Программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка"
рабочая программа по математике (4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка" | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
средняя общеобразовательная школа №13
МБОУ БГО СОШ № 13
«Рассмотрено» на заседании МО__________________ ___________/И.А.Свищева Протокол №_________от «___»____________2022г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ БГО СОШ №13 ___________/Л.А.Шишкина «___»_______2022г. | «Утверждаю» Директор МБОУ БГОСОШ№13 ___________О.В.Долгова Приказ №_________от «___»_________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математическая шкатулка»
для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Орехова Ирина Николаевна
учитель начальных классов
Борисоглебск 2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД, но не все младшие школьники имеют мотивацию к обучению математике, не все стремятся развивать свои интеллектуальные способности. Как быть? Как помочь ребёнку понять и полюбить математику? Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Внеурочная деятельность как нельзя лучше не только выявляет познавательный интерес, но и стимулирует к дальнейшей работе в выбранном направлении. Совместная учебная и внеучебная работа дают двойную пользу обучающемуся, так как появляются время и возможности для выявления интереса к предмету, углубления знаний и возможности их практического применения. Поэтому была разработана программа курса внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» для обучающихся 4 классов. Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Программа курса внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, углубляет целостное представление о науке «Математика», способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Цель программы: создать условия для развития математических способностей младших школьников и формирования устойчивого интереса к математике.
Задачи программы:
образовательные:
- формировать у обучающихся знания о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);
- формировать у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- формировать первоначальные навыки работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему);
- формировать умения выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
развивающие:
- развивать познавательный интерес к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
- развить мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать пространственное воображение;
- развить коммуникативные уменя в процессе решения разнообразных заданий;
- развить внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
воспитательные:
- - воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ БГО СОШ №13
Учебный курс предназначен для обучающихся 4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
Содержание курса
Содержание программы кружка представлено пятью разделами: 1 раздел – «Математическое справочное бюро», 2 раздел – «Математические игры», 3 раздел – «В мире задач», 4 раздел – «Геометрическая мозаика», 5 раздел – «Упражнения на быстрый счет».
Формы организации и виды деятельности школьников.
Занятия организуются с учётом интересов учащихся и проводятся с использованием игровых методов и приёмов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно используется занимательный материал: головоломки, ребусы, кроссворды, фокусы, загадки. Обучающиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; выпускают математические газеты, готовят проекты, создают презентации и др.
Основные формы практической деятельности обучающихся:
- проект «Создание задачника по математике»;
- творческие работы (Выпуск математической газеты,; составление ребусов, «Создание презентации «Римские цифры»);
- викторины («Юный математик»; «Умники и умницы»; «Геометрическая мозайка»)
Виды игр, используемые на занятиях:
игры на развитие внимания ( «Математические фокусы»);
игры-тренинги («Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число»);
игры-соревнования («Игра – соревнование «Весёлый счёт»)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты:
- развит познавательный интерес к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
- сформированы умения выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- развита внимательность, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- развиты мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развиты коммуникативные умения в процессе решения разнообразных заданий;
- сформированы умения адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, анализировать их на том или ином этапе.
Предметные результаты:
- сформированы у обучающихся знания о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);
- сформированы у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- развито пространственное воображение и геометрические представления;
- сформированы первоначальные навыки работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, нахождение информации на заданную тему).
