Факультативный курс по математике 2 класс
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме

Планирование курса "Занимательная математика" - факультатив из расчета 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_fakultativnyy.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

        Курс «Занимательная математика» направлен на расширение и углубление математических представлений учащихся 2 классов, развитие их личности и раскрытие творческого потенциала посредством проектной деятельности.

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесно связана с построением содержания школьного курса математики. Объём основной учебной нагрузки не позволяет учителю уделять внимание материалу, направленному на саморазвитие творческого потенциала учащихся, создавать полноценные условия для их самореализации в процессе продуктивной деятельности. Данный учебный курс направлен на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.  Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.

        Содержание курса «Занимательная математика» опирается программу основного курса математики, а также в значительной степени дополняет его. Он рассчитан на учащихся 2 классов вне зависимости от программы обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 34 часа за год.

Цель курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности в области математики, как залога готовности к продолжению образования в дальнейшем.

Посредством проектной деятельности реализуются следующие задачи:

  • формировать умение решать и составлять творческие задачи;
  • содействовать формированию ключевых компетентностей;
  • стимулировать формирование позитивной самооценки, самоуважения.

 

                 Рекомендуемые формы и методы работы

Основным видом деятельности по освоению данного курса является проектная. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащимся самим следует выбрать, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знаний).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Учитель организует выбор темы учениками. Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.). При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до логического завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.

                           

Основные виды учебной деятельности

  • Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
  • Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов в окружающем.
  • Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
  • Прогнозирование  результата вычисления, решения задачи.
  • Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
  • Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
  • Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
  • Сбор, обобщение и предоставление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов.
  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

           

        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    2 КЛАСС (34 часа)

                                        В мире чисел

        Римская нумерация. Использование букв латинского алфавита в математике.

                                Восстановление чисел

        Задачи на восстановление цифр и чисел в примерах на устное сложение и вычитание, умножение и деление. Головоломки с цифрами. Числовые ребусы. Магические квадраты. Загадки с использованием чисел.

                                   Приёмы счёта

        Расшифровка слов с использованием математических выражений. Счёт удобным способом. Цепочки примеров. Числовые лабиринты.

                   Выражения с использованием чисел и букв

        Сравнение выражений без предварительных подсчётов. Составление выражений по задаче (решение в общем виде).                          

 Логические задачи

        Логические цепочки. Классификация. Сравнение и обобщение. Родовое и видовое отличие. Сюжетные логические задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки.

                       Задачи с геометрическим содержанием

        Точка. Прямая и кривая линия. Периметр и площадь составных фигур. Виды углов. Радиус и диаметр окружности. Площадь фигур, содержащих пустоты. Прямоугольный параллелепипед. Задания со спичками. Сеть линий. Путь. Пересечение линий.

                                  Комбинаторика

        Комбинация предметов. Перестановки. Понятие графа. Таблицы. Использование графа и таблиц для решения простейших комбинаторных задач. Дерево возможностей.

        Алгоритм. Виды алгоритмов. Ветвления. Вопросы-кванторы.

        Прямые и обратные операции.

      Примерное календарно-тематическое планирование

              курса «Проектируем свою математику»

                                          2 класс

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1

Логические цепочки

Знакомство с принципом построения логической цепочки. Завершение логических цепочек и построение собственных. Старт проекта «Классная игротека». Д/з: изготовление карточек с логическими цепочками для классной игротеки.

2

Классификация предметов

Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий на классификацию. Составление собственных заданий на классификацию. Д/з: изготовление карточек с заданиями на классификацию для классной игротеки.

3

Занимательная геометрия: точка, прямая и кривая линии

Знакомство с понятиями «точка», прямая» и «кривая линии». Создание геометрических рисунков с их использованием. Д/з: выполнение рисунков зданий (по выбору учащихся) на конкурс «Юный архитектор».

4

Магические квадраты

Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов. Д/з: изготовление карточек с магическими квадратами для классной игротеки.

5

Задачи в стихах

Решение задач, сформулированных в стихотворной форме. Д/з: изготовление карточек (мультимедийных презентаций) с задачами в стихах.

6

Ребусы с предлогами

Обучение разгадыванию ребусов, содержащих предлоги. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки.

7

Ребусы с числами

Разгадывание ребусов, содержащих числа. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки.

8

Кто лишний?

Выполнение заданий на сравнение и обобщение. Нахождение лишнего числа и фигуры. Д/з: составление карточек с заданиями на поиск лишнего числа или фигуры.

9

Задания со спичками

Выполнение заданий со спичками. «Спичечный турнир». Д\з: поиск в литературе и зарисовка заданий со спичками ввиде карточек для игротеки.

10

Шифровальщики

Расшифровка слов с использованием математических выражений. Д/з: составление собственных заданий подобного вида.

11

Зоркий глаз

Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений. Д/з: изготовление карточек для игротеки.

12

Задачи о сказочных героях

Решение и составление задач с участием сказочных героев. Д/з: создание страниц для классного «Сказочного задачника» (коллективный проект).

