Технологическая карта урока математики "Письменные вычисления" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Приёмы письменных вычислений»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения работать с приемами письменных вычислений

Задачи урока

Дидактические:

  1. разработать алгоритм письменного сложения в пределах 1000
  2. научить выполнять письменные вычисления в столбик

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление при составлении алгоритма;
  2. развивать познавательный интерес младших школьников;
  3. развивать внимание, зрительную память учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать интерес к математике, культуре общения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 13.04.2022

Школа: МКОУ «Новобуринская СОШ»

Класс: 3

Урок: 3

Время: 10:10-10:50

Кабинет: 11

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Колташева Н.А. ________________________

Методист: Андреева Т.С. _______________________

Тема урока «Приёмы письменных вычислений»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения работать с приемами письменных вычислений

Задачи урока

Дидактические:

  1. разработать алгоритм письменного сложения в пределах 1000
  2. научить выполнять письменные вычисления в столбик

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление при составлении алгоритма;
  2. развивать познавательный интерес младших школьников;
  3. развивать внимание, зрительную память учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать интерес к математике, культуре общения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника.Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Сегодня мы совершим с вами путешествие в страну знаний. А вот какие новые знания вы получите, узнаете чуть позже.

Запишите число, классная работа.

Показывают готовность к уроку.

Предметные: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Создаёт готовность учащихся к актуализации знаний при помощи устного счета.

 -А начнем мы урок с устного счёта. На слайде представлены выражения. Ваша задача по цепочки называть ответ.

930+300

340+60

270-50

360-70

750+50

340+500

980-80

720-40

480+50

Показывают знания, полученные на уроке математики:

1230

400

220

290

800

840

900

680

530

Предметные: уметь вычислять примеры при помощи устного счета

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Задает вопросы, подводящие к теме урока:

Посмотрите на слайд.

34+45   340+450   345+457

76-56   760-540   761-543

67+22   670+220   678+225

- Чем они отличаются?

- Выполните вычисления в первом столбике устно.

- Как вычисляли?

- Попробуйте таким же способом вычислить ответы во втором столбике.

- Как вы вычисляли?

- Сможете ли вы устно выполнить вычисления в третьем столбике?

Формулирует тему и цель урока:

Какую тему урока и цель мы можем с вами сформулировать?

Верно. Тема нашего урока – «Приёмы письменных вычислений»

и цель, которую мы должны достигнуть –  уметь работать с приемами письменных вычисленй.

Отвечают на вопросы:

- В первом столбике примеры на сложение и вычитание двузначных чисел, во втором — трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, в третьем — трехзначных чисел, не оканчивающихся нулями

- Единицы складывали с единицами, десятки — с десятками

Десятки складывали с десятками, сотни — с сотнями

- Такие примеры нужно решать письменно, в столбик

Формулируют тему, цель урока:

-«Приёмы письменных вычислений»

-  уметь работать с приемами письменных вычислений

Предметные: уметь устно выполнять вычисления в столбик

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Практический: работа в учебнике, упражнение, работа у доски

Объясняет новый материал:

-Откройте учебник  на странице 70.

- Кто желает прочитать правило?

-Давайте с вами потренируемся в вычислениях.

- Посмотрите на номер 1.

-С какого разряда мы начинаем вычислять?

-Кто сможет объяснить вычисление 1-го столбика у доски?

534+27=561

534+427=961

83-67=16

483-67=416

483-167=316

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться. 

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Выполняют задания на сложение трехзначных чисел.

-С единиц

-Начинаем с единиц.

К 4 ед. прибавляем 7ед., получится 11, 1 пишем под чертой, 1 запоминаем.

Складываем десятки к 3 дес. Прибавляем 2 дес. И плюс 1, получается 6 дес. Ответ: 61

Выполняют физкультминутку.

Выполняют потягивания,

Наклоны,

Хлопки,

Движения головой,

Руки в стороны,

Движения руками.

Предметные:  уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Доска.

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Практический: работа в учебнике, упражнение

Решение заданий на закрепление первичных знаний:

-Посмотрите на номер 2. Прочитайте задание.

- Как проверить, правильно ли решен пример на сложение?

- Как проверить, правильно ли решен пример на вычитание?

