Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающихся | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф
Метод стимулирования: Психологический настрой | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Леонид Ринатович, сегодня урок математики проведу у вас я. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Сядьте правильно: ноги поставьте ровно на пол, спинки выпрямите, а руки положите на парту. | Организуют своё рабочее место. | УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Форма контроля: самоконтроль
| Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.
- Что мы называем формулой?
- Сейчас я предлагаю повторить известные вам формулы. Работать вы будете в парах. - У вас на партах лежат листочки с заданиями. Вы должны восстановить формулы. Карточка:
S=а • b | Формула периметра прямоугольника | P=(a+b)•2 | Формула пути | V=a • b • c | Формула площади прямоугольника | S=V • t
| Формула объема прямоугольного параллелепипеда |
- Посмотрите на слайд, проверьте правильность выполнения задания. - У кого получилось не так? - В чем возникли затруднения? - Для чего вам нужны формулы? - Как вы думаете, какое теперь задание я вам предложу? - Я буду читать задачи, а вы в тетрадь, в столбик, запишите формулы, описывающие взаимосвязь между величинами в этих задачах, и запишите решение. Пешеход прошел 18 км за 3 часа. С какой скоростью он шел? - С помощью какой формулы мы будем решать эту задачу?
- Запишите ответ. Длина прямоугольника равна 5 дм, а ширина - 2 дм. Чему равна его площадь? - Решите задачу самостоятельно. - Запишите ответ. За 4 пирожка заплатили 48 рублей. Чему равна цена 1 пирожка? - Какой формулой мы будем пользоваться при решении этой задачи?
- Почему вы не записали формулу?
- А часто ли проходится решать задачи на покупку товаров? | Отвечают на вопросы учителя. Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает.
- Формулой мы называем равенство, которое помогает нам установить зависимость между величинами.
(Проверка по слайду)
- Для решения задач - Решать задачи.
- V=S:t. Чтобы найти скорость, надо пройденный путь разделить на время движения. Значит, скорость пешехода равна 18:3=6 (км/ч).
- S=a•b. Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон, т.е. 5•2=10 (дм2)
- Мы не знаем подходящую формулу. - Очень часто. | УУПД: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. УУРД: составлять план действий; делать выбор и брать ответственность за решение. | Презентация
Слайд 1
Слайд 2
|
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф
Метод развития психических функций: создание проблемной ситуации
Частично-поисковый метод: беседа | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. - Сформулируйте тему урока.
- Чему мы должны научиться?
| Слушают учителя, предполагают, какая тема урока. - Формула стоимости
- Сегодня на уроке мы должны узнать формулу стоимости и величины, которые ее характеризуют. | УУКД: уметь выражать свои мысли.
УУРД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Презентация
Слайд 3-4 |
«Открытие» детьми новых знаний (7-8 минут) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, И, Г Частично-поисковый метод: беседа Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение
| Организует работу обучающихся по закреплению полученных знаний. - Откройте учебник на странице 28 №1. - Прочитайте задачу под буквой а
- Как найти сколько рублей заплатили за всю покупку, если за одну ручку заплатили 17 рублей, а таких ручек необходимо купить 5?
- Прочитайте задачу под буквой б
- Как найти сколько рублей заплатили за всю покупку?
- Запишите решение задачи. - Какой ответ у вас получился?
- Задачи под буквами в, г решите самостоятельно. - Проверим. Какой ответ получился в задаче под буквой в? - Какое выражение у вас получилось в задаче под буквой г?
- Что общего во всех этих задачах?
- О каких величинах идет речь?
- Настало время построить нам формулу стоимости, но прежде я вас познакомлю с общепринятым обозначением этих величин: Стоимость товара – C Цена – a Количество – n - Давайте подумаем. В каких единицах измеряется стоимость? - А цена?
- Количество?
- Попробуйте записать формулу, связывающую эти величины. Используйте в качестве критерия установленные числовые равенства. - Какие формулы у вас получились?
- В результате мы пришли к общей формуле. C = a ∙ n (на доске карточки). - А как найти из этой формулы цену «а»? - Как найти количество товара «n»? - Давайте прочитаем правило в учебнике стр. 28. | Выполняют задания, предложенные учителем.
- Одна ручка стоит 17 руб. Сколько надо заплатить за 5 таких ручек? - Надо цену одной ручки умножить на их количество. 17•5=85 (руб.)
- Метр ткани стоит 120 руб. Сколько стоят 3 м этой ткани?
- Надо 120 умножить на 3, т.к. купили 3 м ткани по 120 руб. за метр.
- За 3 м ткани по 120 руб. за метр необходимо заплатить 360 руб. 120•3=360 (руб.)
- За 2 кг клубники по 90 руб. за кг необходимо заплатить 180 руб. 90•2=180 (руб.) - а•n (руб.)
- Во всех задачах стоимость всей покупки вычисляется, как произведение цены и количества товара. - Стоимость, цена, количество.
- Рубль, копейка, и др.
- Рублей / копеек за килограмм / литр / метр / штуку, и т.д. - Литр, метр, килограмм, штука, упаковка.
