Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс)
Урок математики в 1 классе по теме: Число и цифра 3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matem._chislo_i_tsifra_3-publikatsiya_2020g.docx | 280.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе.
Тема: «Число и цифра 3»
Цели:
1) Сформировать представление о числе 3 как количественном свойстве групп из 3 предметов, о составе числа 3, о сложении и вычитании в пределах 3.
2) Сформировать умение фиксировать число 3 в графической форме, записывать число 3 в знаковой форме.
3) Повторить состав числа 2, знаковую и схематическую записи чисел 1 и 2.
4) Сформировать представление об отрезке.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
(Учитель открывает конверт, читает письмо)
-Дорогие ребята!В стране Цифирии числа решили построить главный город — Цифроград. Помогите сконструировать удобные и красивые домики для чисел.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
− В Цифрограде одна улица. Постройте домики для чисел.
Учитель вывешивает один домик.
− Сколько домиков построено на улице? Кто обозначит число домиков цифрой?
Ученик записывает цифру 1 на пустой карточке, прикрепленной на доске в стороне от домиков. (Слайд 3, анимация 2).
− Хорошо, а какое число обозначает эта цифра? (Число один.)
− Откройте рабочую тетрадь: урок 19, страница 32, задание № 1 (РТ). Какие еще группы предметов содержат по 1? Запишите это число цифрой.
− Ученики записывают цифру 1 в рабочих тетрадях.
Учитель вывешивает второй домик (Д–19.2 или слайд 3, анимация 3).
− Сколько теперь домиков на улице? Кто обозначит число домиков цифрой?
Ученик записывает цифру 2 на пустой карточке, прикрепленной на доске в стороне от домиков. (Слайд 3, анимация 4).
− Хорошо, а какое число обозначает эта цифра? (Число два.)
− Вернемся к первому заданию. Какие еще группы предметов содержат по два предмета? Запишите это число цифрой.
Ученики записывают цифру 2 в рабочих тетрадях.
− Чем похожи эти домики? (Крыши одинаковой треугольной формы, домики одноэтажные.)
− Чем отличаются? (Разное количество комнат: первый однокомнатный и второй двухкомнатный.)
Учитель показывает на первый домик.
− Заселим число 1 в первый домик, число 2 во второй.
Учитель рисует стрелки от цифр, написанных на доске к домикам (Слайд 3, анимация 5).
− Как узнать, что эти домики заняты числом один и числом два? (Нужно обозначить его цифрой.)
− Куда это записать, чтобы было лучше видно?
Дети предлагают разные варианты, выбирается место на крыше. Учитель надписывает домики.
− Домики для чисел один и два готовы (Слайд 3, анимация 6 – 7).
− Заселите домики. Число один куда заселите? (В первый домик.)
Учитель вписывает число 1 в домик (Слайд 3, анимация 8).
− А число два куда? (Во второй домик.)
− Но как разместить число два в двух комнатах? (Нужно заполнить одну комнату числом один и вторую комнату числом один.)
− Обоснуйте свой ответ. (Мы пользовались эталоном с составом числа 2, в котором говорится, что два это один и один.)
Если дети затруднятся ответить на этот вопрос, учитель может обратиться к известному эталону, задать наводящие вопросы:
− Что вы знаете о составе числа 2? (2 – это 1 и 1.) Как это можно показать?
Домик заполняется. (Слайд 3, анимация 9).
− Выполните задание № 2 на странице 32 в своих рабочих тетрадях (РТ).
Учитель зачитывает задание.
− Какое общее свойство всех этих групп предметов вы нашли? (Во всех группах одинаковое количество предметов.)
− Каким числом обозначим это количество? (Числом три.)
− Какую группу предметов можно нарисовать в пустом мешке? (...)
− Дома по желанию вы нарисуете эту группу, у вас будет достаточно времени, чтобы сделать красивый и аккуратный рисунок.
− Дома вы придумаете, и запишите свой собственный знак для обозначения числа три. Сколько различных знаков придумает наш класс? (Много, сколько учеников, столько и знаков придумаем.)
− Скажите, а если каждый будет обозначать число три по-своему, мы сможем понимать друг друга? (Нет.)
− Давайте найдем общий способ обозначения числа три. Как графически можно обозначить число три? (Тремя точками.)
Если дети затрудняются с графическим способом обозначения числа, учитель проводит аналогию с графическим обозначением уже известных чисел.
