Урок математики Тема: "Письменное умножение на трехзначное число" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме «Письменное умножение на трехзначное число»;
познакомить с письменными приемами умножения на трехзначное число; совершенствовать умение решать задачи с величинами «скорость, время, расстояние».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk._urok_matematiki.docx | 263.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Коноваловская СОШ
Урок математики
Тема: Письменное умножение на трехзначное число
4 класс
Подготовила: учитель начальных классов
Крашенинникова Алена Александровна
Коновалово – 2023 г
Предмет: математика, УМК «Школа России», 4 класс
Тема: Письменное умножение на трехзначное число .
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Образовательные цели: Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме «Письменное умножение на трехзначное число»; познакомить с письменными приемами умножения на трехзначное число; совершенствовать умение решать задачи с величинами «скорость, время, расстояние».
Развивающие цели: Содействовать формированию умения решать примеры и задачи; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать цель; строить логическую цепь рассуждений; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
Воспитательные цели: Воспитывать навыки адекватной самооценки работы; формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: Развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно – следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; анализировать информацию.
Коммуникативные УУД: Развивать умения работать в паре, группе, вести диалог с одноклассниками, формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение выражать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: Формировать у учащихся умения планировать учебные действия и ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные УУД: Формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности; воспитывать интерес к математическим заданиям.
Планируемые результаты обучения
1.Познавательные
- познакомить с письменным приемом умножения на многозначное число.
-выработать алгоритм письменного умножения на многозначное число.
2. Развивающие:
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
3. Воспитывающие:
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Наглядный материал: презентация к уроку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, учебник.
Продолжительность урока: 40 минут.
Этап урока | Деятельность учителя | Деят-сть учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент) Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В экспедицию отправимся смело, В мир примеров и разных задач. А девизом нашего урока буду такие слова: Думать — коллективно! Решать — оперативно! Отвечать — доказательно! Бороться — старательно! И открытия нас ждут обязательно! И так, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Сегодня на уроке я предлагаю вам отправится в путешествие по океану, на остров «Сокровищ». На острове сокровищ нам предстоит выполнить задание, чтоб найти сундуки с сокровищами. Работу на уроке мы будем выполнять индивидуально, в парах. Впереди нас ждут трудные испытания, а преодолеть их помогут ваши знания в области математики. | - Настраиваются на работу. | Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность. |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. 2.1. Устный счет (3 мин) 2.2. Игра «Верно ли, что…» (3 мин) | Чтоб выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, нам нужно решить цепочку примеров. Эту работу мы будем выполнять в парах. У каждой пары свое задание. При нахождении последнего числа, вы увидите какой транспорт мы будем использовать. - Какое число получилось? Корабль – 80 Плот – 120 Лодка – 60 Молодцы, справились с заданием. Конечно, мы в путешествие отправляемся на корабле. И так в путь! Остров очень большой, поэтому мы будем плавать вдоль берега, выполнять задания, чтоб найти сундук с сокровищами…... И перед нами бухта «Разминка» Необходимо высадиться и пополнить запасы пресной воды. Прежде, чем мы возьмем ее, нам нужно ответить на вопросы:
Верно ли, что площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 9 см, будет равна 32 кв. см? Почему? (36 кв. см) Решение:
Верно ли, что у 40 котят, 40 ушей? Почему? (80 ушей)
Верно ли, что частное чисел 240 и 30 равно 80? Почему? (8)
Верно ли, что третья часть от произведения 90 и 30 равна 90? Почему? (900)
Верно ли, что у Саши урок длится 35 минут? Если Саша….. 5 минут смотрел в окошко, Позевал еще немножко, Посмотрел по сторонам, Всех детей пересчитал. И на это и на то Минуты 3 еще ушло. Ручки не было в пенале- 7 минут искал в кармане. Ничего там не нашел – Стал писать карандашом. А потом пытался Ире Рассказать о событиях в мире. Событий много произошло – На это 10 минут и ушло. 20 минут только думал о том, Как быть хорошим учеником 1) 5+3+7+10+20=45 Молодцы, вы справились с заданием. Мы пополнили запасы пресной воды и можем отправляться в путь, чтоб найти сундук с сокровищами. | Включаются в учебную деятельность. На листах написано задание для каждой пары.