(Учащиеся предлагают свои варианты формул)
- a = C : n - n = C : a - Пусть С — стоимость товара, а — его цена (то есть стоимость единицы товара — 1 штуки, 1 метра, 1 килограмма, 1 литра и т. д.), а n — количество товара в выбранных единицах. Тогда: C = а • n. Полученное равенство называется формулой стоимости. Оно означает, что стоимость равна цене, умноженной на количество товара. Из формулы стоимости по правилу нахождения неизвестного множителя легко выразить величины а и n: а = С : n, n = С : а — Цена равна стоимости, делённой на количество товара. — Количество товара равно стоимости, делённой на цену. | УУПД: выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений.
УУКД: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
УУРД: составлять план действий. | Презентация
|
Первичное закрепление (4-5 минут) | Усвоение нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации
Практический метод: выполнение упражнения Форма контроля: внешний | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Вернемся к задаче, решение которой вызвало затруднение. - Давайте вспомним условие задачи. - За 4 пирожка заплатили 48 рублей. Чему равна цена 1 пирожка? - Какие величины используются в задаче? - Значение каких величин известно?
- Значение какой величины надо найти?
- Что надо сделать, чтобы найти цену одного пирожка?
- Какую формулу используем? - Самостоятельно решите задачу в тетради. - Какой ответ получился?
- Кто не согласен? - Запишите ответ.
- Задание №2 (а), стр. 29. Прочитайте задание
- Какие величины используются в задаче?
- Значение каких величин нам известно?
- Значение какой величины надо найти? - Как найти стоимость?
- Какой формулой воспользуемся? - Заполните таблицу в учебнике самостоятельно.
- Прочитайте ответы. - Кто не согласен? - Проверьте еще раз по слайду. - Какое равенство, выражающее взаимосвязь между стоимостью, ценой и количеством товара, у вас получилось?
| Объясняют выполнение своей работы.
- Стоимость, цена, количество. - Известно количество - 4 пирожка и общая стоимость - 48 рублей. - Надо найти цену одного пирожка. - Чтобы найти цену одного пирожка, надо стоимость разделить на количество. - a = C : n
- 12 (руб.) цена одного пирожка.
- Цена книги 45 руб. Чему равна стоимость 2 книг, 4 книг, 6 книг, n книг? Заполни таблицу и запиши формулу зависимости стоимости С купленных книг от их количества n. - Стоимость, цена, количество.
- Известна цена одной книги - 45 руб. и количество купленных книг. - Стоимость. - Чтобы найти стоимость надо цену умножить на количество товара. - C = а • n (Самостоятельно выполняют задание) n штук | 2 | 4 | 6 | n | C руб | 90 | 180 | 270 | 45•n |
- 90, 180, 270
- С = 45 • n
| УУПД: Выявлять причинно-следственные связи.
УУКД: формулировать собственное мнение и позицию
УУРД: составлять план и последовательность действий. | Презентация Учебник
|
Физкультминутка (1 минута) |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа
Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации
Практический метод: работа в раздаточном материале Форма контроля: взаимопроверка | Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. - Сейчас у нас будет самостоятельная работа. Посмотрите на таблицу в №3, под буквой а. С | а | N | 360 руб. | 60 руб. | ? | ? | 5 руб. | 40 шт. | 950 руб. | ? | 5 шт. |
- Это задача на зависимость между какими величинами? - Заполните места пропусков в следующих двух строчках, работая самостоятельно у себя в учебнике. На данную работу у вас есть 5 минут - А теперь обменяйтесь учебниками с соседом по парте и проверьте ответы по эталону на слайде. - Если все ответы правильные, поставьте «+». Если есть хотя бы 1 ошибка поставьте «-». | Выполняют задание и обмениваются листочками для взаимопроверки.
- Стоимость, цена, количество.
Выполняют самостоятельную работу
Выполняют самопроверку
| УУПД: Выявлять причинно-следственные связи.
УУКД: формулировать собственное мнение и позицию | Презентация Раздаточный материал
Слайд 6-7
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 минут) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: фронтальная, парная Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация
Форма контроля: внешний | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.
Сейчас, решим примеры из №4 на стр. 29. - Для этого, давайте вспомним правило умножения многозначного числа на двузначное.
- Итак, приступайте к выполнению упражнения. 32•19= 85•54= 279•68= 406•49= 9032•97= | Выполняют предложенные задания.
- Чтобы умножить любое число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, затем на десятки и полученные произведения сложить. 32•19=608 85•54=4590 279•68=18972 406•49=19894 9032•97=876104 | УУКД: Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
УУРД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Презентация Учебник Аудиозапись
Слайд 8
|
Рефлексия деятельности (2-3 минут) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф
Словесный: беседа
Практический: Самооценка
| Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. - А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Просмотрите задания, если что-то непонятно, задавайте вопросы. Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке. - Какова была тема урока?
- Какая цель была поставлена?
- Цель достигнута? Подводит итоги урока. - Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось открытие вами нового знания. Спасибо за урок. | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.
Формула стоимости
Узнать формулу стоимости и величины, которые ее характеризуют. | УУПД: осуществлять анализ объектов. УУКД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. УУРД: адекватно воспринимать оценку учителя. |
|