Урок Математики
рабочая программа по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Нахождение нескольких частей числа» (урок 98)
Учебный раздел, количество часов: «Кратное сравнение» 16 часов
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема урока, номер: « Нахождение нескольких частей числа», №9
Цель урока для учителя: создание условий для достижения планируемых результатов по изученной теме. Способствовать развитию умения
решать задачи на нахождение нескольких частей числа; развивать умение рассуждать и анализировать.
Предмет: математика; учебник «Математика», 2 класс авторы:
В.Н.Рудницкая, Т. В. Юдачёва.
Образовательная система «Начальная школа ХХI век»
Дидактическая цель: Сформировать представление о частях чисел и нахождении нескольких частей чисел.
Тип (вид урока): урок введения нового знания.
Тема: «Нахождение нескольких частей чисел».
Задачи урока
Образовательные:
- Учить находить несколько частей числа.
- Повторить таблицу умножения и соответствующих ей случаев деления.
- Совершенствовать умения решения текстовые задач и отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающие:
- Формировать умение самостоятельно применять имеющие знания.
- Развивать память, логическое мышление.
- Продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные умения, уважение к товарищам, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: решать задачи на нахождение нескольких долей числа; называть одну или несколько частей числа и числа по его доле; моделировать ситуацию, представленную в виде схемы; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения; конструировать тексты несложных арифметических задач; получать возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.
Метапредметные результаты:
Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Регулятивные: понимать учебную задачу, определять цель учебной деятельности с помощью учителя, удерживать цель своей деятельности до получения её результата; осуществлять самопроверку работ, самостоятельно организовывать своё рабочее место.
Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы по теме; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задания по аналогии; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание)
Тип урока: Открытие новых знаний.
Технологии: проблемное обучение и технология критического развития
Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.
Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся:
-Объяснительно – иллюстративный;
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Средства обучения:
Для учащихся: учебник «Математика» 2 класс, В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва; печатная тетрадь № 2.
Для учителя: мультимедийная презентация «Нахождение нескольких частей числа»; презентация.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности ( 1 мин) | Слайд 1-2 Учитель: Здравствуйте, ребята! -Какой у нас урок? (математика) -А по волнам науки математики поведёт нас вот этот кораблик. Отправимся в плавание, где нас ожидает много интересных открытий. В добрый путь! | Эмоциональный настрой на урок. | Л.: смыслообразование, самоопределение Р.: понимать учебную задачу, эмоциональная отзывчивость на деятельность |
2. Актуализация знаний и пробное действие (6 мин) | Слайд 3 Устный счет: - Из каких геометрических фигур собран наш кораблик? Назовите их. (треугольник, четырёхугольники, круг) Вот они перед вами. Разбейте на группы. 1 группа: многоугольники. 2 группа: круг
1 группа: многоугольники. 2 группа: круг Слайд 4 - И каждая фигура имеет задание. - Какая часть фигуры закрашена?
Треугольник 1/4, четырехугольник 1/3 , круг 1/2, прямоугольник 1/5 А сколько частей не закрашено у треугольника? У прямоугольника? На геометрических фигурах визуально не сложно. Слайд 5 2. А теперь поработаем с числами. На доске числа: 12, 9, 20, 8,49 -На какие группы можно разделить? (однозначные - двузначные, четные-нечетные) Задание 1: -Найдите вторую часть от числа 12 -Найдите третью часть от числа 9 -Найдите пятую часть от числа 20 -Найдите седьмую часть от числа 49 -Найдите 8 часть от числа 8 -Умеете ли вы находить 1 часть? - Как вы это находили? Вывод: Чтобы найти 1 часть от числа, на число разделить на то количество частей, которое требует задание. | Фронтальная работа. Повторение пройденного. Группируют фигуры по определённым признакам и доказывают свою точку зрения. Находят одну часть у геометрических фигур. Визуально находят несколько частей на геометрических фигурах. Находят одну часть от числа. | П.: анализ, синтез, классификация, обобщение; К.: включаются в диалог с учителем и сверстниками. Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения, то, что уже известно и ещё нет; |
3.Выявление места причины затруднения. (3 мин) | Слайд 6 Задание 2: - А можете найти несколько частей, например: 2/3 от 9? Или 3/4 от 12? Или 4/5 от 20? Возникла ПРОБЛЕМА. Мы не умеем находить несколько частей от числа. Значит, ЗАДАЧА нашего урока находить несколько частей от числа. Вперёд за новыми открытиями!
| Сталкиваются с проблемой. Пытаются найти решение проблемы. | К.: Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. П.: Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Р.: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4.Самоопределение к деятельности. Целеполагание. (3 мин) | Откройте стр.79 учебника. Прочитайте тему нашего урока. (Нахождение нескольких частей числа). Значит, цель нашего урока сегодня научится находить несколько частей числа или величины. | Открывают учебники на с.79 Формулируют тему и цели под руководством учителя.
