Методическая разработка урока по математике для 1 класса по теме "Решение задач"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Вокуева Нина Юрьевна

Урок разработан в технологии деятельностного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_uroka_matematiki.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.А.Стенина» г. Печора

                                                             

Конспект

открытого урока по математике в 1 классе

 

Тема: « Решение задач»

                                                 

УМК «Школа России»

                                                                                                                                Учитель: Н.Ю.Вокуева

                                                     

РК, г.Печора

Цели.

Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.

Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры учащихся.

Формирование УУД.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Планируемые результаты.

Предметные:

  • Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
  • Уметь правильно оформлять решение задачи.

Личностные:

 Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.

Ресурсы.

 Основные:

М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.

 М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2013.

Дополнительные:

Презентация.

Карточки для работы в парах.

Эталон структуры текстовой задачи (карточки на доске).

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Ход урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  (Слайд №1)                                              

Все люди планеты Земля живут в ожидании чудесного праздника, который называется Новый год. (Слайд №2)                                

Это самый весёлый, волшебный праздник. И сегодня на уроке мы постараемся использовать зимние, новогодние слова и предметы.

Вы будете исследователями. Покажите свои знания и примените умения в поиске правильных ответов и решений.

  1. Актуализация знаний.

1.Устные вычисления. (Слайд №3)

  • Сосчитайте от 3 до 9, от 5 до 12, от 8 до 15.
  • Сосчитайте от 10 до 2, от 13 до 6, от 18 до 9.
  • Назовите предыдущее число 7, 9, 3, 11. Как получить предыдущее число?
  • Назовите последующее число 5, 2, 8, 14. Как получить последующее число?
  • Назовите соседей числа 4, 8, 5, 17.
  • Какое число стоит между числами 3 и 5, 8 и 10, 12 и 14?
  • Есть в коробочке у Светы

Шоколадных три конфеты.

У Марины целых семь,

А у Коли нет совсем.

Для него большой секрет,

Сколько у подруг конфет?

  • Знаем точно, что в кармане

Было семь рублей у Вани.

Ваня в магазин сходил

И за шесть батон купил.

Продавец был озадачен,

Сколько ж дать ребёнку сдачи?

2. Работа над формированием каллиграфического почерка в тетрадях.

        Какое число встретилось в решении обеих задач? Что можно сказать о числе 7? (однозначное, нечётное, соседи 6 и 8, предыдущее 6, последующее 8). Из каких чисел можно составить число 7?  (Слайд №4)

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Какая цифра прописана для чистописания?  (Слайд №5)

Рассмотрите, как записаны цифры. Найдите закономерность и продолжите записывать до конца строки. (7 77 777…)

        Что меняется в записи? Кто может прочитать получившиеся числа? Такие многозначные числа будем изучать на уроках математики в дальнейшем.

        А где в жизни человека встречается число и цифра 7?

(Слайды №№ 6 - 12)

        7 дней в неделе, 7 цветов радуги, сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов». Если заглянуть в историю, то в Древнем Риме почитались 7 богов, А в Древней Греции говорят о 7 чудесах света. Вспомним, как отмечают Новый год в разных странах. В Японии дети кладут в Новый год под подушку картинку с изображением парусника, на котором плывут 7 сказочных волшебников – семь покровителей счастья.

        В народе числу 7 уделяли особое внимание. Это число очень часто встречается в русских пословицах и поговорках. (Слайд №13) Вы видите маленькую часть всех пословиц и поговорок, в которых встречается это число.

  1. Определение темы и постановка учебных задач.                                  Человечек непростой,

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает. (Слайд №14)

        Какие слова видите у снеговика?  

условие  

вопрос  

решение    

ответ

 По данным опорным словам определите тему урока. (Слайд №15)

Что такое задача? (Математическое высказывание (рассказ), в котором есть условие и вопрос)

Какие задачи поставим перед собой? (Слайд №16)

Если тема «Решение задач», будем решать задачи. А мы уже решали задачи? Значит, будем отрабатывать умение решать задачи. А чтобы правильно решать задачи, нужно уметь вычислять? Будем совершенствовать вычислительные навыки. И, конечно же, ребята, на каждом уроке мы должны узнать, открыть новое.

