Письменный прием умножения двузначных чисел на двузначное число
план-конспект урока по математике (4 класс)

Сковородина Елена Павловна

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon desktop.zip1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока математики на тему

«Письменный прием умножения двузначных чисел на двузначное число»

4 класс

      Составила: учитель начальных классов

                               МБОУ Кыштовской СОШ № 1

                                                                                                                                               Сковородина Елена Павловна                                                                

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменный прием умножения двузначных чисел на двузначное число».

Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения  учащимися  алгоритма действий при умножении  на двузначные числа. 

Задачи урока для учителя: 

1. Обучить  приемам умножения на двузначные числа  .

2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров,  задач.

3. Создать в классе атмосферу совместного поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах.

5.Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи урока для учащихся:

 1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Рассмотреть приемы умножения  на двузначные числа и вывести соответствующие правила.

3. Применять полученные знания при решении математических выражений,  задач.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД:  постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

  освоение способов решения проблем  поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение.

Прогнозируемый результат:        

Предметные:

В конце урока ученики

1.Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа.

2.Умеют письменно умножать на двузначные числа.

Метапредметные

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: 

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, учебник «Математика» М. И. Моро 4класс 2 часть, доска, мел, наглядность  к игре «Магазин», карточки с заданиями, карточки с алгоритмом умножения, индивидуальные листы «Математическая тропинка»

Ход урока

                                             

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

I этап.  Организационно- мотивационный момент   /2 мин/

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне посредством создания эмоциональной обстановки.

СЛАЙД 1  Игра «Доброе утро»!

Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то

из нашего класса. Те, кого я назову, помашут

мне рукой – значит, вы услышали меня и

отвечаете на приветствие.

Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем тем, у кого хорошее

настроение!

Доброе утро всем, кто сегодня будет

стараться хорошо работать на уроке!

- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих

и т.д.

Личностные УУД:

самоопределение

2.

II этап.  

Актуализация знаний

/4 мин./

Цель: 1) актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

2) фиксация свойств умножения и приемов умножения(устных и письменных);

3) фиксация индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на новый  способ умножения.

Ведёт подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) 

  1.  - Ребята, я хочу пригласить вас… А вот куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, —

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…     Магазин

- Сейчас мы с вами совершим покупки. У вас на столах лежат задания. Ваша задача – их выполнить вместе со своим соседом.

2. Проверка (СЛАЙД  2)

- Сколько стоят 3 кг яблок?     267 р.

- Сколько стоят 4 булки хлеба?  104 р.

-Сколько стоят 2 пачки чая?   154 р.

- Сколько стоят  3 пачки макаронов?  159 р.

- Сколько стоят 2 упаковки молока?  118 р.

- Сколько стоят   4 упаковки печенья «Юбилейное»? 128 р.

- Сколько стоят 3 упаковки кефира?   168 р.

- Сколько стоят  2 кг  бананов?   158 р.

- Сколько стоят 4 стакана йогурта? 208 р.

-  Сколько денег нужно заплатить, если каждому ученику нашего класса купить по одной шоколадке «Несквик»?

-Трудно было сосчитать? А как вы думаете, есть ли более быстрый, более рациональный способ вычисления?

3. – Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Что нам для этого понадобиться? Как нужно работать на уроке?

Работать мы сегодня будем на необычных листах, которые называются «Математическая тропинка».  Это будет ваша сегодняшняя  математическая тропинка, подпишите рядом свою фамилию и имя.

Участвуют в диалоге.

Считают

 внетабличное умножение      

( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число);

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

Коммуникатив

ные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникатив

ные:

- умение выражать свои мысли;

3.

III этап.  

«Открытие» новых знаний

Цель: 1)организовать фиксацию нового способа действия  в речи: правило

2)зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик.

3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию)

3)организовать уточнение общего характера нового знания

- Давайте вспомним, как мы записывали умножение на однозначное число.

Примерно по такому же алгоритму  мы будем действовать и в данном случае.

На доске: (на плакате)   72*16  (столбиком)  Объяснение.

 СЛАЙД 3

 1.Запишу…

2.Умножу число единиц на первый множитель.

Получу первое неполное произведение.

