4

Динамическая пауза.

Задача: выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки.

- Все вы умеете пользоваться прибором для измерения времени — часами?

- Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов.
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

5

Закрепление изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

формировать  умение делать выводы и рассуждать, умение пользоваться таблицей единиц времени. Тренировать память, внимание..

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: Развивать такие приемы умственной деятельности, как: умение делать выводы, рассуждать и объяснять. Учить решать задачи связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Задачи: Формировать умение выражать одни единицы времени в других;

создать эмоционально-положительный комфорт на уроке; прививать интерес к математике.

- Работа по учебнику.

- с.15, №52 (с записью в тетрадь) Прокомментируйте, проверьте правильность написания слов у соседа с точки зрения орфографии.

- с.15, №53 (с записью в тетрадь, 2 человека у доски). Прокомментируйте оценку.

- с.15, №54 (устно, с чтением решения Миши и Маши)

- Очень часто люди теряют время напрасно, не ценят каждую минуту своей прожитой жизни. А ведь за эту маленькую единицу времени можно сделать очень много. Как вы думаете, важно ли время для спортсмена? (Порой чемпионов друг от друга отделяют даже доли секунды). Перед вами лежит задание. Вам в паре нужно решить и записать только ответ задачи. На выполнение будет дано 2 минуты. Посмотрим, кто в  нашем классе сможет  стать чемпионом по решению задач. Время пошло.

- Проверим решение. Читаем задачу и ее ответ. Ставим плюс, если задача решена правильно, минус, если неправильно.

Карточка с заданием:

1) Вова пробежал дистанцию за 1 мин 25 с, Коля — за 125 с, а Петя за 95 с. Кто из них занял первое место, второе, третье? (Вова, Петя, Коля)

2) Миша делает зарядку 10 мин. Это составляет 1/3 от того времени, за которое делает зарядку папа. Сколько времени делает зарядку папа? (30 мин)

3) Один лыжник прошел 10 км за 1 ч , другой — за 60 мин. Какой лыжник затратил времени больше и на сколько? (оба прошли за одинаковое время)

- Работа по учебнику.

- с.15, №56

6

Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашней работы, развивать творческие способности.

- Открываем дневники.

- с.18, №71, 72

- подобрать пословицы и поговорки (по желанию)

- повторить соотношение единиц времени (индивидуально)

7

Рефлексия.

Задача: формирование способностей : анализировать собственную деятельность

– Подведем итог урока.

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

Работа с сигнальными карточками.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались  - зелёный кружок.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа  - синий кружок.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно- красный кружок

- Мне понравилась ваша работа на уроке. … Комментарий отметок. Особенно отличились … Как чемпионы урока по математике вы к отметке получаете сладкий сюрприз (золотую медальку).

Используемая литература:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения.  - Москва «Просвещение» 2010.

Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения.   - Москва «Просвещение» 2010.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения. -  Москва «Просвещение» 2010.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ технологии», 2008.

Истомина Н.Б. Математика: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математике. Тема:"Взаимосвязь скорости, времени, расстояния"

Конспект урока по математике по образовательной системе «Школа 2100» по  учебникам Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П. «Математика (Моя математика)»  3 классТе...

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния

В презентацию помещены задания для устного счёта, материал к задачам на движение....

конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение скорости и времени"

На уроке используются элементы технологии проблемного обучения, позволяющие создать ситуацию открытия учащимися нового знания.В ходе урока расписана деятельность учителя и учащихся. Это позволяет учит...

Урок математики в 4 классе "Скорость. Время. Расстояние.Решение задач."

Документ содержит технологическую карту урока....

Технологическая карта урока математики "Задачи на нахождение работы, времени и производительности"

Данный материал предназначен для учащихся 3 класса. Урок отработки умений и рефлексия. Программа Петерсон. В технологической карте представлены различные виды задач для повторения пройденного материла...