Конспект «Числа от 0 до 100. Умножение и деление (продолжение)»
план-конспект урока по математике (3 класс)
Программа, автор (ы) | УМК «Школа России», авторы М. И. Моро, М. А. Бантова и другие | |
Класс | 3 «Б» | |
Раздел (содержательная линия) | «Числа от 0 до 100. Умножение и деление (продолжение)» | |
Тема урока | «Деление с остатком» | |
Цели урока | Закреплять приём деления с остатком, вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; сформулировать правило о связи делителя и остатка. | |
Основное содержание урока |
| |
Термины и понятия |
| |
Планируемый результат
| ||
Предметные умения
| Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения
|
|
|
|
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_matematika._darbaidze.docx | 59.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет НДиСО
Технологическая карта урока по теме:
«Деление с остатком»
Направление: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и педагогика начального образования
Выполнила: студентка 42 группы
Дарбаидзе Анастасия Павловна
Проверил:
Омск, 2022
Технологическая карта урока (математики)
Программа, автор (ы) | УМК «Школа России», авторы М. И. Моро, М. А. Бантова и другие | ||
Класс | 3 «Б» | ||
Раздел (содержательная линия) | «Числа от 0 до 100. Умножение и деление (продолжение)» | ||
Тема урока | «Деление с остатком» | ||
Цели урока | Закреплять приём деления с остатком, вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; сформулировать правило о связи делителя и остатка. | ||
Основное содержание урока |
| ||
Термины и понятия |
| ||
Планируемый результат | |||
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения | |
|
|
| |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы | |
|
|
| |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
Название этапа: самоопределение к деятельности. Педагогические задачи: содействовать развитию у обучающихся умений делать выводы на основе обобщения умозаключений, строить логические цепи рассуждения; способствовать осознаю и принятию ребёнком социальной роли обучающегося; развивать умения свободно вступать в диалог с учителем и сверстниками, грамотно высказывать мнение, принимать различные точки зрения; создать условия для развития положительного отношения к учению, познавательного интереса к новому учебному материалу. Планируемый результат: познавательные: умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; регулятивные: освоение и принятие социальной роли обучающегося; коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | |||
- Доброе утро! Меня зовут Анастасия Павловна, сегодня урок математики у вас проведу я. В начале урока хочу вам показать видео. Посмотрите и скажите, о чём говорится в видео? Видео «Значение математики в жизни человека» https://www.youtube.com/watch?v=YRBdZi6pQO4 - Какой вывод можно сделать? - Конечно. Тогда приступим к изучению математики. | Приветствую учителя. Смотрят видеоролик. - В этом видео говорится о математике. О том, что она сопровождает нас всю жизнь. Многие открытия произошли, благодаря математике. Математика развивает логику, мышление. - Важно изучать математику. | ||
Название этапа: актуализация знаний. Педагогические задачи: развивать умения решать уравнения, делить двузначное число на двузначное; формировать представление о порядке выполнения действий в математике; способствовать совершенствованию умений, обучающихся ориентироваться в своей системе знаний, строить логические цепи рассуждения, определять успешность (не успешность) выполнения своей работы, свободно вступать в диалог с учителем и сверстниками, принимать различные точки зрения, грамотно высказывать своё мнение. Планируемый результат: предметные: умение решать уравнения; умение делить двузначное число на двузначное; знать порядок выполнения действий в математике. познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение строить логические цепи рассуждения; регулятивные: умение определять степень успешности выполнения своей работы; коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения. | |||
