Формирование математической грамотности средствами практических заданий и проблемных ситуаций
статья по математике (4 класс)
Развитие функциональной грамотности одна из приоритетных задач ФГОС нового поколения. Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_2022_matematicheskaya_gramotnost.docx | 662.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование математической грамотности средствами практических заданий и проблемных ситуаций»
Развитие функциональной грамотности одна из приоритетных задач ФГОС нового поколения. В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «методики и технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений».
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность. «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.»
Математика вносит неоценимый вклад в развитие элементов функциональной грамотности младшего школьника. Она способствует развитию информационной, читательской, социальной грамотности. На уроках технологии, окружающего мира так же используются математические знания.
Никому не секрет, что компетентности по формированию математической грамотности проверялись в рамках международного исследования PISA, которое в данный момент не доступно для России. Но министерство образования РФ планирует запустить российский вариант данного исследования.
Изучив некоторые данные исследований PISA, мы пришли к выводу, что задания PISA были направлены на использование математических знаний , как на уроках в рамках школьной программы, так и вне школы.
Мы решили изучить уровень математической грамотности учеников в параллели 4 – х классов. Ведь начальная школа – это первая ступень по формированию функциональной грамотности, в которую непосредственно входит математическая грамотность. Проанализировав мониторинговые исследования учащихся PISA последних лет, мы разработали диагностическую работу для определения уровня математической грамотности у учащихся 4 классов и провели ее в своих классах в середине учебного года. (Приложение 1)
Данные мониторингового исследования позволили нам увидеть противоречия между необходимостью формирования математической грамотности обучающихся и недостаточным уровнем понимания решения математических задач решаемых в жизненных ситуациях. (Приложение 2)
Перед нами встала проблема, как найти оптимальные средства, направленные на повышение уровня сформированности математической грамотности обучающихся.
Цель: создать комплекс практических заданий и подобрать систему проблемных ситуаций направленных на формирование математической грамотности младших школьников.
Задачи:
- изучить материалы мониторинговых исследований PISA в России;
- разработать комплекс практических заданий и ситуативных задач, содержащих проблему, математического содержания, направленных на формирование математической грамотности обучающихся, включить их в учебный материал к урокам математики, а так же в познавательно – развивающие занятия во внеурочное время.
- адаптировать разработанные задания к решению практических задач, математического характера, ориентированные на жизненные ситуации.
- проверить на практике эффективность их реализации, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка;
- проанализировать результаты работы с данными заданиями, выявить недостатки для дальнейшей работы по формированию математической грамотности.
При реализации комплекса практических заданий необходимо учитывать следующие моменты:
задачи такого вида не должны включаться в работу эпизодически, они должны носить непрерывный характер и решаться на уроке математики при изучении практически всех тем;
решение задач, содержание которых близко к реальности, с использованием математических знаний, важно для понимания учащимися роли математики в повседневной жизни;
учителю необходимо постоянно развивать познавательные потребности своих учеников, организовать поисково-исследовательскую деятельность, направленную на решение жизненных ситуаций при решении математических задач.
Для достижения поставленной цели мы определили структуру учебных заданий для формирования математической грамотности обучающихся. (Приложение 3)
Так же в рабочей программе по математике мы определили темы уроков, на которых в последствии внедряли практические задания.
Чтобы добиться положительных результатов в формировании математической грамотности, мы опираемся на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Практические задания и решение проблемных ситуаций по формированию математической грамотности мы включаем в различные этапы урока.
На этапе актуализации знаний, мы предлагаем ученикам решить задачи содержащие проблемные ситуации, направленные на формирование математической грамотности. Такие задачи мы называем «Задачки для прокачки». Поиск решения таких проблемных ситуаций занимает не более 3 минут, это способствует активизации внимания учащихся, все дети включаются в учебный процесс, они знакомятся с различными типами проблемных задач, тем самым пополняется запас знаний необходимых для формирования математической грамотности.
На этапах изучения нового материала и закрепления полученных знаний мы применяем практические задачи. Подбирая комплекс заданий, всегда учитываем содержание темы урока в учебном плане, а так же содержание компонентов математической грамотности. (Приложение 3)
Например, изучая раздел «Письменные приемы умножения и деления чисел», в основном опираемся на 1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения практических задач жизненного характера; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь маме, повару в ресторане, кассиру и продавцу в магазине, и т.д., То есть задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
2-й компонент математической грамотности используем при изучении геометрического материала. Подбираем задания развивающие способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
Одним из примеров применения 3-го компонента математической грамотности является изучение тем раздела «Числа от 1 до 100». Задания данного типа направлены на овладение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).
Разработанный комплекс заданий носит не эпизодический характер, а включен в систему знаний по формированию математической грамотности.
