Конспект урока по математике "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Конспект урока по математике в 3 классе "Деление с остатком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_klass.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Класс: 3Г
Учитель: Боровская Наталья Михайловна
Тема урока: «Деление с остатком»
УМК Школа России, Моро М.И., Волкова С.И.
Тип учебного занятия: урок «открытия» новых знаний
Форма проведения урока: урок – путешествие
Цель: Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Познакомить обучающихся с делением числа с остатком;
- Формировать практические навыки деления числа с остатком;
2.Развивающие:
- Развивать логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; культуры речи и эмоций учащихся;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;
Планируемый результат:
Предметные умения
- Сформировать практические навыки деления числа с остатком,
- Вывести алгоритм деления числа с остатком
- Закреплять навыки владения приёмами табличного и внетабличного умножения и деления.
Познавательные УУД:
- Развивать умение анализировать, сравнивать объекты;
- Учиться определять свои границы знания / незнания
Регулятивные УУД:
- Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий;
- Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- Осуществлять самоконтроль.
- Учиться формулировать цель деятельности на уроке
Коммуникативные УУД:
- Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
- Отвечать на вопросы учителя
Личностные УУД:
- Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
- Способствовать развитию самооценки;
- Формировать уважительное отношение к мнению другого человека;
- Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Технологии:
- Игровые
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ПК.
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, раздаточный материал, тесты, конверты с заданиями разного уровня, математические веера, рыбки, кораблик.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание | Планируемые результаты |
1. | Организационный Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | Начинаем ровно в срок, наш любимейший урок!!! Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся! Пожелайте нам удачи и успешности в придачу! -Ребята, отгадайте загадку: Паровозик без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел- Прямо по морю пошел! Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в морское путешествие. Путешествие далекое и интересное. Наш путь будет лежать через моря и океаны, мимо таинственных островов, где нас ждут необыкновенные приключения. - Какие качества пригодятся нам для успешной работы (смекалка, воображение, собранность, творчество). Ребята, во время путешествия могут произойти различные ситуации, поэтому нам нужно к путешествию как следует приготовиться. Путешественники ведут бортовые журналы, в которых записывают все, что с ними происходит, это будут наши тетради, а также некоторые ведут личные дневники. У нас они тоже будут. У вас на партах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать себя во время путешествия. Давайте вспомним, как мы это будем делать. Если с заданием справились-+, не совсем –/, не справились-. - Итак, сделаем первую запись: дата, вид работы (классная). - А кто на корабле главный? (капитан) - А кто помогает капитану? (команда) - Так вот, вы будете командой, а я Вашим капитаном. Начинаем наше путешествие из порта « Устный счёт» | Приветствие Отгадывают загадку. Оценивают свое настрой на урок Знакомятся с листом самооценки Запись в рабочей тетради. | Кораблик Слайд №1 Лист самооценки | Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
2. | Устный счет Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта. | 1)Длина синего кита 32 метра, китовая акула в 4 раза меньше. Какой длины китовая акула? 2) Длина яхты 10м, а парусник в 2 раза длиннее. Какой длины парусник? 3) Рыба-меч живет 6 лет, а дельфин-26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч? 4)Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 50 морских обитателей. 35 из них были осьминоги, а остальные – морские звёзды. Сколько морских звезд заметили аквалангисты? 5)У рыбы с усами 3 зуба умножить на любимую оценку ученика? Какое число получится? Оцените свою работу в листах самооценки! | Индивидуальная работа | Математические веера у каждого обучающего-ся | Коммуникативные УУД: -умение оформлять свои мысли в устной форме |
3. | Постановка учебной задачи Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог. | Создание проблемной ситуации. - Ребята, пока вы работали с листами самооценки, наш корабль натолкнулся на подводные камни. Перед вами камни с математическими выражениями, нужно данные выражения разбить на группы. Подумайте, как можно это сделать? Можно советоваться в парах. (на камнях выражения: 10*2, 3*5, 4*4, 10:5, 27:9, 18:2, 9:4. -Почему остался один камень? ( Мы не знаем этот вид деления) - Мы встречались раньше с таким случаем деления? (нет) - А остальные как называются? (Табличные случаи) - Посоветуйтесь в парах, может быть у вас будут варианты решения? (Выслушиваются варианты решения) -Вы хотите научиться решать такие выражения? - Значит, какую цель поставим на урок? - (Если всё решили, цель конкретная научиться решать выр-я с остатком) -Сформулируйте тему нашего урока? («Деление с остатком») Образец записи деления с остатком на доске: 14 : 4 = 3 (ост.2) | Решают выражения, сталкиваются с проблемой Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания ( Мы должны научиться решать примеры и задачи с остатком.) Отвечают на вопросы Смотрят, запоминают Ставят перед собой цели и задачи | Слайд №2 Содержа-тельная рефлексия (осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы) Слайд №3 | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы - формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия; Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению математики |
4. | Работа по теме урока. «Открытие» нового знания. Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, построение алгоритма.
Физкультминутка Цель: Создание условий для снятия утомляемости обучающихся, их релаксации | Смотрите, как разыгралось море, какие страшные волны, а кто знает, как называется такая погода на море, когда сильный и ветер и большие волны? ( шторм) - Это опасно для корабля? (да). - Давайте успокоим это море Для этого решим задачу: Моряки поймали 10 крупных рыб. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый корабль? - Смогли полностью разделить число 10 на 3? (нет) - Сколько раз по 3 содержится в 10? (покажем на доске) -3 раза. - Сколько останется? (1) Покажите на интерактивной доске ( раскладывают рыбок) Теперь покажем на числовом луче. Давайте запишем выражение: 10:3=3(ост.1) Ответ: по 3 рыбки получит каждый корабль, 1 рыбка останется. Алгоритм деления с остатком: Ребята, а можно ли выполнить деление с остатком, не используя рисунок каждый раз?. Конечно можно, но для этого надо выполнять определённое правило или алгоритм. - Давайте составим алгоритм деления с остатком. Что такое алгоритм? (последовательность действий) - Но сначала вспомним, как называются компоненты при делении (делимое, делитель, частное) 1.Подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка. 2.Находим частное. 3.Находим остаток. Давайте вернемся к нашим выражениям 14 : 4 = 3 (ост.2) 10:3=3(ост.1) - Сравните остатки и делитель, что о них можно сказать? (остаток должен быть меньше делителя) Вывод: Остаток всегда меньше делителя. Значит не обязательно раскладывать предметы, рисовать и не всегда это можно сделать, надо просто вспомнить таблицу умножения. Вот как важно знать таблицу умножения. - Молодцы! Шторм начал стихать, но чтобы море совсем успокоилось, нам надо ещё с вами поработать. - Какие остатки могут получиться, если мы будем делить любые числа на 4,5,7? Молодцы, с заданием справились, продолжим наше плавание. Физкультминутка «Волны плещут в океане» Волны плещут в океане. Что там чудится в тумане? Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей! Ой, ребята, кто это? (дельфин). Он предлагает нам поработать с учебником. | (работа в группах) раздаточный материал Делят фигуры, записывают выражение Работа с интерактивной доской. Оценивают себя Отвечают на вопрос 2 ученика у доски работают Алгоритм деления с остатком. Работа с интерактивной доской Выполняют движения | Слайд №4 Слайд №5 Слайд № 6 Поэтапно прикрепляем на доске. Слайд № 7 Слайды №8,9,10 Слайд №11 | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
5. | Первичное закрепление Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | 1. Работа с учебником (№2, стр.26. )один и тот же ученик по алгоритму Впереди опасность. Ребята вы знаете, что это? ( Айсберги.) Что такое айсберг – это ледяная глыба, плывущая в море . Нам нужно их обойти. 2. Задание на выбор ( У вас на партах лежат по 2 конверта. Что вы заметили? Один конверт обычный, другой- со звёздочкой. Что это значит? ( в конверте со звёздочкой задания повышенного уровня) - Возьмите любой конверт и выполните задание. - Ребята, поднимите руки, кто выбрал задания базового уровня, почему? - Оцените свою работу в листах самооценки. Чтобы успешно вернуться нам из путешествия и чтобы наше судно благоприятно причалило к берегу, мы должны проверить, насколько хорошо усвоили нашу сегодняшнюю тему. Для этого выполним самостоятельную работу. | Объясняют Выполняют задания по алгоритму. | Слайд №12 | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
6. | Первичный контроль. Самостоятельная работа Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | 8:3=2 (ост…) 11:3=3 (ост…) 12:5=2 (ост…) 10:4=2 (ост…) 13:2=6 (ост…) | Выполняют самостоятельную работу Проверяют, оценивают в парах. | Слайд №13 | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение |
7. | Подведение итогов урока Цель: уметь давать оценку и уметь анализировать достижения поставленной цели. | - Понравилось вам наше путешествие? Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке. - Какое открытие вы сделали на уроке? (Научились выполнять деление с остатком) - Расскажите, как выполнить деление с остатком? (надо узнать, сколько раз делитель «уместится» в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток) - Каким должен быть остаток при делении? (остаток должен быть меньше делителя) -В какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз? | |||
8. | Рефлексия деятельности Цель: Создание условий для рефлексии | А теперь посмотрите на лист самооценки- у кого все + - поднимите руки, вы сегодня молодцы, а остальным надо подтянуться! - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились выполнять деление с остатком и можете помочь другим. Вы считаете, что научились выполнять деление с остатком, но иногда вам нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. Поселим наших рыбок на волны. А первую рыбку поселю я. Сегодня на уроке вы были активными, внимательными, поэтому я вами довольна. | Прикрепляют рыбок. | Рыбки на волнах. | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
9. | Домашнее задание Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания | №5, стр.26 (учебник) | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Деление с остатком" (закрепление), 3 класс
Урок построен в виде "путешествия" . Программа " Школа России"...
Конспект урока " Задачи на нахождение остатка"
Программа Л.В. Занкова...
Конспект урока "ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО" Школа России 4 класс
Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений выполнять деление на двузначное число с остатком, решать задачи и уравнения, находить значения буквенных выражений, развитию логического мышлени...