Урок по математике "Скорость движения" (4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок по математике (закрепление пройденного материала) в 4 классе. Тема "Скорость движения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost_dvizheniya.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Звениговская санаторная школа-интернат»

Тема: «Скорость движения»

Интегрированный урок по окружающему миру

и математике в 4 классе

УМК «Школа 2100»

                   Автор: Романова Татьяна Михайловна

                                             Учитель начальных классов

                                             ГБОУ РМЭ «Звениговская

                                             санаторная школа-интернат»

Звенигово

 2020 г.

Ход урока

  1.  Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим всё знать!»

2 слайд.

У: Эти слова пусть будет девизом нашего урока. Рассмотрите величины:

5м/с,  270км/ч, 2 км/мин, 8км/с, 50км/ч, 300м/мин

-Что вы можете о них сказать? Чем они похожи и чем различаются?

Д: Эти величины обозначают скорость движения, различаются единицами измерения.

У: Догадались ли вы, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Что вы знаете о скорости?

  1. Актуализация  знаний.

Учитель предлагает 10 ученикам карточки с текстами задач по теме «Скорость движения» для индивидуальной работы.

1.Велосипедист проехал 68 км за 4 часа. Чему равна скорость велосипедиста? ( Ь)    

2.Ракета за 3 секунды пролетает 18 км. Какое расстояние она пролетит за 9 секунд? (Г)

3. Почтовый голубь летел со скоростью 48 км/ч. Какое расстояние он пролетел. Если  в полёте он был 2 часа? (М)

4. Черепаха за 5 минут может проползти 25 метров. Какое расстояние она проползёт за 30 минут? (Е)

5. После того как туристы проплыли по реке 6 часов со скоростью 10км/ч,  им осталось проплыть 23 км. Какое расстояние должны преодолеть туристы? (Ь)

6. Туристы были в пути два дня. В первый день они шли 5 часов со скоростью 4 км/ч, во второй день 3 часа с той же скоростью. Какое расстояние прошли туристы за два дня? (О)

7. Из одного города в другой, расстояние между которыми 360 км, выехал автобус. Он двигался со скоростью 60км/ч. По пути он сделал две остановки по 30 мин. Какое время затратил автобус на эту поездку? (Н)

8. автомобиль за 2 часа прошёл 160 км.  Какое расстояние он пройдёт за 6 часов, двигаясь такой же скоростью? (О)

9. Аэросани были в пути 2 часа, двигаясь со скоростью 54 км/ч. С какой скорость двигался лыжник, если этот путь он прошёл за 6 часов? (Л)

10. Пассажирский поезд проходит расстояние между двумя городами за 4 часа, двигаясь со скоростью 60 км/ч. Грузовой поезд это же расстояние проходит за 5 часов. На сколько скорость пассажирского поезда больше скорости грузового? (Ф)

 

У: Назовите самую большую из представительных скоростей. Самую маленькую. Есть ли здесь равные скорости?

Соедините значение скорости с расположенными рядом рисунками (пчела, вертолёт, самолёт, ракета, голубь, воздушный шар)

- На какие две группы можно разделить данные предметы?

Д: На созданные человеком и на объекты природы.

3-4 слайды.

У: Теперь к нам присоединятся те, кто работал самостоятельно. Вы уже готовы?

Сегодня на уроке поговорим о том , как человек осваивал воздушные пространство. 55 лет назад, в 1960 году, в нашей стране появилась новая профессия – космонавт. Желающих стать космонавтами было очень много, но в первый отряд было зачислено всего 20 человек. Кого из первых космонавтов вы знаете? Когда в космос поднялся первый человек?  

5 слайд.

А как вы думаете, какой летательный аппарат, созданный руками человека, первым поднялся в воздух?

Д: Воздушный шар.

6 слайд.

У: Его изобрели братья-французы. Их фамилию мы узнаем, расшифровав запись на доске. Помогут это сделать те из вас, кто выполнял индивидуальные задания.

У вас на обратной стороне карточки буквы. Прикрепите нужную букву под числом, соответствующим ответу задачи.

96    32     7     54    480    18     17    12    83    150

М     О     Н     Г     О       Л       Ь     Ф     Ь      Е

Прочитайте фамилию изобретателей.

6 слайд.

У: Хотите узнать, в каком году это произошло? Какие буквы из этой фамилии не обозначают звуков? Поставьте их рядом и прочитайте год запуска в воздушное пространство первого летательного аппарата.

Д. 1783 год

6 слайд.

У. Сколько лет назад это было?

Д. 2015-1783=232(г.). 232 года назад.

У. «раньше летали лишь во сне или в мечтах. Да как было не мечтать? И птицы летают и стрекозы, и жуки, и летучие мыши. А два француза – Жозеф и Этьен Монгольфье, родные братья, - смотрели на плывущее по небу облака, на дым, поднимающийся столбом в небо, размышляли и делали для себя выводы.

