Разработка урока математики на тему "Письменное умножение на трехзначное число"
учебно-методический материал по математике (4 класс)
Цель урока: создать условия для открытия приема письменного умножения многозначного числа на трехзначное.
Задачи:
Образовательная:
- ознакомить с приемом письменного умножения на трехзначное число, дополнить алгоритм письменного умножения на трехзначное число;
-формировать умение применять алгоритм;
-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на движение.
Развивающая:
развитие личности учащегося на основе освоения УУД: развивать умение быть внимательным, развивать память, наблюдательность, мышление, развивать умение аргументировать свое мнение, выражать свои мысли; развивать умение давать самооценку своей деятельности, способность принять учебную задачу, способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебной задачи, развивать умение использовать простейшие схемы, таблицы, развивать умение извлекать необходимую информацию из учебника.
Воспитательная:
воспитывать личную ответственность за выполнение групповой работы, взаимопомощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_4_klass.docx | 39.92 КБ |
urok_matematiki_4_klass.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Байкало-Кударинская СОШ», учитель начальных классов Скорикова О.Ф.
Проект урока.
Урок математики в 4 классе.
Тема: Письменное умножение на трехзначное число.
Место в системе уроков: первый урок по теме «Письменное умножение на трехзначное число»
Дидактическая задача урока: обеспечение осознания и усвоения алгоритма умножения на трехзначное число
(усвоение = понимание + запоминание правильное воспроизведение)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковый, контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха, стимулирования.
Цель урока: создать условия для открытия приема письменного умножения многозначного числа на трехзначное.
Задачи:
Образовательная:
- ознакомить с приемом письменного умножения на трехзначное число, дополнить алгоритм письменного умножения на трехзначное число;
-формировать умение применять алгоритм;
-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на движение.
Развивающая:
развитие личности учащегося на основе освоения УУД: развивать умение быть внимательным, развивать память, наблюдательность, мышление, развивать умение аргументировать свое мнение, выражать свои мысли; развивать умение давать самооценку своей деятельности, способность принять учебную задачу, способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебной задачи, развивать умение использовать простейшие схемы, таблицы, развивать умение извлекать необходимую информацию из учебника.
Воспитательная:
воспитывать личную ответственность за выполнение групповой работы, взаимопомощь.
Оборудование: учебник, ПК, проектор, медиа-презентация, памятка-алгоритм, лист самооценки, сигналы ОС, карточки СР.
В ходе урока познавательные УД (логические: анализ с целью выделения признаков, выбор основания для классификации, построение логической цепи рассуждения, постановка и решение проблемы, осознание и произвольное построение речевого высказывания, извлечение информации из текста задачи, использование графических изображений, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) будут формироваться на этапах актуализации знаний, «открытия» новых знаний, первичного закрепления и повторения.
Регулятивные УД (саморегуляция, самоконтроль, самооценка) будут формироваться на этапах актуализации знаний, первичного закрепления и повторения, рефлексии и др.
Развитию коммуникативных УД (учебное сотрудничество с уч-ся, принятие решения и ответственности на себя) будет способствовать групповая форма работы на этапе «открытия» новых знаний и др.
Личностные УД (осознание значения полученных знаний) будут формироваться на протяжении всего урока, на этапе ОМ, рефлексии.
Технологическая карта урока.
4 класс.
Тема: Письменное умножение на трехзначное число.
Этапы урока | Действия учителя | Направление действий уч-ся | Методический комментарий | Формы обуч. Вид контроля | УУД | |
1. | Организационный момент (1-2 мин) Цель: включение учащихся в деятельность | - Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и пожелаем успеха на уроке, плодотворной работы. - На партах у каждого из вас есть листок самооценки, вы помните, как с ним работать (если уверен в знаниях по данному вопросу, то ставите +; если сомневаетесь; ставите +-; не уверен - ) Не забывайте определить для себя, как вы усвоили материал, выявить свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить. - Ребята, какие предметы придумали для быстрого счета? - Представьте, что все электронно-вычислительные машинки сломались, а нам нужно срочно считать? Как быть? | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Калькулятор, счеты, компьютер. | Приемы: приветствие учителя, гостей, подготовка рабочих мест, пожелание успеха. | фронтальная | Личностные УД |
2. | Актуализация знаний (10 мин) Цель: повторение изученного материала, необходимого для дальнейшего успешного усвоения новых знаний или УУД. | Т.к. все ЭВМ, калькуляторы вышли из строя, то мы должны тренировать свою умственную деятельность. - Без устного счета не сдвинется с места любая работа.
