Сценарий урока математики в 4 классе по теме: «Письменное деление на двузначное число»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Байкова Алена Юрьевна

Вашему вниманию предлагается сценарий урока математики в 4 классе по теме "Письменное деление на двузначное число"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykova_stsenariy_uroka.docx104.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №5 г. Тайшета

Сценарий урока математики в 4 классе по теме:

«Письменное деление на двузначное число»

Байкова Алена Юрьевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

2020

Тема урока: «Письменное деление на двузначное число»

Цели урока:  

- познакомить с письменным приёмом деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки;

 - развивать умение анализировать, делать выводы, пользоваться математической терминологией;

-повысить интерес учащихся к изучению математики, литературы, истории, углубить понимание ими изучаемого фактического материала;

- содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь;

-прививать интерес к поисковой деятельности;

-создать условия для развития личности ребёнка.
Формирование УУД:
Личностные УУД (Л): 
1) положительное отношение и интерес к изучению математики;

2) ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

3) умение оценивать трудность предлагаемого задания;

4) формирование адекватной самооценки.

Регулятивные УУД (Р):
1) использование изученных правил, способов действий, приёмов вычислений при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

2) самостоятельное планирование  собственной вычислительной деятельности и действий, необходимых при решении задачи;

3) осуществление итогового и пошагового контроля результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата;

4) овладение способностью вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

Познавательные УУД (П):
1) формирование у учащихся умения делить многозначные числа на двузначные письменным способом;

2) формирование умения решать задачи, объяснять значения выражений.

Коммуникативные УУД (К):
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами, использовать в речи математическую терминологию;

2) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Тип урока: открытие новых знаний

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода (исследовательская технология), технология развития критического мышления.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

Учебник М.И.Моро «Математика» 4 класс, тетради, компьютер,  мультимедийный проектор,  индивидуальные пульты тестирования, карточки с самостоятельной работой.

Этапы

Ход урока

Планируемые результаты

Самоопределение к деятельности

(Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне)

(1 – 2 минуты)

-Девиз нашего урока: «Все стремятся к знанию, само же оно не приходит».

- Что нужно делать для того, чтобы пришло знание?  (Учиться, работать)

- Знание человеку нужно для того, чтобы было умение, и сегодня на уроке мы продолжаем формировать умения, а вот какие, вы узнаете сейчас сами.

- Вы готовы?

- Открыли тетради и записали число, классная работа.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Актуализация знаний и пробное учебное действие

(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий)

(4 – 5 минут)

– А начнём мы с разминки – устного счёта.

  1. Задумайте любое число от 1 до 10.

Умножьте это число на 2.

К произведению прибавьте 3.

Полученную сумму умножьте на 4.

От полученного произведения вычтите 12.

Полученную разность разделите на задуманное число.

У вас у каждого должно получиться число 8.

  1. Выполним тест, состоящий из 8 заданий, возьмите индивидуальные пульты тестирования.

Тест:

1.Какие неполные произведения сложили при умножении чисел?

http://xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai/Kirill/168/21.jpg

  1. 918 и 612
  2. 918 и 6120
  3. 918 и 51200

2. Укажи правильно выполненное умножение.

http://xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai/Kirill/168/21.jpg

3. Какой знак нужно вписать вместо звездочки?

48·26* 84·26

1) >     2) <    3) =

4. Сколько минут составляют 80 ч?

1) 8000мин 2) 720 мин  3) 4800 мин

5. Укажи произведение чисел 900 и 60.

1) 540 2) 5400 3) 54000

6. Укажи значение выражения c:20, если  с=1200.

1)6000 2) 600 3) 60

7. На какое число разделили 18000, если получили 1000?

1) на 18  2) на 180 3) на 1800

8. Укажи значение произведения 2·6·50·9.

1) 5400 2) 540 3) 54000

Молодцы! Все хорошо справились с тестом.

 -А вы знаете, что в России первая печатная книга по математике появилась в 1682 году и называлась она «Книга считания удобного». Вспомните материал урока литературного чтения. Когда появилась

первая печатная книга?  Как она называлась? (Да, первая печатная книга «Апостол» появилась в 1564 году)

- Посчитайте сколько лет прошло с того времени?

