Статья: Особенности обучения гиперактивного ребенка в школе"
консультация на тему
Практические рекомендации учителям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_giperakivnyy_rebenok.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения гиперактивного ребенка в школе
(практические рекомендации учителям и родителям)
В настоящее время у все большего числа детей диагностируются задержки развития устной и письменной речи (дизартрия, дизграфия), нарушение осанки (сколиозы, плоскостопие), вегетативно-сосудистая дистония, энурез. Все больше детей и подростков испытывают трудности в обучении. У них оказываются нарушенными такие важные функции головного мозга, как внимание, память и мышление. В результате у них возникают трудности в обучении. Педагоги называют это «синдромом дошкольно-школьной дезадаптации». Это дети с проблемами в обучении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями. У детей с минимальной мозговой дисфункцией к моменту поступления их в школу еще нет биологической зрелости ряда высших корковых функций, на которые они должны опираться при освоении письма и счета. Как правило, у них отмечается проявление гипер или гиподинамического синдрома.
У родителей и воспитателей ДОУ часто возникают трудности при подготовке таких детей к школе.
Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и « перебором»? Активный ребенок – это хорошо, это значит, что он, во-первых здоров, а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит – и все это почти одновременно. Только став мамой или педагогом такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: «Какой же ты хороший, когда спишь!»
Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью. По каким же признакам родитель может определить, что у его ребенка проявляется синдром «дефицита внимания» (гиперактивность)?
Тест на гиперактивность.
Активный ребенок:
- Большая часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (конструкторы, пазлы), но если его заинтересовать – может и книжку почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у мало знакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает на них ответы.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок- неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, школа, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию -дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
- Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
- Находитесь рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям. Сохраняйте при этом спокойствие, не раздражайте и не нервируйте ребенка.
- Дайте ребенку возможность работать в том ритме, в котором работает мозг. Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки или «мечтательно» смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятия. Оставьте ребенка в покое, поговорите с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 – 10 вернитесь к урокам.
- Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнять задание, не отвлекаясь.
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.
- Освободите детей в процессе обучения от второстепенной, вспомогательной, оформительской работы. Сами проведите поля в тетради ребенка, отметьте точкой место, откуда надо начинать писать.
- Помните, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает. Накапливающееся утомление затрудняет осмысливание, систематизацию и запоминание информации, забывается («стирается»), казалось бы, усвоенная информация. Это особенно важно помнить при заучивании правил, стихов и другой информации.
- Учите длинное стихотворение небольшими порциями. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил. Дополнительное прослушивание информации способствует се упрочению, но не приводит к переутомлению.
- Не перегружайте ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительные нагрузки на память, внимание, вероятно физическое переутомление, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
- Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
- лишения удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием «выключенного времени» (изоляция, угол, досрочное отправление в постель).
- Помните, что в коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка в игнорировании нежелательного.
- Поддерживайте здоровый образ жизни ребенка – отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня. При выборе спортивных занятий избегайте такие, где велика вероятность сотрясения мозга. Попытки с помощью усиленных спортивных занятий «сбросить» излишнюю энергию реактивных детей не приводят к успеху. Реактивность не уменьшится, а переутомление может оказаться чрезмерным.
- В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает отклонения или осложнения в протекании этого процесса.
Необходимо обратить внимание родителей на то, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохранять и во взрослой жизни. Родителям необходимо сообщить учителю о диагнозе ребенка, и, если есть необходимость, познакомить с рекомендациями специалистов.
Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее ухудшает его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Школьная программа коррекции детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
- Изменение окружения:
- работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
- оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
- измените режим урока с включением физкультминуток;
- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.;
- игнорируйте негативные поступки о поощряйте позитивные;
- помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
2. Создание положительной мотивации на успех:
- учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими, легкими, быстрыми и веселыми, каждый раз частично обновляйте, чтобы не ослабевал интерес;
- не требуйте немедленных ответов у ребенка сразу после объяснения. Запоминание идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых;
- при проведении игровых уроков помните, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей. Яркие эмоции создают нечто вроде иррадиирующих очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей;
- используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих занятий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности;
- на определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
- давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика;
- создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- выслушайте то, что хочет рассказать ребенок;
- в классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов.
- совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
3. Регулирование ожиданий:
- объясните родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
- объясните родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"
Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сф...
" Гиперактивный ребенок в школе"
Материалы для родительского собрания в младших классах....
Гиперактивный ребенок в школе
Помощь гиперактивному ребенку это очень сложный процесс и много подводных камней на пути к полному восстановлению. Вот что рассказала завуч одной подмосковной школы о таком первокласснике....
Статья "Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС"
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное о...
статья "Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю"
Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю...
Особенности обучения гиперактивных детей в начальной школе
Об особенностях обучения гиперактивных детей...
Статья "Особенности семейного воспитания ребенка"
Статья на тему воспитание ребенка. Стили семейного воспитания...