Внеурочное мероприятие "Изготовление аппликации "Теремок" из деталей танграма"
план-конспект занятия по математике (3 класс)
Формирование познавательнных универсальных учебных действий на внеурочном занятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочное занятие с применением проблемных ситуаций | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия по теме «Изготовление аппликации «Теремок» из деталей танграма»
УМК: «Школа России», 3 класс
Дата: 20.04.2022 г
Класс: 3 класс
Цели: повышение интереса учащихся к математике; создать условия для формирования понятия «геометрические фигуры»
Задачи:
Образовательные
Развивающие: способствовать развитию речи, умению применять ранее полученные навыки, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания; развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать творческую инициативу; развивать познавательный интерес
Воспитательные: средствами урока воспитывать положительное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, честность, волю, уважение к другим.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы; этические чувства: доброжелательность, уважение;
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД :определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи.
Регулятивные УУД: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных УУД: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной.
Предметные: формировать умения различать, называть многоугольники; строить многоугольник из соответствующего количества фигур, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
Ход занятия:
- Организационный момент.
У: - Ребята, я рада вас приветствовать на очередном занятии по Математике и конструированию, обещаю, что мы с вами узнаем много нового и интересного, а для этого у вас должны быть готовы все необходимые принадлежности: цветная бумага, картон, клей, ножницы, линейка, ластик и карандаш.
- Актуализация умений и знаний
У: - Сегодня мы с вами встретились, чтобы вместе отправиться в забытое прошлое.
У: -Ребята, а вы знаете что такое Танграм?
О: - (Высказывают свои версии, которые не совпадают).
У: - Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Слайд с головоломками)
О: - Это игрушка?
У: - Да, но не простая игрушка. Составьте сложное слово из слов ломать и голова.
О: - Это головоломка!
- Открытие новых знаний и умений
У: - (Слайд 4) На самом деле, вы наверняка уже не раз встречали подобные головоломки. Танграма - очень древняя игра – головоломка. Которая состоит из семи фигур: 2-х больших треугольников, 1-го среднего треугольника, 2-х маленьких треугольников, 1-го квадрата и 1-го параллелограмма. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”. Каждая из них интересна и имеет право на жизнь. А вот что это за легенды я предлагаю вам узнать самостоятельно.
Организация групповой работы.
У: - Вы сейчас получите карточки, где содержатся легенды. Первый ряд готовит выступление по первой легенде, второй – по второй, третий – по третьей.
У: - Легенда первая: версия про разбитую плитку. (Слайд 5)
О: - (группа 1). Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
О: - Эту игру можно считать первым пазлом.
У: - Да, конечно. Существует вторая легенда о трёх мудрецах, придумавших «Ши-Чао-Тю».
О: - (Слайд 6, группа 2). Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
У: - Осталась ещё одна легенда. Послушаем представителей третей группы.
О: - Легенда третья: семь книг Тана. (Слайд 7) Согласно легенде Лойда, автора, к которому попали записи Тана… Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись, как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения
У: - Спасибо, ребята, за ваши сообщения. Вы молодцы! Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах им пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. (Слайд 8)
У: - Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Как вы думаете, сколько комбинаций можно собрать из 7 элементов танграма?
О: - Десять!
О: - Двадцать.
О: - Сто!!!
У: - Гораздо больше. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных, птиц и человека.
Работа в парах.
У: - Однако, как во многих играх, игра танграм тоже основывается на определённых правилах. И я порошу вас их сформулировать. А поможет вам в этом первое задание. У вас на партах лежат жёлтые конверты, в них лежит наша головоломка. Я сейчас выведу на экран фигуру, а вам нужно будет её собрать по контурному рисунку и попробовать определить правила игры.
(Вывожу на экран плоскостное силуэтное изображение зайчика, пока все элементы танграма видны.)
У: - Первое правило я вам подскажу. Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
У: - Красивые у вас получились зайчики. Можете ли сформулировать правила, или алгоритм нашей головоломки?
О: - Да, готовы. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
О: - При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
О: -Элементы фигур должны примыкать один к другому.
У: - Вы меня очень порадовали: абсолютно точно сформулировали алгоритм игры.
- Первичная проверка понимания.
У: - В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
У: - Как вам показалось это сложная игра?
О: - Нет, простая!
У: - Давайте усложним задание игры, и вы построите ещё одну .
Вывожу на экран изображение лошади, но этот рисунок уже со сплошной заливкой и границ элементов не видно.
