Единица измерения длины - сантиметр.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Шаверова Ирина Ивановна

Единица измерения длины -  сантиметр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл santimetr.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Единица измерения длины -  сантиметр.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,   путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи:  - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) –                                 сантиметром;

        - научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить                  отрезки заданной длины);

        - показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего            применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные:   научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Ход урока:

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой.
  2. Актуализация знаний. Мотивация.

Устный счет.

- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете  много нового и интересного, хотите? Тогда сначала  повторяем то, что знаем:

а)   - Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)

б)  «Найди лишнее»

в)  «Состав чисел».

 - Какие окна закрыты? Покажи это число. Игра «Молчанка».

- Молодцы, ребята! Следующее задание.

г)  Решение «круговых примеров».

- Напишите и решите «круговые примеры»:

6-3

3+2

5+4

9-3.

- Хорошо, молодцы! Работаем дальше.

 д) Задачи в стихах: (дети пишут выражение, соответствующее решению задачи; числа достают из конвертиков):

 Серый ёж по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Пять – под берёзо

Два – под осиной.

Сколько их будет в плетёной корзине?  (5+2=7)

Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди –

Сколько мишек впереди?  (6-1=5)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три зелёных. Сколько их?  (5+3=8)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы  не зря вспомнили и эти знания нам сегодня ещё пригодятся, а для чего узнаете позднее. Но только после минутки отдыха.

  1. Физминутка.
  2. Изучение нового материала

1) ( проблемная ситуация).

- Ребята, мы все любим, когда к нам приходят гости.

Сегодня к нам на урок пришли герои из произведения Григория Остера.

Назовите их? (мартышка, попугай, слоненок и удав)

Из какого мультфильма эти герои? (38 попугаев)

Верно - мартышка (отрезок)

Что такое отрезок?

Какими способами можно измерить и сравнить длину отрезка? (наложением, на глаз)

Внимание на экран.

Фрагмент мультфильма.

-Что делали животные в мультфильме? (измеряли длину удава)

-В каких мерках был измерен удав? (в попугаях, мартышках и слоненках)

-Сколько попугаев получилось?(38)

-Сколько мартышек получилось?(5)

-Сколько слонят получилось?(2)

Слоненок, попугай и мартышка - это мерки, с помощью которых, удав хотел измерить свою длину.

В старину на Руси люди тоже старались все измерить и искали различные мерки измерения длины. Их мерки были основаны на размерах разных частей тела человека. Посмотрите (просто показываю)

Первая мерка Пядь (рисунок), следующая Фут (рисунок), Локоть (рисунок), Дюйм (рисунок), Аршин (рисунок).

Мудрый удав предлагает вам измерить свою парту старинной меркой измерения длины - пядью.

Сколько мерок получилось у…?

Сколько мерок получилось …?

Сколько мерок получилось …?

А у меня получилось…?

- Почему получилось разное количество мерок, ведь парты у всех одинаковые? (у всех выбраны различные мерки).

- Как думаете, такие мерки были удобны и давали точный результат измерения?

-Почему? (части тела человека по размеру разные и с помощью их нельзя было точно измерить длину предмета)

-Вспомните, какова длина удава из мультфильма? (38 попугаев,5 мартышек,2 слоненка)

-Почему длина удава из мультфильма тоже получилась разной?

(Слон - большой, мартышка - меньше, попугай - очень маленький; размеры зверят разные, значит и мерки будут разными).

-Что нужно сделать, для того, чтобы получилась одинаковая длина? (Верно, чтобы точно измерять длину, нужно выбрать единую мерку для измерения этой длины)

-Люди с давних времен задумались над этой проблемой и поняли, что удобно пользоваться одинаковой меркой. И придумали единую мерку, которая называется (читает ребенок) -САНТИМЕТР.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?(Единица измерения длины сантиметр)

Сегодня на уроке мы познакомимся с единицей измерения длины - сантиметр.

-  Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

На уроке мы будем учиться измерять и записывать длину отрезков.

- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске  карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

-  Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует  их).

5. Первичное усвоение новых знаний

1) Знакомство с линейкой.

- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

        Загадка:    Я люблю прямоту,

        Я сама прямая.

        Сделать ровную черту

        Вам я помогаю.

        Что-нибудь без меня

        Начертить сумей-ка.

        Угадайте-ка, друзья,

        Кто же я? - … (линейка)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)

2)  Работа с учебником.

- Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.

Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)

- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?

- Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?

- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как  могут быть использованы отвертка и шуруп?

        Далее, если время урока позволяет можно выполнить задания учебника на повторение и закрепление изученного ранее материала (составление задач, работа с числовым рядом, геометрическим материалом).

  1. Первичная проверка понимания.

Зарядка для глаз и кистей рук.

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз.

 Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок, равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства.  (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).

Вывод: - С помощью  какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

  1. Физминутка.
  2.  Закрепление.
  1. Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).

Самостоятельная работа.

- Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.

- Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.

- Продолжите узор в нижней части страницы тетради.

  1. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики?  (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

 (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

- Домашнее задание: привести  примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины).

- С какой единицей длины мы познакомились?  

- Чему учились на уроке? Чему научились?

- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «смайлика».

  1.   Итог урока.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель рисует смайлик, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема "Единицы измерения длины. Сантиметр".

Урок в 1 классе по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр" содержит ссылки на электронные ресурсы сайта ЕК ЦОР и "Открытый класс", позволяющие отрабатывать у учащихся предметные и метапредметные уме...

Единицы измерения длины. Сантиметр.

Ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога.              Обучить учащихся построению  монологическог...

Презентация "Единицы измерения длины. Сантиметр"

Презентацию можно использовать на уроках математики в 1 классе при изучении темы "Меры длины"....

Математика 1 класс тема "Единицы измерения длины. Сантиметр."

Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром. Ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога. Обучить учащихся постро...

Урок математики по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр"

Открытый урок для обучающихся 1 класса по математике с использованием ЭОР...

Единицы измерения длины. Сантиметр.

Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром...

ПРОЕКТ УРОКА "Единицы измерения длины. Сантиметр"

Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром....