МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34»
Технологическая карта урока
по математике
Тема: «Алгоритм вычитания столбиком»
Демина С.М.
2017 г
Ф.И.О.: Демина Светлана Михайловна
Программа: Перспективная начальная школа
Предмет: Математика
Место урока в изучаемой теме: 4урок
Время реализации урока: 40 минут
Год: 2017/2018 уч. г.
Класс: 3«А»
Тема урока: «Алгоритм вычитания столбиком »
Цель: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся и овладению алгоритмом выполнения вычитания многозначных чисел столбиком.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать у учащихся способность к самостоятельному построению алгоритма вычитания столбиком многозначных чисел;
- учить производить вычисления «столбиком» при вычитании многозначных чисел.
Развивающие:
- создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу;
- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
- обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности;
- создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Методы обучения: словесные (объяснение), наглядные (демонстрация алгоритма, схем, учебных рисунков), практические (выполнение заданий самостоятельно, в парах, группах), связаны с содержанием учебного материала и особенностями школьников.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.
Оборудование:
Для учителя:
- Учебник для третьего класса «Математика » А.Л. Чекин,
- Тетрадь для самостоятельных работ «Математика. 3 класс. № 1» (авторы О.А.Захарова, Е.П.Юдина)
Для учащихся:
- Учебник для третьего класса «Математика » А.Л. Чекин
- Тетрадь для самостоятельных работ «Математика. 3 класс. № 1» (авторы О.А.Захарова, Е.П.Юдина)
карточки для работы в группе, знаки для самооценки,
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, понимать информацию, выполнять действия по заданному алгоритму.
Коммуникативные УУД:
- формировать умения взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД:
- формировать умения контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Личностные УУД:
- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.
| Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
| Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цель: создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке. | - Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь. - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? | Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.
Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п. | Личностные: положительный эмоциональный настрой на урок. |
| Актуализация знаний (3 мин) Цель: активизация знаний. | - Начнем работу с устного счёта. Работаем в парах. Возьмите карточку с математической цепочкой. Найдите значение выражения. «Цепочка математическая» 50-14:4х9+18=99 60-48:2х9+45=99 - Какой результат получили? - Дать характеристику числу 99. - Пропишите число до конца строки, найдите красиво написанное число. Запишите дату ( 20 октября ) и вид нашей работы – Классная работа. - Умение правильно и быстро считать, красиво писать будет нужны нам на уроке. Вперед - за новыми знаниями. | Работа в парах 99 Число двузначное, предыдущее 98, следующее 100,первая справа цифра 9 показывает разряд единиц, вторая – разряд десятков. | Коммуникативные: - распределение обязанностей при работе в парах.
Личностные: -учёт позиции собеседника. |
2. | Постановка учебной задачи(3 мин) Цель: активизация знаний, постановка задач урока, создание условий для формирования детьми цели урока | - Вспомните тему прошлого урока. -Найти значение суммы, пользуясь алгоритмом сложения. 50724+75192=125916 Фронтальная работа (один ученик работает у доски с объяснением )
-По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте новую тему урока. - Уточните, на какой странице нужно открыть учебники? - Есть непонятные слова в названии темы? - Кто может объяснить значение этого слова? На доске появляется тема урока: «Алгоритм вычитания столбиком» и опорные слова: Я хочу Я хочу научиться - понять… - составить… - записывать… - узнать… - Какую учебную задачу поставим перед собой? - Каждый из вас высказал задачу урока, и все они будут являться ступеньками к достижению цели нашего урока. Как вы думаете, какой? - Цель нашего урока: построение алгоритма вычитания многозначных чисел. | Вспоминают: «Алгоритм сложения столбиком»
В тетради
На странице «Содержание» читают название темы урока: «Алгоритм вычитания столбиком» на с.65
-«это, может быть, …» и др. Самостоятельная деятельность детей: чтение темы урока.
По опорным словам продолжают фразы: -«Я хочу узнать алгоритм вычитания столбиком», - «Я хочу понять, как … », -«Я хочу научиться вычитать столбиком…..» -«Я хочу научиться …..» и т. п. | Познавательные: - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, -поиск информации в учебной книге Регулятивные: -постановка учебной задачи самостоятельно. Личностные: -учёт позиции собеседника. |
3. | Изучение новой темы ( решение учебной задачи)(5 мин) Цель: Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. | - Откройте учебники на с.65-66, рассмотрите задания.
- Прочитайте задание № 218. - Выполнить вычитание в рабочей тетради.
- В каких разрядах нельзя было сразу выполнить вычитание? | Находят в учебнике на с. 65-66 задания к уроку.
Читают задание, выполняют в тетради. Записывают в рабочих тетрадях: 116919-76391=40528
В разряде десятков и в разряде десятков тысяч. | Познавательные: -поиск информации в учебной книге.