-Давайте решим первый пример вместе у доски. Остальные 2 примера решите у себя в тетради.

-Кто может сказать, какие ответы у него получились?

- Переходим к заданию под номером 4. Прочитайте условие задачи. Дополните вопрос.

- Составим краткую запись. Выделите главные слова.

Краткая запись:

Открытые — 36 к.                      

Искусственные — ?, в 9 р. <     На ? >

- Что значит «в 9 раз меньше»?

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

- Запишите решение в тетрадь

Решение примеров.

Ученик читает задание.

-Из суммы вычесть одно слагаемое, если получится второе слагаемое, то ответ верный

-К разности прибавить вычитаемое, если получится уменьшаемое, то ответ верный

- 118,809

- Открытые, искусственные катки

- Надо разделить большее число на меньшее

- Надо из большего числа вычесть меньшее

Предметные: уметь решать задачи данных видов

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник.

Доска.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная, парная                  

Взаимопроверка

Практический метод: самостоятельная работа

Проводит самостоятельную работу:

- А сейчас пришло время для выполнения самостоятельной работы. Ее вы можете увидеть на слайде.

Задание «Установи соответствие»

Подбери правильный ответ к примеру.

1 вариант

489 + 327;                 85

306 + 598;                 904

382 – 297;                 816

904 – 486;                 418

2 вариант

378 + 426;                 218

508 + 398;                 906

493 – 395;                  98

802 – 584;                  804

- На работу у вас 3 минуты. Приступайте.

Осуществляет взаимопроверку самостоятельной работы:

Закончили выполнение работы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите на экран и проверьте решение примеров. Карандашом оцените работу соседа по парте.

Оценивает работу учащихся, которые активно работали на уроке с выставлением оценки.

Выполняют самостоятельную работу.

1 вариант

489 + 327=816

306 + 598=904

382 – 297=85

904 – 486=418

2 вариант

378 + 426=804

508 + 398=906

493 – 395=98

802 – 584=218

Предметные: уметь письменно выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: индивидуальная, фронтальная.

Словесный метод: беседа

Практический: работа у доски, в тетрадях, упражнение

- Посмотрите на номер 6. Прочитайте задачу 1.

- Что надо найти в задаче: все число или часть числа?        

Что значит «одна двенадцатая»?

- Как узнать всю площадь квадрата, если площадь одной двенадцатой части

3 см2?

- Запишите решение задачи.

- Прочитайте задачу 2.

- Что надо сделать в данной задаче?

- Площадь прямоугольника известна? 

- Как ее можно найти?

- Запишите первое действие.

(8-2= 16(см2).)

- Что надо знать, чтобы начертить квадрат?

- Как, используя формулу площади квадрата, найти длину его стороны? Каким компонентом действия умножения является сторона квадрата, а каким - площадь?

- Найдите длину стороны квадрата.

- Начертите квадрат и вычислите его периметр самостоятельно.

- Кто запишет решение на доске?

Читают задачу.

- Все число по его части.

- Это значит, квадрат разделили на 12 равных частей и взяли одну такую часть.

- Надо площадь этой части умножит на количество частей

- Начертить квадрат, площадь которого равна площади прямоугольника

- Нет

- Длину умножить на ширину

- Длину стороны

- Сторона — множитель, площадь — произведение

16: 4 = 4 (см)

Предметные: уметь выполнять сложение, уметь анализировать задачи

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Доска.

Учебник.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

-Ребята, с каким вычислительным приемом мы познакомились сегодня?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Какое задание вам больше всего понравилось?

 -А теперь ребята, если вам было все понятно, то поднимите зеленый карандаш, если вы испытывали затруднения в изучении темы, то поднимите красный карандаш.

-Отлично! Спасибо вам за урок! Мне было очень приятно с вами работать!

Озвучивает домашнее задание.

Отвечают на вопросы:

-Приемы письменных  вычислений

-  уметь работать с приемами письменных вычислений

- задача

Записывают домашнее задание.

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...

Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока Тема урока: «Строчка прямых стежков»

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о видах швов; умений изготовления закладки для книги, в технике вышивка, строчка прямых стежков с зигзагом.Задачи урокаПланируемые результатыДидактич...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Патриоты России» (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о патриотах России, об их нравственных ценностях; знаний о К.М...