-2020

 1564

   456

 - Расскажите всё, что вы знаете об этом числе

(Чётное, трёхзначное, 456 ед.  I класса, соседи 455,457

- разряды: 4 сот., 5 дес., 6 ед.

- сумма разрядных слагаемых: 400+50+6

- в этом числе всего 456 ед., 45 дес., 4сот.)

-Какие действия можно выполнить с этим числом?

(Увеличить и уменьшить  в несколько раз или на несколько единиц)

456 ∙ а , 456 + а, 456 – а,  456 : а

- Если мы это число будем уменьшать в несколько раз, то, каким компонентом оно будет являться?  (Делимое)

- Назовите  все компоненты при делении и связь между ними.

- Что может получиться в ответе при делении?  (Целое число или число с остатком)

-Какой из этих примеров не имеет решения?

456 : 2   456 : 0     456 : 4    456 : 8

(456 : 0 , т.к. на 0 делить нельзя)

- Какой из этих примеров трудно решить устно?

(456 : 8)

-Как его можно решить? (В столбик)

- А вы сможете?

Тогда решите самостоятельно эти три примера.

456 : 8   456 : 20   456 : 57

 (Самопроверка. Выявление возникшего затруднения в последнем примере)

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной форме.

К – строят речевое высказывание в устной форме; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л - взаимопомощь

К – проявляют готовность слушать.

Самостоятельная работа

Самостоятельное планирование  собственной вычислительной деятельности

Формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся

Связь с литературным чтением

Познавательное развитие

Осмысление учебного материала

Использование изученных правил, способов действий, приёмов вычислений при выполнении учебных заданий

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами, использовать в речи математическую терминологию

Самостоятельное получение знаний, выявление возникшего затруднения в последнем примере.

Выявление места и причины затруднения

(2 минуты)

- Какой пример вызвал затруднение? (456 : 57)

- Почему?  (Мы не умеем делить на двузначное число)

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Построение выхода из затруднения.

( Постановка цели урока)

( 3 минуты)

- Как преодолеть эту трудность? (Надо научиться делить на двузначное число)

- Значит тема сегодняшнего урока? (« Письменное деление на двузначное число»)

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

К – строят речевое высказывание в устной форме

Реализация построенного проекта

( Построения детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению)

(7 – 8 минут)

- Чтобы научиться решать такие примеры, что нам нужно составить? (Алгоритм) Будем работать коллективно.

- С чего мы начинаем решение примера в столбик?

1. Запиши число

2. Найди первое неполное делимое

3. Определи число цифр в частном

4. Сделай прикидку

5. Подбери цифру в частном

6.  Проверь умножением

7. Запиши эту цифру в частном, если она подходит

8. Найди остаток, если он есть

Р -  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.

П -  коллективно составляют алгоритм деления

К – строят речевое высказывание в устной форме; уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

( Усвоение нового способа действия)

(4 – 5 минут) 

(Решаем примеры 492 : 82,  384 : 96 , хором проговаривая по алгоритму) 

(Коллективная работа)

ФИЗМИНУТКА

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями.

Р - начинать и заканчивать действия в требуемый момент.

К -  вести диалог, аргументировано отвечать, слушать товарищей.

Физическое развитие

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха)

( 4 – 5 минут)

- А теперь  хотите попробовать сами? Сможете?

Самостоятельная работа.

(В учебнике с.57 № 206 ( 1 и 2 столбики)

(Проверка по эталону (мультимедийный проектор), проговаривая по алгоритму, фиксируя каждый этап)

(Если есть ошибки, проговариваем решение примеров по алгоритму)

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями.

Р - начинать и заканчивать действия в требуемый момент.

К -  вести диалог, аргументировано отвечать, слушать товарищей.

Включение в систему знаний и повторение

(Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученных разделов курса)

( 7 – 8 минут)

- Ребята, а в каких заданиях могут встретиться примеры такого типа?

(В уравнениях, в выражениях с переменной, в примерах на порядок действия, в проверке умножения и деления, в задачах)

- А  в каких задачах?

(Деление по содержанию и на равные части, на пропорциональное деление, на нахождение четвёртого пропорционального, на кратное сравнение, на нахождение среднего арифметического, на уменьшение числа в несколько раз, на движение (V,t), нахождение доли по числу)

-Перед вами лежит карточка с тремя заданиями. Выберите себе любое задание и решите его. Если при выполнении задания встретились примеры нового типа,  обведите их простым карандашом.