После проведения и анализа входной диагностической работы для контроля уровня сформированности математической грамотности мы в классах ввели Листы личностных достижений, которые заполняются в течении всего учебного года. Листы личностных достижений заполняются после выполнения каждого практического задания сначала вместе с учителем, а потом самостоятельно. Данный Лист позволяет учителю увидеть уровень сформированности математической грамотности каждого обучающегося, для дальнейшей индивидуальной работы с учеником. (Приложение 6)
В конце учебного года провели итоговую диагностическую работу и проанализировали Листы личностных достижений каждого ученика. Данный мониторинг позволил увидеть, чего достиг каждый ученик в течение учебного года. ( Приложение 5)
Высокий уровень сформированности математической грамотности помогаем учащимся безболезненно переходить из начальной школы в основное звено обучения: учителю математики будет легче спланировать работу по формированию математической грамотности с Листами личностных достижений в основной школе.
Таким образом, комплекс разработанных заданий и решение проблемных жизненных ситуаций математического характера способствуют формированию математической грамотности младших школьников, тем самым повышают качество обучения и готовность детей к жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Входная диагностическая работа
по определению математической грамотности
обучающихся 4 классов
МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 1. «Доска почета». 3«Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см)
Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.
Вопрос 1/2 . Сколько фотографий ребята могут разместить на доске?
Выберите и отметьте верный ответ.
А. 10 шт.
Б. 20шт.
В. 100шт.
Г. 25шт.
Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?
Ответ:__________________________________________
Задание 2. «Кинотеатр».
В кинотеатре «Эдем» стартовал новый мультфильм «Фиксики против роботов». Начало сеанса в 17:00. Продолжительность сеанса 1 час 30 минут.
Путь от дома до кинотеатра составляет 20 минут.
Вопрос 1/2. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?
Выбери и отметь правильный ответ.
А. 16:30
Б. 16:20
В.16:00
Г. 16:10
Вопрос 2/2.В котором часу Марина вернется домой, если после сеанса задержится на 10 минут с подругой?
Ответ:_________________________________
Задание 3. «Покупки». Мама отправила Петю в магазин со списком продуктов, которые необходимо купить.
Список |
Молоко «Простоквашино» Хлеб Сметана |
Витрина магазина:
Продукты | Цена |
30 рублей | |
28 рублей | |
42 рубля |
Вопрос 1/2.Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.
Числовое выражение:_______________________________________
Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 150 рублей?
Ответ:________________________________________________________
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 4. «Фишечки». В магазине «Командор» за накопленные 5 фишек можно получить сковороду. Одна фишка выдается при покупке на 100 рублей.
Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 5 фишек?
Решение:______________________________________________
Вопрос 2/2. Сколько надо получить фишек, чтобы приобрести сковороду себе и двум своим родственникам?
Ответ:____________________________________
Задание 5. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.
Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине? Укажи номер карты.
Ответ:_______________________________________
Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Лента»?
Ответ:____________________________________________
Задание 6. «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.
Вопрос 1/2. Расшифруй код при помощи шифра.
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 |
2 цифра | Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3 |
3 цифра | Произведение чисел 135 и 0 |
4 цифра | Во сколько раз 24 больше 8 |
Ответ:_______________________________________
Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?
Ответ:________________________________________________________
Задание 7. «Денежная валюта».
Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 63 рублям, а 1 юань равен 9 рублям.
Ответ:____________________________________________________________
Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 6 купюрах и монетах?
Ответ:______________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты
Входной диагностической работы
формирования математической грамотности
4- х классов, сентябрь 2021г.
Количество выполнявших – 55 чел.
Количество заданий – 7
I компонент – 3 задания
II компонент – 1 задание
III компонент – 3 задания
Вывод: первый компонент математической грамотности включил в себя жизненные задачи с применением математических знаний, проблем, возникающих в повседневной жизни, жизненных ситуаций и оценку их достижений, умение ориентироваться во времени.
Проанализировав задачи 1 компонента, более успешно ребята справились с заданием, где необходимо применять арифметические действия, что составило 61%, 26% - выполнили частично верно, 13% испытали трудности, поэтому с заданием не справились.
Анализируя задачу – оценка ситуации результаты распределились следующим образом: 57% успешно справились с заданием, 25% выполнили частично верно, 18% не справились с заданием.
Менее успешно справились с заданием на ориентирование во времени. Результаты расположились в диаграмме следующим образом: 49% справились частично верно, 35% не справились с заданием, лишь 16% выполнили верно.
Вывод: II компонент математической грамотности включил задачу на решение проблемных ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе геометрических фигур, на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин. Решение задачи показало, что большая часть обучающихся справилась с этим заданием и составила 46%, 31 % выполнили частично верно, лишь 23% не справились с заданием.
Вывод: третий компонент математической грамотности включил задачи: на построение математических суждений, связанных с жизнью, задачу семейно-практического характера, а также задачу на владение математическими фактами. Решение задач показали средний уровень выполнения заданий. Результат выполненных задач распределился следующим образом: с задачами на построение математических суждений и владениями математическими фактами справились по 38%, выполнили частично 31 % и не справились с заданием так же 31% обучающихся. Менее успешно справились с заданием семейно-практического характера. 44% не справились с заданием, 31% выполнили частично верно, только 25% справились с заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Структура учебных заданий и ситуаций, направленная
на формирование математической грамотности младших школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Итоговая диагностическая работа
по определению математической грамотности
обучающихся 4 классов
МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 1. «Уголок ветерана». 4«Б» класс ко Дню победы, в составе 30 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета фотографии своих дедушек-ветеранов. Размеры доски 2 м х 2 м (200 см- 200 см)
Фотографии квадратной формы со стороной 40 см.