13

Примеры с окошками

Решение и составление примеров с окошками. Д/з: изготовление карточек для игротеки.

14

Какое число я задумал?

Решение и составление математических загадок о задуманном числе. Д/з: подбор заданий подобного вида для классного блиц-турнира.

15

Родовое и видовое отличие

Решение и составление заданий на родовое и видовое отличие. Д/з: создание карточек для классной игротеки.

16

Задачи комбинаторного типа

Решение задач комбинаторного типа при помощи графов и отрезков. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.

17

Задачи-шутки

Решение и составление задач-шуток. Д\з: подбор заданий для «Турнира смекалистых»

18

Счёт удобным способом

Решение и составление примеров на сложение нескольких слагаемых удобным способом. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.

19

Нестандартные задачи

Решение и составление нестандартных задач с использованием схем, чертежей и рисунков. Д\з: изготовление страниц для классной «Копилки нестандартных задач».

20

Занимательная геометрия: сети линий, путь

Решение и составление задач на сети линий, путь.

21

Буквы латинского алфавита Римская нумерация

Знакомство с буквами латинского алфавита и римской нумерацией. Решение и составление примеров с использованием римской нумерации. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.

22

Прямые и обратные операции

Знакомство с понятием «операция» в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.

23

Числовые лабиринты

Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление числовых лабиринтов. Д/з: изготовление заданий для классной игротеки.

24

Прямоугольный параллелепипед

Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Построение развёртки прямоугольного параллелепипеда и склеивание объёмной фигуры. Д/з: коллективный проект «Город будущего» (или любой аналогичный по выбору учащихся).

25

Алгоритм. Ветвления. Вопросы-кванторы.

Знакомство с понятием «алгоритм», «ветвление», «вопрос-квантор». Виды алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический). Чтение и составление алгоритмов. Д/з: составление иллюстрированного алгоритма (тема – по выбору учащегося).

26

Площадь составной фигуры

Решение и составление задач на нахождение площади фигуры, составленной из нескольких частей. Д/з: проектирование дома и участка для сказочного героя (по выбору учащегося).

27

Цепочки примеров

Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Решение и составление цепочек примеров. Д/з: изготовление карточек для классной игротеки.

28

Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника.

Знакомство с видами углов, понятием «сторона многоугольника», «вершина многоугольника». Д/з: изготовление рисунков с использованием геометрических фигур для классного «Вернисажа».

29

Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения.

Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения. Д/з: изготовление страниц для классного задачника.

30

Окружность. Радиус. Диаметр.

Составление узоров из окружностей. Д/з: изготовление «картин» для классного «Вернисажа».

31

Площадь сложных фигур.

Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур, содержащих вырезанные внутри участки. Д\з: создание карточек для классной игротеки.

32

Задания на развитие восприятия

Решение и составление заданий на развитие восприятия (внимания, памяти). Д/з: подбор заданий для классного турнира.

33

Дерево возможностей

Решение и составление задач с использованием дерева возможностей. Д/з: изготовление страниц для классного задачника «Волшебное дерево».

34

Интеллектуальный аукцион

Защита и выбор самых удачных заданий, изготовленных учащимися для классной игротеки.

                                  Список  литературы для учителя

  1.  Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. –

 М: Просвещение, 2008. (Серия «Стандарты второго поколения»)

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.              

Начальное общее образование. – Барнаул, 2004.

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М: Баласс, 2009.

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 2, 3, 4 класс – М: Издательство «Ювента», 2008.

  1. Лысова О.В. Сказочные задачи: 1 класс.//Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып.20.  – М: Чистые пруды, 2008.

  1. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. – М: Илекса, 2002.

  1. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2002.

  1. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). – М: Знание, 1993.

  1. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса четырёхлетней начальной школы. - М: Просвещение, 1987.

  1. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1975.

  1. Игнатьев В.А. Сборник арифметических задач повышенной трудности. - М: Просвещение, 1968.

                                Список  литературы для учащихся

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 2, 3, 4 класс – М: Издательство «Ювента», 2008

(Комментарий: в случае, если дети обучаются не по этим учебникам, то их покупка вряд  ли будет являться целесообразной. В таком случае  учителю лучше будет заранее заготовить карточки с заданиями, взятыми из учебников Л.Г.Петерсон, а также  - из других учебных пособий указанных в перечне для учителя.)

  1. Журнал проектной деятельности школьника. – Киров, ИПИМО, ООО «Типография «Старая Вятка», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Факультативный курс «Занимательная математика», 2 класс

Пояснительная записка.   Рабочая тетрадь творческих заданий составлена по программе  учебника математики 2 класса  и может быть использовано как для  работы на уроке, так и дл...

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс

Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс

Данный факультативный  курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по факультативному курсу «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 2 класс...

Учебная программа по факультативному курсу по математике в 1 классе "Математика для любознательных"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы...

Факультативный курс "Занимательная математика" 2 класс

Программа для факультативных занятий по математике для учащихся 2 класса...