Сложение и вычитание трехзначных чисел
методическая разработка по математике (2 класс)
Конспект урока по математике во 2 классе. (Л.Г. Петерсон). Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_trehznachnyh_chisel.doc | 85.5 КБ |
slozhenie_i_vychitanie_trehznachnyh_chise.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ
Т Е М А: Сложение и вычитание трёхзначных чисел.
Ц Е Л Ь: - формировать способность вычитать из трёхзначных чисел,
когда в уменьшаемом занимаем у сотен, а не у десятков;
ЗАДАЧИ:
1) Образовательные:
- Закрепление навыков устных и письменных вычислений 2- и 3-хзначных чисел;
2) Развивающие:
- Развитие практических умений вычитания из круглого числа;
- Развитие у детей психических процессов (мышления, памяти, внимания);
- Развитие умения работать в группе;
- Развитие умения решать проблемные ситуации;
- Развитие умения предлагать варианты решения и аргументировать свое решение;
3) Воспитательные:
- Способствовать формированию интереса к математике, как к науке;
- Способствовать формированию познавательного интереса к учёбе;
- Способствовать формированию уважительного отношения к другим членам группы;
Оборудование: разноцветные карточки с числами, примерами, словами; карточки с примерами, записанными столбиком; предметные модели чисел («треугольники и точки») у учеников на партах и у учителя на магнитной доске; карточки с заданиями для сильных детей, карточки со «смайликами».
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.
Я желаю вам хорошего настроения. С каким настроением мы начинаем урок, поделитесь со мной…(карточки со смайликами)
Я надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
Учитель. Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок математики.
К нам в гости пришли герои вашего любимого мультфильма. (На экране появляются герои мультфильма "Смешарики".)
(Слайд 1)
Нарисована страна
Милых кругленьких зверьков
Из конца в конец она
В тыщу кроличьих прыжков.
Из какого мультфильма эти герои?
Ученик. Из мультфильма "Смешарики".
Учитель. Давайте вспомним , как их зовут?
Ученик. Бараш, Лосяш, Нюша, Совунья, Крош, Пин.
Учитель. Ребята, смешарики пригласили нас в гости в страну Смешариков и приготовили для нас очень интересные задания. Как вы думаете, справимся мы с вами?
Ученик. ДА.
Учитель. Смешари желают нам успехов!
- Устный счет
(Слайд 2)
Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же встречает нас на пороге страны Смешариков?
Ученик. Нюша.
Нюша предлагает нам выполнить задания.
1) Сосчитайте цепочку примеров: (карточка 1) (Слайд 3)
76 – 50 – 8 + 60 + 12 + 100 + 10 + 45 – 40 (205)
Та группа, которая справится раньше всех, получит приз от Нюши.
(вручение приза)
2) А вот еще одно задание от Нюши: (Слайд 4)
Дан ряд чисел (на доске) 300, 304, 308, 312, 216
- Какое число в этом ряду лишнее? Почему?
- Какое число нужно поставить вместо числа 216, чтобы сохранить закономерность? Почему?
- Какое следующее число будет в этом ряду? (320)
- На сколько 320 больше, чем 300? На сколько 300 меньше, чем 320?
- Расскажите все, что знаете о числе 300, какое предыдущее число?
- Последущее?
- Выразите число 300 с помощью графических моделей (1 человек на доске)
Молодцы! Нюша вами довольна! А нам пора продолжать путешествие по стране Смешариков.
- Самоопределение к деятельности (сообщение темы урока).
(Слайд 5)
Учитель. - Чей же домик следующий?
Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Кто нас в домике встречает?
Ну конечно же – Лосяш!
- Лосяш предлагает нам вспомнить, над какой темой вы работали на прошлых уроках? (сложение и вычитание трехзначных чисел)
- Сегодня продолжим работу по этой теме.
- Что мы должны знать и помнить, чтобы правильно складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик?
- Итак, Лосяш дает нам задание на урок. Сегодня мы должны будем познакомиться с новым случаем вычитания в столбик и научиться решать новые примеры. Справимся?
Ученики: Да.
- Тогда давайте двигаться дальше.
- Актуализация знаний, фиксирование затруднений, формулирование проблемы.
(Слайд 6)
Вот мы видим чей-то домик,
Он стоит на берегу,
И частенько ходит кролик,
В гости к другу своему.
Друг его, он очень умный,
Носит круглые очки,
Собирает раритеты,
Кто же это сообщи?
Ученики: Ежик.
- К Ежику в гости пришел Крош и разбросал все карточки.
