Путешествие по математике
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок - путешествие по математике в 1 классе.
Урок путешествие "В гости к Весне-Красне"
Описание материала: разработка урока математики в 1 классе по теме «Повторение и закрепление изученного материала». Урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по математике в 1 классе (Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2019 «Школа России»).
Данный урок является итоговым уроком (смотром знаний) в конце 3 четверти. Конспект составлен по программе ФГОС.
Задачи: преподавать предмет интересно и доступно, создавать условия для творческой самореализации детей, использовать нестандартные уроки
Предмет: Математика 1 класс (3 четверть)
Тема урока: повторение и закрепление изученного материала
Тип урока: урок закрепления знаний
Форма: нестандартный урок путешествие «В гости к Весне-Красне»
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий
- игровая (урок построен в форме игры – путешествия;
- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и послание);
- проблемное обучение (частично – поисковый);
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки);
На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, музыкой, окружающим миром
Принципы: наглядность, доступность, систематичность и последовательность
Ресурсы: слайд Солнышка, карта путешествия (план урока), картинки этапов движения по плану ( весенняя полянка с распустившимися деревцами, Счётный мостик, Рощица с первоцветами и перелётными птицами, бабочка-лимонница на весенней полянке, перекрёсток Геометрик, Дворец Весны-красны, послание Весны- Красны, шкатулка с волшебными цветочками, фонограмма П.И. Чайковский «Времена года».
Тема: повторение и закрепление изученного материала
Цель: повторить и закрепить изученный материал
Формирование УУД:
Предметные: считать различные предметы, группы предметов; читать, записывать, сравнивать цифры второго десятка; понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание; выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 20); решать задачи (в 1 действие); выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; составлять задачу по рисунку; понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.); находить в окружающем мире предметы, имеющие форму геометрического материала; распознавать, называть геометрические фигуры ( прямая, отрезок, луч, ломаная); находить сходство и различие геометрических фигур; определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Личностные: начальные представления о целостности окружающего мира; проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика; осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; Регулятивные действия: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Познавательные: проводить сравнение объектов с целью выделения их различий; различать существенные и несущественные признаки; определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: геометрическая фигура; находить и читать информацию, представленную разными способами; выделять из рисунка информацию, составлять по ней задачи с разными вопросами и решать их;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь высказывать своё мнение; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель:
- Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен!
- Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен!
- С математикой кто дружен, нам сегодня нужен?
-Нужен!
- Таким ребятам хвала и честь! Такие ребята в классе есть?
- Есть!
II. Мотивация
Учитель:
Сегодня у нас не обычный урок математики, а урок – путешествие. Сегодня мы с вами отправимся в гости. А вот к кому вы должны угадать. Отгадайте загадку.
Тает снежок,
Ожил снежок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Дети называют отгадку)
Совершенно верно, это бывает весной. И нас сегодня ждёт в гости Весна-Красна. Она приготовила для вас сюрприз, нам лишь нужно добраться к месту, а помогать нам в пути и указывать направление на карте будет Солнышко. Посмотрите вот оно прибыло к нам на урок на облачке. Путь наш не простой, он полон заданий и испытаний. (Слайд 1.)
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель объясняет путь движения по плану
(сообщает тему и задачи урока).
За школой нас ждет Каллиграфическое полянка. На полянке ужепоявилась зелёненькая травка. По расположению деревьев мы сможем найти нужные цифры и идти дальше. Затем на нашем пути повстречается речка и Счётный мостик. Мы должны осторожно переправиться через Счётный мостик на другой берег, правильно считая. На другом берегу речки будет небольшой привал, где сможем немного отдохнуть и с новыми силами отправиться в путь. По тропинке мы попадём в удивительную Рощицу, где нас ждут первоцветы и перелётные птицы. В Рощице нам нужно быть особенно внимательными при составлении и решении задач и примеров. Пройдя самый длинный и трудный участок пути, мы сможем остановиться на привал, отдохнуть, а затем выйдем на перекрёсток Геометрик, который нас приведет к последней остановке, где подведем итоги и обязательно найдем шкатулку Весны-Красны с приготовленными для вас подарками.