3.Умножу число десятков на первый множитель

Получу второе  неполное произведение.

4.Сложу неполные произведения.

3. С.44, повторите алгоритм умножения

-Ребята, скажите, а где нам эти знания и умения пригодятся?

- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы.

Выдвигают гипотезы:

- устно

- на калькуляторе

- столбиком.

-В учебнике (сравнивают с объяснением темы  на с. 44)

Познавательные УУД:

применять базовые знания для решения конкретной проблемы;  ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

4

IV этап.

Первичное закрепление

Цель:

Зафиксировать способ письменного умножения на двузначное число

  1. Правильно, а ещё мы устраиваем праздники, и делаем покупки к ним. Давайте вычислим, сколько мы заплатим за покупки.

На доске:    42*23      89*18      61*34       (3 человека у доски,

остальные решают первые 5 числовых выражений)      - работает консультант

-проверка (тот, кто справился)

 2.  ФИЗМИНУТКА

- Что-то мы засиделись.  Попрошу вас встать, сейчас мы отправимся в магазин игрушек и немного отдохнём.

СЛАЙД 4

Посмотри, в магазине

Все игрушки на витрине:       (Широко развести руки в стороны)

Все на полочках сидят,           (Присесть)

С нами поиграть хотят.          (Прыжки)

Вот солдатики стоят,              (И. п.: стойка смирно)

Начинается парад!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы шагать.             (Маршируют)

Зайчики играют,

Лапкой ударяют.                     (Хлопки в ладоши)

Медвежонок взял гармошку,

Поиграть решил немножко,     (Имитация игры на гармошке)

Раз, два! Поворот…                   (Повороты)

Он танцует и поет.

3.  - Вы знаете, что товары в магазин везут различным транспортом: грузовыми автомобилями, поездами и даже самолётами.

Мы решим задачу о самолётах, которые везут товар .

На доске: чертёж к задаче

Разбор задачи.  (по данным)

- Решение дифференцированно, записать решение, ответ.  Сверить с эталоном (с обратной стороны доски)

На доске: (с обратной стороны)    решение задачи

 

Объясняют приём умножения.

Выполняют движения

Ответы учащихся.

Записывает решение на доске (если может, комментирует).

КоммуникативныеУУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

5.

V этап.

Инструктаж домашнего задания, рефлексия

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

 - Чему мы учились на уроке?

- Ребята, мы добились поставленной цели?

 -Как умножают  на двузначное число?

Как работали?

- Сейчас я предлагаю Вам оценить  свою работу на уроке. Внизу вашей математической тропинки  изображён поезд, на котором тоже доставляются товары . Вы будете сопровождающим в нём. Напишите своё имя.

Оцените работу своего соседа. В круге слева оцените чистоту, аккуратность работы словами «Молодец», «Хорошо».

- В магазинах проводятся различные акции, можно купить товар за бонусы, дарят подарки. ВИДЕО

   Акция «Домашнее задание».  Для вас  я приготовила его на карточках. Вы его выберите сами, на красных карточках задание на «5», на синих – на «4», на зелёных- на «3».

А я хочу вам пожелать успехов, и чтобы ваша математическая тропинка стала широкой дорогой, по  которой вы бы успешно двигались вперёд и вперёд.

Нет.

-Умножение на десятки.

Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число

 

-Узнать алгоритм умножения на двузначное число.

-Уточнять уже известный.

Записывают задание в дневники.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познаватель

ные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики на тему «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»

Технологическая карта урока математики на тему  «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число» 4 класс...

Конспект урока по математике 4 класс "Школа России" Тема : «Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число».

Предмет: Математика            УМК: «Школа России»Класс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материалом...

Урок математики в 4 классе по теме "Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число" по ФГОС

Урок математики по программе "Школа России". Цель: Создать условия для формирования знания, умения и навыки учащихся по теме «Умножение многозначного числа на...

конспект урока по математике 4 класс Школа России тема: " Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число".

Урок" открытия" новых знаний. Цель: создать условия для формирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково- исследовательскую деятельность....

Презентация по математике 4 класс "Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число"

Презентация по математике 4 класс на тему "Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число"...

Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначное число.

Материал предназначен для проведения урока математики в 4 классе....