   Однажды братья склеили из бумаги большой шар, наполнили его горячим воздухом – и случилось чудо: шар взлетел в небо. Братья жили в маленьком городке. Опыт их видели немногие. Братья решили показать свой шар в Париже, столице Франции.

   В день полёта на площади собралась огромная толпа. Каждому хотелось увидеть летающий шар братьев Монгольфье. Шар был красивым, ярко раскрашенным, расписанным золотыми узорами. Под шаром висела закрытая корзина с « пассажирами». (из книги «Наши крылья» Г. Черненко)

6 слайд.

У. Хотите узнать, кто были эти пассажиры? Тогда разгадайте данные закономерности, допишите по одной величине и определите среди рисунков животных, представленных на экране, кто были первые пассажиры.

7 слайд.

 1-ый ряд: 5мм, 5 см, 5 дм, 5м,…(5км)

 8 слайд.

2-ой ряд: 160км 600м, 80км 300м, 40 км 150м, …(20км 75м)

 9 слайд.

3-ий ряд: 5ч, 420мин, 9ч, 660 мин, 13ч,… (900мин)

Д. Утка, петух и баран.

III. Повторение и обобщение изученного. Работа над формированием    умения решать задачи.

10  слайд.

У. Прочитайте условие задачи.

  Петух 2 раза легче утки и на 49 кг500г легче барана. Какова масса утки, если масса барана 52 кг?

Выберите схему, соответствующую условию задачи. Начертите её в тетради. Обозначьте на ней известные величины.

  - Какие ещё вопросы можно поставить к данному условию?

Д. Какова общая масса пассажиров воздушного шара.

  1. 52кг - 49кг 500г = 2кг 500г – масса петуха
  2. 2 кг 500 г * 2 = 5 кг – масса утки
  3. 2 кг 500 г + 5 кг + 52 кг = 59 кг 500 г – масса пассажиров воздушного шара

-Прошло чуть больше 170 лет, и человек создал летательные аппараты , которые поднялись в космические пространство.

11 слайд.

Физкультминутка.

Один, два, три, четыре, пять

В космос мы летим опять

         Отрываюсь от Земли

         Долетаю до луны

         На орбите повисим

         И опять домой летим.

Решим задачи об этих летательных аппаратах.

12 слайд.

Задача 1

Самолёт пролетает за 5 минут 75 км. Какое расстояние он пролетит за 1час?

 Решение:

Способ 1

  1. 75 : 5 = 15 (км/мин) – скорость самолёта
  2. 15 * 60 = 900 (км) – расстояние самолёта за 1 час

  Способ 2

  1. 60 : 5 = 12 (раз)
  2. 75 * 12 = 900 (км)

13 слайд.

Задача 2

За 3 секунды ракета пролетит 18 км. С какой скоростью летит ракета? За какое время она пролетит 900 км?

  Решение:

Способ 1

  1. 18 : 3 = 6 (км/с) – скорость ракеты
  2. 900 : 6 = 150 (с) = 2 мин.30 с – время полёта ракеты

Способ 2

  1. 900 : 18 = 50 (раз)
  2. 3 * 50 = 150  (с)

- Каким вопросом можно объединить условия этих двух задач?

Д. На сколько скорость ракеты больше скорости самолёта?

У. Ответьте на этот вопрос

Решение:

          Скорость самолёта – 15 км/мин

Скорость ракеты – 6 км/с = 6 * 60 = 360 км/мин

360 – 15 = 345 (км/мин)

У. можно ли ответить на вопрос: во сколько раз скорость самолёта меньше скорости ракеты? Как это сделать?

 Решение: 360 : 15 = 24 (раза)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен? Узнали ли вы что-либо новое? Что повторили?

14 слайд.

 - Оцените свою работу на уроке.

На уроке я узнал…………………..

На уроке я повторил……………...

На уроке я смог……………………

На уроке мне было трудно……….

На уроке мне понравилось……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе с использованием ИКТ на тему "Встречное движение"

Урок закрепления материала по теме "Решение задач на движение". УМК "Школа России"...

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

Урок - путешествие для 2 класса "Помни правила движения, как таблицу умножения"

В игровой форме  выучить правила дорожного движения.На протяжении всего урока работает весь класс....

Урок путешествие для 2 класса "Помни правила движения, как таблицу умножения"

Урок -  путешествие дает возможность детям в игровой форме узнать и повторить правила дорожного движения....

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...

Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...

Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас» Подраздел: 5.1 Силы и движение. Тема урока: Что такое движение

Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас»Подраздел: 5.1 Силы и движение.Дата: 2017Класс: 1 «А» КГУ «Гимназия №111»,  г.АлматыУчитель: Буганцева Анна АлексеевнаКоличество п...