CASE-STUDY на уроках математики в начальной школе
учебно-методический материал по математике
Предварительный просмотр:
CASE-STUDY НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье обоснована особая важность применения современных образовательных технологий в образовании, в частности речь пойдет именно об использовании кейс-технологии на уроках математики в начальной школе.
Сегодня перед школой стоит задача не транслировать учащимся предметные знания, а подготовить выпускников, способных творчески мыслить, отвечать на предъявляемые временем «большие вызовы», принимать решения в нестандартных ситуациях. Решить данную задачу поможет личностно ориентированное обучение с активным познавательным процессом, в котором личность обучающегося, его познавательная, творческая деятельность будет ведущей. Поэтому возникает необходимость включения в образован тельный процесс современных педагогических технологий. Одной из таких технологий выступает кейс-технологии, в основе которой лежит имитационное моделирование, где активность обучения реализуется за счет вовлечения учащегося в тематическое исследование, решение реальных ситуаций – кейсов.
Под кейсом (ситуацией кейса) понимают и активный метод обучения, основанный на организации учителем в группе обучающихся обсуждения задания, представляющего собой описание конкретной ситуации с явной или скрытой проблемой.
Целью кейс-технологии является формирование у обучающихся умения анализировать информацию, выявлять главные проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Сущность кейс-технологии определяет следующие признаки, позволяющие отличить анализ ситуаций от других методов обучения: наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени; коллективная выработка решений; отсутствие единственного решения; единая цель при выработке решений; наличие системы группового оценивания деятельности. Методы кейс-технологии достаточно разнообразны. Рассмотрим некоторые из них:
- метод инцидентов (цель метода– поиск и обработка информации самим учеником);
- метод разбора деловой корреспонденции (цель метода – сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов, обработать предоставленные документы);
- игровое проектирование (цель метода – создание проекта (готового продукта) по заданной теме);
- ситуационно-ролевая игра (цель метода – инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки и поведение участников);
- метод дискуссии (цель метода– обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры.);
- метод кейс-стади (цель метода - совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты решения проблем, оценить их и выбрать лучший).
Кейс-технологии можно применять на разных предметах. Рассмотрим особенности применительно к урокам математики. Учащийся должен выполнять действия в определенной последовательности. В самом начале, перед знакомством с каким-либо кейсом, необходимо обговорить этапы работы с выданными материалами. Затем следует знакомство с ситуацией. После этого надо попробовать выделить основную проблему и предложить концепцию. Необходимо проанализировать последствия принятия решения, предложить решение кейса и варианты последовательности действий. Применение кейс-технологии способствует развитию логического мышления, повышению мотивации учащихся, созданию условий для формирования универсальных учебных действий. Для учителя это творческая подготовка к урокам, инициирующая методическое саморазвитие педагога. На уроках математики применение кейс-метода способствует закреплению у учащихся теоретических знаний; отработке навыков практического использования алгоритмов, ознакомлению учащихся со моделями анализа практических ситуаций; отработке навыков группового анализа проблем и принятия решений. Анализ методической литературы показывает, что кейс-технологии применяют чаще всего на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Приведем примеры.
Кейс по теме: «Площадь прямоугольника»
Цель: обобщить и закрепить знания о площади прямоугольника.
Содержание кейса.
Директор клуба решил отремонтировать пол в зале для торжественных церемоний. Размеры такие: длина зала 20 м, а ширина 10 м. В таблице приведены цены на строительные материалы «Стройкомплект». Вычислите, какую сумму потратят на ремонт пола.
Таблица 1. «Стройкомплект».
Керамогранит | Паркет | Ламинат | Кафельная плитка | |
Цена за 1 кв. м. | 400р | 450р | 500р | 430р |
Инструкция по выполнению
1. Вычислить площадь пола по формуле (S= a ∙ b).
2. Найти информацию о цене материала в таблице цен «Стройкомплект».
3. Вычислить сумму, которую потратят на ремонт пола.
Кейс по теме: «Деление трёхзначного числа на однозначное»
Цель: научить детей делить трехзначные числа на однозначные письменный способом («уголком»).
Содержание кейса.
В школу для награждения детей в конце года закупили сладкие призы – шоколад. Всего было 33 коробки по 10 шоколадок в каждой и ещё 6 шоколадок отдельно. Эти шоколадки разделили поровну на три класса. Сколько детей в каждом классе?
Учащиеся работают в малых группах, затем обсуждают решения кейса и варианты последовательности действий.
Группа 1. Представляет число шоколадок с помощью графической модели трехзначного числа и наглядно демонстрирует способ деления.
Группа 2. Представляет трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых и затем делит единицы каждого разряда на число. Складывают получившиеся частные.
Группа 3. Представляет алгоритм письменного деления в столбик.
Затем проходит обсуждение результатов и формулирование выводов. Мы видим, что при использовании кейс-технологии ученик становится субъектом деятельности. При этом использование жизненной ситуации повышает мотивацию к обучению, что так необходимо современным школьникам. Очень важно на уроке создание «ситуации успеха». Каждый ученик на определённом этапе индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами. Очень важно начинать применять кейсметод уже в начальной школе, ведь он направлен на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся, на что ориентирует ФГОС НОО. Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода выше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и обучающийся постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
Благодаря использованию на уроках уже в начальной школе данной технологии можно говорить о формировании системы предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого. В соответствие с ФГОС эта система трех компонентов и является образовательным результатом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»
В докладе представлен опыт по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.
Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о преминении математики в жизни;2....
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.
Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...