Личностные: -учёт позиции собеседника. |
4 | Физкультминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Ритмичные движения под музыку | Один ученик показывает движения, другие повторяют |
|
5. | Продолжение работы по теме урока ( 7 – 10 мин) | - Мы умеем поразрядно вычитать многозначные числа столбиком. Нам остается сформулировать алгоритм, который предусмотрим все возможные случаи, которые могут возникнуть при вычитании столбиком. Помогут нам в этом ответы на вопросы, предложены автором учебника в следующем задании. - № 221 выполняют в группах. Инструкция: - Вспомнить правила работы в группе (дополнить недостающие слова) Проверить с показом у доски
|
Ответы детей
Работают в группах | Познавательные: -поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.
Коммуникативные: -распределение обязанностей при работе в группах.
Регулятивные: -развитие навыков самоконтроля. |
|
| - Как нужно записывать уменьшаемое и вычитаемое?
- С какого разряда нужно начинать вычитание и к какому следует переходить далее?
- Что нужно делать, если в данном разряде нельзя сразу выполнить вычитание?
- Куда следует записать результат вычитания в данном разряде?
- Что нужно сделать с числом в данном разряде уменьшаемого, если для вычитания в предыдущем разряде потребовалось сделать заимствование? Рассмотрите 2 возможных случая.
- Когда нужно завершить вычитание?
| - Вычитаемое записывают под ____________, так чтобы каждый его разряд находился под соответствующим разрядом уменьшаемого.
- Вычитание выполняют поразрядно по порядку, начиная с разряда ___________.
- Если вычитание выполнено, по полученное число записывают под ________.
- Если вычитание выполнить нельзя, то происходит____________ единиц соседнего старшего разряда.
- Результат записывается в этот же разряд.
- Число из данного разряда уменьшаемого увеличивается на 10, а число из следующего разряда уменьшаемого _____________ на 1.
- Если же в этом разряде стоит цифра 0, то заимствование переносят в _________ разряд. После этого производят вычитание из полученного двузначного числа, а результат этого вычитания записывают в этот же разряд искомого значения разности.
- Вычитание заканчивают, когда выполнено вычитание в самом __________ разряде уменьшаемого, который сохранился после возможного заимствования.
|
|
5. | Первичное закрепление (3 мин) Цель: закрепление знаний с самопроверкой по эталону | - Для закрепления алгоритма. Объясните в паре с проговариванием вслух алгоритм вычитания столбиком для вычитания чисел: 5682 и 4238; 7283 и 2175 (работают на карточках) - Самопроверку выполните по записям на доске. У кого получилось без ошибок? Молодцы! |
Записывают разность, объясняют, проверяют по записям на доске. | Познавательные: Поиск информации в учебной книге. Личностные: учёт позиции собеседника. Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
6.
| Включение в систему знаний (5 мин) Цель: использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях решения.
| Прочитайте задачи. Решение какой задачи подойдет к теме урока. 1.В понедельник привезли 50000 т, а во вторник на 1743 т меньше. Сколько тонн привезли во вторник? 2. На первой машине с поля увезли 1750 кг, а на второй на 938 кг больше. Сколько кг привезли на второй машине? 3. В саду собрали 1150 кг яблок и 4 395 кг груш. Сколько всего фруктов собрали? - Почему не выбрали вторую задачу? -Что не подошло в третьей задаче? Задачу № 1 решить самостоятельно. |
| Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
|
| Карточки. Найди значение выражений. Выполни вычитание столбиком.
|
|
|
7 | Итог урока (2 мин) Цель: обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации. | - Какова была тема урока? - Как нужно записывать уменьшаемое и вычитаемое? - С какого разряда нужно начинать вычитание? - Когда заканчивается вычитание? - Кто достиг своей цели на уроке? - Кому ещё нужно поработать над этой темой? Я постараюсь… Я предлагаю…
-Молодцы! Спасибо. Урок окончен. |
Лесенка уверенности в знаниях Ребёнок смайлика на соответствующую ступеньку лесенки На верхней ступени – если при вычитании, пользуясь алгоритмом не допускали ошибок. На средней ступени – если при вычитании возникали затруднения, пользуясь алгоритмом была допущена 1-2 ошибки. На нижней ступени – если при вычитании возникали трудности, допущено много ошибок |
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные УУД: - умение слушать и слышать; - умение оформлять свои мысли. Личностные УУД: - способствовать формированию самооценки на основе критерий успешной учебной деятельности |
8 | Домашнее задание Цель: обобщение и закрепление полученных знаний | Учебник стр. 66, № 222 или р.т. стр.44, № 98, 99 (на выбор) |
|
|