- Прежде чем мы начнём урок, давайте решим примеры и уравнения, которые даны на доске. Решаем устно с объяснением. 1 столбик. Примеры (по цепочке): 92:46= 44:11= 60:12= - Посмотрите на 2 столбик, чем эти примеры отличаются от примеров в 1 столбике? - Хорошо, какое действие будем выполнять первым? 2 столбик. 24 : 8 * 7 = 36 : 6 * 8 = 42 : 7 * 3 = - Молодцы! Переходим к уравнениям. Письменно у доски, один у доски, остальные в тетрадях. 16 * х = 32 - Какое действие в этом уравнении? - Вспомним компоненты. 16 это? Х? 32? - Какой множитель надо найти? Что для этого нужно сделать? - Следующее уравнение. Х : 17 = 3 - Здесь какое действие? Назовём компоненты. Что нужно найти? Как? Последнее уравнение. Назовём компоненты. Что нужно найти? Как? 56 : х = 4 Кто все примеры и уравнения решил правильно? У кого было 1 -2 ошибки? У кого больше? (поднимают руки) - Что мы с вами делали сейчас? | Решают примеры: 92:46= 2 44:11= 4 60:12= 5 - Тем, что они решаются в два действия, а в первом столбике примеры решались одним действием. - По порядку слева направо, значит первым будет деление. 24 : 8 * 7 = 24 : 8 = 3 * 7 = 21 36 : 6 * 8 = 36 : 6 = 6 * 8 = 48 42 : 7 * 3 = 42 : 7 = 6 * 3 = 18 - Действие умножения. - 16 – 1 множитель, х – 2 множитель, 32 – произведение. - Нужно найти 2 множитель. Надо произведение разделить на 1 множитель. 16 * х = 32 Х = 32: 16 Х = 2 - Действие деления. Х – делимое, 17 – делитель, 3 – частное. Надо найти делимое, делитель. Нужно частное умножить на делитель. Х : 17 = 3 Х = 3 * 17 Х = 51 - 56 – делимое, х – делитель, 51 – частное. Найти делитель. Нужно делимое разделить на частное. 56 : х = 4 Х = 56 : 4 Х = 14 - Повторяли то, что мы уже умеем делать. | ||
Название этапа: постановка темы и учебной задачи. Педагогические задачи: развивать умения делить с остатком, моделировать приём деления с остатком с помощью схематических рисунков; формировать представление о том, что остаток всегда меньше делителя; способствовать совершенствованию умений обучающихся ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы на основе обобщения умозаключений, умений строить логические цепи рассуждения, самостоятельно формулировать тему и учебную задачу урока; содействовать развитию навыков знаково-символических действий, а также умениям свободно вступать в диалог с учителем и одноклассниками, грамотно высказывать мнение, принимать различные точки зрения; способствовать осознаю и принятию ребёнком социальной роли обучающегося. Планируемый результат: предметные: умение делить с остатком; умение моделировать приём деления с остатком с помощью схематических рисунков; познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; навык знаково-символических действий; регулятивные: освоение и принятие социальной роли обучающегося ;умение самостоятельно формулировать тему и учебную задачу урока после предварительного обсуждения. коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения. | |||
- Ребята, ответьте на вопрос как узнать, сколько раз по 3 содержится в 14? - Кто сделает рисунок? И запишет решение? - Сколько раз три круга помещаются? Остались ли ещё круги? Прочитайте решение, которое получилось. - Хорошо. Скажите, вы уже решали такие примеры, то есть делили с остатком? - Вы усвоили знания по этой теме, овладели навыком деления с остатком, что теперь с этими знаниями и умениями нужно сделать? - Верно, сегодня наша учебная задача – закрепить полученные знания по теме «Деление с остатком»; Отработать практические навыки и умения по теме. - Как будет звучать тема урока? | - Нужно разделить 14 : 3 14 : 3 = 4 (ост. 2) - 4 раза. Да, осталось 2 круга. - Четырнадцать разделить на три, получится 4 и 2 в остатке. - Да - Закрепить, отработать навыки. - Тема: «Деление с остатком». | ||
