Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические и интерактивные средства |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фонтральная. Словесный: беседа | Приветствует учеников, создание эмоционального настроя -Подровняйтесь. Присаживайтесь. Проверьте вашу готовность к уроку. -Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему, пожелайте хорошего настроения друг другу и хорошей работы на уроке. -Я верь в вас и ваши силы, поэтому сегодня на уроке у каждого всё получится.
| Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. | П: уметь настраиваться на учебную работу; М: Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л: самоопределение |
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная работа, Словесный: подводящий диалог | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Дает олимпиадные задания для повышения интереса к математике. -Прежде чем начать работать над новой темой, предлагаю вам выполнить несколько интересных заданий. Знакомы ли вы с «магическими квадратами»? Что нужно выполнить в таких заданиях? Внимательно посмотрите, есть ли у нас уже заполненная строка, столбик или диагональ? Какую ячейку мы можем найти?
Верно, мы с вами заполнили все ячейки магического квадрата Попробуйте самостоятельно заполнить ячейки магического квадрата. Кто готов рассказать, как он заполнял ячейки? Ребята приготовьтесь проверять своего одноклассника и самих себя. Молодцы, вы справились с этим заданием. |
-Да, нам знакомы такие задания. Нам нужно заполнить все клеточки квадрата так, чтобы сумма чисел в каждом столбике, строке и диагонали была одинаковой.
-Да, у нас заполнена одна диагональ, и мы можем найти ее сумму. 14+8+2=24. 1) 24-(16+2)=6 – мы заполним верхнюю строку. 2) 24-(6+14)=4- мы заполним левый столбик. 3) 24-(16+8)=0- мы заполним столбик посередине. 4) 24-(14+0)=10-мы заполним нижнюю строку. 5) 24-(2+10)=12- мы заполним правый столбик. 1) 13+3+11=27- сумма, которая должна получиться в каждом столбике, диагонали и строке. 2)27-(13+5)=9- мы заполним строку посередине. 3) 27-(11+9)=7- мы найдем значение правой верхней ячейки. 4) 27-(7+5)=15 – мы заполним правый столбик. 5)27-(11+15)=1- мы заполним нижнюю строку. 6) 27-(3+7)=17- мы заполним верхнюю строку. | М: Коммуникативное - аргументация своего мнения и позиции; Регулятивное – целеполагание; Л: смыслообразование
|
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа, Словесный метод: беседа. Наглядный: презентация. | Подведение к формулировке темы и целей урока. Формулирует новую тему и цель урока.
-Ребята, посмотрите на слайд (картинка магазина). Что вы видите? -Поднимите руки те, кто любит ходить в магазин. - Чем вам нравится поход в магазин? - А в какие магазины вы любите ходить?
- Для того, чтобы успешно сходить в магазин, что мы должны уметь делать? -Люди какой профессии обязательно присутствуют в магазине?
- А кассиру нужно хорошо уметь считать? - Мы в роли кого в магазине присутствуем? -Совершенно верно. Ребята, на нашем уроке мы отправимся в виртуальный магазин. -Посмотрите на предметы и скажите, в какой магазин мы пришли.
- Как называется доска, на которую выставлены образцы? (витрина) - Верно, прямо сейчас мы находимся с вами в магазине канцелярии. Посмотрите, сколько здесь всего. -Я хочу купить вот эту линейку. Как я узнаю, сколько денег мне нужно отдать, чтобы купить её? -Верно! У каждого предмета в магазине должна быть своя цена.
- Итак, первое ключевое слово в нашей сегодняшней теме – ЦЕНА. (вешаю табличку со словом на доску). - Что же такое цена?
- А еще бы я купила 5 ручек. Как назвать одним словом число ручек, которые я хочу купить?
- Второе ключевое слово урока – КОЛИЧЕСТВО (вывешиваю табличку на доску)
- Ребята, подумайте, важно ли нам знать количество предметов, которые мы хотим купить, когда мы идем в магазин? Зачем?
