Конспект урока математики в 1 классе по теме "Перестановка слагаемых"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Дмитриева Ольга Игоревна

Урок математики в 1 классе реализован по технологии деятельностного метода. Так как данная технология универсально,то конспект можно использовать при работе по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_perestanovka_slagaemyh.docx173.48 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя   Дмитриева Ольга Игоревна

Район, школа    МБОУ «СОШ № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги

Класс                1 «Б» класс

Тип урока         урок открытия новых знаний (реализован по технологии деятельностного метода).

Тема                 Перестановка слагаемых

Цель урока:     познакомить учащихся с новым способом действия для быстрого и удобного вычисления на основе переместительного свойства сложения.

Планируемые результаты:

Личностные:     формирование личностного смысла учения, позитивной самооценки и самовосприятия .

 Метапредметные:

Коммуникативные: развитие речи на основе грамотного употребления математических терминов, умения работать в паре, участвовать в коллективном обсуждении проблемы в процессе продуктивного взаимодействия с классом и учителем.

Регулятивные:    понимать цель и смысл выполняемых заданий, принимать учебную задачу, целенаправленно развивать произвольность своих действий, оценивать успешность своей деятельности.

Познавательные:   развивать умение с помощью учителя формулировать проблему, ставить задачи урока,логически рассуждать и доказывать.  

Предметные:    освоение приема табличного сложения в пределах 10 и применение его при решении числовых выражений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Самоопределение к деятельности

Настрой учащихся класса на учебную деятельность, создание  доброжелательной  рабочей атмосферы.

Приветствуют друг друга и учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

Встают около парт.

Повернулись, улыбнулись (поворачиваются друг к другу, улыбаются),

В море знаний окунулись (садятся за парты).

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1. Даю задание ( карточка№1).

- Возьмите карточку.

Вы идете в гости на день рождения.

Можно опаздывать?(Нет)

Выберите путь №1 или №2, который вам поможет не опоздать на праздник. Выбранный вариант пути обведите в круг.

2. Даю наводящие вопросы:

Что вы делали?

Какой результат получили?

Какой вывод сделали?

3. Провожу работу по актуализации необходимых знаний.

- Запишите выражение, которое помогло найти длину первой дорожки. 

Фиксирую на доске

- Прочитайте выражение несколькими способами.

- Запишите результат. Как называется данная запись?

3. Даю задание (карточка № 2).

- Надо собрать игрушки, перед тем как пойти в гости. Переложите из красной коробки в белую. (С помощью линии. Проведенной по линейке).

Кто выполнит- встает около парты.

 Работают на карточках (смотри приложение).

Обосновывают выбор.

 Делают запись в тетрадь.

( 5+3)

Проговаривают в устной речи компоненты действия сложения.

Производят вычисление. Повторяют термин «равенство».

Работают на карточках по вариантам (смотри приложение).

3.

 Выявление места и причины затруднения.

4.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5.

Реализация построенного проекта.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.

Рефлексия.

1. Провожу беседу, помогающую выявить место и причину затруднения.

- Кто встал первым, вторым, третьим?

Какой вариант записан на вашей карточке? (Задания на карточках составлены таким образом, что первыми выполнят задание уч-ся 1 варианта).

-Какой вопрос вы бы хотели мне задать?

-Положите рядом карточки 1 и 2 вариантов. Сравните. Смогли найти ответ на свой вопрос?

2.Подвожу итог вышесказанным репликам учеников.

-В жизни часто надо выбирать наиболее удобное и быстрое решение. Это помогает экономить время .

-Разберите карточки по вариантам.

Сколько предметов в белой коробочке у 1 варианта?

Сколько предметов в белой коробочке у 2 варианта?

Сколько предметов в красной коробочке у 1 варианта?

Сколько предметов в красной коробочке у 2 варианта?

Учитель записывает данные на доске через клетку.

-Что вы должны были сделать с предметами в коробках?

-Каким математическим действием мы воспользуемся, чтобы найти общее количество предметов?

1.Подвожу итог вышесказанным репликам учеников.

-Ставим знак «плюс» между слагаемыми.

-Найдите результат. Огласите.

Какие результаты?

Какой знак можно поставить между выражениями 7+3…3+7?

-Сравните записи левой и правой части. Что общего?

- Чем отличаются?

Сделайте вывод:

От…. слагаемых результат …..

-Что нам помогает на уроке проверять наше предположение?

- Давайте уточним наши предположения с помощью учебника. Откройте страницу 14.

- Какой вариант 1 или 2 справился быстрее?

Какое слагаемое : большее или меньшее на первом месте?

К какому же слагаемому удобнее, быстрее прибавлять, к большему или меньшему?

2. Подвожу обучающихся к формулированию темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока. (Открываю тему урока, записанную на доске заранее).

Тема: Перестановка слагаемых.

Цель: научиться видеть, когда в задании применяется данный способ.

1. Организую проведение интеллектуального батла.

-По очереди назовите и зафиксируйте в виде записи выражений суммы, значения которых равно 9.

 Даю установку классу.

-Вы- эксперты. Слушаем внимательно. Если ошибка – поднимаем руку.

2. Провожу работу с  использованием нового способа.

-Выберите пары выражений, в которых слагаемые переставлены местами. Запишите по образцу.

3.Обобщение : формулирование свойства в виде формулы.

-Первым слагаемым у нас было число 1, 2,3,.. т.е. первое слагаемое мы можем заменить любой буквой ,например,а.

Второе слагаемое, отличное от первого, но на этом месте то же может стоять любое число. Заменим б.