О: - О, а как построить эту фигуру?
У: - Попробуйте следовать правилам, внимательно рассмотрите силуэт.
У: - Матвей, повтори, пожалуйста правила.
Проблемная ситуация: невозможность применения ранее усвоенных правил в новых практических условиях.
Выполняют построение по алгоритму
У: -Что получилось? На кого похоже?
О: - Похоже на лошадь.
- Физкультминутка
У: - Настало время немного отдохнуть. Ребята, поднимитесь, выйдите из-за парты.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот,
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
У: Присаживайтесь.
- Первичное закрепление (практическая работа).
У: - Ребята, как в любой компьютерной игре, в игре танграм много уровней сложности. Сейчас я предлагаю вам повышенный уровень сложности. В красном конверте находится задание. Оно представляет из себя алгоритм построения неизвестной пока вам фигуры. Чётко следуя инструкции, вы получите необходимую фигуру. Эту работу вы выполняете самостоятельно.
Задание: Соберите фигуру из частей, находящихся в конверте и наклейте её на лист бумаги формата А4. На этом листе уже нарисована пунктиром базовая линия, относительно которой будут проводиться ваши построения.
Инструкция
- Расположите большой голубой треугольник основанием на базовой линии, а весь он располагался выше этой линии. Треугольник должен располагаться на расстоянии 5 см от обоих краёв листа по базовой линии.
- Справа расположите средний зелёный треугольник так, чтобы его большая сторона примыкала к правой стороне треугольника, а меньшая образовала прямой угол.
- К левой стороне голубого треугольника приложите жёлтый треугольник так, чтобы его меньшая сторона соприкасалась со стороной голубого треугольника, а большая образовала прямой угол.
- Оставшийся маленький синий треугольник приложите к левой стороне голубого и жёлтого треугольников так, чтобы эти четыре фигуры образовали прямоугольник.
- К получившемуся прямоугольнику приложите большой оранжевый треугольник большей его стороной, так чтобы она выступала за край прямоугольника на 5 см.
- Приложите сиреневый параллелограмм тупым углом между прямоугольником и оранжевым треугольником так, чтобы он большей стороной касался треугольника, а меньшей прямоугольника и выходил за его границу на 5 см.
- Расположите зелёный квадрат одной из его сторон к верхней части параллелограмма.
- Скажите, какая фигура у вас получилась? (Домик, теремок).
- Рефлексия.
У: - Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. С чем мы сегодня познакомились?
О: - Мы познакомились с древней головоломкой – танграм.
О: - Узнали легенды о происхождении игры.
У: - Сколько шагов включает каждая игра танграмм?
О: - Семь, так как все фигуры создаются из семи элементов этой игры.
У: - Продолжите, пожалуйста, фразы.
- Я работал с … настроением, …
Я …доволен собой, ….
Я чувствовал себя …
Я испытывал затруднения, когда ….
Я бы хотел стать более ….
- Информация о домашней работе
У: Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Мы с вами не зря отправились в прошлое, благодаря этому мы узнали о такой интересной и занимательной игре как танграм, которую можно собирать всей семьёй.
У: - Дома я вам предлагаю рассказать о этой игре папам и мамам, также постараться придумать свои фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фигуры из танграма
Фигуры из танграма...
фигуры из танграма
используется на уроках математики для развития логического мышления, воображения...
Урок технологии в 1 классе Тема урока: Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включил...
Урок-практикум по технологии в 1 классе на тему "Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей"
Урок направлен на формирование умения размечать детали круглой и полукруглой формы, планировать и выполнять технологические операции в соответствии с инструкционной картой; развиватие худо...
Урок проект "Создание танграма для воскресной школы"
Интегрированный урок-проект по технологии и математике.МАОУ «СОШ№115» 3А классУчитель: Циркуль Ирина ИвановнаТема: «Создание танграма для воскресной школы»Цель: изготовить танг...
Тема: «Конструирование силуэтов моделей из деталей геометрического конструктора посредством изобретательских приёмов». Класс: 2 Предмет: внеурочная деятельность «Эвристика»
Дать новые знания и информацию об игре «Танграм»; научить составлять из элементов заданную модель...
Внеурочная деятельность. Мастер-класс.Тема: Игры с геометрическими наборами. Изготовление « Танграма» (1 класс)
Цель: - усовершенствовать умения работать с картоном и цветной бумагой; развивать фантазию, мышление, воображение; -расширить представление учеников о с...