Я думаю наше путешествие вам понравится. Пожмём друг другу руки, пожелаем удачи и отправляемся в путь!
(Музыкальное сопровождение).
IV. Каллиграфическая минутка.
(Слайд 2.)
Учитель:
Ребята, посмотрите, на полянку. Солнышко пригрело землю, снег растаял и появилась зелёненькая травка, а на деревьях распустились листочки. Деревца на полянке будто в хороводе. Скажите, что за деревца водят первый хоровод?
(Дети отвечают, что это берёзки.)
Учитель:
Как вы догадались?
(Дети называют – по стволу, листочкам, серёжкам)
Учитель:
Какую же цифру зашифровали для нас берёзки? (Цифру 2)
Учитель:
А что за деревья во втором хороводе? (Дети отвечают, что это дубы. У них волнистые листочки и жёлуди).
Учитель:
Какую цифру показывают нам дубы? (Цифра 6)
Учитель:
Какие деревья в третьем хороводе? (Дети отвечают, что это клёны. У них резные листочки и семена-вертолётики).
Учитель:
Какую цифру показывают нам клёны? (Цифра 9)
Молодцы ребята! Вы умеете узнавать деревья и правильно расшифровали цифры. Посмотрите на все цифры и скажите, у каких цифр есть одинаковые элементы. (Дети называют цифры 6 и 9 и рассказывают, какие элементы одинаковые).
Скажите, а какие элементы есть у цифры 2? Вспомните как она пишется? (Дети называют элементы цифры 2 и рассказывают у каких цифр есть такие же элементы)
А теперь в тетрадях запишем число и красиво пропишем целую строку цифры 2.
(Дети выполняют работу)
V. Закрепление
1. Устный счёт
(Слайд 3.)
Учитель:
Продолжаем наш путь. Перед нами речка, и чтобы попасть на другой берег, мы должны пройти по Счётному мостику, правильно решая примеры.
Учитель:
На каждой ступеньке есть пример, если правильно его решить, то мы будем продвигаться вперёд по мостику, Будьте внимательны, нам очень важно перейти этот мостик. Вы называете только ответ. Правильный ответ будем выставлять на ступеньке с примером.(Дети выбирают жетоны с ответами и прикрепляют магнитами рядом с примером)
Примеры:
12-2 16+1 3+5 5+5 10+10
10+2 19-1 8-6 17-18 15-10
Учитель:
Вот и речка осталась позади! Только Солнышко удивляется, почему мы выбрали такой путь? Можно было переправиться в узком месте по камешкам. Ведь так было бы быстрее. Объясните Солнышку, почему мы выбрали такой путь.
(Дети объясняют, правила поведения перехода через речку)
Физкультминутка
Учитель:
Теперь мы смело можем отдохнуть.
Две сестрицы – две руки левая и правая
Рвут на грядке сорняки -левая и правая.
Две сестрицы – две руки левая и правая.
Воду моря и реки загребают плавая.
Две сестрицы – две руки левая и правая
Стряхивают капельки левая и правая.
Две сестрицы – две руки левая и правая
Хлопают в ладоши левая и правая.
2. Решение задач
(Слайд 4.)
Учитель:
Ребята, вот наше Солнышко привела нас в Рощицу. Какие нарядные стоят деревца!Берёзки точно девушки в зелёных сарафанах. На полянке появились первоцветы. Знаете ли вы, что это за цветы?
(Ответы детей – мать-и-мачеха и подснежники).
Что вы знаете об этих цветах?
(Ответы детей)
Учитель:
Подснежники появляются в марте, а в тёплые зимы даже в конце февраля. Как радуют они глаз из подтаявшего снега! Слово «подснежник» означает «молочноцветник», так как цветки у подснежника белые как молоко. Это довольно редкое растение для России.
