Сложение и вычитание с числом 0 .Число 0
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Сложение и вычитание с числом 0 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с особенностями прибавления и вычитания числа 0.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прибавлять и вычитать число 0; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; работать самостоятельно и в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
- Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!
II. Актуализация знаний
- Устный счет
Игра «Называй, не зевай»
Расставьте числа в порядке уменьшения. Назовите их. А теперь в порядке увеличения. Назовите. Каких чисел не хватает? (3 и 7)
Добавьте их.
Игра “Молчанка”
- Ребята, а давайте проверим, как вы внимательно слушаете и отвечаете на вопросы молча с помощью веера.
- Покажите какое число называют при счёте после числа 7? (8)
- Перед числом 10? (9)
- Между числами 5 и 7? (6)
- Какое число получиться, если к 4 прибавить 1? (5)
- Какое число получиться, если из 5 вычесть 2? (3)
- Уменьшите 5 на 1. (4)
- Увеличьте 5 на 2. (7)
III. Самоопределение к деятельности
Если съели все конфеты,
То конфет в коробке нету.
Ой, котлет в тарелке нет!
Это значит — ноль котлет.
Кончилась в солонке соль.
Сколько соли? Соли — ноль.
— Какими словами можно заменить число 0? (Пусто, нисколько, ничего нет и т. д.)
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз (показать рисунок)
- А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок), то получим странные числа.
Вам они встречались?
(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)
— Как вы думаете, сколько получится, если к 5 прибавить 0? (Ответы детей.)
— А если из 10 вычесть 0? (Ответы детей.)
— Кто догадался, о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Что получится, если прибавить или вычесть число 0.)
Но сначала проведем минутку чистописания
Открыли тетради, пишем цифру 0.
(Правила посадки, положения ручки, тетради при письме)
IV. Работа по теме урока
Практическая работа (работа с счётным материалом)
Положите на парту 4 круга. Рядом положите столько кругов, сколько яблок вы видите на спинке ёжика.
- Сколько кругов вы положили рядом? (нисколько)
- Почему нисколько?( потому что у ёжика на спинке листочек, а не яблоки.)
- Как записать то, чего нет? (при помощи 0)
-Как это записать? ( 4+0=4)
- Запишем в тетрадь.
— У меня в одной руке 3 гриба, а в другой 0 грибов. Все грибы я положила в корзину.
(Учитель показывает все действия.)
— Как вы думаете, сколько грибов в корзине? (3.)
— Давайте проверим.
(Учитель достает грибы из корзины, дети считают.)
-Как это записать( 3+0=3)
- Запишем в тетрадь.
— Возьмите в левую руку 2 фрукта. Покажите.
— В правую руку возьмите 0 фруктов.
— Все фрукты сложите в правую руку. Сколько фруктов стало в правой руке? (2.)
— Как это записать? (0 + 2 = 2.)
Записываем.
Ёжик пошёл к белке на обед. Но белка заигралась и забыла приготовить обед. На столе стояла пустая тарелка, но ёжик по пути ёжик нашёл 5 грибов и положил в тарелку. Сколько стало грибов в тарелке? Как записать? (0+5=5) Запишем
— Какой вывод можете сделать? (Если к числу прибавить 0 или к нулю прибавить число, получится то же самое число.)
— Положите перед собой 4 квадрата.
— Уменьшите их количество на 1. Сколько квадратов осталось? (3.)
— Как это записать? (4 — 1 = 3.)
— А сейчас уменьшите количество квадратов на 0. Как это сделать? (Убрать 0 квадратов.)
— Уберите 0 квадратов. Покажите, сколько убрали.
(Учащиеся показывают, что в руке ничего нет.)
— Сколько квадратов у вас осталось? (3.)
— Как это записать? (3 — 0 = 3.)
— В корзине 5 грибов. Я взяла 0 грибов.
(Учитель показывает все действия.)
— Как вы считаете, сколько грибов осталось в корзине? (5.)
(Учитель достает грибы из корзины, дети считают.)
— Как это записать? (5 — 0 = 5.)
— Сделайте вывод. (Если из числа вычесть 0, получится то же самое число.)
— Как вы думаете, что получится, если я буду вычитать из 0? (Ответы детей.)
— Давайте проверим ваши предположения на примере 0 — 1. Из какого числа вычитаем? (Из числа 0.)
— Возьмите в правую руку 0 конфет. Покажите.
— Сколько мы вычитаем? (1.)
— Дайте соседу по парте 1 конфету. (Это невозможно.)
— Какой вывод можно сделать? (Из нуля вычитать невозможно.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Давайте выполним задание в учебнике.
— Какое число пропущено в первом примере? (2 — 2 = 0 — если из числа вычесть то же самое число, получится 0.)
(По аналогии разбираются остальные записи.)
— Посмотрите на записи, приведенные ниже. Чем похожи примеры в первом столбике? (К 0прибавляем число.)
— Какой ответ в первом примере? (2.)
— Почему? Каким правилом пользовались? (Если к 0 прибавить число, то получится то же самое число.)
— Решите оставшиеся примеры.
— Чем похожи записи во втором столбике? (Из числа вычитаем 0.)
— Каким правилом будете пользоваться? (Если из числа вычесть 0, получится то же самое число.)
— Решите примеры.
— Что нужно сделать в следующем задании? (Измерить отрезки и сравнить их. )
— С какого деления начинаем измерять отрезок? (С цифрой 0.)
— Назовите длины отрезков. (9 см и 10 см.)
— Сравните их. (10 см больше, чем 9 см, 9 см меньше, чем 10см.)
(По аналогии разбирается следующая задача.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 26. Посмотрите на схемы с кругами.
— Сколько кругов на первой схеме? (3.)
— Что показывает один зачеркнутый круг? (Сколько кругов вычли.)
— Сколько кругов осталось? (2)
— Прочитайте запись под схемой. (3 — 1 = 2.)
(По аналогии разбираются оставшиеся схемы.)
— Измерьте отрезок. (8 см.)
— Отрезок какой длины нужно начертить? (9 см.)
— На сколько нужно увеличить первый отрезок, чтобы получить отрезок, равный 9 см? (На 1 см.)
Учащиеся читают текст задачи (с. 73 учебника).
– О чём рассказ?
– Что в нём известно?
– Что нужно узнать?
– Какое арифметическое действие следует использовать для того, чтобы ответить на поставленный вопрос?
– Почему?
Учащиеся с комментированием записывают решение в тетрадях и на доске:
4 + 2 = 6 (р.).
Работа в рабочих тетрадях.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5
Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....
Технологическая карта урока математики 1 класс "Сложение и вычитание с круглым числом".
Задачи урока1. Организовать работу по формированию умения складывать и вычитать круглые числа, применять полученные знания при выполнении заданий.2. Развивать умение анализировать, выделять главное, с...
Раздел «Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание». Технологическая карта урока. «Закрепление приемов сложения и вычитания»
Технологическая карта урока по ФГОС. Математика. 2 класс. Закрепление приемов сложения и вычитания....
Карточки "Сложение и вычитание из двузначного числа"
Карточки "Сложение и вычитание из двузначного числа"...
Урок математики. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Проверка сложения и вычитания (устные вычисления)
План-конспект урока математики во 2 классе. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Проверка сложения и вычитания (устные вычисления). Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий (урок пут...
-Урок математика -числа,числа,числа
Презентация для урока...
Методическая разработка урока математики «Таблица сложения и вычитания числа 9. Решение примеров со случаями табличного сложения и вычитания».
Таблица сложения и вычитания числа 9. Решение примеров со случаями табличного сложения и вычитания....