- Отлично. Я набрала принадлежности, а как мне узнать, сколько будет стоить вся покупка? - Как мы это назовем одним словом?
- Третье ключевое слово урока – СТОИМОСТЬ.
-Итак, ребята, посмотрите на наши слова. Прочтите их еще раз. - Предположите, как будет называться тема сегодняшнего урока, опираясь на ключевые слова. -Тема урока: «Задача с величинами «цена», «количество», «стоимость». -Какие цели поставим перед собой? | Формулировка темы и цели урока. Отвечают на вопросы.
-Магазин.
Отвечают на вопросы учителя.
-Хорошо считать.
-Продавцы, кассиры.
-Да. -В роли покупателей.
-В магазин канцелярии\школьных принадлежностей.
-Нужно посмотреть цену.
-То, сколько стоит товар.
-Количество.
-Да, например для того, чтобы взять пакет или сумку для большого количества продуктов.
-Посчитать.
-Стоимость.
Предполагают.
Научиться решать задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | П: уметь сформулировать тему урока; Уметь ставить цели урока; М: Познавательные – подведение под понятие Коммуникативные - аргументация своего мнения Л: смыслообразование Р: целеполагание | Презентация, готовое изделие |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальный. Словесный: слово учителя. Наглядный: презентация. | Формулировка задания Итак, цена, количество, стоимость – это величины с которыми сегодня будем работать. -Откройте свои тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки, запишите число, «Классная работа».
- Откройте свои учебники на с. 75. Найдите задание №2. Прочитайте задачу. -Для того, чтобы вам было легче, я хочу дать вам секретный ключ к решению (на слайде появляется таблица). -Рассмотрите схематическую запись к этой задаче. Что такое 10 рублей? -Куда запишем это число? -Верно. Что обозначает число 3? -Это можно назвать одним словом – «количество». Куда запишем?
-Что нужно узнать? -Одним словом – «стоимость». Что запишем в третий столбик? Цена | Количество | Стоимость | 10 руб. | 3 шт. | ? |
-Как найти стоимость, зная цену и количество? -Как запишем? Ставим №2. Записываем действие в тетрадь. -Запишите ответ. -Верно.
-Ребята, а сейчас я кое-что изменю в таблице. Цена | Количество | Стоимость | 10 руб. | ? | 30 руб. |
-Подумайте, как найти количество, зная стоимость и цену? -Как запишем? -Ответ.
-Изменяю таблицу ещё раз. Цена | Количество | Стоимость | ? | 3 | 30 |
-Как найти цену, зная стоимость и количество? -Как запишем? -Ответ. -Молодцы!
| Участие в обсуждении. Отвечают на вопросы.
Записывают число и «Классная работа»
Читают задачу.
-Цена одной тетради. -В первый столбик таблицы.
-Сколько тетрадей купили. -Во второй столбик таблицы.
-Сколько стоили все тетради. -Поставим знак вопроса, так как нам это неизвестно и предстоит найти.
-Цену умножить на количество. -10*2=30 (руб.) – стоимость всей покупки. -Ответ: стоимость 30 руб.
-Стоимость разделить на цену. -30:10=3 (шт.) –тетрадей купили -Ответ: количество тетрадей 3.
-Стоимость разделить на количество. -30:3=10 (руб.) –цена тетради -Ответ: цена 10 руб. | М: Познавательные – подведение под понятие Р: учитывать выделенные учителем ориентиры. Л: умения самостоятельно контролировать ход мыслей. |
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальный. Словесный: учебный диалог. Наглядный:презентация. | -Ребята, давайте выполним с вами устно №1. Прочитайте. -Что нам нужно сделать?
-Кто готов озвучить составленную задачу? (задачи можно решать с использованием таблицы, которую ввели ранее).
-Молодцы! Каким действием узнаем?
-Прочтите задачу на деление.
