Факультативный курс по математике 2 класс
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме
Планирование курса "Занимательная математика" - факультатив из расчета 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_fakultativnyy.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Занимательная математика» направлен на расширение и углубление математических представлений учащихся 2 классов, развитие их личности и раскрытие творческого потенциала посредством проектной деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесно связана с построением содержания школьного курса математики. Объём основной учебной нагрузки не позволяет учителю уделять внимание материалу, направленному на саморазвитие творческого потенциала учащихся, создавать полноценные условия для их самореализации в процессе продуктивной деятельности. Данный учебный курс направлен на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.
Содержание курса «Занимательная математика» опирается программу основного курса математики, а также в значительной степени дополняет его. Он рассчитан на учащихся 2 классов вне зависимости от программы обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 34 часа за год.
Цель курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности в области математики, как залога готовности к продолжению образования в дальнейшем.
Посредством проектной деятельности реализуются следующие задачи:
- формировать умение решать и составлять творческие задачи;
- содействовать формированию ключевых компетентностей;
- стимулировать формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Рекомендуемые формы и методы работы
Основным видом деятельности по освоению данного курса является проектная. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащимся самим следует выбрать, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знаний).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Учитель организует выбор темы учениками. Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.). При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до логического завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.
Основные виды учебной деятельности
- Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов в окружающем.
- Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
- Сбор, обобщение и предоставление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 КЛАСС (34 часа)
В мире чисел
Римская нумерация. Использование букв латинского алфавита в математике.
Восстановление чисел
Задачи на восстановление цифр и чисел в примерах на устное сложение и вычитание, умножение и деление. Головоломки с цифрами. Числовые ребусы. Магические квадраты. Загадки с использованием чисел.
Приёмы счёта
Расшифровка слов с использованием математических выражений. Счёт удобным способом. Цепочки примеров. Числовые лабиринты.
Выражения с использованием чисел и букв
Сравнение выражений без предварительных подсчётов. Составление выражений по задаче (решение в общем виде).
Логические задачи
Логические цепочки. Классификация. Сравнение и обобщение. Родовое и видовое отличие. Сюжетные логические задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Задачи с геометрическим содержанием
Точка. Прямая и кривая линия. Периметр и площадь составных фигур. Виды углов. Радиус и диаметр окружности. Площадь фигур, содержащих пустоты. Прямоугольный параллелепипед. Задания со спичками. Сеть линий. Путь. Пересечение линий.
Комбинаторика
Комбинация предметов. Перестановки. Понятие графа. Таблицы. Использование графа и таблиц для решения простейших комбинаторных задач. Дерево возможностей.
Алгоритм. Виды алгоритмов. Ветвления. Вопросы-кванторы.
Прямые и обратные операции.
Примерное календарно-тематическое планирование
курса «Проектируем свою математику»
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Логические цепочки | Знакомство с принципом построения логической цепочки. Завершение логических цепочек и построение собственных. Старт проекта «Классная игротека». Д/з: изготовление карточек с логическими цепочками для классной игротеки. |
2 | Классификация предметов | Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий на классификацию. Составление собственных заданий на классификацию. Д/з: изготовление карточек с заданиями на классификацию для классной игротеки. |
3 | Занимательная геометрия: точка, прямая и кривая линии | Знакомство с понятиями «точка», прямая» и «кривая линии». Создание геометрических рисунков с их использованием. Д/з: выполнение рисунков зданий (по выбору учащихся) на конкурс «Юный архитектор». |
4 | Магические квадраты | Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов. Д/з: изготовление карточек с магическими квадратами для классной игротеки. |
5 | Задачи в стихах | Решение задач, сформулированных в стихотворной форме. Д/з: изготовление карточек (мультимедийных презентаций) с задачами в стихах. |
6 | Ребусы с предлогами | Обучение разгадыванию ребусов, содержащих предлоги. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки. |
7 | Ребусы с числами | Разгадывание ребусов, содержащих числа. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки. |
8 | Кто лишний? | Выполнение заданий на сравнение и обобщение. Нахождение лишнего числа и фигуры. Д/з: составление карточек с заданиями на поиск лишнего числа или фигуры. |
9 | Задания со спичками | Выполнение заданий со спичками. «Спичечный турнир». Д\з: поиск в литературе и зарисовка заданий со спичками ввиде карточек для игротеки. |
10 | Шифровальщики | Расшифровка слов с использованием математических выражений. Д/з: составление собственных заданий подобного вида. |
11 | Зоркий глаз | Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений. Д/з: изготовление карточек для игротеки. |
12 | Задачи о сказочных героях | Решение и составление задач с участием сказочных героев. Д/з: создание страниц для классного «Сказочного задачника» (коллективный проект). |
13 | Примеры с окошками | Решение и составление примеров с окошками. Д/з: изготовление карточек для игротеки. |