Вопрос 1/2 . Сколько фотографий ребята могут разместить на доске?
Выберите и отметьте верный ответ.
А. 10 шт.
Б. 20шт.
В. 100шт.
Г. 25шт.
Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса поместятся на доску?
Ответ:__________________________________________
Задание 2. «Кинотеатр».
В кинотеатре «Синема» стартовал новый семейный фильм «Артек». Начало сеанса в 18:00. Продолжительность сеанса 1 час 40 минут.
Путь от дома до кинотеатра составляет 30 минут.
Вопрос 1/2. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?
Выбери и отметь правильный ответ.
А. 16:30
Б. 17:20
В.17:00
Г. 17:10
Вопрос 2/2.В котором часу семья вернется домой, если после сеанса задержится на 20 минут в кафе?
Ответ:_________________________________
Задание 3. «Покупки». Мама отправила Машу в супермаркет за продуктами со списком, в который внесла, что необходимо купить.
Список |
Сливочное масло Батон Кефир |
Витрина магазина:
Продукты | Цена |
32 рублей | |
148 рублей | |
52 рубля |
Вопрос 1/2.Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.
Числовое выражение:_______________________________________
Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 250 рублей?
Ответ:________________________________________________________
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 4. «Наклеечки». В магазине «Магнит» за накопленные 25 наклеек можно получить чайник. Одна наклейка выдается при покупке на 200 рублей.
Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 25 наклеек?
Решение:______________________________________________
Вопрос 2/2. Сколько надо получить наклеек, чтобы приобрести чайник себе и бабушке, а так же набор тарелок за 30 наклеек?
Ответ:____________________________________
Задание 5. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.
Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке в супермаркете? Укажи номер карты.
Ответ:_______________________________________
Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Фармленд»?
Ответ:____________________________________________
Задание 6. «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.
Вопрос 1/2. Расшифруй код при помощи шифра.
1 цифра | Частное чисел 18 и 3 |
2 цифра | Сумма чисел 20 и 8 деленная на 4 |
3 цифра | Произведение чисел 0 и 256 |
4 цифра | Во сколько раз 9 меньше 45 |
Ответ:_______________________________________
Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно несколько раз?
Ответ:________________________________________________________
Задание 7. «Денежная валюта».
Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 69 рублей, а 1 евро равен 75 рубалям, а 1 тенге равен 18 копейкам
Ответ:____________________________________________________________
Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 9 купюрах и монетах?
Ответ:______________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Результаты
Итоговой диагностической работы
формирования математической грамотности
4- х классов, сентябрь 2021г.
Количество выполнявших – 55 чел.
Количество заданий – 7
I компонент – 3 задания
II компонент – 1 задание
III компонент – 3 задания
Проанализировав задачи 1 компонента, более успешно ребята справились с заданием, где необходимо применять арифметические действия, что составило 72%, 23% - выполнили частично верно, 5% испытали трудности, поэтому с заданием не справились.
Анализируя задачу – оценка ситуации результаты распределились следующим образом: 76% успешно справились с заданием, 16% выполнили частично верно, 8% не справились с заданием.
Результаты выполнения заданий на ориентирование во времени расположились в диаграмме следующим образом: 22% справились частично верно, 5% не справились с заданием, 73% выполнили верно.
Решение задачи показало, что большая часть обучающихся справилась с этим заданием успешно, составляет 80%, 15 % выполнили частично верно, лишь 5% не справились с заданием.
Решение задач с элементами проблемных ситуаций показали выше среднего уровень выполнения заданий. Результат выполненных задач распределился следующим образом: с задачами на построение математических суждений справились 68%, владениями математическими фактами справились 54%, выполнили частично 18 % и 23% соответственно, не справились с заданием так же по 13% обучающихся. С заданием семейно-практического характера. 58% справились успешно, 28% выполнили частично верно, только 14% не справились с заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Лист личностных достижений обучающегося по формированию математической грамотности
Класс:__________
Год обучения______________________
ФИО ученика:_________________________________________________
Компоненты | Задания | Уровень выполнения заданий | |||||||||||||||||||
I компонент | Жизненные задачи | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
Задачи профориентационной направленности | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | |
Оценка ситуаций | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | |
II компонент | Геометрические задачи, связанные с жизнью | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
III компонент | Задачи семейно-практического характера | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
МГ – решил сам
МГ – решил с помощью…
МГ – придумал задание сам (урок, д\з)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание как средство создания диалога в проблемной ситуации
Домашнее задание – самостоятельная работа учащегося, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьника.В статье рассмотрены цели и виды домашнего задани...
Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики
Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках мат...
«Формирование математической грамотности младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций».
В работе представлены задания на развитие математической грамотности....
Структура учебных заданий и ситуаций, направленная на формирование математической грамотности младших школьников
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:• «использование начальных математических знаний для описания и объяснения ок...
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
Практические задания на уроках математики...
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
практико-ориентированные задания на уроках математики3-4 классы...
Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»
Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»...