Факультативный курс "Занимательная математика" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс)
Программа для факультативных занятий по математике для учащихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_s_tetradyu.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс
«Занимательная математика»
2 класс
Капитонова Вероника Анатольевна
учитель начальных классов.
Д. Подымалово 2022г.
Пояснительная записка.
Рабочая тетрадь творческих заданий составлена по программе учебника математики 2 класса и может быть использовано как для работы на уроке, так и для работы факультативных занятий. Тетрадь включает обучение приемам решения нестандартных и занимательных упражнений, логических рассуждений.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игры, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. В процессе занятия учащиеся незаметно для себя выполняют различные задания, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Интересные задания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым .
Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить , в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти , внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени. В начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Рекомендации по проведению занятий:
- занятия по данной тетради проводится в течение всего учебного года с учащимися 2– го класса;
- занятия пронумерованы в соответствии с последовательностью их
проведения;
- каждому ребенку необходимо иметь: данное пособие, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчёркивать , рисовать, писать, белые листы, ножницы;
- в конце года рекомендуется провести конкурс – смотр на лучшую тетрадь, сделать выставку. Объявить об этом следует на первом же занятии, чтобы каждый ребенок был заинтересован в лучшем результате;
- занятия могут проводиться одновременно как со всем классом, так и с группой детей, испытывающих трудности в учебной деятельности.
- сильные дети могут работать с тетрадью индивидуально. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция, учитель контролирует, правильно ли ребенок его выполнил. Более слабые дети работают коллективно, под руководством учителя.
Цели:
-овладение знаниями, умения и навыками на уровне, обусловленном требованиями
ФГОС;
-формирование познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний;
-развитие математического стиля мышления, интеллектуальных и эмоционально – волевых качеств учащихся;
-осуществление всесторонней подготовки к обучению на основной ступени школы и использованию математических знаний в жизни.
Задачи:
-формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- формирование умения решать и составлять творческие задачи;
-развитие внимания (устойчивость, концентрация, переключение, самоконтроль ит.д.);
-развитие памяти (расширение объёма, формирования навыков запоминания);
-повысить интерес к математике.
Пособие опирается на следующие основные принципы отбора содержания учебного материала и построения предмета: научности, внутрипредметной и межпредметной интеграции, доступности, учета индивидуальных достижений учащихся и творчества.
Принцип научности предполагает создание необходимых условий для усвоения и оперирования младшими школьниками научными терминами и понятиями в учебных ситуациях достижений учащихся и творчества.
Принцип деятельности обеспечивает основу для осознанного и прочного усвоения математических понятий и способов действий. Позволяет «открыть» новые знания, посредством включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, формировать самооценку и самоконтроль своих действий.
Принцип внутрипредметной интеграции обеспечивает органичное единство содержательных линий, как числа и выражения, уравнения и неравенства, геометрические фигуры и измерение геометрических величин.
Межпредметная интеграция позволяет формировать у учащихся целостную картину мира, помогает осознавать взаимосвязи.
Принцип доступности предполагает учёт возрастных особенностей ребенка и создание психологического комфорта, ситуации успеха, атмосферы доброжелательности.
Принцип творчества предполагает формирование у обучающихся способности самостоятельно находить решение нестандартных, творческих, логических задач, «открывать» оригинальные способы действий.
Межпредметная связь
В процессе обучения математики в начальных классах решаются важнейшие учебные задачи: формирование у учащихся математических понятий, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи определенных видов. Вместе с тем развивается логическое мышление учащихся, их память, внимание, умение анализировать, сравнивать предметы и явления.
Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала является основой для более глубокого и осознанного усвоения математических знаний. С этой целью при составлении учебных заданий использовался материал познавательного характера, соответствующих подлинным научным фактам.
Таким образом, прослеживается связь учебного предмета математики с другими предметами, изучаемыми в начальной школе ( родной язык, познание мира, трудовое обучение, музыка).
Содержание
рабочей тетради по математике 2 класс
(34 недели)
Логические упражнения (2 часа)
Представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.
При их решении наиболее полно проявляются приёмы умственной деятельности: сравнение, обобщение. Ребенок учится логически рассуждать, тренирует зрительное восприятие.
Знакомство с принципом построения логической цепочки. Д/з: изготовление карточек с логическими цепочками для классной игротеки
Задачи – смекалки (2 часа)
Очень нравятся детям. Сказочный образ, жизненная ситуация позволяют удачно ввести ребят в мир математики посредством увлекательной ситуации, а учитель может найти пути в сферу эмоций ребенка.
Решая эти задачи, дети сами могут проверить и развить пространственное представление, сообразительность; они учатся анализировать, сравнивать, обобщать, тренируют произвольное внимание, память, логическое мышление без математических вычислений.
Решение и составление задач смекалок.
Занимательная геометрия (2 часа)
Создание геометрических рисунков. Д/з: выполнение рисунков зданий ( по выбору учащихся) на конкурс «Юный архитектор»
Магические квадраты (2 часа)
Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Составление собственных заданий на классификацию, Д/з: изготовление карточек с магическими квадратами для классной игротеки.
Задачи в стихах (2 часа)
Решение задач, формулированных стихотворной форме. Д/з: изготовление карточек (мультимедийных презентаций) с задачами в стихах.
Загадки (4 часа)
Загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления.
Это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам, а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико – математические упражнения.
Обучение разгадыванию загадок. Д/з: изготовление карточек с загадками для классной игротеки.