Учитель вывешивает эталон графической записи числа 3 (Д–19.3):
− Конечно, обозначать число три точками наглядно, но люди уже с давних времен пользуются другим знаком. И мы будем обозначать число три, как и другие известные вам числа одним и тем же знаком – цифрой. Эта цифра пишется так.
Учитель записывает цифру 3 на доске.
− Многие из вас уже знают, как писать цифру 3. Но мы поучимся писать ее правильно и красиво.
Учитель предлагает детям найти образец цифры в рабочей тетради (задание № 3) и рассказать, как правильно писать цифру 3. Все шаги по написанию цифры учитель может показать на доске: «Ставим рабочую точку чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем закругленную линию в верхний правый угол. Опускаемся вниз, почти до центра клетки. Ведем вторую закругленную линию вниз, до середины нижней границы клетки».
− Давайте еще раз повторим, как пишется цифра 3. Вы будете работать пальчиком в воздухе, а я отмечу каждый шаг стрелочками и вы будете прослушивать аудио запись из ЭФУ, стр. 72 .
На доске появляется образец записи цифры 3. Результат работы по созданию графической модели числа и цифры фиксируется виде эталона числа 3 (Д–19.3).
Далее учитель организует выполнение задания № 3 по рабочей тетради на стр. 32 (РТ). Ученики дописывают две цифры: обводят по светлому контуру и по опорным точкам.
− Теперь вы можете построить в городе Цифроград еще один домик для числа три.
Учитель вывешивает домик (Д–19.2) и подписывает его (Слайд 5).
− Ребята, прежде чем работать дальше, напомните мне, что вы повторили и что нового узнали? (Числа 1 и 2, состав числа 2, число и цифру 3.)
− Домик для числа 3 двухкомнатный, как разместить в нем число 3? (Слайд 5, анимация 1).
− Вы раньше заполняли домик числа 3? (Нет, не заполняли.)
− Это задание для вас новое? (Да.)
− У вас на столах есть такие же домики (Р–19.1). Возьмите в руку простой карандаш. Попробуйте поселить в него число 3, но помните, заполнить вы должны обе комнаты.
− Кто не смог разместить число 3, поднимите руку. Кто из вас озвучит, что не получилось сделать? (Я не смог разместить число 3 в двухкомнатном домике.)
− У кого получилось поселить число 3? Вы можете обосновать свой ответ известным эталоном? (Нет.) Значит, вы не можете что сделать? (Я не могу обосновать свой ответ, что правильно разместил число 3 в домике.)
3. Выявление причины затруднения.
− Ребята, какое задание вы выполняли? (Поселить в двухкомнатный домик число 3.)
− Что для этого нужно знать? (Из каких двух чисел состоит число 3.)
− Почему возникли эти затруднения? (Я не знаю, из каких чисел можно составить число 3.)
− Верно, вы не знаете состава числа 3.
− Вы узнали, чего вы не знаете? (Да.)
− Значит, (учитель обращается к эталону из курса «Мир деятельности») первый этап урока закончился? (Да.)
− А какой этап урока начинается? («Сам найду способ».)
− Верно, теперь вы будете сами узнавать новое.
Учитель снимает картинку пройденного этапа и вывешивает на доску соответствующий эталон из курса «Мир деятельности».
4. Проблемное объяснение нового знания
− Какую цель перед собой поставите? (Изучить состав числа 3.)
− Тема урока: «Состав числа 3».
− Чтобы понять, из каких двух чисел можно составить число 3, предлагаю вам воспользоваться его графической записью или счетными палочками.
− Как вы будете работать? (...)
− Вы должны разбить три предмета (и три точки) на две группы, посмотреть, как это можно сделать и записать вывод с помощью чисел.
− Что вам поможет в работе? (Наши знания о числе 1, о числе 2 и графическая модель числа 3, счетные палочки.)
Дети будут работать в парах. Перед началом работы рекомендуется обратить внимание учащихся на правила работы в парах. Акцент делается на правиле «Работать должны оба».
− Как вы будете работать, чтобы работали оба? (Можно по очереди делать.)
− Еще как? (Прежде чем что-то делать, нужно посоветоваться, договориться, как будем делать.)
Учитель просит детей достать домик из конверта.
− Давайте сначала воспользуемся счетными палочками[1]. Состав, какого числа вы узнаете? (Три.)
