Методическая разработка урока по математике 4 класс "Школа России" по теме: "Письменное деление на трёхзначное число"
методическая разработка по математике (4 класс)

Цуканова Е.А.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области

Методическая разработка урока по математике

4 класс «Школа России
Тема: Письменное деление на трехзначное число
(учебник, с. 72)

Цель: познакомить с новым случаем деления, когда требуется трехзначное число разделить на трехзначное, составлять и решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Тип урока освоение новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новым случаем деления, когда требуется трехзначное число разделить на трехзначное; научатся составлять и решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни

Структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1

2

3

4

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка
учащихся
к усвоению
изучаемого
материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

(Звучит музыка.)

– Закройте глаза, представьте зеленый луг. Теплый ветерок качает траву, бабочки перелетают с цветка на цветок. Солнечные лучи касаются вашего лица.

Откройте глаза. Я вижу улыбки на ваших лицах. Повернитесь к соседу по парте и поделитесь своей улыбкой. Я надеюсь, что хорошее настроение мы сохраним на весь урок

Слушают учителя.
Принимают участие

в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

II. Сообщение темы, цели
урока

 

Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

 

 

2. Устный счет:

1) Задание
«Лабиринт».

image

 

Выполняют задания.

 

2) Устные вычисления

– Поставьте знаки действий так, чтобы равенства были верными.

548 … 60 = 608                   75 … 4 = 300

478 … 1 = 478                     824 … 8 = 103

462 … 70 = 392                   7 018 … 0 = 7 018

Выполняют задания

IV. Изучение нового материала

1. Подготовка к рассмотрению нового

случая деления на трехзначное число.

– Найдите ближайшее меньшее разрядное число по отношению к данному трехзначному числу: 348, 450, 908, 113 и т. д.

– Решите примеры:

900 : 300, 920 : 300, 1 200 : 400,
1 245 : 400 и т. п.

При решении объясняют соответствующий прием.

 

2. Объяснение учителя.

– Надо 936 разделить на 234. Сколько цифр будет в частном?

– Чтобы легче было найти цифру частного, делитель заменяют ближайшим разрядным числом, которое меньше его. Назовите это число.

– Будем делить 936 не на 234, а на 200. Как найти цифру частного?

– Проверьте эту цифру.

 

– Одна.

 

 

 

– 200.

– Нужно 9 разделить
на 2, получится 4.

200 · 4 = 800;

34 · 4 = 136;

800 + 136 = 936, цифра 4 верна.

 

3. Чтение объяснения

С. 72 (вверху)

Читают объяснение
по учебнику

V. Первич-

ное закрепление

Работа
по учебнику.

№ 279.

Пример внизу страницы.

По аналогии решают
и объясняют примеры.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 280.

– Сколько тонн стройматериала израсходовали для получения бетона?

1) 120 · 2 = 240 (т) – песка.

2) 120 · 4 = 480 (т) – щебенки.

3) 120 + 240 + 480 = 840 (т) – всего стройматериалов.

4) 840 : 3 = 280 (т).

Ответ: 280 тонн стройматериала израсходовали для получения бетона.

 

Ставят вопрос к задаче и решают самостоятельно (с последующей проверкой).

 

 

№ 281.

1 м 50 см = 150 см

 

На 1
простынь

Количество
простыней

Всего
метров

Дет.

150 см

21 шт.

Одина-ковое

Взр.

?

15шт.

 

1) 150 · 21 = 3150 (см).

2) 3150 : 15 = 210 (см).

Ответ: 2 м 10 см полотна расходуют на про-стыню для взрослых.

 

Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадях.

 

 

№ 282 (под руководством учителя).

1) 60 · 2 = 120 (км) – проехала 1-я машина
за 2 ч.

Рассматривают чертеж, составляют план и записывают

 

 

2) 80 · 2 = 160 (км) – проехала 2-я машина
за 2 ч.

3) 120 + 160 + 420 = 700 (км).

Ответ: 700 км между городами.

решение на доске и в тетрадях.

2. Дидактическая игра «Микрокалькулятор»

Цель: закрепление знания частных случаев умножения и деления с 0 и 1.

Мы устали от сложения

И тетрадки спрятали,

Дайте нам для ускорения

Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки должны решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути на столе карточку с ответом. Например, 367 : 367 = 1, значит, игрок берет карточку с ответом «1».

У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 15–20 карточек

Участвует в игре.

3. Задания
из электронного приложения
к учебнику

 

Выполняют задания

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение

полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Чему учились сегодня на уроке?

– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? какое – меньше?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы

VIII. Домаш-нее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 72, № 283

Задают уточняющие вопросы

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цуканова Е.А.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области

Методическая разработка урока по математике

4 класс «Школа России
ТЕМА: ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ НА ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
(учебник, с. 72)

Цель: познакомить с новым случаем деления, когда требуется трехзначное число разделить на трехзначное, составлять и решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Тип урока освоение новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новым случаем деления, когда требуется трехзначное число разделить на трехзначное; научатся составлять и решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни

Структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1

2

3

4

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка
учащихся
к усвоению
изучаемого
материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

(Звучит музыка.)