Название этапа: первичное закрепление (в знакомой ситуации) Педагогические задачи: развивать умения делить с остатком, моделировать приём деления с остатком с помощью схематических рисунков; формировать представление о том, что остаток всегда меньше делителя; содействовать развитию навыков знаково-символических действий, а также навыку определять степень успешности выполнения своей работы; способствовать совершенствованию умений, обучающихся ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы на основе обобщений умозаключений, строить логические цепи рассуждения; содействовать развитию умений вступать свободно в диалог с учителем и одноклассниками, грамотно высказывать свою точку зрения, принимать различные мнения, договариваться в совместной деятельности. Планируемый результат: предметные: умение делить с остатком; умение моделировать приём деления с остатком с помощью схематических рисунков; знать, что остаток всегда меньше делителя; познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; навыки знаково-символических действий; регулятивные: умение определять степень успешности выполнения своей работы; коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения; умение договариваться в совместной деятельности. | |||
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Откройте учебники на странице 27. Номер 1. Что нужно сделать? - Итак, смотрим первый рисунок 9 : 2. Сколько всего треугольников? По сколько их разложили? Сколько таких частей получилось? Остались ли треугольники? Сколько? - Составим пример. Обратите внимание остаток больше или меньше делителя? - Следующий 10 : 2.Сколько всего квадратов? По сколько разложили? Сколько таких частей получилось? Остались ли квадраты? Составим пример. Если квадраты не остались, значит, чему равен остаток? Остаток меньше или больше делителя? - Следующий рисунок: 11 : 2. Решите самостоятельно в тетради. Проведите длинную черту после примера. Сейчас ваша задача за две минуты встретиться со своими одноклассниками и собрать их варианты решения. - Время вышло, поблагодарите одноклассников. Проверим, что вышло. - Хорошо. Посмотрите ещё раз на остатки и делители. Вы сказали, что остатки меньше делителей. Какое правило можно сформулировать на основе этого? - Молодцы. Это правило нужно запомнить! Объясните, почему при делении на 2 в остатке может быть только 0 или 1? - Молодцы. Номер два будете выполнять в парах. Что нужно сделать? Обратите внимание, что решение нужно записать, используя знак (деление столбиком). Давайте первый пример разберём. Итак, 6 : 3 Сколько всего кругов будет? По сколько их разложим, сколько частей таких вышло? Остались ли круги? Чему равен остаток? - Всем понятно, как нужно выполнять? Вы работаете в парах. Один выполняет рисунок к примеру, другой записывает решение примера. И затем наоборот. - Сверим то, что получилось у вас с правильными ответами. - Кто выполнил всё правильно? У кого 1 -2 ошибки? У кого больше ошибок? (поднимают руки) - Скажите, может ли при делении на 3 быть остаток равен о? 4? 2? 7? | Записывают дату. - Найти частное и остаток, используя рисунок. - Всего 9 кругов, разложили по 2, получилось 4 таких частей. Да, остался 1 треугольник. - 9 : 2 = 4 (ост. 1) - Меньше. - Всего 10 квадратов, разложили по 2, получилось 5 частей. Нет, не остались. - 10 : 2 = 5 - Остаток равен 0. И он меньше чем делитель. Решают самостоятельно. Собирают варианты решения у одноклассников. - 11 кругов, разложили по 2, получилось 5 частей. Да, остался 1 круг. 11 : 2 = 5 ( ост.1) - Остаток равен 1. Он меньше делителя. - При делении остаток всегда должен быть меньше делителя. - Потому что остаток всегда меньше делителя, а меньше числа 2 только числа 0 и 1. . - Решить примеры. - Всего на рисунке 6 кругов, разложим по 3 круга, две части получилось. Нет, не остались. Остаток равен 0. 6 3 - 6 2 0 Решают примеры в паре. Рисунки к 2,3 примерам – ученик №1; решение примеров 2,3 – ученик № 2. Рисунки к 4,5 примерам – ученик № 2; решение примеров 4,5 – ученик № 1. 7 : 3 = 2 (ост.1) 8 : 3 = 2 (ост.2) 9 : 3 = 3 (ост. 0) 10 : 3 = 3 (ост. 1) Сравнивают с эталоном. - Может быть равен 0 и 2. А 4 и 7 нет, потому что остаток всегда меньше, чем делитель. | ||
Название этапа: физкультминутка Педагогические задачи: способствовать осознанию обучающимися своей внутренней позиции (ЗОЖ). Планируемый результат: личностные: осознание своей внутренней позиции (ЗОЖ). | |||
Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.) Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.) Пять — руками помахать. (Движения руками.) Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.) | Выполняют упражнения. | ||
Название этапа: творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Педагогические задачи: развивать умения решать задачи изученных видов, преобразовывать информацию, определять степень успешности выполнения своей работы; способствовать совершенствованию умений, обучающихся ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы на основе обобщений умозаключений, строить логические цепи рассуждения; содействовать развитию умений вступать свободно в диалог с учителем и одноклассниками, грамотно высказывать свою точку зрения, принимать различные мнения, договариваться в совместной деятельности. Планируемый результат: предметные: умение решать задачи изученных видов; познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; навык преобразования информации. регулятивные: умение определять степень успешности выполнения своей работы; коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения; умение договариваться в совместной деятельности. | |||
- Следующее задание. Необходимо решить задачи. Решать их будете в группах. Объединяемся с соседней партой: 1,2 парта – 1 группа, 3,4 парта – 2 группа и т.д. В группе каждый работает самостоятельно: 1 ученик – читает задачу и составляет краткую запись, записывает на листок, а затем передаёт листок 2 ученику, который изучает краткую запись и записывает решение на листок. 3 ученик решает полученный пример, записывает ответ. 4 ученик проверяет работу полностью. - Первые две группы решают задачу № 1, другие две группы - №2. Проверка. Коллективное обсуждение. - О чём говорится в задаче? Что известно? Что нужно узнать? - Могли сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? - Следующая задача в этом номере. О чём говорится в задаче? Что известно? А известно из предыдущей задачи? Что нужно найти в этой задачи? - Могли сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? - Какие группы справились с заданием? У каких возникли трудности? Какие? Что важно в такой работе? | Решают задачи. - В хозяйстве у фермера 12 парников занято огурцами. Это составляет пятую часть всех его парников. Сколько парников у фермера? Краткая запись: О. – 12парников. Это 5 часть всех. Всего парников - ? - О парниках. Известно, что 12 парников занято огурцами и что это составляет 5 часть всех парников. Нужно узнать сколько всего парников у фермера? - Да, действием умножения. Решение: 12 * 5 = 60 (п) – всего. Ответ: 60 парников. - Сколько всего килограммов огурцов собирал этот фермер за один день, если с каждого парника он собирал по 8 кг огурцов? - О огурцах. Что с каждого парника он собирал 8 кг огурцов. Известно сколько парников занято огурцами – 12. Сколько всего кг огурцов собирал фермер за 1 день. - Да, действием умножения. Краткая запись: 1 парник – 8 кг 12 парников – ? кг Решение: 12 * 8 =98 (кг) – огурцов всего Ответ: 96 кг. - Чтобы каждый был внимателен. От того, как выполнит свою работу один ученик зависит результат всей группы. | ||
Название этапа: самостоятельная работа. Педагогические задачи: формировать представление о том, что остаток всегда меньше делителя, о порядке выполнения действий в математике; способствовать развитию умения у обучающихся ориентироваться в своей системе знаний; развивать умения определять успешность выполнения своей работы, свободно вступать в диалог с учителем. Планируемый результат: предметные: знать, что остаток всегда меньше делителя; знать порядок выполнения действий в математике; познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; регулятивные: умение определять степень успешности выполнения своей работы; коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем. | |||
