Технологическая карта урока математики, 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Елена Георгиевна Мухутдинова

Технологическая карта урока математики в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

                                                                                                                                     

                                                 

   Дата проведения: 27  января 2022 г.                                                                                                        

 ФИО учителя:  Мухутдинова Е.Г.

Тема урока: Приём деления для случаев вида 78:2, 69:3

Класс: 3

Образовательная программа, автор: УМК «Школа России», Моро М.И., Бантова М.А.

Цель урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений выполнять деление двузначного числа на однозначное

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения понятия «применение свойства деления суммы на число» для деления двузначного числа на однозначное.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с приемом деления двузначного числа на однозначное, закреплять умение решать задачи изученных видов, работают с таблицей умножения и деления, решать геометрические задачи, развивать умение работать самостоятельно, закреплять вычислительные навыки. устные и письменные приемы сложения и вычитания, развивать логическое мышление.

          Развивающие: развивать навыки устного счета; умение в решении задач; развивать мышление, память, воображение, речь учащихся.

          Воспитательные: прививать интерес к предмету математики; воспитывать взаимное уважение друг к другу.

Характеристика этапов урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой

Мотивирование на определение профессиональных навыков

Прием «Улыбнемся друг другу».

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения.

Прочитайте девиз нашего урока. (слайд 1)

-Идём вперёд, а оглядываемся назад.

В жизни обычно говорят: «Не оглядываться назад. Всё хорошее впереди.»

Что обозначает этот девиз применительно к уроку математики?

(Надо постоянно повторять пройденное, это может пригодиться в дальнейшем)

Прием выяснения ожиданий и опасений

- У вас на партах лежат белые и голубые снежинки. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Слайд 1

Снежинки белые и голубые

Взаимоконтроль

Коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать друг друга.

Личностные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

организовать актуализацию умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

                         

Наблюдение, работа с числами и математическими действиями.

Урок, как всегда начнём с разминки. 

Математическая разминка.

1. Игра «Ты мне, я тебе». Повтор таблицы умножения.

2. Решение примеров на табличное умножение и деление. Составление графиков по ответам. (по группам (выбирают по желанию): 1 группа- 5 примеров, 2 группа-10 примеров)

1 группа: 

2 группа

4*5

36:6

8*9

45:5

18:2

7*8          3*7

72:9         42:6

6*5          9*4

64:8         49:7

4*4          8*2

Проверить по графикам (Взаимопроверка). (слайд 2)

3. Замените числа суммой разрядных слагаемых 69, 78, 54, 97, 36, 85. (слайд 2)

    69= 60 + 9 54 = 50+ 4 36=30 + 6

    78= 70+8 97= 90+7 85 = 80+5

4. Найди закономерность, продолжи ряд. (слайд 3)

12, 20, 28,:, :, :, : .

65, 55, 45, :, :, : .

- Расскажите, как вы нашли числа. (Смотрю на первое и второе число, думаю, как из первого получили второе, проверяю на 3 числе.)

- Расскажите о числах первого ряда.

(двузначные, четные. делятся на однозначные числа 2 и 4, каждое следующее число больше первого на 8, и меньше на 8, численный ряд увеличивается. Наименьшее число 12, наибольшее число 60.

Расскажите о числах второго ряда.

(двузначные, нечетные. делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на 10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65.)

- Разделите первый ряд чисел на число 4.

(коллективно) (слайд 4)

12: 4 =

20: 4 =

36: 4 =

44: 4 =

52: 4 =

- как справились с примерами?

- какие примеры вызвали затруднения?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения

Фронтальная, парная, групповая

Слайд 2, 3, 4

Взаимоконтроль

Предметные:

Уметь заменять числа суммой разрядных слагаемых.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД: создание условий для проявления способностей обучающихся; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

III Выявление места и причины затруднения

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Беседа

 Почему возникло затруднение? (Это не табличные случаи деления. Не знаем, как разделить двузначное число на однозначное.)
- Какая цель нашего урока? 
(научиться делить двузначное число на однозначное)

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Фронтальная

Самоконтроль

Предметные: понимать смысл слов «внетабличное деление»

Метапредметные: Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства реализации данного плана

Наблюдение

-Вернёмся к девизу. Какая версия подтвердилась?

- Подумайте и предложите свой способ выполнения задания.
44 : 4
- Представьте число 44 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. Запишите получившее выражение. (40 + 4): 4

- Как можно вычислить результат? (Можно первое слагаемое разделить на 4, потом второе слагаемое разделить на 4, а полученные результаты сложить)

- Запишите выражение.
44 : 4 = (40 + 4) : 4 = 40 : 4 + 4 : 4 = 10 + 1 = 11

- Каким вычислительным приемом вы воспользовались, чтобы разделить двузначное число 44 на однозначное число 4? (Делением суммы на число)

- Что вы сделали, чтобы воспользоваться этим приемом?(Заменили число 44 суммой разрядных слагаемых)
- А затем? 
(разделить каждое слагаемое на 4)
- Потом? (результаты сложить)

- Решим следующий пример 52: 4. Замените делимое суммой слагаемых.

(Могут предложить вариант 52=50 +2)

- Можно ли каждое слагаемое разделить на 4?

- На какие удобные слагаемые можно разделить это число? (40 и 12)

- Запишите выражение:

52 : 4 = (40 + 12) : 4 = 40 : 4 + 12 : 4 = 10 + 3 = 13
- Сделаем вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.

