Методическая разработка урока по математике для 1 класса по теме "Решение задач"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Урок разработан в технологии деятельностного подхода в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_uroka_matematiki.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.А.Стенина» г. Печора
Конспект
открытого урока по математике в 1 классе
Тема: « Решение задач»
УМК «Школа России»
Учитель: Н.Ю.Вокуева
РК, г.Печора
Цели.
Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры учащихся.
Формирование УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Планируемые результаты.
Предметные:
- Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
- Уметь правильно оформлять решение задачи.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Ресурсы.
Основные:
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2013.
Дополнительные:
Презентация.
Карточки для работы в парах.
Эталон структуры текстовой задачи (карточки на доске).
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Ход урока.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Слайд №1)
Все люди планеты Земля живут в ожидании чудесного праздника, который называется Новый год. (Слайд №2)
Это самый весёлый, волшебный праздник. И сегодня на уроке мы постараемся использовать зимние, новогодние слова и предметы.
Вы будете исследователями. Покажите свои знания и примените умения в поиске правильных ответов и решений.
- Актуализация знаний.
1.Устные вычисления. (Слайд №3)
- Сосчитайте от 3 до 9, от 5 до 12, от 8 до 15.
- Сосчитайте от 10 до 2, от 13 до 6, от 18 до 9.
- Назовите предыдущее число 7, 9, 3, 11. Как получить предыдущее число?
- Назовите последующее число 5, 2, 8, 14. Как получить последующее число?
- Назовите соседей числа 4, 8, 5, 17.
- Какое число стоит между числами 3 и 5, 8 и 10, 12 и 14?
- Есть в коробочке у Светы
Шоколадных три конфеты.
У Марины целых семь,
А у Коли нет совсем.
Для него большой секрет,
Сколько у подруг конфет?
- Знаем точно, что в кармане
Было семь рублей у Вани.
Ваня в магазин сходил
И за шесть батон купил.
Продавец был озадачен,
Сколько ж дать ребёнку сдачи?
2. Работа над формированием каллиграфического почерка в тетрадях.
Какое число встретилось в решении обеих задач? Что можно сказать о числе 7? (однозначное, нечётное, соседи 6 и 8, предыдущее 6, последующее 8). Из каких чисел можно составить число 7? (Слайд №4)
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Какая цифра прописана для чистописания? (Слайд №5)
Рассмотрите, как записаны цифры. Найдите закономерность и продолжите записывать до конца строки. (7 77 777…)
Что меняется в записи? Кто может прочитать получившиеся числа? Такие многозначные числа будем изучать на уроках математики в дальнейшем.
А где в жизни человека встречается число и цифра 7?
(Слайды №№ 6 - 12)
7 дней в неделе, 7 цветов радуги, сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов». Если заглянуть в историю, то в Древнем Риме почитались 7 богов, А в Древней Греции говорят о 7 чудесах света. Вспомним, как отмечают Новый год в разных странах. В Японии дети кладут в Новый год под подушку картинку с изображением парусника, на котором плывут 7 сказочных волшебников – семь покровителей счастья.
В народе числу 7 уделяли особое внимание. Это число очень часто встречается в русских пословицах и поговорках. (Слайд №13) Вы видите маленькую часть всех пословиц и поговорок, в которых встречается это число.
- Определение темы и постановка учебных задач. Человечек непростой,
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Слайд №14)
Какие слова видите у снеговика?
условие
вопрос
решение
ответ
По данным опорным словам определите тему урока. (Слайд №15)
Что такое задача? (Математическое высказывание (рассказ), в котором есть условие и вопрос)
Какие задачи поставим перед собой? (Слайд №16)
Если тема «Решение задач», будем решать задачи. А мы уже решали задачи? Значит, будем отрабатывать умение решать задачи. А чтобы правильно решать задачи, нужно уметь вычислять? Будем совершенствовать вычислительные навыки. И, конечно же, ребята, на каждом уроке мы должны узнать, открыть новое.