(на стенах класса расположены карточки: 159, 5, 453, 1349, а+б=с, 374, 95+14, восемь, 576 – 318, 885, 218, 302)
- Посмотрите вокруг, найдите только трёхзначные числа и прикрепите их на доску
- Запишите эти числа в порядке возрастания.(159, 218, 302, 374, 453, 885)
- Прочитай числа в порядке возрастания (1 человек) Давайте проверим.
(Слайд 7)
- Назовите самое маленькое из этих чисел. Сколько в нем сотен, десятков, единиц?
- Назовите самое большое из данных чисел. Сколько в нём сотен, десятков, единиц?
- Назовите число, в котором 5 десятков; 3 единицы; 4 сотни.
- Составьте устно примеры на сложение и вычитание, используя только данные числа.
(дети называют свои примеры, а учитель записывает на доске только те, которые нужны ему на уроке: 885 – 453, 302 + 218, 374 – 218,
218 + 453, 885 + 159, 302 – 159)
- Решите в группе на листочке из данных выражений только выражения на вычитание (столбиком).
- Какое выражение вызвало затруднение? Почему?
- Какова цель нашего урока? (проблема)
(Научится считать такие примеры)
- Правильно. Сегодня научимся вычитать из круглого числа.
- Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания»)
- Каким способом мы можем вначале узнать результат данного выражения? (графическая модель)
- Выкладываем на парте модели данных чисел. (1 ученик у магнитной доски, а остальные дети – на партах)
- Как вычесть трёхзначные числа?
- Почему здесь не можем выполнить вычитание? (не хватает десятков и единиц)
- Где их взять? (у сотни)
- Как удобно эту сотню разбить (ведь нужны и десятки, и единицы)? (9 десятков и 10 единиц)
- Найдите ответ.
- Запишем этот пример столбиком в тетради.
- С какого разряда начнем вычитать? (учитель у доски)
- Объясните, пользуясь моделью, как из числа 302 вычесть 159 столбиком.
(Вычитаю единицы: из 2 ед. нельзя вычесть 9ед. Десятков «0», поэтому занимаю 1 сотню и ставлю точку над сотнями. Сотню раскладываю на 9 десятков и 10 единиц и т.д.)
- Какое открытие сделали? Как из трёхзначного числа, у которого нельзя занять у десятков, вычесть другое трехзначное число? (занять у сотен 1 сотню и разложить её на 9 десятков и 10 единиц)
- Справились с затруднением?
- Физкультминутка
- Прежде чем отправиться дальше, необходимо немного отдохнуть.
Ежик все еще сердится на Кроша за разбросанные карточки. Выполним упражнение «Сердитый Ежик» (Слайд 8)
Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Отправляемся дальше.
(Слайд 9)
Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош!
- Крош послушал нас у Ежика, но пока не понял, как решать новые примеры. Давайте поможем ему разобраться, а заодно и сами потренируемся в решении примеров на новый вычислительный прием.
- С.64 № 1 – объясним, используя модель, как решаем 1-ый пример.
(1 ученик работает у доски, остальные по группам)
- А теперь работаем в парах.
(1 вариант решает 2-ой пример из №1 с комментированием для
2 варианта, а потом 2 вариант решает 3-ий пример из №1 с комментированием для 1 варианта)
- Проверка: 1 в. – 144, 2 в. – 59 (Слайд 10)
Как же нужно действовать при вычитании из круглого числа?
- Молодцы! Помогли Крошу разобраться.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А мы продолжаем свой путь по стране Смешариков.
(Слайд 11)
А вы знали, на деревьях
Тоже можно строить дом?
В этом доме есть варенье,
Чай лечебный в доме том.
Очень мудрая хозяйка,
Энергична хохотунья,
Если кто-то заболеет,
То идёт всегда к Совунье!
- Совунья хочет проверить, как вы поняли новый материал.
СИЛЬНЫЕ – с.64 № 2 (1 и 2 примеры) по заданию самостоятельно – взаимопроверка
СЛАБЫЕ – с. 64 № 3 (1 и 2 примеры) самостоятельно, а потом проверка с доски (доска вначале закрыта).
-Те, кто хорошо понял, как решать примеры, может взять красную карточку, кому еще трудно, возьмите зеленую.
- Проверим примеры (открыть доску)
- Кто справился с заданием без ошибок и научился вычитать из круглого числа?
- Были ли какие-то затруднения?
- Что осталось непонятным?