-Каким действием решим задачу?
|
-Составить по рисунку задачу на умножение, затем на деление и решить их.
1) Ученики шли на экскурсию в 6 рядов по 2 человека в каждом ряду. Сколько всего учеников шло на экскурсию? -2*6=12 (уч.) – шло всего
2)12 учеников шли в 6 рядов на экскурсию. По сколько учеников было в каждом ряду? -12:6=2 (уч.) - по 2 уч. в ряду
| П: создание собственных способов решения, осуществялть анализ. Р: принимать и сохранять учебную задачу.
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная, индивидуальная. Словесный: слово учителя. Наглядный: презентация. | -Сейчас вы должны поработать самостоятельно.
Откройте свои рабочие тетради на странице 67. Найдите №75. Выполняйте. -Готовы? Выполняем проверку.
| Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют. | Л: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях. П: уметь делать косой стежок, знать этапы его изготовления. |
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальный. Словесный:учебный диалогл. | -Молодцы! Теперь приступим к заданию №3. Прочитайте задачу. В тетрадях запишите номер.
-Итак, о чем эта задача? Давайте составим краткую запись. -Что нам известно? (Пожарила – 11 к. Съели – 6 к. Осталось -?) -Что нам нужно узнать? -А еще? (на кр. з. обозначаем стрелкой)
-Подумайте хорошо, можем ли мы сразу ответить на второй вопрос задачи? Почему?
-Ребята, тогда сколько действий будет в задаче? Почему?
-Итак, повторите, что мы узнаем первым действием?
-Как запишем? -Верно. Сможем ответить на второй вопрос? -Как запишем?
-Запишите ответ.
-Молодцы! Ребята, а теперь предлагаю вам поработать в группах. Но группы я определю сама. У меня есть коробочка с карточками трёх цветов: красный, жёлтый и синий. Каждый цвет определяет команду. Сейчас каждый из вас вытащит карточку определенного цвета, затем, вы должны будете объединиться в команды с людьми, у кого карточка такого же цвета, что и у вас. -Каждой команде будет дана карточка с таблицей, по условиям которой вы должны будете составить задачу, записать решение и сделать вывод. 1 команда Цена | Количество | Стоимость | ? | 4 | 80 |
2 команда Цена | Количество | Стоимость | 5 | 9 | ? |
3 команда Цена | Количество | Стоимость | 30 | ? | 90 |
|
Читают задачу.
-О котлетах.
-Нам известно, что мама пожарила 11 котлет и за обедом съели 6 котлет.
-Сколько котлет осталось. -На сколько меньше котлет осталось, чем съели. -Нет. Сначала нужно ответить на первый вопрос.
-Два действия, потому что два вопроса. -Сколько котлет осталось после того, как съели 6 котлет. -11 – 5 =5 (к.) -Да. -6 – 5 = 1 (к.) –на столько больше котлет осталось, чем съели. Записывают ответ.
Объединяются в команды. Составляют задачи по таблицам, находят неизвестное, обобщают и делают вывод.
-Вывод: чтобы узнать цену, нужно стоимость разделить на количество. -Вывод: чтобы узнать стоимость, нужно цену умножить на количество. -Вывод: чтобы узнать количество, нужно стоимость разделить на цену.
| П: умение анализировать и обобщать. | презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Групповая работа, Голосование. Словесный:учебный диалог. НАглядный: презентация, законченные работы | -Ребята, наш урок подходит к концу. - Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? -Какая тема была нами изучена? -Чему научились? -Всем ли было легко? Какие трудности испытывали? -Ответьте на следующие вопросы: Продолжите фразы: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось … -Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу.
| -Познакомились с величинами: цена, количество, стоимость. -Тема: «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость». -Мы научились решать и составлять задачи на нахождение таких величин как: цены, количества, стоимости. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают собственную работу.
| М: Познавательные - рефлексия способов и условий действий; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества; Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, самооценка | презентация |