Математическая разминка. Слайд 1. -Найди лишнее число: 213, 518, 614, 319, 421, 211. Обоснуй выбор. Слайд 2. -Используя цифры 4, 2, 1 составьте трехзначные числа, при условии, что цифры не должны повторяться. -Найдите наибольшее нечетное число. Слайд 3. -Найди закономерность и продолжи числовую последовательность. 4201, 42002, 420003, ***, ***, ***. Слайд 4. -Найдите значения выражений: 23 * 421 51 * 124 - Что следует применить при вычислениях? Слайд 5. -Распределите выражения на две группы:
421 * 523 325 * 23 47 * 4202 517 * 37 632 * 238 Слайд 6. -Вычислите новые выражения. - Есть такие? (Ситуация разрыва. Границы знания и незнания) | 421, т.к. не содержит единицы в разряде десятков. 421, 412, 241, 214, 142, 124. 421. 4200004, 42000005, 420000006. Следует применить переместительное свойство умножения. У доски с комментированием алгоритма. В первую группу примеры с умножением на двузначное число, во вторую – на трехзначное число, один пример остается вне группы. М.б. разные классификации. Представитель каждой группы высказывает мнение своей группы. | Приемы: повторение системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала. Возникновение проблемной ситуации. | Фронтальная Самоконтроль Самооценка Индивидуальная Обр.связь Групповая Самоконтроль Самооценка | Познавательные УД (логические: анализ с целью выделения признаков, выбор основания для классификации, построение логической цепи рассуждения) Регулятивные УД (саморегуляция, самоконтроль, самооценка) Коммуникативные УД (учебное сотрудничество с уч-ся, принятие решения и ответственности на себя) Познавательные УД (постановка и решение проблемы, осознание и произвольное построение речевого высказывания) |
3. | Постановка учебной задачи. (2 мин) Цель: сформировать представление уч-ся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся, или в виде темы урока. | -Какие задачи поставим перед собой?. -Как вы предлагаете решить эти примеры? Ваши предложения? | Научиться умножать на трехзначное число, разработать алгоритм умножения. | Приемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме. | ||
4. | «Открытие» нового знания Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения. Работа над параграфом учебника с. 41 | - Обсудите в группах, как можно найти значения данных выражений. - Чем отличается умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трехзначное? - На что надо обратить внимание при записи умножения на трехзначное число? - Было ли трудно умножать на трехзначное число? -Сформулируйте тему урока. - Рассмотрите в учебнике, как правильно оформлять запись умножения на трехзначное число столбиком. - Дополните в памятке алгоритм умножения на двузначное число так, чтобы он стал алгоритмом умножения на трехзначное число. | Поиск решения. - При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трехзначное число – три неполных произведения. - Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями) Дополняют алгоритм. | Приемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания. Ситуация успеха. | Групповая В парах | Познавательные УД ( решение проблемы, осознание и произвольное построение речевого высказывания) Коммуникативные УД |
5. | Первичное закрепление знания (4-5 мин) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорной памятки. Работа по учебнику с. 41 № 206 (1) | - Выполним тренировочное упражнение (по одному примеру на группу) - Проверьте решение при помощи калькулятора. Но вы должны знать, что очень важно уметь решать самим, т.к. на ЕГЭ – выпускных экзаменах не разрешается пользоваться калькулятором. | Решение примеров у доски с комментированием (по одному представителю от группы) | Приемы: выполнение продуктивных заданий. | Групповая Индивидуальная Самоконтроль (проверка при помощи калькулятора – у доски) Взаимопроверка Самооценка | Коммуникативные УД Познавательные УД Регулятивные УД |
6 | Физминутка Цель: смена видов деятельности. | Поднимает руки класс – это раз, Завертелась голова – это два, Три – руками три хлопка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. | ||||
7. | Повторение. Решение задачи на движение. Работа по учебнику с. 41 № 207 | Слайд 7. Решение задачи. - Что известно по условию задачи? - Какие ключевые слова есть в задаче? - Какое особое условие есть в задаче?
-Что можно найти, зная V и t ? Давайте составим план решения задачи. Составление плана решения задачи двумя способами. | Коллективная Самоконтроль Самооценка | Познавательные УД (извлечение информации из текста задачи, использование графических изображений) Регулятивные УД (самоконтроль, коррекция, самооценка) | ||
8. | Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Вопросы: - Удалось ли решить поставленную задачу? - Где можно применить новое знание? Слайд: Научился ли ты умножать многозначное число на трехзначное? ***Да, я научился умножать и запомнил алгоритм умножения. **Я научился умножать, но еще немного сомневаюсь. *Я не научился умножать, мне еще нужно тренироваться. Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке. Оценка всему классу: Молодцы. | Определяют меру своего продвижения вперед. | Прием: выявление тех знаний и умений, которых не хватает для решения новых проблем, оценивание личного вклада в результаты коллективной работы. | Личностные УД (осознание значения полученных знаний) Познавательные УД (рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Самооценка | |
9. | Домашнее задание. | Слайд С. 41, № 206(2) Карточка (по выбору) | ||||
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет или Д/З | Задание по выбору. - На каждой парте лежат три карточки с заданием для самостоятельной работы. Внимательно рассмотрите задания и выберите ту карточку, которая по вашему мнению для вас подходит. -Решите примеры самостоятельно и проверьте правильность вашего решения (с обратной стороны карточки образец записи примера с ответом) | Каждый выбирает карточку по своим силам. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. | Прием: решение практической работы, самоконтроль. | Индивидуальная | Самоконтроль Самооценка |
Дополнительное задание (на случай избытка времени) | Найдите значения выражений a * 463, если a = 252, a = 541 Договоритесь в паре и распределите между собой работу. Объясните решение своему соседу. |
Лист самооценки:
Опросник для самодиагностики.