- Физкультминутка (подвижная)
- Поиграем с Совуньей и отдохнем. (Слайд 12)
«Сова»
Когда я говорю «день», вы стоите закрыв глаза и медленно поворачиваете голову вправо и влево, а когда я говорю «ночь» - смотритЕ вперёд и взмахиваете руками-крыльями, опуская их вниз, произносите «у-уффф».
- Включение в систему знаний и повторение.
- А мы продолжаем путешествие по стране смешариков
- К кому теперь направимся?
(Слайд 13)
В этом доме пахнет мёдом,
Вокруг дома огород.
Не знакомый с гололёдом,
Танцор диско в нём живёт.
Лучше нету землеведа,
Он талантлив там и тут
Добродушного медведя
Все Копатычем зовут.
- Вы отлично поработали с новым вычислительным приёмом, а теперь можно заняться повторением.
- Копатыч предлагает вспомнить, как сравнить трехзначные числа
- С.64 № 4 (работаем в учебнике; выполнить сравнение не считая, т.е. подумав логически) (работа по цепочке)
- С. 65 № 6 (выполним задание в тетради)
- Копатычу часто приходится выполнять измерения у себя в огороде: то нужно взвесить урожай, то измерить длину грядок. Он предлагает нам вспомнить, как перевести метры и дм в см.
- Рефлексия урока. (2 минуты)
- Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Смешарики прощаются с нами.
(Слайд 14)
- Какие новые примеры учились решать?
- Каким способом получали решение?
- У кого были затруднения в течение урока? Удалось ли их преодолеть?
- Какое настроение у вас было на уроке? Покажите (карточки со смайликами)
- Смешарики прощаются с вами и дарят вам подарки за работу.
Самоанализ урока математики
* Физкультминутки (для стимулирования психических процессов: мышления, памяти, внимания)
- Самоопределение к деятельности.
- Актуализация знаний, фиксация затруднений.
а) карточки размещены по всему классу (ища на карточках ответы на поставленный вопрос, дети меняют положение туловища, тем самым, снимая напряжение с позвоночника)
б) карточки даны в основных цветах для профилактики нарушения зрения.
- Выявление причин затруднения, постановка цели деятельности.
- работа в группах (развивает у детей коммуникативность, толерантность, снимает психическое напряжение и напряжение в мышцах; снижает уровень тревожности, формирует познавательный интерес к учебе)
5.Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания»).
Практическая работа с моделями при решении примеров (облегчает процесс запоминания материала).
10 % информации мы запоминаем из того, что слышим
50% информации мы запоминаем из того, что видим
90% информации мы запоминаем из того, что делаем сами.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в парах (формирует у детей коммуникативность, толерантность; снимает психическое напряжение при самостоятельном выполнении задания, так как может помочь товарищ)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуализация в обучении (работа с сильными и слабыми детьми)
8. Физминутка (для снятия мышечного напряжения с позвоночника, плечевого пояса).
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности (формирование у детей адекватной самооценки и положительной мотивации к урокам)
Схема самоанализа урока
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи я решаю или решила на уроке:
– общеобразовательные;
– воспитательные;
– развивающие?
– Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
5. На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
10. За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
12. Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
76–50–8+60+12+100+10+45-40 205
300, 304, 308, 312, 216, ...
159, 218, 302, 453, 885
59 144
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2 классе "Сложение и вычитание трехзначных чисел"
Урок математики по учебнику Л.Г. Петерсон. Цель: формировать умение выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел, выполнять проверку действий....
конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел "
конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел " для урока математики во 3 классе...
Сложение и вычитание трехзначных чисел
Урок математики в 3 классе...
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. ТРЕТЬЕ РАТНОЕ ПОЛЕ РОССИИ» 3 класс
Урок, как и любой другой урок в системе Л.В. Занкова, прежде всего был нацелен на общее развитие школьников.Его эффективность доказывается разными показателями: реализацией дидактических принцип...
Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Сложение и вычитание трехзначных чисел"
Конспект урока может быть использован на уроках математики во 2 классе....
Конспект урока по математике во 2 классе. Сложение и вычитание трехзначных чисел. Даты и числа из истории Москвы.
Специфика экспериментальной деятельности предполагает преобразование всего учебного процесса, его форм, методов, содержания, отношений его субъектов. Внедрение проекта в учебную деятельнос...
Сложение и вычитание трехзначных чисел
Урок математики в 3 классе в форме "Зимней олимпиады. Класс разделен на 5 команд. У каждой команды есть своя зачетная карточка, куда вписываются результаты работы командыв течение всего урока.. В конц...