Статья: особенности обучения в первом классе
статья по математике (1 класс)
Центральной задачей 1 класса является формирование мотивации учебной деятельности. Решению этой задачи подчиняется организация работы как по усвоению учебных предметов, так и по формированию у школьников способов взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_v_pervom_klasse.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации урока в первом классе
Центральной задачей 1 класса является формирование мотивации учебной деятельности. Решению этой задачи подчиняется организация работы как по усвоению учебных предметов, так и по формированию у школьников способов взаимодействия.
Формирование способов взаимодействия
Умение сотрудничать – основа коллективно распределенной деятельности. Именно в этой форме и осуществляется решение детьми учебных задач. Поэтому учитель использует все ситуации, в которых первоклассники хотят и могут оказать помощь друг другу, и обсуждает с детьми результат коллективных усилий. Такая работа начинается в первые дни обучения, например в рамках курса «Введение в школьную жизнь».
Основным заданием этого курса является подготовка детей к сотрудничеству: первоначальное освоение отношений (представление о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться) и знакомство детей с правилами совместной работы. Дети приобретают некоторый опыт работы в паре, группе и знакомятся с некоторыми правилами и знаками, их регулирующими: говорить можно по одному или вместе (знаки «я», «хор»); товарищ хочет узнать твое отношение к его точке зрения (знаки согласия «+» и несогласия «–»); нужно показать, что вы работали вместе (знак «мы»); хочу спросить (знак «?»).
Описанное далее занятие проводится последним в рамках этого курса. В ходе занятия каждый ребенок создает свой портрет (он послужит дополнительным источником информации для учителя, родителей и школьного психолога о будущем первокласснике, так как в детском рисунке проявляются многие индивидуальные особенности его автора). Из фигурок ребята составляют коллективный «портрет» (слово «МЫ») – символ складывающегося детского сообщества, которому еще предстоит стать учебным.
На занятиях курса «Введение в школьную жизнь» дети делают только первые шаги к сотрудничеству. С первых дней обучения важно организовать работу на уроке так, чтобы фронтальное обсуждение задавало образец учебного взаимодействия, коллективного учебного диалога, чтобы дети учились обращаться друг к другу, высказывать свое мнение и отношение к мнению товарища.
Сориентировать, развернуть первоклассников друг на друга помогает прием «содержательной паузы» (когда учитель не торопится с ответом ребенку, оценкой его версии, а дает возможность сделать это другим детям). Вместе с тем важно привлекать ребят постоянно высказывать свое отношение к мнениям других (одноклассников и учителя): напоминая («Наташа хочет узнать, согласны ли вы с ней), спрашивая («Вы согласны?», «Какие еще есть мысли?», «Кто думает так же?»), благодаря («Спасибо всем, кто высказал свое отношение»).
В начале обучения дети склонны во фронтальном обсуждении апеллировать к учителю (поворачиваться, смотреть на него даже тогда, когда их высказывание обращено к однокласснику). Для того чтобы научить детей обращаться непосредственно к адресату, можно использовать прием «переадресация высказывания». Учитель поощряет обращения детей друг к другу не только вопросами («Ты не согласен со мной, с моим мнением?») и просьбами («Обратись, пожалуйста, к Тимуру»), но и «физическими действиями» – создает пространство обсуждения (отходит в сторону, занимая позицию не в центре обсуждения; при необходимости мягко разворачивает детей друг к другу). Кроме того, учитель должен сам обращаться непосредственно к ребенку («Сережа, мне кажется…») и передавать мысль ученика как авторскую («Саша считает…», « вывод Юры связан с …»).
В диалоге учителю важно придерживаться требования говорить от своего имени, используя такие речевые обороты: «Я думаю…», «Я считаю…», «На мой взгляд…», «Я согласен (не согласен) с …, потому что…», «Я хочу возразить (имя), потому что…» и т.д. При этом нужно эмоционально поддерживать ребят, которые поступают так же, и помогать другим детям, используя приемы корректировки и перефразирования. Так, уточняющий вопрос дает возможность первокласснику перестроить высказывание.
Например, фразу ученика: «Неправильно! Так не нужно делать!» – можно попросить уточнить: «Ты считаешь, что это неправильно? Ты сделал бы иначе?» В результате высказывание может стать таким: «Я считаю, что ты… (вы)… сделали неправильно, потому что… Я предлагаю сделать так…» Если ребенку трудно оформить мысль, учитель перефразирует его высказывание и обращается с просьбой оценить его точность, например: «Правильно ли я тебя поняла, что…?» или «Ты хотел сказать, что…?». Очень важно привлекать к этому других ребят: «Что имел в виду Саша?», «Кто понял мысль Павла ?» – и, обращаясь к автору: «Мы правильно тебя поняли? Ты говорил об этом?»
Таким образом, если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся высказать свою оценку, даже не совпадающую с мнением учителя, и так реализуют свое право самостоятельно мыслить, – это и становится истоком нового мышления. Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать на уроках такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: “Я считаю, что это правильно, так как...”, “Это должно быть иначе, потому что...”, “Я думаю, что ...”.
Успешное освоение детьми правил и способов учебного взаимодействия невозможно без систематической организации парной и групповой работы.
Этапы работы по дальнейшей организации взаимодействию детей в 1 классе представлены в таблице.
Этапы работы по организации взаимодействия первоклассников.