- Запишите, в тетради те остатки, которые могут быть при делении на 5. Самостоятельно выполняем номер 4 (3 -4 столбики) - Проверяем. - Кто выполнил всё правильно? Кто допустил 1 -2 ошибки? Кто допустил больше 2 ошибок? (поднимают руки). | 0, 1, 2, 3 , 4 20 + 3 * 4 = 3 * 4 = 20 + 12 = 32 80 – 5 : 5 = 80 – 1 = 79 40 – 26 : 2 = 40 – 13 = 27 28 + 64 – 14 = 92 – 14 = 78 75 – 32 – 20 = 43 – 20 = 23 16 + 76 – 36 = 92 – 36 = 56 | ||
Название этапа: итоги, рефлексия Педагогические задачи: формировать представление о том, что остаток всегда меньше делителя; развивать умения ориентироваться своей системе знаний, делать выводы на основе обобщения умозаключений, строить логические цепи рассуждения; способствовать совершенствованию умений осуществлять рефлексию, определять степень успешности выполнения своей работы, свободно вступать в диалог с учителем и одноклассниками, грамотно формулировать своё мнение; способствовать осознанию обучающимися своей внутренней. Планируемый результат: предметные: знать, что остаток всегда меньше делителя; познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; регулятивные: умение осуществлять различные виды рефлексии (познавательная, эмоциональная); умение определять степень успешности выполнения своей работы; коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; личностные: осознание своей внутренней позиции. | |||
- Наш урок подходит к концу. Вспомним как звучала тема нашего урока? Как звучала учебная задача? Достигли? Что мы делали на уроке, чтобы достичь её? - Что-то новое узнали? - На столах у вас лежат листы, на которых даны фразы: я научился…; мне было трудно …Вам нужно дополнить фразы. - После фраз напишите любые два ли три слова, характеризующие урок: интересный, скучный, познавательный и т.д. Учитель анализирует листы, следующий урок составляет на основе полученных данных. Например, если были проблемы с решением задач, то включает задачи такого же типа в следующий урок (разобрать их вместе с учениками). - Спасибо за урок, до свидания | - «Деление с остатком» - Закрепить, отработать знания и умении по теме «Деление с остатком». – Достигли. Решали примеры, задачи, делили с остатком. -Да, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя. Дополняют фразы, отдают листки учителю. |
Список использованной литературы
- Волкова, С. И. Математика. Методические рекомендации. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С. И. Волкова [и др.] – Москва: Просвещение, 2017.
- Значение математики в жизни человека [Электронный ресурс]: Видеохостинг «YouTube». – URL: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=YRBdZi6pQO4 (дата обращения: 13.02.2022).
- Моро, М. И. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро [и др.] – Москва: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Л.Г. Петерсон "Умножение и деление на 10,100" (продолжение)
Данный урок является продолжением темы "Умножение и деление". урок проводится с применением ИКТ, групповой технологии, проблемной ситуации....
Презентация к уроку математики. Л.Г. Петерсон "Умножение и деление на 10, 100" (продолжение)
Презентация - сопровождение к уроку. Используется для актуализации знаний, система голосования PROCla...
Умножение и деление многозначных чисел на однозначные (продолжение). Семь чудес света. Конспект+презентация. Урок математики 4 класс. Подойдет к любому УМК.
Математика. 4 класс. Умножение и деление многозначных чисел на однозначные (продолжение). Семь чудес света. Подойдет к любому УМК. На этом уроке дети знакомятся с Семью чудесами света, при этом ...
Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление на 3" (продолжение)
Тема: «Табличное умножение и деление. Умножение числа 3 и на 3.»Цели деятельности учителя: завершение составления таблицы умножения с числом 3; закрепление умения решать задачи на умножени...
Проверочные работы по математике 3 класс Раздел Умножение и деление (продолжение)
проверочные работы по математике УМК "Школа РОССИИ"...
Проверочные работы по математике 3 класс Раздел Умножение и деление (продолжение)
проверочные работы УМК "Школа России"...
Умножение и деление на однозначное число(продолжение)
Умножение и деление на однозначное число(продолжение) 4 класс...
- Мне нравится (1)