Мать-и-мачеха тоже является одним из первых цветов. Едва растает на пригорках снег, сразу появляются жёлтые цветочки и смотрят на солнышко. Листья у цветка с одной стороны тёплые, а с другой – холодные, отсюда и название мать-и-мачеха. Это растение лекарственное. Листья мать-и-мачехи используют в медицине и применяют при бронхите, ларингите и кашле.
Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте задачу с первоцветами.
Задача 1. На полянке распустились 10 цветов мать-и-мачехи и 7 цветов подснежников. Сколько всего цветов распустилось на полянке?
Повторите условие? Вопрос задачи. Каким действием решается задача? Почему действием сложения? Назовите решение? Какой ответ получится в задаче?
(Один ученик записывает решение у доски, остальные учащиеся в тетрадях)
(Слайд 5.)
Учитель:
А вот и перелётные птицы прилетели. Ребята, кто такие птицы?
(Ответы детей - это животные, тело которых покрыто перьями).
Кто знает, что за птицы расселись на берёзках нашей Рощицы?
(Ответы детей)
Ребята, скажите, почему птиц называют перелётными?
(Ответы детей- Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые края, а весной возвращаются на родину.)
Учитель:
Какие перелётные птицы возвращаются в наши края?
(Ответы детей- грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, соловьи, журавли, кукушка, дикие утки)
Ребята, а вы знаете, что за птицы прилетают первыми в наши края?
(Ответы детей – грачи)
Учитель:
Совершенно верно. Грачи прилетают первыми. Их называют «Вестниками весны». В народе говорят: «Грач на горе – весна дворе». Грачи всеядны, питаются различными насекомыми, дождевыми червями, плодами и семенами растений. Вслед за грачами прилетают скворцы. Они находят подходящие места для гнёзд и начинают петь. Скворцы точно копируют голоса многих птиц. Питаются в основном насекомыми, червями, слизнями. Птицы принося большую пользу для человека. Они уничтожают насекомых-вредителей растений. Кроме этого птицы очень красиво поют. Самым замечательным певцом в России считается соловей. Послушайте, пение соловья. (Звучит запись пения соловья)
Учитель:
Скажите, как называются домики для птиц, которые развешивают на деревьях люди? (Ответы детей – Скворечники).
Скворцы очень заботливые родители. Они приносят своим птенцам разных мошек, червячков. Посмотрите на картинку. Это скворцы рядом со своим домиком. Давайте составим задачу и решим её. А картинка будет нам подсказкой.
(Слайд 6.)(Дети рассматривают картинку и составляют задачу)
Задача 2: Скворцы принесли птенцам 15 мошек. 10 мошек птенцы съели на обед. Сколько мошек осталось на ужин?
Учитель: Повторяем условие, вопрос задачи, устно решаем и называем ответ.Ребята, как вы думаете – для чего нам нужно уметь решать задачи?
(Дети отвечают)
А теперь у нас небольшой привал для отдыха.
Физкультминутка
Тили-тили, тили-тили
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточки и чиж.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Учитель:
Как только весной пригреет солнышко, можно увидеть порхающих над травой бабочек. Это самые красивые насекомые на Земле. Скажите, кто такие насекомые?
(Ответ детей –Насекомые это животные, у которых шесть ног).
Учитель:
Ребята, на Земле существует огромное разнообразие видов бабочек. Они бывают дневные и ночные, большие и маленькие. Первымипоявляется весной бабочки лимонницы. Посмотрите, какие они красивые! На нежных крылышках по оранжевому пятнышку.
(Слайд 7.)
Скажите, а почему им дали такое название?
(Ответы детей – Крылышки у бабочек по цвету схожи с цветом лимона)
Учитель:
Лимонницы в Рощице указывают нам тропинку нашего пути. Каждая бабочка несёт пример, который нужно записать и решить. Ну что ж, в путь!
(Примеры 10+3 10 +8 10+10
13 – 10 18 – 8 20 – 10
(Учитель вызывает по одному ученику (остальные учащиеся работают в тетрадях), ученик читает пример для класса, записывает и решает).