– Закройте глаза, представьте зеленый луг. Теплый ветерок качает траву, бабочки перелетают с цветка на цветок. Солнечные лучи касаются вашего лица.

Откройте глаза. Я вижу улыбки на ваших лицах. Повернитесь к соседу по парте и поделитесь своей улыбкой. Я надеюсь, что хорошее настроение мы сохраним на весь урок

Слушают учителя.
Принимают участие

в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

II. Сообщение темы, цели
урока

Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

2. Устный счет:

1) Задание
«Лабиринт».

Выполняют задания.

2) Устные вычисления

– Поставьте знаки действий так, чтобы равенства были верными.

548 … 60 = 608                   75 … 4 = 300

478 … 1 = 478                     824 … 8 = 103

462 … 70 = 392                   7 018 … 0 = 7 018

Выполняют задания

IV. Изучение нового материала

1. Подготовка к рассмотрению нового

случая деления на трехзначное число.

– Найдите ближайшее меньшее разрядное число по отношению к данному трехзначному числу: 348, 450, 908, 113 и т. д.

– Решите примеры:

900 : 300, 920 : 300, 1 200 : 400,
1 245 : 400 и т. п.

При решении объясняют соответствующий прием.

2. Объяснение учителя.

– Надо 936 разделить на 234. Сколько цифр будет в частном?

– Чтобы легче было найти цифру частного, делитель заменяют ближайшим разрядным числом, которое меньше его. Назовите это число.

– Будем делить 936 не на 234, а на 200. Как найти цифру частного?

– Проверьте эту цифру.

– Одна.

– 200.

– Нужно 9 разделить
на 2, получится 4.

200 · 4 = 800;

34 · 4 = 136;

800 + 136 = 936, цифра 4 верна.

3. Чтение объяснения

С. 72 (вверху)

Читают объяснение
по учебнику

V. Первич-

ное закрепление

Работа
по учебнику.

№ 279.

Пример внизу страницы.

По аналогии решают
и объясняют примеры.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 280.

– Сколько тонн стройматериала израсходовали для получения бетона?

1) 120 · 2 = 240 (т) – песка.

2) 120 · 4 = 480 (т) – щебенки.

3) 120 + 240 + 480 = 840 (т) – всего стройматериалов.

4) 840 : 3 = 280 (т).

Ответ: 280 тонн стройматериала израсходовали для получения бетона.

Ставят вопрос к задаче и решают самостоятельно (с последующей проверкой).

№ 281.

1 м 50 см = 150 см

На 1
простынь

Количество
простыней

Всего
метров

Дет.

150 см

21 шт.

Одина-ковое

Взр.

?

15шт.

1) 150 · 21 = 3150 (см).

2) 3150 : 15 = 210 (см).

Ответ: 2 м 10 см полотна расходуют на про-стыню для взрослых.

Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадях.

№ 282 (под руководством учителя).

1) 60 · 2 = 120 (км) – проехала 1-я машина
за 2 ч.

Рассматривают чертеж, составляют план и записывают

2) 80 · 2 = 160 (км) – проехала 2-я машина
за 2 ч.

3) 120 + 160 + 420 = 700 (км).

Ответ: 700 км между городами.

решение на доске и в тетрадях.

2. Дидактическая игра «Микрокалькулятор»

Цель: закрепление знания частных случаев умножения и деления с 0 и 1.

Мы устали от сложения

И тетрадки спрятали,

Дайте нам для ускорения

Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки должны решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути на столе карточку с ответом. Например, 367 : 367 = 1, значит, игрок берет карточку с ответом «1».

У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 15–20 карточек

Участвует в игре.

3. Задания
из электронного приложения
к учебнику

Выполняют задания

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение

полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Чему учились сегодня на уроке?

– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? какое – меньше?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы

VIII. Домаш-нее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 72, № 283

Задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4-м классе "Деление на трёхзначное число"

УМК Школа России. Урок знакомит детей со случаем деления,когда в частном появляется 0.Форма проведения урока-путешествие по станциям.Подведение итогов ввиде шкалы успеха....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...

Урок математики 4 класс, тема "Письменные приемы деления"

Цель урока: отработка навыков письменного деления, умения решать задачи изученных видов....

Контрольная работа по математике 4 класс, 4 четверть «Деление на трёхзначное число»

Контрольная работа по математике 4 класс, 4 четверть по теме «Деление на трёхзначное число»...

Методическая разработка урока по математике 1 класс "Школа России" "Прибавить и вычесть число 2"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по математике 1 класс «Школа России»...

Конспект урока по "Математике", 4 класс, тема: Письменное деление на трехзначное число. Закрепление.

Класс: 4АУМК: Школа России.Тема: Письменное деление на трехзначное число.Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.Цель: совершенствовать вычислительные навыки деления и умножения ...

Методическая разработка урока по математике 4 класс "Школа России" по теме: "Письменное умножение на двузначное число"

Цуканова е.А.учитель начальных классовМОУ «ССОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по математике 4 класс «Школа России»Тема: Письменное умноже...