  1. Физкультминутка.

На поляну, на лужок тихо падает снежок.

Улеглись снежинки, белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,

Пляшут все пушинки, белые снежинки.

  1. Работа по теме урока.
  1. Вот снежная поляна, на которую выпал снежок.  (Слайд №17)                          

Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?

Почему елей к вечеру стало меньше? Как вы считаете, а обязательно ли к Новому году рубить ёлку?

Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждая семья захочет срубить к Новому году живую ель, погибнут миллионы деревьев. Что нужно сделать, чтобы сберечь ели? Молодцы, будем беречь окружающую нас природу.

Что в задаче известно? (Это условие задачи.)

О чём спрашивается? (Это вопрос задачи.)

Если елей стало меньше, каким действием решите задачу? Как запишем решение задачи?

Почему не можем решить задачу?

У нас возникло затруднение. Возьмём для решения другую задачу или попробуем найти выход из создавшегося затруднения?

Определите, где возникло затруднение в условии задачи или в вопросе?

        Сколько чисел в задаче? А сколько нужно, чтобы составить выражение? (Минимум два)

        Дополним наш эталон.

условие         не менее

вопрос  

решение    

ответ

Что нужно сделать с условием задачи? Какое число мы можем добавить? (не больше 4)

(Слайды №№18-20)

Читаем, какую задачу получили? Повторите условие, вопрос. Можем теперь записать решение? Запишите решение задачи в тетрадях.

Сколько елей стало вечером? Что сказали? (Ответ задачи). Подчеркните ответ.

Посмотрите на эталон задачи. Что добавили? (В условии должно быть не менее двух чисел)

  1. Работа в парах.

Возьмите карточку. Что записано на карточке? Что нужно сделать, чтобы решить задачу? Распределите роли в паре. Прочитайте задачу. Найдите условие и вопрос задачи. Обсудите, какое действие выберите для решения. Запишите решение. В решении найдите и подчеркните ответ.

  1. Проверка. (Слайд №21)

3 + 3 = 6 (п.)

У кого такое же решение?

Прочитайте задачу. (Слайд №22)

 

Петя получил к Новому году 3 подарка. Федя получил столько же. Сколько всего подарков получили мальчики к празднику?

Что в задаче известно? Что спрашивается? Сколько чисел в задаче? А сколько должно быть? Почему смогли решить задачу? Где спряталось второе число? Что добавим в эталон?

условие         не менее         

                           , столько же

вопрос  

решение    

ответ

  1. Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали,

Сейчас сядем, отдохнём и работать начнём.

  1. Продолжение работы по теме.
  1. Самостоятельная работа.

Где ещё мы можем взять задачу для решения?

1 вариант: стр. 15 учебника, №4

2 вариант: стр. 9 рабочая тетрадь, №3

Самостоятельно прочитать задачу, выделить условие, вопрос. Выбрать действие, которым будете решать задачу, записать решение, подчеркнуть ответ.

  1. Проверка самостоятельной работы.

2 человека у доски. Назвать условие, вопрос, решение, ответ.

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

По какой теме работали на уроке? (Слайд №23)

Какие задачи перед собой ставили? (Слайд №24)

С поставленными задачами справились? Сколько задач решили? Что новое по теме открыли?

        Возьмите цветные карандаши. Оцените свою работу на уроке.

(Слайд №25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике 3 класс

Урок по математике к учебнику М.И.Моро, 3 класс с презентацией....

Методическая разработка урока по математике. 4 класс.

Методическая разработка урока по системк Л.В.Занкова. Математика. 4 класс. Тема: « Скорость сближения»....

методическая разработка урока по математике 1 класс "Сравнение чисел"

Тема урока «Сравнение чисел». 1 класс «Начальная школа 21 века»Тип урока: освоение новых знаний.Цели:1. Сформировать способность к сравнению чисел.2. Совершенствовать вычислительные навыки.3. Развиват...

Методическая разработка урока по математике 1 класс "Школа России" "Прибавить и вычесть число 2"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по математике 1 класс «Школа России»...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...

Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».

 Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...