Каждый пара отвечает, подведение итогов. Выполняют задание на черновиках Если выполнили задание, показывают сигнал о готовности выполнения. | Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные УУД: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. Коммуникативные УУД: следить за действиями других участников в процессе учебной деятельности. Личностные УУД: понимание роли математических действий. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению в спорных вопросах; |
3. Самоопределение к деятельности Создание проблемной ситуации. | Откройте тетради, запишите число, классная работа, задание № 1. После выполнения задания, вы самостоятельно должны оценить каждую выполненную работу: - если работу вам было легко выполнять, то на полях поставьте вот такой смайлик
- Внимание мы приближаемся к бухте «Новых знаний» - Чтоб нам найти сундук с кладом, посмотрите внимательно на примеры. Они распределены на две группы (побуждает к осознанию темы и цели урока) 1 группа: 124*36, 576*83, 345*54 2 группа: 124*136, 462*245, 157*345 - По какому принципу распределили выражения? (В первой группе умножение многозначного числа на двузначное, во второй умножение многозначного числа на трехзначное) - Выражения из какой группы не вызовут у вас особых затруднений? ( Из первой)Почему? ( Тему «Умножение многозначного числа на двузначное» изучали на прошлом уроке) - Выполните решение примеров1 группы в своих тетрадях самостоятельно. (один ученик работает у доски, проверка) - Все ли согласны? - При решении этих примеров, что вы использовали? (Алгоритм письменного умножения на двузначное число) - - Давайте вспомним алгоритм умножения на двузначное число | Внимательно слушают учителя. Внимательно слушают учителя. - алгоритм письменного умножения на двузначное число | Познавательные УУД: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной форме. Формирование вычислительных умений ( Пр) Умение самопроверки и самооценки (Р) |
. - Где вы начинали записывать второе неполное произведение? (Под десятками) - Как вы думаете, сколько неполных произведений будет во 2 группе? (Три) - Где нужно записывать третье неполное произведение? (Под сотнями.) - Кто желает попробовать решить примеры 2-й группы? (Желающие ученики выходят к доске и объясняют, как выполнить умножение.) - Правильно ли они выполнили решение, мы узнаем позже, а сейчас……. | Вспоминают алгоритм. Отвечают на вопросы учителя. -Три -Под сотнями | Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, корректно сообщать товарищу об ошибках. | |
4. Постановка учебной задачи. Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | -Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема урока: «Письменное умножение на трехзначное число») - А попробуйте поставить цель и задачи для класса на сегодняшний урок. Задача урока: Познакомиться с приемом письменного умножения на трехзначное число. Цель урока: Научиться выполнять письменно умножение на трехзначное число - Ребята, если мы что – то не знаем или не уверены, что это правильно, где мы сможем посмотреть? (в учебнике) Стимулирует к деятельности. - Посмотрите, как выполнена запись столбиком на стр. 48 - Обсудите в группах, как нужно выполнять письменное умножение на трехзначное число. -Какая пара готова рассказать с чего начинать вычисления? - На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение? (На один разряд) - На сколько разрядов влево сдвинули третье неполное произведение? (На два разряда) ВЫВОД: Чтобы выполнить умножение на трехзначное число, нужно хорошо знать алгоритм умножения на двузначное число. - Обратите внимание на решение ребят этого примера (находят ошибки при решении). - Значить, чтобы выполнить письменное умножение на трехзначное число нужно знать порядок или иначе алгоритм решения. - Что такое алгоритм – это пошаговое выполнение действий. - Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в группах, вы разложите карточки в нужном порядке. - Какая пара готова? (Выводит учитель на экран) АЛГОРИТМ 1. Записываю десятки под десятками, единицы под единицами. 2. Умножаю данное число на число единиц второго множителя 3. Получаю первое неполное произведение 4. Умножаю данное число на число десятков второго множителя 5. Получаю второе неполное произведение 6. Умножаю данное число на число сотен второго множителя 7. Получаю третье неполное произведение 8. Складываю три неполных произведения 9. Читаю ответ | Формулируют тему урока. -Умножение на трехзначное число Дети работают с учебником. Обсуждение в парах. Дети формулируют вывод. Ученики находят ошибки при решении у доски Пошаговое выполнение действий. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке. Одна пара зачитывает. АЛГОРИТМ 1. Записываю десятки под десятками, единицы под единицами. 2. Умножаю данное число на число единиц второго множителя 3. Получаю первое неполное произведение 4. Умножаю данное число на число десятков второго множителя 5. Получаю второе неполное произведение 6. Умножаю данное число на число сотен второго множителя 7. Получаю третье неполное произведение 8. Складываю три неполных произведения 9. Читаю ответ | Регулятивные УУД: Уметь формулировать тему и цель урока. Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные УУД: Проявлять активность во взаимодействии. Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, корректно сообщать товарищу об ошибках. |
Физкультминутка | Чтоб все выполнить заданья, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем. Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись. Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы Раз, два, три, четыре, пять, Теперь спинки держим ровно. На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядем И закроем глазки Вспомните все, что повторяли, Без моей подсказки | Выполняют упражнения, повторяя за учителем. | Личностные УУД: имеют установку на здоровый образ жизни |
Закрепление изученного материала 6.1. Решение тренировочных упражнений.
