Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности
| Активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой | Мотивирование на определение профессиональных навыков | Прием «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Прочитайте девиз нашего урока. (слайд 1) -Идём вперёд, а оглядываемся назад. В жизни обычно говорят: «Не оглядываться назад. Всё хорошее впереди.» Что обозначает этот девиз применительно к уроку математики? (Надо постоянно повторять пройденное, это может пригодиться в дальнейшем) Прием выяснения ожиданий и опасений - У вас на партах лежат белые и голубые снежинки. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.
| Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Фронтальная | Слайд 1 Снежинки белые и голубые | Взаимоконтроль | Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать друг друга. Личностные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | организовать актуализацию умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Наблюдение, работа с числами и математическими действиями. | - Урок, как всегда начнём с разминки. Математическая разминка. 1. Игра «Ты мне, я тебе». Повтор таблицы умножения. 2. Решение примеров на табличное умножение и деление. Составление графиков по ответам. (по группам (выбирают по желанию): 1 группа- 5 примеров, 2 группа-10 примеров) 1 группа:
| 2 группа
| 4*5 36:6 8*9 45:5 18:2 | 7*8 3*7 72:9 42:6 6*5 9*4 64:8 49:7 4*4 8*2
|
Проверить по графикам (Взаимопроверка). (слайд 2) 3. Замените числа суммой разрядных слагаемых 69, 78, 54, 97, 36, 85. (слайд 2) 69= 60 + 9 54 = 50+ 4 36=30 + 6 78= 70+8 97= 90+7 85 = 80+5 4. Найди закономерность, продолжи ряд. (слайд 3) 12, 20, 28,:, :, :, : . 65, 55, 45, :, :, : . - Расскажите, как вы нашли числа. (Смотрю на первое и второе число, думаю, как из первого получили второе, проверяю на 3 числе.) - Расскажите о числах первого ряда. (двузначные, четные. делятся на однозначные числа 2 и 4, каждое следующее число больше первого на 8, и меньше на 8, численный ряд увеличивается. Наименьшее число 12, наибольшее число 60. Расскажите о числах второго ряда. (двузначные, нечетные. делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на 10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65.) - Разделите первый ряд чисел на число 4. (коллективно) (слайд 4) 12: 4 = 20: 4 = 36: 4 = 44: 4 = 52: 4 = - как справились с примерами? - какие примеры вызвали затруднения?
| Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения
| Фронтальная, парная, групповая | Слайд 2, 3, 4 | Взаимоконтроль | Предметные: Уметь заменять числа суммой разрядных слагаемых. Метапредметные: Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: создание условий для проявления способностей обучающихся; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
|
III Выявление места и причины затруднения | - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Беседа | Почему возникло затруднение? (Это не табличные случаи деления. Не знаем, как разделить двузначное число на однозначное.) - Какая цель нашего урока? (научиться делить двузначное число на однозначное) | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
| Фронтальная |
| Самоконтроль | Предметные: понимать смысл слов «внетабличное деление» Метапредметные: Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - организовать составление совместного плана действий; - определить средства реализации данного плана | Наблюдение | -Вернёмся к девизу. Какая версия подтвердилась? - Подумайте и предложите свой способ выполнения задания. 44 : 4 - Представьте число 44 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. Запишите получившее выражение. (40 + 4): 4 - Как можно вычислить результат? (Можно первое слагаемое разделить на 4, потом второе слагаемое разделить на 4, а полученные результаты сложить) - Запишите выражение. 44 : 4 = (40 + 4) : 4 = 40 : 4 + 4 : 4 = 10 + 1 = 11 - Каким вычислительным приемом вы воспользовались, чтобы разделить двузначное число 44 на однозначное число 4? (Делением суммы на число) - Что вы сделали, чтобы воспользоваться этим приемом?(Заменили число 44 суммой разрядных слагаемых) - А затем? (разделить каждое слагаемое на 4) - Потом? (результаты сложить) - Решим следующий пример 52: 4. Замените делимое суммой слагаемых. (Могут предложить вариант 52=50 +2) - Можно ли каждое слагаемое разделить на 4? - На какие удобные слагаемые можно разделить это число? (40 и 12) - Запишите выражение: 52 : 4 = (40 + 12) : 4 = 40 : 4 + 12 : 4 = 10 + 3 = 13 - Сделаем вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых. - Какая тема урока? (слайд 5) - А цель урока? - Давайте составим план наших действий АЛГОРИТМ: (слайд 6) (Учитель составляет алгоритм на доске, а уч-ся в тетради)
- 1. Заменяем число суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых.
- 2. Делим каждое слагаемое на число.
- 3. Складываем результаты.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. Высказывают свои предположения. Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации, сравнивают, делают выводы.
