Урок математики
план-конспект урока по математике (4 класс)

Светлана Владимировна Гущина

Задачи на движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_dvizheni.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики. 4 класс. 
Тема: Задачи на движение. 
Цель урока: закрепление умения решать задачи на движение. 
Задачи: 
Образовательные: 
формировать умение решать задачи на движение; учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы. 
Развивающие: 
развивать внимание, память, логическое мышление; развивать математическую речь учащихся. 
Воспитывающие: 
воспитывать трудолюбие, ответственность; умение работать в паре и классом, слушать и слышать других. 

Ход урока 
I. Организационный момент 

Ребята, начинаем наш урок. Чтобы урок принес вам радость общения друг с другом и чтобы каждый ушел с урока с достаточным количеством знаний надо внимательно слушать учителя и не отвлекаться. Я думаю, что вы пришли на урок с хорошим настроением, с таким же настроением вы должны и уйти с урока.

II. Сообщение темы урока. 

- Посмотрите на экран, что объединяет все эти объекты? (Движение) 
(На экране движущиеся объекты: велосипедист, самолет, лодка, машина, лыжник, ракета.) 
- Как думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Решать задачи на движение) 
- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение? 
(В жизни. Чтобы не опаздывать на встречи, спланировать время выхода, рассчитать скорость движения) 

- Мы не просто будем решать задачи, а отправимся в путешествие. Перед дальней дорогой нам надо немного размяться. 

III. Актуализация знаний.  (формулы вешаю на доску)

Известный математик Дьёрдь Пойа сказал:

         "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! "

 

- Но прежде, чем перейти к задачам, давайте вспомним  Какие величины используются в задачах на движение? (Расстояние, скорость, время) 
- Какой буквой обозначается расстояние? S 
- Как его найти? ( Расстояние равно скорости, умноженной на время.) 
S =V ∙ t 
- Какой буквой обозначается скорость? V 
- Как ее найти? (Скорость равна расстоянию, деленному на время.) 
V = S : t 
- Какой буквой обозначается время? t 
- Как его найти? (Время движения равно расстоянию, деленному на скорость) 
t = S : V 
3.
Математический диктант. (взаимопроверка)
• Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели? 
• Поезд за 4 часа прошёл 360 км. С какой скоростью он двигался? 
• За какое время прошел турист 28 км, если он шел со скоростью 4 км/ч? 
• Какое расстояние проплывет катер за 4 часа, если он движется со скоростью 30 км/ч? 
• Мотоциклист за 4 часа проехал 320 км. С какой скоростью он двигался? 
• Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил? 
• За 2 часа вертолет пролетел 600 км. С какой скоростью он летел? 
• Какое расстояние пройдет лыжник за 5 часов, если будет двигаться со скоростью 15 км/ч? 
• Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч? 

4. - Какие существуют виды задач на движение? 
• Движение навстречу друг другу (на сближение) 
• Движение в противоположные стороны (на удаление) 
• Движение друг за другом 
- Что общего в этих задачах? 
(Есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние) 
- Чем отличаются эти задачи? 
(Направление движения объектов) 
IV. Решение задач 
- Я вижу, вы готовы , тогда предлагаю вам

1.Первое задание (работа в паре)  Вам нужно будет выяснить какая машина самая быстрая

Прочитайте задачу

Скорость грузовой машины 60 км/час, легковой – 90 км/час, спортивного автомобиля – 180 км/ч. Сколько времени потребуется каждой из этих машин, чтобы проехать от Москвы до Брянска, если расстояние между этими городами 360 километров 

1 ряд - Вы едете на грузовой машине

Решение: 360:60=6(ч)

Ответ: грузовой машине потребуется 6 часов.

2 ряд – Вы едете на легковой машине

Решение: 360:90=4(ч)

Ответ: легковой машине потребуется 4часа.

3 ряд – Вы едете на спортивной машине

Решение: 360:180=3(ч)

Ответ: спортивному автомобилю потребуется 3 часа.

Сделаем ВЫВОД : Какая машина самая быстрая? Почему?

Вывод: Самая быстрая машина- спортивный автомобиль, потому что большая скорость движения.

2. Физкультминутка
- Мы сегодня говорим о движении, и мы должны знать правила дорожного движения. Вот мы сейчас с вами и повторим эти правила в нашей физкультминутке. Да – хлопать в ладоши, нет – топать. 
• Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам. 
• Выезжать за пределы дворовой территории можно детям с 7 лет. 
• Можно играть на проезжей части дороги и на тротуаре. 
• Переходить улицу можно только при зеленом свете светофора. 
• Переходя через улицу, сначала посмотри направо. 
• Нельзя обходить автобус, троллейбус, трамвай ни спереди, ни сзади. Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. 
• Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено. 


3. Работа в группах. 

 Каждая группа получает задачу на движение и план работы над ней.

План работы:

  1. Обсудите в группе задачи;
  2. Определите вид задачи.
  3. Сделайте чертёж и соответствующие надписи на чертеже.
  4. Решите задачу по действиям с пояснением.
  5. Выйти к доске, сделать чертеж и объяснить решение задачи.

1 группа.

Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5км/ч, другого- 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?

(А можно ли решить задачу другим способом ?)

2 группа.

Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист и встретились через 4 часа. Скорость велосипедиста – 15 км/ч, а скорость мотоциклиста – 57 км/ч. Узнай расстояние между посёлками?

(А можно ли решить задачу еще другим способом)

3 группа.

Из двух сёл, расстояние между которыми 40 км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость автобуса 35 км/ч. Через сколько часов автобус догонит велосипедиста?

4.Самостоятельная работа
Перед вами три карточки: на “5 - красная - повышенной сложности”, на “4 - синяя – средней сложности” и на “3 - зеленая – простая задача”. Выберите ту, с которой вы, по-вашему, можете справиться и решите задачу.

Задача на “3” - зеленая Простая задача

Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?

48 : 4 =12 (км/ч)

Ответ: 12 км/ч

Задача на “4” - синяя Средней сложности

Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью

60 км/ч, а потом шёл 7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни.

60 * 2 = 120(км)

120 + 7 =127(км)

Ответ: 127 км

Задача на “5” - красная Повышенной сложности

Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?

1) 24:12 = 2(ч)

2) 45:15 = 3(ч)

3) 2 + 3 =5(ч)

Ответ: 5 часов

Проверка: Поднимите руку кто решал задачу на красной карточке- проверим решение (на доске правильное решение) (на слайде)

Кто решал задачу на синей карточке – проверим решение;

Кто решал задачу на зеленой карточке – проверим решение

5. Подведение итогов 
- Вот наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы! Справились со всеми заданиями.

Какую цель мы поставили на уроке?

 Как вы думаете, мы её достигли?

Ребята, понравился вам наш урок? 

VI. Рефлексия. 
Закончи предложение: 
• Для меня было интересным…. 
• Я не знал(а) что…. 
• Труднее всего было… 
• Я точно запомнил(а), что…. 

V. Домашнее задание. 
Составить и решить задачу на движение.

         

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...