| - Ну вот, прошли мы через испытания, плывем дальше. Впереди у нас бухта «Познания и закрепления» - Прежде чем мы заплывем в бухту, мы должны выполнить задание с.48 № 182 (1), чтоб найти сундук с сокровищем.
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого». - Понятен ли вам этот вычислительный приём? Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях. - Задание мы выполнили, но в этом сундуке нет сокровищ. - Сейчас мы плывем к берегу «Нерешенных задач» - Вам предлагают решить задачу. Прочитайте задачу на с. 48 № 183. - В тетради запишите № 183. - Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж. (Выводит чертеж задачи на экран)- - О чем говорится в задаче? - Как двигались поезда? (В противоположных направлениях.) - Что говорится о первом поезде? - Что говорится о втором поезде? - Что нужно найти в задаче? - Что можно найти, зная скорости поездов? (Общую скорость или скорость удаления.) -- Какое дополнительное условие есть в задаче? (Города, из которых вышли поезда, находились на расстоянии 175 км.) - Узнав расстояние, пройденное двумя поездами за 6 часов, сможем ли узнать общее расстояние между поездами? (Да) Задачу вы решаете самостоятельно (1 ученик решает у доски) - Все согласны с решением задачи? Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях.
В тетрадях записываем № 2 и решаем примеры самостоятельно. Взаимопроверка по образцу ответов: 138 777,170 160, 327. - Обмен тетрадями. Взаимопроверка. Возьмите карандаши, проверьте, исправьте ошибки и поставьте оценку на полях. | Внимательно слушают учителя. Два ученика работают у доски. Ученик у доски решает задачу. Остальные работают в тетрадях. | Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль
Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль |
Рефлексия | Мы сегодня весь урок путешествовали. Давайте подведем итоги в тетрадях. Нарисуйте общий смайлик на полях. Поднимите руки : - если работу вам было легко выполнять, то на полях поставьте вот такой смайлик - если небольшие трудности возникли при выполнении, то вот такой - если очень трудно было выполнять, то ……… | Подводят итог урока. Оценивают свою работу. | Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения. |
Подведение итогов урока | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие задания вам больше всего запомнились? Вот закончился урок, Подведём сейчас итог, Мы много вспомнили, друзья, Без этого никак нельзя. Правила мы повторили, На практике их применили Задачи, находя решенье, Развивают мышленье, Память и внимание, Закрепляли знания. А теперь, внимание, Домашнее задание: (….), | Отвечают на вопросы учителя. | |
Д/з | № 184, №182 (2) на с. 42 | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики.Тема. Письменные приемы умножения вида 243*20, 532*300
Цель данного урока познакомить с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями; отрабатывать умение решать задачи, вычислительные навыки.Развивать познавательн...
Конспект урока математики. Тема: «Письменная нумерация в пределах 1000» 3 класс. (УМК Школа России)
Тема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000»Цели урока: познакомить с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами, основанными на знании разрядных слагаемых.Планируемые резу...
Конспект урока математики. Тема: «Письменная нумерация в пределах 1000» 3 класс. (УМК Школа России)
Тема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000»Цели урока: познакомить с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами, основанными на знании разрядных слагаемых.Планируемые резу...
Конспект урока математики. Тема: "Письменное сложение трехзначных чисел" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом сложения трехзначных чисел; отработка вычислительных навыков, отработка умения решать задачи.Планируемые результаты:Предметные: Знать алгоритм сложен...
Урок математики Тема: «Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Закрепление». 4 класс
Урок математикиТема: «Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Закрепление».Цели: 1.Закрепить знания таблицы умножения, свойства умножения...
Урок математики. Тема: Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число.
Разработка урока математики в 4 классе к учебнику М.И.Моро (программа "Школа России"), стр. 78....