- Какая тема урока? (слайд 5)

- А цель урока?

- Давайте составим план наших действий АЛГОРИТМ: (слайд 6)

 (Учитель составляет алгоритм на доске, а уч-ся в тетради)

hello_html_157baf21.png

  1. 1. Заменяем число суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых.
  2. 2. Делим каждое слагаемое на число.
  3. 3. Складываем результаты.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.



С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

Высказывают свои предположения.

Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации,

сравнивают, делают выводы.






.

Фронтальная

Слайд 5, 6

Контроль со стороны учителя

Предметные понимать смысл слов «внетабличное деление»

Сравнивать понятия «сумма разрядных слагаемых» и «сумма удобных слагаемых»

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Физкультминутка

А сейчас все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, и к низу,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют физкультминутку.

˅. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-проговаривание нового знания,

- моделирование

Работа по плану урока

-Давайте заглянем в учебник на с 15.

Закончи решение и объясни его (задание под красной чертой), (Устно).


№ 1. (устно) (слайд 7)

№2 Решают 1 столбик с устным объяснением (по алгоритму)

(слайд 7)

84: 6    3 х 18

57: 3    4 х 17

91: 7    6 х 13

Высказывают предположения.

Работают в парах.

Фронтальная, групповая

Слайд 7

Самооценка

Метапредметные;

Регулятивные УУД:

отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД:

осуществлять самоконтроль;

осуществлять анализ учебного материала; 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные УУД :оценивать усваиваемое содержание учебного материала.

Ⅵ.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа по учебнику самостоятельно

Решают 3,4 столбики по вариантам, проверяют сильные уч-ся, которые быстрее всех решили.

(слайд 8 – 1 вариант)

(слайд 9 – 2 вариант)

-Какие трудности возникли?

- Кто из вас ошибся?

- В чем?

- Сделаем вывод. (Нужно потренироваться)

- Кто не ошибся?

- Молодцы.

- А теперь продолжим работу.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку и проверку в парах.

Индивидуальная, фронтальная

Слайд 8, 9

Оценка учителя

Предметные: Познакомиться с вычислительным приемом внетабличного деления.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ⅶ. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- выполнение заданий, в которых новое знание используется вместе с изученным раннее.

Работа с решением карточек

 
Сегодня мы научимся решать задачи, используя новые приемы деления. (слайд 10). Работать в группах. 1 группа- составляет краткую запись к задаче, 2 группа- заполняет таблицу, 3 группа- делает рисунок к задаче. (Всем группам раздать листочки)

Задача:

Пассажир купил 3 билета на электричку по одинаковой цене и заплатил 54 рубля. Сколько денег он заплатит за 5 билетов?

- Прочитайте задачу.

-Что в задаче известно?

- Что нужно узнать?

- Какого вида задача? (цена, кол-во, стоимость)

- Запишем условие задачи в таблицу

- Какой основной вопрос в задаче? (сколько стоят 5 билетов)

- Как найти стоимость? (цену умножить на количество)

- Сможем мы найти стоимость? (нет, неизвестна цена)

- Цена неизвестна, но что про нее сказано? (одинаковая)

- Как найти цену? (стоимость разделить на количество)

- назовите выражение (54: 3)

- Что узнаем? (цену)

- Сможем узнать стоимость 5 билетов? (да, умножить на 5)

Записать. Проверить.

- На столах у вас лежат карточки с примерами на деление двузначного числа на однозначное. Согните нижнюю часть листочка. Решите данный пример и запишите свой ответ на согнутую часть. Проверьте свой ответ с ответом на обратной стороне, если ответы совпали значит вы решили верно.

Затем сосед проверяет. Если верно решили- хвалит, если нет- помогает найти верное решение. Следующий пример решает таким же способом. По 3 примера каждому. Затем говорят кто безошибочно решил, у кого 1 ошибка.

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют, обобщают, делают выводы.


Выполняют взаимопроверку.

Групповая

Слайд 10, карточки с примерами на деление двузначного числа на однозначное 

Взаимопроверка , самооценка

Метапредметные: регулятивные УУД:

отличать верно выполненное задание от неверного;

познавательные УУД: осуществлять самоконтроль;

осуществлять анализ учебного материала

слушать и понимать речь других;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные УУД:

оценивать усваиваемое содержание учебного материала

Ⅷ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оценивание собственной деятельности

- Итак, прежде чем мы подведем итоги, поднимите белую снежинку, если вы считаете, что урок для вас прошел хорошо. И синюю, если что-то не получилось.

- Назовите тему урока.

- Какие задачи ставили на   урок?

- Оцените свою работу по шкале успешности. (слайд 11)

Определяют своё   эмоциональное состояние. Показывают снежинки.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Слайд 11

Самооценка

Личностные УУД: способность к самооценке;

Регулятивные УУД: проводить рефлексию

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё высказывание;

Познавательные УУД: анализировать полученные знания и познавательную деятельность;

Д/з: с.15 № 3, № 5 ( 1 столбик), Дополнительно: №5 ( 2, 3 столбик)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики "Решение примеров на деление с остатком. Проверка деления умножением» («Математика, учебник для 4 класса начальной школы», 4 класс).

Цель урока: Повторение приёма деления с остатком и проверки деления умножением.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении с остатком, компонентов деления и умножения.2....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...