ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО
статья по математике

Квардицкая Ирина Олеговна

В статье актуализируется работа, направленная на формирование геометрических понятий у младших школьников согласно требованиям ФГОС НОО на основе компетентностного подхода. В статье представлены вопросы методики изучения наглядной геометрии на основе решения практических творческих заданий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО

Аннотация: в статье актуализируется работа, направленная на формирование геометрических понятий у младших школьников согласно требованиям ФГОС НОО на основе компетентностного подхода. В статье представлены вопросы методики изучения наглядной геометрии на основе решения практических творческих заданий.

Ключевые слова: геометрический материал, геометрические представления, геометрические понятия, младший школьный возраст.

В связи с и изменениями в системе образования России, которые произошли на пороге нового тысячелетия, актуальным стал вопрос всестороннего развития личности на основе реализации ее природных возможностей, учета интересов и потребностей. Широкие возможности для развития психических, умственных способностей младших школьников, а именно: восприятия, памяти, мышления, воображения и представления, воли, внимания,  создает освоение математики. Эта наука помогает ученикам доказательно рассуждать и объяснять свои действия, логически мыслить и находить выход из любой ситуации. Трудно найти такую область человеческой деятельности, где можно было бы обойтись без математических знаний, причем с каждым годом диапазон их практических применений все увеличивается [3].

Несмотря на то, что основной целью современной школы, как отмечает Т.А. Савченко, ведущий ученый в области начального образования, является подготовка обучающихся к жизни, к общественно-полезному труду, особое значение следует придавать тем вопросам программы, с которыми ее ученики не раз могут встретиться в своей жизнедеятельности, и одним из этих вопросов курса математики является изучение геометрического материала [4]. Изучая геометрию, дети знакомятся с различными пространственными формами и телами, геометрическими фигурами и их свойствами, приобретают навыки измерения, построения, конструирования, рисования. Особая роль в ознакомлении учащихся с данными вопросами отводится начальной школе, так как младшим школьникам присущи образность мышления, острота представлений и восприятий. Элементарные геометрические знания, полученные в начальных классах, становятся основой для их расширения и углубления в процессе дальнейшего обучения.

Сегодня геометрические знания в человеческой деятельности приобретают особую значимость, спектр их применения широк  химия, физика, астрономия, география, архитектура, строительство, искусство и т.д. Курс геометрии, который изучается в основной и старшей звеньях школы, закладывает прочные основы для дальнейшего профессионального становления специалистов. Необходимы элементарные геометрические умения и навыки и для решения бытовых задач. Сегодня, как никогда, актуально выражение древнегреческого философа и математика Платона «Кто не знает геометрии - из школы не выпускается».

На основе анализа научных исследований, наблюдений за деятельностью людей установлено, что основу геометрической составляющей математической компетентности составляют умение ориентироваться в пространстве, измерительные и конструкторские умения, способность применять эти умения в жизненных ситуациях. В начальной школе геометрия изучается с пропедевтической целью. Целью овладения младшими школьниками элементов геометрии является подготовка их к изучению систематического курса в основной школе, способности использовать приобретенные знания и умения при изучении других предметов и для решения жизненных задач [3].

Геометрический смысл начального курса математики способствует не только освоению младшими школьниками математической компетентности, но и формированию элементов ключевых компетенций, например способности критически мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, составлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию, строить связные высказывания с использованием математической терминологии, работать и взаимодействовать в группе или команде и тому подобное [36].

Именно потребность в обновлении образовательного процесса обусловила внесение изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В отличие от предыдущей редакции в новом документе требования к результатам обучения сформулированы с учетом компетентностного подхода к оценке знаний, включая требования к содержательной линии «Пространственные отношения [5]. Геометрические фигуры»: определять существенные признаки геометрических фигур; называть элементы многоугольников, круга и круга; изображать геометрические фигуры на листе в клеточку, строить прямоугольники; обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита; конструировать геометрические фигуры из других фигур; разбивать фигуру на части. Определенные умения являются необходимыми, но недостаточным условием овладения предметной компетентности по геометрии. Ученику нужна также способность мобилизовать эти умения в нужный момент. Именно на формирование этого качественного образования личности также должен быть направлен современный образовательный процесс [6].

В настоящее время имеет место противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования геометрических понятий у младших школьников в педагогике и методике преподавания математики и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы их формированию у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников. Сейчас нужны новые подходы к формированию геометрических понятий у младших школьников, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод практических работ [2].

Работа по формированию геометрических понятий должна проводиться систематически, постепенно. Это создает условие для более частого применения этих навыков в учебной и практической деятельности, обеспечивает необходимую их прочность. Учитывая, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, при формировании геометрических понятий важно использовать наглядность, практические действия, тесную связь с окружающим миром. При формировании геометрических понятий могут быть использованы различные наглядные пособия: демонстрационные, модели геометрических фигур, плакаты, что повышает познавательный интерес обучающихся. При формировании понятий могут использоваться различные творческие задания. Это может быть написание сказки, стихотворений, различные поделки, рисунки, математические газеты и т.д. Работа по составлению словариков, несомненно, носит творческий характер. Все используемые методы, средства и формы работы должны носит практический характер. В целом выполнение детьми практических творческих заданий и упражнений способствует формированию у них геометрических понятий.

В перспективах исследования организация и проведение опытно-поисковой работы, направленной на формирование геометрических понятий у младших школьников посредством организации практических работ.

Литература:

  1. Арсланбаева В.Р. Шмелева Н.Г. Ознакомление младших школьников с геометрическим материалом // Педагогические науки. №65-1 [Электронный ресурс]: URL: https://novainfo.ru/article/13052  (дата обращения: 12.06.2019)
  2. Аскарова А.А., Канбекова Р.В. Основные задачи изучения геометрического материала в начальной школе // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов V Международной заочной науч.-практ. конф. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 279 с.
  3. Болотина Е.А. Преемственность в системе непрерывного математического образования // Начальное образование. - 2010. - № 18. - С. 2-4
  4. Савченко Т.А. Феномен нового подхода в педагогическом образовании // Вестник московского государственного областного университета. Психологические науки – №3, 2009. - С. 149-155
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]: URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= 959 (дата обращения: 12.06.2019)
  6. Щеулова, Е. А., Митичева, Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37749/        (дата        обращения: 11.04.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий  у младших  школьников по  предмету «Окружающий мир»...

Формирование геометрических представлений у младших школьников

В данной работе представлено выступление на областном семинаре "Формирование пространственного мышления школьников при обучении геометрии" в рамках реализации экспериментальной работы по данной теме....

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

Формирование геометрических представлений у младших школьников

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика особенности к саморазвитию: умение ставить ...

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИЗМА

В статье рассмотрены идеи изучения геометрии по теории фузионизма. Установлено, что основными идеями программ по изучению и формированию геометрических понятий выступает акцентирование внимания на раз...

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИЗМА

В статье рассмотрены идеи изучения геометрии по теории фузионизма. Установлено, что основными идеями программ по изучению и формированию геометрических понятий выступает акцентирование внимания на раз...

Статья "Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через коррекционно-развивающие упражнения"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Психолого-педагогическая и социокультурная коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в системе образования" (2022 го...