Нахождение лишнего числа и фигуры (2 часа)
Выполнение заданий на нахождение лишнего числа и фигуры. Д/з: составление карточек с заданиями на поиск лишнего числа или фигуры.
Задания со счётными палочками (2 часа)
Игры с палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие.
Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить её: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов, треугольников.
Выполнение заданий со счётными палочками. Д/з: поиск в литературе и зарисовка заданий с счётными палочками в виде карточек.
Задачи о сказочных героях (2 часа)
Решение и составление задач с участием сказочных героев. Д/з: создание страниц для классного «Сказочного задачника» (коллективный проект).
Задачи-шутки (2 часа)
Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Оно у детей яркое, значительно сильнее интеллекта. «Включить» воображение помогают задачи – шутки, которые не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством восприятия. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазировать, направлять свои фантазии, творческие возможности на решение разных задач.
Решение и составление задач-шуток. Д/з: подбор заданий для «Турнира смекалистых».
Примеры с окошками(2 часа)
Решение и составление примеров с окошками. Д/з: изготовление карточек для игротеки. Занимательные рамки (2 часа)
Знакомство с принципом построения занимательных рамок. Заполнение рамок.
Ребусы с числами (2 часа)
Разгадывание ребусов, содержащих числа. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки.
Числовые лабиринты (2 часа)
Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление Д/з: изготовление заданий для классной игротеки.
Буквенные уравнения, равенства, (2 часа)
Решение уравнений. Составление буквенных выражений.
Геометрических фигур. (2 часа)
Решение задач на нахождение периметра фигур.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол- во часов | Дата |
1 | Логические цепочки | 2 | |
2 | Задачи - смекалки | 2 | |
3 | Занимательная геометрия | 2 | |
4 | Магические квадраты | 2 | |
5 | Задачи в стихах | 2 | |
6 | Математические загадки | 2 | |
7 | Нахождение лишнего числа и фигуры | 2 | |
8 | Задания со счётными палочками | 2 | |
9 | Задачи о сказочных героях | 2 | |
10 | Примеры с окошками | 2 | |
11 | Задачи-шутки | 2 | |
12 | Загадки на уроках математики | 2 | |
13 | Занимательные рамки | 2 | |
14 | Ребусы с числами | 2 | |
15 | Числовые лабиринты | 2 | |
16 | Буквенные уравнения, равенства, неравенства | 2 | |
17 | Геометрические фигуры | 2 |
Ожидаемый результат.
Учащиеся будут знать:
-десятичный состав двузначных и трёхзначных чисел;
-способы проверки сложения вычитанием и вычитания – сложением;
-название величин и единиц их измерения, соотношения между единицами
измерения;
-порядок выполнения действий в выражениях со скобками;
-способ решения простейших уравнений на основе свойств верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;
-определение прямоугольника (квадрата), его свойства;
-периметр – сумму длин сторон многоугольника;
Учащиеся будут уметь:
-читать и записывать двузначные и трёхзначные числа в десятичной системе счисления, сравнивать их;
-сравнивать величины;
-раскладывать на разрядные слагаемые двузначные и трёхзначные числа;
-осуществлять переход из одной единицы измерения величины в другую;
-выполнять вычитание, используя таблицу сложения в пределах двадцати;
-выполнять устно действия сложения и вычитания в случаях, когда одно из чисел однозначное или представлено в виде полного десятка;
-выполнять устно действия сложения и вычитания в случаях, приводимых к табличным или действиям в пределах 100;
-выполнять письменно действия сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел;
-решать задачи в одно – два действия;
-составлять, читать и записывать буквенные выражения, содержащие 1-2 действия со скобками и без скобок, числовые равенства и неравенства;
-решать простейшие уравнения с опорой на свойства верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;
-строить прямоугольник (квадрат);
-вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Используемая литература
1.Учебник математики 2 класс под редакцией Актаева А.Б., Лебедева Л.А. «Алматыкiтап» 2009год.
2.Справочник школьника 1-4 класс/ О.Л. Соболевой, «Алматыкiтап» 2009год.
3. Республиканский научно- методический журнал «Начальная школа» с1 по 9 номер. 2010год
4. Детская газета «Непоседа» О.Кульбацкий, Л. Вожора, «КазПресс».
5.Большая книга заданий и упражнений по развитию логики И. Светлова,Е.Нитылкина, Е. Мельникова. «Эксмо» 2010год.
6.Умные игры. «Росмэн-Пресс»2005год.
7.Журнал «Занимательные материалы для развития логического мышления»/Волгоград 2008год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по математике 2 класс
Планирование курса "Занимательная математика" - факультатив из расчета 1 час в неделю....
Факультативный курс для учащихся 3х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках англ.яз."
Программа факультативных курсов для учащихся 3-х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках английского языка" состоит из пояснительной записки, организации образовательного процесса...
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
Программа факультативного курса "Я и мое здоровье" для учащихся 1-4 классов. Второй класс.
Программа разработана для учащихся 1-4 классо с целью расширения знаний о правилах здорового образа жизни, способствующих повышению уровня физического, психического ...
Календарно-тематическое планирование математика2 класс УМК Школа России.
Предлагаю вашему вниманию календарное планирование по математике, 4 часа в неделю....
РОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ Факультативное занятие , 1 класс Тема: В гостях у страны Словарии.
Цели и задачи занятия 1. Научить детей обобщать предметы по главному признаку.2. Формировать мыслительную деятельность учащихся на основе классификации предметов.3. Работать над формированием арт...
Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»
В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится инт...