− Сколько палочек вам понадобится? (Три.)
− Расположите три палочки в двух комнатах. Положите часть палочек в первую комнату, теперь заполните вторую. Пересчитайте сколько палочек в домике, получилось три? Сколько положили в первую комнату, во вторую? У кого по-другому?
Учитель рисует палочки в домиках (4 домика заранее нарисованы на доске).
− Теперь воспользуемся графической записью числа.
− Как обозначается число 3? (Тремя точками.)
− У вас в конвертах карточки с графическим обозначением числа 3.
− Разбейте точки на две группы, аккуратно разорвав[2] карточку. Сколько точек осталось в первой группе? Сколько точек осталось во второй? Разложите точки в домик. Пересчитайте сколько всего точек в домике. Как по-другому можно разложить точки по комнатам?
Учитель рисует точки в домике.
− Теперь вы можете составить эталон состава числа три, опираясь на эти рисунки. У вас на партах остались домики, обсудите в парах, как вы будете их заполнять и запишите числа, из которых состоит число 3.
− Покажите составленные вами эталоны.
Некоторые из детей могут разбить дом на два этажа, рекомендуется вывесить разные варианты на доску и обсудить какой точнее отражает состав числа 3. Если такого варианта не будет, учитель выбирает среди работ детей 2 домика с разным порядком чисел и вывешивает их на доску. Затем, загибая крышу на одном из них, предлагает соединить оба варианта, составив дом два этажа.
Учитель фиксирует эталон (Д–19.3 или слайд 5).
Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.20).
− Как состав числа 3 пригодится нам для вычислений? Расскажите, как наш домик поможет вам решить эти примеры.
Дети называют, как получили число 3. Учитель, напоминая учащимся смысл сложения, вписывает в пустые прямоугольники результат 3 (Д–19.4). Карточки размещаются напротив соответствующего этажа.
− Достаточно ли вы поработали в Цифрограде? Можете ли вы быть уверены, что в следующий раз не столкнемся с этим затруднением? (Нет.)
− Что нужно сделать, чтобы запомнить все изученное о числе 3? (Нужно поучиться применять эталон состава числа 3.)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель организует работу с учебником: задание № 4 (а), стр.32|72 (У).
− Рассмотрите рисунок на первой строчке. Какое действие выполняется в этом задании? (Сложение частей.)
− Что получили в результате? (Целое.)
− Сколько предметов получили в результате сложения? (Три предмета.)
− Какой пример записан рядом с рисунком? (1 + 2 = )
− Решите пример в тетради, опираясь на этот рисунок.
Дети выполняют задание в тетрадях.
− Подчеркните в этом примере части, назовите их. Что запишем в результате? (Целое.)
− Чему равно целое? (Трем, запишем ответ цифрой 3.)
− Как можно без рисунка получить результат этого примера? (Воспользоваться составом числа 3, нашим домиком.)
− Верно. А какая строка подскажет вам, что 1 и 2 составляют 3? (Первая строка.)
Работа по второму рисунку проводится аналогично, но с большей долей самостоятельности. Проверка выполнения задания осуществляется по образцу, который учитель предъявляет на доске (Д–19.5 или слайд 6):
− Как можно иначе получить результат этого примера? (Воспользоваться составом числа 3, вторым этажом домика.)
− Сравните действия с мешками. Что интересного вы заметили? (Части меняются местами, а целое не меняется.)
− Как это показано в нашем эталоне? (На двух этажах числа одни те же, но поменялись местами.)
− Вы научились пользоваться эталоном? (...)
− Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель предлагает детям выполнить самостоятельно задание № 5 (первая строка) из рабочей тетради на стр. 33 (РТ). На время самостоятельной работы карточки с примерами
(Д–19.4) убираются, но домик с составом числа 3 остается на доске.
− Сравните свою запись с образцом. Рисунок у вас может быть другим, важно только количество предметов, которые вы изобразили. Проверьте рисунок, проведя «ниточки».
Учитель открывает образец на доске (Д–19.6 или слайд 7):
− Кто допустил ошибку? В какой части задания?
Дети указывают место допущенной ошибки, учитель помогает определить ее причину: не смогли применить эталон или были невнимательны в рисунках.
− Кто выполнил всю самостоятельную работу без ошибок? Молодцы! Какой вывод вы можете сделать? (Мы все поняли о составе числа 3.)