- Физкультминутка.
На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.
- Работа по теме урока.
- Вот снежная поляна, на которую выпал снежок. (Слайд №17)
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?
Почему елей к вечеру стало меньше? Как вы считаете, а обязательно ли к Новому году рубить ёлку?
Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждая семья захочет срубить к Новому году живую ель, погибнут миллионы деревьев. Что нужно сделать, чтобы сберечь ели? Молодцы, будем беречь окружающую нас природу.
Что в задаче известно? (Это условие задачи.)
О чём спрашивается? (Это вопрос задачи.)
Если елей стало меньше, каким действием решите задачу? Как запишем решение задачи?
Почему не можем решить задачу?
У нас возникло затруднение. Возьмём для решения другую задачу или попробуем найти выход из создавшегося затруднения?
Определите, где возникло затруднение в условии задачи или в вопросе?
Сколько чисел в задаче? А сколько нужно, чтобы составить выражение? (Минимум два)
Дополним наш эталон.
условие не менее
вопрос
решение
ответ
Что нужно сделать с условием задачи? Какое число мы можем добавить? (не больше 4)
(Слайды №№18-20)
Читаем, какую задачу получили? Повторите условие, вопрос. Можем теперь записать решение? Запишите решение задачи в тетрадях.
Сколько елей стало вечером? Что сказали? (Ответ задачи). Подчеркните ответ.
Посмотрите на эталон задачи. Что добавили? (В условии должно быть не менее двух чисел)
- Работа в парах.
Возьмите карточку. Что записано на карточке? Что нужно сделать, чтобы решить задачу? Распределите роли в паре. Прочитайте задачу. Найдите условие и вопрос задачи. Обсудите, какое действие выберите для решения. Запишите решение. В решении найдите и подчеркните ответ.
- Проверка. (Слайд №21)
3 + 3 = 6 (п.)
У кого такое же решение?
Прочитайте задачу. (Слайд №22)
Петя получил к Новому году 3 подарка. Федя получил столько же. Сколько всего подарков получили мальчики к празднику?
Что в задаче известно? Что спрашивается? Сколько чисел в задаче? А сколько должно быть? Почему смогли решить задачу? Где спряталось второе число? Что добавим в эталон?
условие не менее
, столько же
вопрос
решение
ответ
- Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали,
Сейчас сядем, отдохнём и работать начнём.
- Продолжение работы по теме.
- Самостоятельная работа.
Где ещё мы можем взять задачу для решения?
1 вариант: стр. 15 учебника, №4
2 вариант: стр. 9 рабочая тетрадь, №3
Самостоятельно прочитать задачу, выделить условие, вопрос. Выбрать действие, которым будете решать задачу, записать решение, подчеркнуть ответ.
- Проверка самостоятельной работы.
2 человека у доски. Назвать условие, вопрос, решение, ответ.
- Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
По какой теме работали на уроке? (Слайд №23)
Какие задачи перед собой ставили? (Слайд №24)
С поставленными задачами справились? Сколько задач решили? Что новое по теме открыли?
Возьмите цветные карандаши. Оцените свою работу на уроке.
(Слайд №25)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике 3 класс
Урок по математике к учебнику М.И.Моро, 3 класс с презентацией....
Методическая разработка урока по математике. 4 класс.
Методическая разработка урока по системк Л.В.Занкова. Математика. 4 класс. Тема: « Скорость сближения»....
Методическая разработка урока по математике. 4 класс. Задачи на движение.
Методическая разработка....
методическая разработка урока по математике 1 класс "Сравнение чисел"
Тема урока «Сравнение чисел». 1 класс «Начальная школа 21 века»Тип урока: освоение новых знаний.Цели:1. Сформировать способность к сравнению чисел.2. Совершенствовать вычислительные навыки.3. Развиват...
Методическая разработка урока по математике 1 класс "Школа России" "Прибавить и вычесть число 2"
Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по математике 1 класс «Школа России»...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»
Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...
Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...