.
| Фронтальная | Слайд 5, 6 | Контроль со стороны учителя | Предметные понимать смысл слов «внетабличное деление» Сравнивать понятия «сумма разрядных слагаемых» и «сумма удобных слагаемых» Метапредметные: Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других |
|
|
| Физкультминутка А сейчас все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, и к низу, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют физкультминутку. |
|
|
|
|
˅. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| -проговаривание нового знания, - моделирование
| Работа по плану урока | -Давайте заглянем в учебник на с 15. Закончи решение и объясни его (задание под красной чертой), (Устно).
№ 1. (устно) (слайд 7) №2 Решают 1 столбик с устным объяснением (по алгоритму) (слайд 7) 84: 6 3 х 18 57: 3 4 х 17 91: 7 6 х 13
| Высказывают предположения. Работают в парах.
| Фронтальная, групповая | Слайд 7 | Самооценка | Метапредметные; Регулятивные УУД: отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД: осуществлять самоконтроль; осуществлять анализ учебного материала; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные УУД :оценивать усваиваемое содержание учебного материала. |
Ⅵ.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Работа по учебнику самостоятельно | Решают 3,4 столбики по вариантам, проверяют сильные уч-ся, которые быстрее всех решили. (слайд 8 – 1 вариант) (слайд 9 – 2 вариант) -Какие трудности возникли? - Кто из вас ошибся? - В чем? - Сделаем вывод. (Нужно потренироваться) - Кто не ошибся? - Молодцы. - А теперь продолжим работу.
| Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку и проверку в парах. | Индивидуальная, фронтальная | Слайд 8, 9 | Оценка учителя | Предметные: Познакомиться с вычислительным приемом внетабличного деления. Метапредметные: Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Ⅶ. Включение нового знания в систему знаний и повторение | - выполнение заданий, в которых новое знание используется вместе с изученным раннее.
| Работа с решением карточек | Сегодня мы научимся решать задачи, используя новые приемы деления. (слайд 10). Работать в группах. 1 группа- составляет краткую запись к задаче, 2 группа- заполняет таблицу, 3 группа- делает рисунок к задаче. (Всем группам раздать листочки) Задача: Пассажир купил 3 билета на электричку по одинаковой цене и заплатил 54 рубля. Сколько денег он заплатит за 5 билетов? - Прочитайте задачу. -Что в задаче известно? - Что нужно узнать? - Какого вида задача? (цена, кол-во, стоимость) - Запишем условие задачи в таблицу - Какой основной вопрос в задаче? (сколько стоят 5 билетов) - Как найти стоимость? (цену умножить на количество) - Сможем мы найти стоимость? (нет, неизвестна цена) - Цена неизвестна, но что про нее сказано? (одинаковая) - Как найти цену? (стоимость разделить на количество) - назовите выражение (54: 3) - Что узнаем? (цену) - Сможем узнать стоимость 5 билетов? (да, умножить на 5) Записать. Проверить.
- На столах у вас лежат карточки с примерами на деление двузначного числа на однозначное. Согните нижнюю часть листочка. Решите данный пример и запишите свой ответ на согнутую часть. Проверьте свой ответ с ответом на обратной стороне, если ответы совпали значит вы решили верно. Затем сосед проверяет. Если верно решили- хвалит, если нет- помогает найти верное решение. Следующий пример решает таким же способом. По 3 примера каждому. Затем говорят кто безошибочно решил, у кого 1 ошибка.
| Отвечают на вопросы учителя Анализируют, обобщают, делают выводы.
Выполняют взаимопроверку.
| Групповая | Слайд 10, карточки с примерами на деление двузначного числа на однозначное | Взаимопроверка , самооценка | Метапредметные: регулятивные УУД: отличать верно выполненное задание от неверного; познавательные УУД: осуществлять самоконтроль; осуществлять анализ учебного материала слушать и понимать речь других; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные УУД: оценивать усваиваемое содержание учебного материала
|
Ⅷ. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Оценивание собственной деятельности | - Итак, прежде чем мы подведем итоги, поднимите белую снежинку, если вы считаете, что урок для вас прошел хорошо. И синюю, если что-то не получилось. - Назовите тему урока. - Какие задачи ставили на урок? - Оцените свою работу по шкале успешности. (слайд 11)
| Определяют своё эмоциональное состояние. Показывают снежинки. Отвечают на вопросы учителя.
| Фронтальная | Слайд 11 | Самооценка | Личностные УУД: способность к самооценке; Регулятивные УУД: проводить рефлексию Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё высказывание; Познавательные УУД: анализировать полученные знания и познавательную деятельность; |
|
|
| Д/з: с.15 № 3, № 5 ( 1 столбик), Дополнительно: №5 ( 2, 3 столбик) |
|
|
|
|
|