На доске:  а + б

4. Провожу обсуждение степени понимания.

-Как можно продолжить данную запись, ориентируясь на правую часть столбика равенств?

5. –Обоснуйте.

1. Организую работу в парах.

Вставьте пропущенные числа.

1 вариант

3+5=…+3

…+1=1+2

2 вариант

7+1=… +7

…+4=4+3

Обмен тетрадями в паре.

2. Организую работу с усложнением материала.

-Сравните, не вычисляя.

2+6…6+2

5+1…6+1

 - Какими же знаниями вы пользовались, выполняя задания?

1. Даю задание на карточках. Записываю эталон для самопроверки самостоятельной работы ( карточка№3).

2.Организую самопроверку по эталону:

-Смотрю на выражение, нахожу выражение с такими же слагаемыми, соединяю, т.к. здесь используется переместительное свойство сложения.

3.Даю критерии для самооценки. Но, не спрашиваю результат ( просматриваю после сдачи работ учителю).

1. Предлагаю составить синквейн по теме ( ученики впервые выполняют эту работу, поэтому делаем вместе устно, фиксируя на доске).

- С какой математической операцией (действием) работали?

- Назовите компоненты действия сложения.

- Какое действие совершали со слагаемыми?

- Какой вывод делали?

2. Подвожу итог урока. Прошу оценить выполнение поставленных задач.

- Какая же была тема урока?

-Все ли получалось быстро и верно при выполнении заданий?

- Продолжим работу по этой теме на следующем уроке.

Почему первыми выполнили задание учащиеся, у которых 1 вариант?

Учащимся 1 варианта надо было перекладывать меньшее количество предметов к большему.

7

3

3

7

Ученики записывают данные в тетради в строчку через клетку.

Объединить.

Сложением.

Ставят знак.

10

Одинаковые.

Равно.

Действие, слагаемые, результат.

Слагаемые поменялись местами.

Отвечают на вопросы. Оценивают правильность ответов. Учатся выслушивать разные точки зрения.

Учебник. Читают текст. Сравнивают.

1 вариант

Большее.

Строят монологическое высказывание.

Физ. минутка

Не повторяют выражения. Записывают по очереди, в два столбика.

К доске выходят по одному. Составляют равенства по образцу данному ранее на доске: 7+3=3+7.

Все ученики делают записи в тетради.

Учатся представлять информацию в виде формулы.

= б + а

Формулируют переместительное свойство сложения.

Проговаривание во внешней речи по очереди.

Одна пара выходит к доске. Вставляют пропущенные числа. Обосновывают.

Формулируют свойство.

Пробуют применять новые знания в нестандартных заданиях.

Перестановка слагаемых. Натуральный ряд чисел.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку по эталону. Вносят коррективы.

Самооценка.

Составляют синквейн по теме.

Обобщают все этапы урока.

Сложение.

Слагаемые.

Переставляли.

Результат не изменился.

Учатся соотносить поставленные задачи с результатом урока.

Приложение  

Карточка 1                                                    Карточка 2                                                                                  Карточка 3

2.jpeg3.jpeg4.jpeg1.jpeg

Рефлексивная оценка урока

   Урок математики  в 1 классе реализован по технологии деятельностного метода. На  уроке  использовали  комплект УМК   « Школа России».  Данный урок можно провести при работе с любым УМК, т. к. технология деятельностного метода универсальна. На данном этапе обучения ученики знают наизусть состав чисел в пределах 10 и применение переместительного свойства сложения не актуально. Поэтому на уроке рассматривать введение понятия «перестановка слагаемых» предлагаю через практическую деятельность, связанную с жизненными ситуациями. Это поможет осознать практическое применение данного свойства сложения. Именно на этом уроке не применяли знания состава чисел, т. к. цель 1 урока по данной теме: научиться видеть, когда в задании применяется данный способ. Данный урок показал, что дети уже в первом классе при систематичности используемой технологии и коррекции отдельных приёмов в соответствии с возрастом способны работать с различными источниками информации, интерпретировать информацию. На данном уроке использовался прием создания проблемной ситуации на столкновении житейских представлений и научного факта (наглядно). Методы, используемые на уроке: словесный ( беседа), прием- проговаривание вслух( на этапе первичного закрепления во внешней речи); метод: частично- поисковый, прием – исследование ( на этапе реализации построенного проекта).  

Так как самостоятельность мышления первоклассников еще слабо развита, работу следует организовывать фронтально или в малых группах (в парах) под обязательным контролем учителя. Только на этапе самостоятельной работы была индивидуальная работа с самопроверкой по эталону. Учитель не проводит опрос по результатам самостоятельной работы, дабы создать комфортную обстановку для каждого.   Урок достиг своих целей, что показывает эффективность используемой технологии. Происходит продуктивное развитие УУД и предметных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 1 класс. тема: "Перестановка слагаемых"

Тема: Перестановка слагаемых.Цели:Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма           не   изменяется.Планируемые результат...

Конспект урока математики 1 класс "Нахождение неизвестного слагаемого"

Конспект урока математики 1 класс "Нахождение неизвестного слагаемого". Вводный урок....

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....

Конспект урока математике 2 класс. «Задачи на нахождение неизвестного 3-го слагаемого» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка решать задачи на нахождение третьего слагаемого, познакомить с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемого; создание условий для формирова...

Конспект урока математика 3 класс. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Цели деятельности учителя: сформировать представление об алгоритме  записи трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых и применение полученных знаний на практике.Планируемые результатыПред...