№ | Этапы работы | Педагогические средства |
1 | Введение первоклассников в ситуации, когда им необходимо сотрудничать с одноклассниками и учителем | Специальные задания. |
2 | Организация процесса формулирования норм сотрудничества самими детьми | Специальные знаки. |
3 | Обучение первоклассников использованию норм сотрудничества. | Таблица-опора. |
4 | Знакомство детей со специальными средствами, которые помогут им зафиксировать изменения, характеризующие класс как складывающееся учебное сообщество. Создание вместе с детьми таких средств. | Плакат «Наши догадки, вопросы, открытия». |
Уже в первом полугодии 1 класса проводится работа в малых группах, которую мы определяем как совместную работу в условиях решения практических задач. Основной целью такой работы является освоение первоклассниками разных форм кооперации.
Поначалу обсуждение способа сотрудничества в группах занимает столько же времени, сколько и анализ освоенного детьми предметного содержания. Возникает необходимость поиска резервов учебного времени для освоения детьми норм учебного сотрудничества.
Такие резервы можно найти на уроках художественного труда и ознакомления с окружающим миром.
Известно, что одной из ситуаций, в которых у детей возникает потребность объединить усилия, является выполнение задания большого объема. Для совместной работы важно подобрать такое задание, когда объем выполненной работы непосредственно зависит от четкости в распределении функций, от вклада каждого участника группы и слаженности работы маленького коллектива. Работу можно организовать так, как это сделал учитель в описанном ниже примере.
На уроке художественного труда дети получили задание в группах изготовить аппликацию на полосе белой бумаги. Им были выданы шаблоны для работы. В ходе фронтальной беседы были определены порядок работы и степень сложности трудовых операций (например, вырезать листочки оказалось легче, чем цветы). Затем первоклассники получили задание распределить работу в группе: двое учеников вырезали листья и цветы, третий ребенок раскладывал на листе элементы аппликации, а четвертый – наклеивал эти элементы на заготовку. Когда один лист аппликации был заполнен, дети получили следующую заготовку.
При подведении итогов работы выяснилось, что две группы изготовили по 2 листа аппликации и склеили их, одна группа смогла полностью подготовить и склеить 4 листа (1) и оставшаяся группа сделал лишь половину одной аппликации. Учитель предложил ребятам спросить у детей, которые успешно справились с заданием, как они организовали свою работу, что им помогло, в чем «секрет» их работы (можно предложить им показать, как они работали вместе). Своим опытом поделились не только успешные группы, другие рассказали о своих трудностях. Обсуждение завершилось обменом мнениями о том, как можно преодолеть эти трудности и организовать работу в следующий раз.
В 1 классе работа в группе обязательно должна завершаться рефлексией того, как ребята смогли организовать обсуждение без участия взрослого. Для этого нужно специально выделить время (3-5 мин), планируя работу на уроке.
При проведении рефлексии можно использовать специальную таблицу.
Показатели для оценивания | Группа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Обсуждали вежливо |
|
|
|
|
Распределили задания |
|
|
|
|
Говорили по очереди |
|
|
|
|
Старались понять мнение других |
|
|
|
|
Убедились, что все согласны с общим мнением |
|
|
|
|
Результат изобразили аккуратно |
|
|
|
|
Показатели для оценивания характера организации обсуждения в группах (а они представляют собой некоторые нормы, правила совместной работы) фиксируются в результате фронтального обсуждения перед непосредственным выполнением работы и могут меняться. Представители групп заполняют таблицу по окончании работы.
Желательно, чтобы в 1 классе заготовка таблицы постоянно находилась в поле зрения учащихся. Ко второму полугодию 2 класса, как правило, учащиеся, освоив нормы сотрудничества, могут оценивать работу группы без специальных опор.
Подвести итог работы в группе можно с помощью вопросов:
– Как работала ваша группа?
– Все ли дети приняли участие в работе?
– Как вы понимали друг друга?
– Ты доволен своей работой в группе?
– Что вы в следующий раз сделаете по-другому?
Еще один вариант организации обсуждения результатов работы групп – создание группового портрета. Ученики по желанию собираются в группы, где каждый учащийся рисует другого члена группы. Затем все рисунки объединяются в коллективный портрет группы, название которой дети придумывают и записывают здесь же.
В групповых формах работы всегда имеется общая цель, понятная участникам группы, разделение труда в зависимости от общей готовности детей, их общения и взаимодействия на разных уровнях сотрудничества. Главная ценность группового взаимодействия состоит в том, что дети получают такой конечный продукт, в котором отдельные результаты объединяются не механически. Выполненное сообща (например, поделка, рассказ, рисунок) – это качественно новый продукт, обогащенный коллективными усилиями мысли и разнообразными чувствами.
Чтобы групповая работа имела положительные результаты, учителю необходимо формировать у детей положительное отношение к учебному сотрудничеству, при комплектовании групп учитывать симпатии и привязанности детей. Уже к концу первого класса участие детей в групповой работе может быть разнообразным:
- учащиеся успешно работают вместе от начала и до конца над одним заданием;
- каждый участник группы делает свою часть, из которых сообща составляется коллективная работа;
- один ученик начинает делать, другой продолжает, третий заканчивает работу.
Безусловно, овладение младшими школьниками этими нормами – процесс длительный и непростой. Поэтому очень важно проводить данную работу последовательно и целенаправленно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС"
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное о...
Особенности адаптации детей первого класса к обучению в школе
Памятка для учителя...
Статья: Особенности обучения гиперактивного ребенка в школе"
Практические рекомендации учителям и родителям....
Статья "Особенности обучения мальчиков и девочек"
Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки требуют от преподавателя разного подходов к преподаванию. Статья посвящена разным методам и приёмам , необходимым в процессе работы....
статья "Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю"
Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю...
Статья на тему: "Основные режимные моменты и особенности ГПД в первых классах"
Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в первых классах. Формы, приемы и методы воспитательной работы....