− Те из вас, кто допустили ошибку, не огорчайтесь: вы потренируетесь еще, и у вас все получится.
Физкультминутка.
Митя шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положили в кузовок.
Дети имитируют движения грибника, нагибаясь за каждым грибком.
7. Включение в систему знаний и повторение.
− Найдите в учебнике задание № 4 (б), стр. 32|72 (У). Рассмотрите рисунки. Какое действие проиллюстрировано? (Вычитание.)
− Назовите по рисунку целое и части.
− Какими цифрами можно обозначить число фигур в каждом мешке? (3, 2, 1.)
− Какой пример составлен по этому рисунку? (3 – 2 = ...) Подчеркните целое и части. Назовите их. Какой результат получится? Почему?
− Прочитайте получившуюся запись. (Три минус два равно одному.)
− Прокомментируйте через целое и части (3 — целое, 2 — часть. Вычитая из целого 3 часть 2, получим другую его часть – 1.)
− Как решить второй пример? Попробуйте опираться не на рисунок, а на эталон состава числа 3. (Три минус один равно двум, т.к. три состоит из одного и двух.)
Далее учитель организует работу с заданиями № 1 – № 3 учебника на странице 32 (У).
− Посмотрите на верхнюю часть страницы. Сколько поросят на рисунке? (Три.)
− Из какой они сказки? («Три поросенка».)
− Кто ее автор? (С. В. Михалков.)
− Какой цифрой обозначим число поросят? (Цифрой 3.)
− Какие еще сказки рассказывают о трех героях? (...)
− Какая еще группа предметов на этой странице учебника содержит три предмета? (Карандаши.)
− Разбейте карандаши на две группы. По какому признаку будете делить карандаши? (По длине.)
− Какой карандаш в первой группе? (Зеленый.)
− Почему? (Он короче.)
− Какие карандаши во второй группе? (Длинные, одинаковые по длине.)
− Посмотрите на рисунок справа. На нем изображены отрезки. Отрезки повторяют форму карандашей. Или можно сказать иначе, карандаш напоминает форму отрезка. А про ручку можно так сказать? А про учебник?
− Назовите другие предметы, имеющие форму отрезка. (Палочка дирижера имеет форму отрезка. Указка учителя имеет форму отрезка …)
− Сколько изображено отрезков? (Три.)
− Посмотрите ниже, какую фигуру составили из отрезков? Как называется эта фигура? (Треугольник.)
− Как эта фигура связана с темой урока? (У треугольника три угла, три стороны.)
При наличии времени учитель предлагает учащимся начертить треугольник в тетрадях или использовать для построения треугольника счетные палочки
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Подведем итоги урока. Кто вам прислал письмо? (Числа из страны Цифирии.)
−− О чем они вас попросили? (Построить домики для чисел 1, 2, 3.)
− Удалось ли вам выполнить просьбу чисел? (Да.)
− С каким затруднением вы встретились? (Не могли поселить число 3 в домик.)
− Мы справились с этой проблемой? (Да.)
− Как вы открывали состав числа 3? (Сами. С помощью счетных палочек и графической записи числа.)
− Как же получить число 3 из двух других чисел? (Три это два и один, один и два.)
− Как вы думаете, удалось ли вам побывать в учебной деятельности? Обоснуйте свой ответ. (Мы поняли, чего мы не знаем и сами открыли новый способ.) (Слайд 8, анимация 1.)
− Как учится настоящий ученик? (Сам.) (Слайд 8, анимация 2.)
− Оцените свою работу на уроке с помощью известных вам чисел. (1 – мало работал сам; 2 – работал сам, но не все получалось; 3 – работал сам и все получалось.) Запишите нужное число на полях в своей тетради. (Слайд 9.)
− Кто хочет прокомментировать свою оценку?
− Чья пара сегодня работала по правилам? Выполнение, какого правила еще вызывает затруднения? Как будем выходить из этого затруднения?
− Я вместе с жителями страны Цифирии благодарю вас за работу. Вы – молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Урок математики 3 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение 57+40, 40+57. Применение переместительного закона математики".
На уроке дети знакомятся с новым видом сложения и повторяют изученный материал....
презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас
материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...
Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".
Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
Урок математики 1 класс. Тема: Составление математических рассказов и выбор действия к ним. Новогодние приключения в стране Математике
Конспект урока будет интересен учителям, работающим по системе Л.В.Занкова....
- Мне нравится (1)