Учитель:
Посмотрите, ребята, на наши примеры. Нам приходилось внимательно производить вычисления. А как легче решить примеры на вычитание, смотря на предыдущий пример в столбике?
(Дети отвечают, что нужно знать, что из каждого примера на сложение можно составить, не производя вычислений, по два примера на вычитание. Можно предложить детям составить еще по одному примеру на вычитание - устно)
4. Геометрический материал
(Слайд 8.)
Учитель:
А теперь мы попали на перекрёсток Геометрик! Совсем немного осталось до дворца Весны-Красны. Ребята, скажите, как идти веселее в паре или одному?(Ответы детей – Конечно в паре)
Учитель:
Работаем в парах. Итак, посмотрите, перед вами две дороги. Сравните и обсудите со своим товарищем по парте, на какие геометрические фигуры похожа дорога? И почему вы так думаете? Решите, кто из вас будет отвечать.
(Заслушиваем ответы каждой пары. Предлагаем одной из пар быть экспертами. Эксперты у доски объясняют почему одна дорога похожа на прямую, а другая - на ломаную линию)
Учитель:
Ребята, если мы будем добираться к дворцу Весны-Красны, по какой из этих дорог доберёмся быстрее? (Дети совещаются и объясняют, какая из дорог короче)
VI. Рефлексия
Учитель:
Вот мы и добрались до дворца Весны-Красны, и наше путешествие заканчивается. Даже немного грустно, что пришло время расставаться. Интересно было путешествовать? Что вам больше всего запомнилось? Что нового для себя узнали? (Дети отвечают)
Молодцы, ребята! Вы хорошо и быстро считали, правильно составляли и решали задачи, примеры; умеете работать с другом, сравнивать и делать правильные выводы.
Учитель:
А вот и сюрприз Весны-Красны!
(Слайд 9.)
Учитель: На шкатулке лежало письмо от Весны-Красны.
(Учитель открывает письмо и предлагает детям зачитать послание.Один из учащихся читает письмо Весны-Красны)
Послание Весны-Красны.
Добрый день, мои юные друзья! Я очень рада, что вы добрались до моего дворца, преодолевая трудности на своём пути. Вы очень хорошо считали, писали, решали и составляли задачи. Поздравляю вас с завершением путешествия и желаю новых открытий в мире знаний.За вашу работу, я приготовила для вас весенние подарки, которые вы найдёте в волшебной шкатулке.
Логическая задача.
(Учитель показывает детям.)
Учитель:
Ребята, на шкатулке замок, к которому необходимо подобрать нужный ключик, и замок откроется. Посоветуйтесь друг с другом и подберите нужный ключ.
(Слайд 10.)(Дети подбирают ключ, звучит музыка)
Учитель:
Шкатулка открылась! А это подарки от Весны-Красны! Волшебные цветочки, которые принесут вам счастье и радость!
(Дети рассматривают цветочки и прикрепляют себе на одежду).
Учитель:
Ребята, я благодарю вас за путешествие. Желаю вам успехов в учёбе и всего самого хорошего.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...
Урок-путешествие: "Галактика- математика".
Презентация к открытому уроку по математике....
Урок-путешествие по математике 3 класс:Приёмы устных вычислений в пределах 1000.Закрепление.
Нетрадиционные формы проведения урока занимают важное место в школьной практике. Здесь даны задания на закрепление устных приёмов вычисления в пределах 1000 в игровой форме....
Урок-путешествие по математике 4 класс «Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Многозначные числа».
Урок-путешествие по математике 4 класс «Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Многозначные числа». Цель, задачи: закрепить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительн...
Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)
Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)...
Игра-путешествие по математике "Путешествие к Робинзону Крузо"
Игра, позволяющая развивать математические знания в области вычитания, сложения, умножения, деления......
Открытый урок по математике в 4 классе "Путешествие любителей математики в страну многозначных чисел"
Открытый урок по математике в 4 классе "Путешествие любителей математики в страну многозначных чисел"...