14 | Какое число я задумал? | Решение и составление математических загадок о задуманном числе. Д/з: подбор заданий подобного вида для классного блиц-турнира. |
15 | Родовое и видовое отличие | Решение и составление заданий на родовое и видовое отличие. Д/з: создание карточек для классной игротеки. |
16 | Задачи комбинаторного типа | Решение задач комбинаторного типа при помощи графов и отрезков. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. |
17 | Задачи-шутки | Решение и составление задач-шуток. Д\з: подбор заданий для «Турнира смекалистых» |
18 | Счёт удобным способом | Решение и составление примеров на сложение нескольких слагаемых удобным способом. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. |
19 | Нестандартные задачи | Решение и составление нестандартных задач с использованием схем, чертежей и рисунков. Д\з: изготовление страниц для классной «Копилки нестандартных задач». |
20 | Занимательная геометрия: сети линий, путь | Решение и составление задач на сети линий, путь. |
21 | Буквы латинского алфавита Римская нумерация | Знакомство с буквами латинского алфавита и римской нумерацией. Решение и составление примеров с использованием римской нумерации. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. |
22 | Прямые и обратные операции | Знакомство с понятием «операция» в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. |
23 | Числовые лабиринты | Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление числовых лабиринтов. Д/з: изготовление заданий для классной игротеки. |
24 | Прямоугольный параллелепипед | Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Построение развёртки прямоугольного параллелепипеда и склеивание объёмной фигуры. Д/з: коллективный проект «Город будущего» (или любой аналогичный по выбору учащихся). |
25 | Алгоритм. Ветвления. Вопросы-кванторы. | Знакомство с понятием «алгоритм», «ветвление», «вопрос-квантор». Виды алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический). Чтение и составление алгоритмов. Д/з: составление иллюстрированного алгоритма (тема – по выбору учащегося). |
26 | Площадь составной фигуры | Решение и составление задач на нахождение площади фигуры, составленной из нескольких частей. Д/з: проектирование дома и участка для сказочного героя (по выбору учащегося). |
27 | Цепочки примеров | Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Решение и составление цепочек примеров. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки. |
28 | Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника. | Знакомство с видами углов, понятием «сторона многоугольника», «вершина многоугольника». Д/з: изготовление рисунков с использованием геометрических фигур для классного «Вернисажа». |
29 | Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения. | Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения. Д/з: изготовление страниц для классного задачника. |
30 | Окружность. Радиус. Диаметр. | Составление узоров из окружностей. Д/з: изготовление «картин» для классного «Вернисажа». |
31 | Площадь сложных фигур. | Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур, содержащих вырезанные внутри участки. Д\з: создание карточек для классной игротеки. |
32 | Задания на развитие восприятия | Решение и составление заданий на развитие восприятия (внимания, памяти). Д/з: подбор заданий для классного турнира. |
33 | Дерево возможностей | Решение и составление задач с использованием дерева возможностей. Д/з: изготовление страниц для классного задачника «Волшебное дерево». |
34 | Интеллектуальный аукцион | Защита и выбор самых удачных заданий, изготовленных учащимися для классной игротеки. |
Список литературы для учителя
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. –
М: Просвещение, 2008. (Серия «Стандарты второго поколения»)
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Начальное общее образование. – Барнаул, 2004.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М: Баласс, 2009.
- Петерсон Л.Г. Математика. 2, 3, 4 класс – М: Издательство «Ювента», 2008.
- Лысова О.В. Сказочные задачи: 1 класс.//Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып.20. – М: Чистые пруды, 2008.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. – М: Илекса, 2002.
- Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2002.
- Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). – М: Знание, 1993.
- Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса четырёхлетней начальной школы. - М: Просвещение, 1987.
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1975.
- Игнатьев В.А. Сборник арифметических задач повышенной трудности. - М: Просвещение, 1968.
Список литературы для учащихся
- Петерсон Л.Г. Математика. 2, 3, 4 класс – М: Издательство «Ювента», 2008
(Комментарий: в случае, если дети обучаются не по этим учебникам, то их покупка вряд ли будет являться целесообразной. В таком случае учителю лучше будет заранее заготовить карточки с заданиями, взятыми из учебников Л.Г.Петерсон, а также - из других учебных пособий указанных в перечне для учителя.)
- Журнал проектной деятельности школьника. – Киров, ИПИМО, ООО «Типография «Старая Вятка», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
Факультативный курс «Занимательная математика», 2 класс
Пояснительная записка. Рабочая тетрадь творческих заданий составлена по программе учебника математики 2 класса и может быть использовано как для работы на уроке, так и дл...
Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс
Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...
Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс
Данный факультативный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по факультативному курсу «Занимательная математика»
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 2 класс...
Учебная программа по факультативному курсу по математике в 1 классе "Математика для любознательных"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы...
Факультативный курс "Занимательная математика" 2 класс
Программа для факультативных занятий по математике для учащихся 2 класса...