№ | Вид задания | Выполнение задания |
Найди лишнее число | ||
Составь трехзначные числа |
| |
Найди закономерность и продолжи числовую последовательность | ||
Найди значение выражений |
| |
Распредели на две группы |
| |
Вычисли новое выражение | ||
Дополни алгоритм |
| |
Реши задачу |
| |
Рефлексия |
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? | Очень уверенно | уверенно | Довольно уверенно | неуверенно |
Таблица для оценивания группы.
Группы | Точность материала | Оригинальность идей | Дополнения | Поведение | Умение сотрудничать | Общий балл |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
Индивидуальное оценивание в группе.
Имя | Выдвижение идей | Умение работать с учебником | Умение отвечать на вопросы | Активное слушание | Вовлечение товарищей в работу | отметка |
Артем |
Памятка.(алгоритм умножения)
десятки под десятками, …
Умножу первый множитель на единицы (пишу под единицами).
Умножу первый множитель на десятки (пишу под десятками).
_____________________________________ _____________________________________
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Математическая разминка Найди лишнее число: 213, 518, 614, 319, 421, 211
Используя цифры 4, 2, 1 составьте трёхзначные числа, при условии, что цифры не должны повторяться. 124 142 214 241 412 421 Найдите наибольшее нечётное число.
Найди закономерность и продолжи числовую последовательность. 4201 ; 42002 ; 420003 ; … ; … ; … . 4.200.004 42.000.005 420.000.006
Найдите значения выражений: 23 х 421 51 х 124
Распределите выражения на две группы: 421 * 523 325 * 23 47 * 2202 517 * 37 632 * 238
Вычислите новые выражения. 325 * 23 517 * 37 47 * 4202 421 * 523 632 * 238
55км/ч II ?км Из городов А и В, находящихся на расстоянии 175 км друг от друга, вышли одновременно в противоположных направлениях два поезда. Один из них шёл со средней скоростью 50 км/ч, другой - 55 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут эти поезда через 6 ч после начала движения? I 50 км/ч Показать (2) 175 В А t= 6 ч.
Средняя скорость Время Расстояние 5 0 км/ч 6 ч ? км 55 км/ч 6 ч ? км ___175 км___ ?
Решение задачи 1 способ 1) х 2) х 3) + 4) + 2 способ 1) + 2) х 3) +
Проверь себя 1 способ 1) 50 * 6 = 300 (км) – S 1 2) 55 * 6 = 330 ( км) – S 2 3) 300 + 330 = 630(км)- S общ 4) 630 + 175 = 805(км)- S Ответ: 805 км. 2 способ 1) 50 + 55 =105(км/ч)– v общ 2) 105 * 6 = 630(км)- S общ 3) 630 + 175 = 805(км)- S
Алгоритм Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями 2. Нахожу первое неполное произведение. Первый множитель умножаю на единицы, пишу под единицами. 3. Нахожу второе неполное произведение. Первый множитель умножаю на десятки, пишу под десятками. 4. Нахожу третье неполное произведение. Умножаю на сотни, пишу под сотнями. 5. Складываю неполные произведения. 6. Читаю ответ.
Научился ли ты умножать на трёхзначное число? * * * Да, я научился умножать и запомнил алгоритм умножения. * * Я научился умножать, но ещё немного сомневаюсь. * Я не научился умножать, мне ещё нужно тренироваться.
Домашнее задание Учебник стр. 41 № 206 (2) Карточка по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. 4 класс "Деление на трехзначное число".
Урок математики по программе "Школа XXI века"....
Разработка урока математики по теме "Умножение и деление на 4.Четверть числа".
Разработка урока математики по У М К « НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА", 2 класс. ...
Урок математики в 3 классе тема "Трехзначные числа" программа "Гармония"
Это открытый урок математики, обобщение по теме "Трехзначные числа"....
Конспект урока математики по теме: «Деление на трехзначное число с остатком»
Конспект урока математики по теме: «Деление на трехзначное число с остатком» (II вид, 5 класс 2 отделение)...
Презентация к уроку математики на тему: "Умножение на трехзначное число" 4 кл.
Презентация к уроку математики на тему "Умножение на трезначное число" 4 кл....
Технологическая карта урока математики 4 класс Деление на трехзначное число.В.Н. Рудницкая (Начальная школа XXI века)
Технологическая карта урока математики 4 класс Деление на трехзначное число.В.Н. Рудницкая (Начальная школа XXI века)...
Технологическая карта урока математики по теме "Умножение на трехзначное число" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования знаний о приеме умножения на трехзначное число.Задачи урокаДидактические:Сформировать знания о приеме умножения на трехзна...