| Р.: планирование и построение учебной задачи; К.: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
5. Совместное исследование проблемы. «Открытие» новых знаний. ( 8 мин) 6.Моделирование (3 мин) | Прочтите первую задачу на с.79
- Что известно в этой задаче? Что требуется найти? 12:3=4(о.) – 1/3 часть - Вы что находили? - Каким действием? Вывод: чтобы найти одну часть надо разделить. - Прочтите вторую задачу. - Что известно? - Что надо найти? - Правильно, надо найти несколько частей. - Ваши предложения по решению возникшей проблемы. - Покажите. - Можем ли мы решить её аналогично первой? - Почему нет? - Прочтите подсказку в учебнике. - Сначала узнаем, сколько пирожков составляет одна треть. - Каким действием? (Делением). - А теперь найдем две трети числа 12, т. е 1 часть 4,а две – это 2 раза по 4 пирожка. - Каким действием найдём? (Умножением). - Значит, сколько пирожков составляет две трети? (8) - Сколько действий в задаче? Слайд 7 12:3=4(п.) 4 × 2 = 8(п.) 2.Вывод: чтобы найти несколько частей НАДО: 1. Найти одну часть - делением. 2. Найти несколько частей – умножением. Слайд 8 Составление алгоритма нахождения нескольких частей числа. 1. Находим одну часть – выполняем деление. 2. Находим несколько частей – выполняем умножение. Сравним наш алгоритм с карточкой помощницей. □ : □ . □ | Находят одну 3 часть от 12. Объясняют решение. Пытаются решить задачу, сталкиваются с затруднениями. Сличают своё решение с доской и эталоном. Составляют алгоритм нахождения несколько частей числа. | П.: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; К.: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий; Р.: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. П.: Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения; К.: Воспринимают ответы обучающихся; Р.: Осуществляют самоконтроль. |
7.Первичное осмысление способа решения частных задач. (4 мин) | В учебнике на с. 80 найдите задачу № 3. - Прочтите условие задачи. - Найдите вопрос задачи. - Можем сразу ответить на него? - Почему? (Надо найти, сколько янтаря собрала Оля) - Что известно про янтарь в задаче? (Две пятых всех собранных камешков) - Значит, надо найти две части из пяти. - Мы выработали алгоритм. - Подходит он к данной задаче? - Давайте воспользуемся алгоритмом. - Кому требуется помощь, обратитесь к карточке –помощнице под рисунком. Запись решения на доске.
Слайд 9
Ответ: 8 камешков. Вывод: чтобы найти несколько частей, надо сначала найти одну часть - делением, а потом найти несколько частей – умножением. | Разбор задачи на с.80 Участвуют в разборе решения задачи. Записывают на доске и в тетрадях. Проверяют свои записи решения с доской. Делают вывод. | П.: Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. К.: Участвуют в обсуждении содержания материала; Р.: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. П.: Осуществляют работу по выполнению отдельных операций; К.: Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Р.: Осуществляют самоконтроль. П.: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. |
8. Физпауза (1 мин) | Раз - мы встали, распрямились. Два – согнулись, наклонились. Три - руками три хлопка. А четыре - под бока. Пять – руками помахать. Шесть – на место сесть опять. | К.: Слушают учителя; Выполняют поставленные им задачи. | |
9.Включение в систему знаний и повторение. (7 мин) | Работа в печатной тетради №2 С.38, № 1 -Новые знания попробуем применить самостоятельно. - Прочтите задание. - Кто затрудняется – обратитесь к алгоритму. - А кому необходима помощь – поднимите руку. Алгоритм нужен к этой задаче? -Чему равна одна часть тесьмы? Каким действием находили? -Чему равна длина двух частей тесьмы? Каким действием? Сравните с образцом. Слайд 10 Проверка решения | Прогнозируют результат, работают самостоятельно. Оценивают работу, проверяют, сличая с эталоном. | П.: Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. К.: Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Р.: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
10. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению. (1 мин) | Работа в печатной тетради №2 С.38, № 2 Следущее задание в тетради выполните дома. Чтобы правильно выполнить, обратитесь к алгоритму нахождения нескольких частей числа. | Дети читают задание и обсуждают выполнение работы. | Л.: Смыслообразование, самоопределение. Р.: понимать учебную задачу, эмоциональная отзывчивость на деятельность |
8.Итог урока и рефлексия (3 мин) | - Мы сегодня работали, по какой теме? - Чему мы сегодня учились на уроке? (Находить несколько частей числа) - Мы научились это делать? - Повторим, как это делать. 1. Находим одну часть – выполняем деление. 2. Находим несколько частей – выполняем умножение. 4/5 от 20 20 : 5 * 4= 16 Мы выполнили цель, которую ставили в начале урока? Кораблик наш продолжит плыть по волнам науки математики, а мы магнитиками выложит ему светлый путь (желтые). - Сегодня на уроке вы все работали на «хорошо» и «отлично». Урок окончен. Большое всем спасибо! | К.: Рефлексия своих действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...