  1. Реши пример:

365:73+252∙84

  1. Реши уравнение:

540 : Х=380:19

  1. Реши задачу:

Из 184 кг яблок получают 46 литров сока. Сколько килограммов яблок нужно взять, чтобы получить тем же способом 150 литров сока?

( Проверка по эталону, каждый ребёнок подходит к нужному образцу и проверяет свою работу)

- Подведем итог, где мы можем использовать полученные знания? (При решении задач)

ФИЗМИНУТКА «На горе стоит Кутузов…»

-О каком событии напомнила нам физминутка? (Об Отечественной войне 1812 года)

Верно, на последнем уроке окружающего мира мы говорили об этой войне. Сейчас вы будете учиться применять математические знания при решении задач.

Со стороны «Великой армии» Наполеона в Бородинском сражении в штыковой атаке участвовало 7 полков по 730 человек, а со стороны русской армии 5 полков по 754 человека. На сколько французов было больше, чем русских в штыковой атаке?

- Составим план решения:

Сначала узнаем, сколько французов участвовало в штыковой атаке.

Затем узнаем, сколько русских солдат участвовало.

На сколько французов было больше, чем русских в штыковой атаке?

-Запишите решение самостоятельно.

  1. 730 7=5110 (чел.) - французов
  2. 754 5=3770 (чел.) – русских
  3. 5110-3770= 1340 (чел.)

Ответ: на 1340 французов было больше, чем русских в штыковой атаке.

П - поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта

Р - управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность

Л – сохранение мотивации к учению.

К – точное и полное построение своих мыслей

(Учитываются индивидуальные особенности учащихся при выборе задания)

Формирование у учащихся умения делить многозначные числа на двузначные письменным способом 

Использование изученных правил, способов действий, приёмов вычислений при выполнении учебных заданий

Физическое развитие

П - выполнение логических операций: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;

- использование полученных знаний.

Л - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К -  управление поведением – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Р - работа по намеченному плану.

Связь с обществознанием

Обучающиеся учатся планировать свою деятельность, вести диалог

Самостоятельная работа

Формирование умения решать задачи, объяснять значения выражений

Рефлексия

(Самооценка учениками собственной УД, осознание метода построения и границ применения нового способа действий)

2 – 3 минуты)

 -Итак, ребята. Какую цель вы ставили в начале урока?  (Научиться делить на двузначное число в столбик)

- Вы научились? Возьмите пульты индивидуального тестирования и оцените свои результаты:

1– мне всё понятно,

 2 – всё понял, могу помочь товарищу,

3 – мне ещё нужна помощь.

- А какие числа мы сегодня делили на двузначное число?

(Трёхзначные)

- А как вы думаете  четырёхзначные или шести-,  семизначные числа можно разделить на двузначное число?

-  А вы хотите научиться?

Вот это и будет тема следующего урока.

Домашнее задание:

Составить примеры на деление на двузначное число письменным способом.

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся

Л -Учатся работать творчески

Литература:

  1. Моро М.И, Математика. Учебник для 4 класса, в двух частях, Ч. 2,   М.: Просвещение 2018
  2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Методическое пособие. 4 класс, М.: Просвещение 2014
  3. Образовательная социальная сеть nsportal.ru
  4. Образовательный интернет-проект infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Конспект урока по математике (4 класс) на тему: "Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные"

Формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом....

Открытый урок математики 2 класс по теме: Письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление изученного.

Данный урок проведен в форме путешествия по зимним станциям. Урок закрепления приемов сложения и вычитания без перехода через разряд. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока математики (4 класс). Тема: Прием письменного деления на двузначное число. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: способствование развитию умений применять алгоритм письменного деления на двузначное число, решение задачи, составление выражения с переменной, нахождение значения выражений...

Технологическая карта урока математики (4 класс). Тема: Прием письменного деления на двузначное число. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: способствование развитию умений применять алгоритм письменного деления на двузначное число; решение задачи, составление выражения с переменной, нахождение значения выражений...

технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. "

Технологическая карта урока математики 3 класс. Раздел "Повторение изученного во 2 классе" Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. Цели: • повторить устны...