СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал
Материал для учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Согласно указу президента России от 7 мая 2018 года, правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству образования.
Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2)является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Компонентами функциональной грамотности являются:
- знание сведений, правил, принципов;
- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умение адаптироваться к изменяющемуся миру, разрешать конфликты;
- умение работать с информацией, вести деловую переписку;
- умение применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
- умение принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
- стремление повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Важно понимать, что функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта обучающегося. Сущность грамотности не сами знания, а способности школьника: применять полученные знания, добывать новые знания и оценивать себя, готовность к самообразованию. Исходя из этих требований была разработана характеристика функциональной грамотности.
Характеристика функциональной грамотности младшего школьника выглядит так.
Выпускник начальной школы должен обладать:
- Готовностью успешно взаимодействовать с окружающим миром.
- Возможностью решать различные учебные и жизненный задачи, умениями строить алгоритмы основных видов деятельности.
- Способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества.
- Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию.
Чтобы ребенок смог овладеть функциональной грамотностью, он должен иметь навык смыслового чтения.
Смысловое чтение – это одно из средств по формированию функциональной грамотности, т.к. базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения как чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста:
- осмысление цели чтения;
- извлечение необходимой информации;
- деление её на основную и второстепенную;
- формулирование проблемы и главной идеи текста
При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.
Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Учителю необходимо научить младшего школьника ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности.
В нашей школе методическим объединением учителей начальных классов был составлен банк заданий, направленных на формирования функциональной грамотности (читательской грамотности) младших школьников. Вашему вниманию предлагаются несколько видов заданий.
- В магазине Даша купила кашу.
Из какой крупы приготовлена эта каша?
А. из овсяных хлопьев;
Б. из овсяных хлопьев с клюквой;
В. из овсяных хлопьев с клюквой и со сливками;
Г. из овса.
Как правильно сказать?
А. эта каша из фруктов;
Б. эта каша из злаков и фруктов.
- Папа попросил тебя помочь разобрать деловые бумаги на его столе и разложить их по папкам. В первом столбце приведены типы текстов (названия папок). Во втором столбце – отрывки из деловых бумаг. Соедини линией, чтобы типы текстов соответствовали приведённым отрывкам.
«Новый тариф для тех, кто не любит тратить деньги попусту…» | письмо |
«Сегодня, в 14-00 состоится спектакль школьного театра. Спешите!» | реклама |
«Принимать по одной таблетке два раза в день…» | объявление |
«Дорогой друг! Хочу тебе сообщить интересную новость…» | инструкция |
- Твой младший брат написал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда ты прочитал его, то обнаружил, что брат не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях.
В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате (1) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату (2) 45. Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (3) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (4) н а верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (5) в школе.
Помоги брату заменить выделенные слова на предложенные.
А. Кабинет. Б. Купе. В. Каюта Г. Зал. Д. Номер.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- В доме находится Эрудит и его 5 братьев. Каждый занят каким-либо делом. Один играет на фортепиано, второй читает книгу, третий из братьев Эрудита играет в шахматы, четвертый - смотрит телевизор, пятый - решает кроссворды. Чем занят Эрудит?
- Братья Андрей и Миша Ивановы играют в игру. Андрей загадывает число N имеющее ровно 7 простых делителей. Миша придумывает гладкое пятимерное многообразие, описываемое формулой не больше чем N в квадрате. Андрей указывает 5 точек на этом многообразии и объявляет длины не более чем 7 отрезков, соединяющих эти точки в пространстве R25+1. Если выбранные точки вместе с указанными Андреем отрезками образуют второпорядково жесткую структуру, то побеждает Миша. В противном случае мальчики меняются местами: Андрей придумывает другое гладкое многообразие, проходящее через эти пять точек, и Миша указывает пять точек на нем. Игра продолжается пока, либо у кого-то из мальчиков не получилась жесткая структура, либо не прошло 1003 ходов - тогда побеждает Миша. В зависимости от N назовите фамилию победителя при правильной игре. Объясни ответ.
- Сколько раз можно посетить театр по данному абонементу?
- Расставь по порядку действия, которые необходимо совершить, участвуя в данной акции.
А. Зарегистрируйте код на сайте.
Б. Участвуйте в фотоконкурсе.
В. Найдите код внутри упаковки.
Г. Выигрывайте гарантированные подарки.
- Посчитай, сколько дней будет длиться акция "Больше, чем мама!"?
- Перед тобой фрагменты представлений театров Екатеринбурга. Выбери спектакль, который будет проходить в Театре кукол.
10) Ты пришёл в театр. Как ты будешь вести себя? Обведи три буквы выбранных ответов.
А. В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
Б. Садись на то место, которое тебе нравится.
В. Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта
Г. Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
Д. В антракте поторопись в буфет, расталкивая окружающих.