№ п/п | Тема | Форма проведения | Часы | ЭОР | |
теория | практика | ||||
1 | Арифметика Каменного века.Занимательные задачи. | Беседа | 1 | ||
2 | Старинная русская нумерация. Занимательные задачи | Игровой урок | 0,5 | 0,5 | |
3 | Римская нумерация. «Игры со спичками» | Игровой урок | 0,5 | 0,5 | |
4 | Римские цифры. Как читать римские цифры | Практическое занятие | 0,5 | 0,5 | |
5-7 | Создание презентации «Римские цифры» | Практическое занятие | 1 | 2 | |
8 | Математические фокусы | Игровой урок | 0,5 | 0,5 | |
9 | Числовые головоломки | Игра | 0,5 | 0,5 | |
10 | Числоград | Игра | 0,5 | 0,5 | |
11 | Ребусы | Игра | 0,5 | 0,5 | |
12 | Математические игры и задачи | Игровой урок | 0,5 | 0,5 | |
13-15 | Выпуск математической газеты «Математика в играх» | Проект | 1 | 2 | |
16 | Мир занимательных задач (задачи со многими возможными решениями) | Практика | 0,5 | 0,5 | |
17 | Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия | Практика | 0,5 | 0,5 | |
18 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов | Практика | 0,5 | 0,5 | |
19-20 | Из истории дробей. Старинные задачи с дробями. | Практика. | 1 | 1 | |
21 | В гостях у Белоснежки (сравнение долей.Решение задач) | Практика | 0,5 | 0,5 | |
22 | Викторина «Умники и умницы» | Турнир | 1 | ||
23-25 | Проект «Создание задачника по математике» | Проект | 3 | ||
26 | Викторина «Юный математик» | Турнир | 1 | ||
27 | Объёмные геометрические фигуры (цилиндр, конус) | Практика | 1 | ||
28 | Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр) | Практика | 1 | ||
29 | Измерение площади с помощью палетки | Практика | 1 | ||
30 | Викторина «Геометрическая мозаика» | Турнип | 0,5 | 0,5 | |
31 | Вычисли наиболее удобным способом. | Игровой урок | 1 | ||
32 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | Практика | 1 | ||
33 | Математические цепочки | Турнир | 1 | ||
34 | Итоговое занятие «Считай, смекай, отгадывай» | Конференция | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Всего часов | Количество часов | Дата | ||
теория | практика | план | факт | |||
1 | Арифметика Каменного века.Занимательные задачи. | 1 | 1 | |||
2 | Старинная русская нумерация. Занимательные задачи | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Римская нумерация. «Игры со спичками» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Римские цифры. Как читать римские цифры | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
5-7 | Создание презентации «Римские цифры» | 3 | 1 | 2 | ||
8 | Математические фокусы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Числовые головоломки | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Числоград | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
11 | Ребусы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
12 | Математические игры и задачи | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
13-15 | Выпуск математической газеты «Математика в играх» | 3 | 1 | 2 | ||
16 | Мир занимательных задач (задачи со многими возможными решениями) | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
17 | Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
18 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
19-20 | Из истории дробей. Старинные задачи с дробями. | 2 | 1 | 1 | ||
21 | В гостях у Белоснежки (сравнение долей.Решение задач) | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
22 | Викторина «Умники и умницы» | 1 | 1 | |||
23-25 | Проект «Создание задачника по математике» | 3 | 3 | |||
26 | Викторина «Юный математик» | 1 | 1 | |||
27 | Объёмные геометрические фигуры (цилиндр, конус) | 1 | 1 | |||
28 | Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр) | 1 | 1 | |||
29 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | 1 | |||
30 | Викторина «Геометрическая мозаика» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
31 | Вычисли наиболее удобным способом. | 1 | 1 | |||
32 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | 1 | 1 | |||
33 | Математические цепочки | 1 | 1 | |||
34 | Итоговое занятие «Считай, смекай, отгадывай» | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)
Формирование интереса к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа . Приобщать школьников к актив...
Программа внеурочной деятельности Клуб «Волшебная шкатулка» 1-4 класс
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальна...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка" 2 класс
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, а также современная п...
Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок «Музыкальная шкатулка»
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Д.Шостакович...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Волшебная шкатулка.
Цель программы:Формирование интереса к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа . Приобщать школьнико...
Программа внеурочной деятельности в 3 классе "Математическая шкатулка"
Программа внеурочной деятельности по математике в 3 классе "Математическая шкатулка"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка"
Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г.Сафоново по внеурочной деятельности курса «Математическая шкатулка» для учащихся 1—4 классов МБОУ «СОШ № 2»...