мир занимательной математики
методическая разработка по математике (2 класс)

Рыбина Ольга

через занимательные упражнения содействовать познанию интереса детей к математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

МИР    ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

Цель занятия: через занимательные упражнения содействовать познанию интереса детей к математике, развитию логического мышления, расширять кругозор учащихся.

Ход внеклассного занятия.

- Сегодня, ребята, вы познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Вы увидите, как разнообразен и привлекателен этот мир.

I. Занимательное у нас начинается сразу. Вы ведь хотите знать, что сегодня будем делать? Вы это узнаете, если прочитаете три загадочных слова, т.е. отгадаете три ребуса.

Ребус – это загадка, в которой  вместо слов или части слова поставлены знаки, нарисованы предметы, название которых надо отгадать, и тем самым прочитать весь ребус.

Ваше путешествие в мир занимательной математики будет необычным и потому, что вы сразу начнете соревнования между командами.

Для каждой команды есть своя дверь, в мир занимательной математики. Тот из команды, кто первый правильно прочитает слово, может открыть дверь и на обороте прочитать другое слово, которое и указывает, чем сегодня мы будем заниматься.

Объяснение.

Сви 100к

Лас

Ак  3 са

На обратной стороне

Решать

Отгадывать

Играть

Ребусы прочитываются так:

Свисток, ласточка, актриса.

II. Теперь скажем хором, чем будем заниматься:

- Решать, отгадывать, играть.

- Отгадывать вы уже начали. Теперь решите задачу в стихах. Будьте внимательны.

Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели

И на белкины качели

Собрались лесные звери:

20 зайцев, 7 куниц,

8 рыженьких лисиц,

6 ежей и 5 зайчат.

На качели все спешат!

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте!  (46 зверей)

Учитель спрашивает по одному ученику из команды. Если ответ правильный, то команда получает 1 очко.

А теперь решите задачу по-труднее. Но сначала ответьте на вопросы:

Сколько ног у жука? (6)

Сколько ног у паука? (8)

Я вам теперь буду читать задачу, а вы считайте.

Сколько всего ног в моем живом уголке:

У меня в одной коробке 3 жука,

А вдругой имею я 3 паука.

В уголке, шуршат бумагой 2 ежа,

А в двух клетках распевают 2 чижа.

Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,

Сколько вместе все они имеют ног?!

Сосчитали вы правильно, у них всех вместе 54 ноги.

III. Игра «Концовки».

- Сейчас проведем игру «Концовки». Я начинаю предложение, а вы должны его заканчивать. Но для этого надо подумать, сообразить, чтобы концовка предложения была по смыслу правильной. Концовки будем выполнять по очереди.  Слушайте внимательно.

-Если красный карандаш по длине равен желтому, то желтый карандаш….. (по длине равен красному).

-Если Оля сидит позади Тони, то Тоня…(сидит впереди Оли).

-Если тонна бумаги  в 10 раз тяжелее центнера железа, то… (центнер железа в 10 раз легче тонны бумаги).

IV. Загадка – смекалка.

- Как в комнате расставить 5 стульев,  чтобы у каждой из четырех стен стояло по 2 стула.

Задачу решают по одному человеку из команды.

Решение:

        

 

V. Загадки для зрителей.

Ребята, теперь отгадываем несколько загадок.

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдется,

Там след остается. (карандаш)

Стоят столбы беленные

На них шапки зеленые. (березы)

На лесной полянке

Тридцать три сестрички,

Глазки золотые.

Белые реснички. (ромашки)

По черной земле белый заяц пробежал (мел).

Без языка, без голоса, а все расскажет (книга).

На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и то на спине (чайник).

 VI. Логические задачи.

1.В соревнованиях по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли три первых места. Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Дима – не третье?

Примечание: чтобы детям не пришлось условие держать в памяти, необходимо на доске записать следующее:

Участвовали Ваня, Гриша, Дима

Гриша – не 2 и не 3 место.

Дима – не 3 место.

(ответ:Гриша – 1 , Дима – 2, Ваня – 3.)

При решении логической задачи полезно добиваться от детей пояснений, которые и содействуют развитию логического мышления, например:

«Гриша занял не 2 и не 3 место; следовательно он занял первое место. Дима занял не 3 место, и не 1, следовательно он занял 2 место. Ваня занял не первое и не второе место, он занял 3 место.

Указанные рассуждения представляют собой сокращенные умозаключения, т.к. не упоминается одна посылка, что каждый участник занял  либо 1, либо 2, либо 3 ; эта посылка только подразумевается.

2. Двенадцать человек несут 12 хлебов: каждый мужчина несет по 2 хлеба, женщина — по половине хлеба, а ребенок по четверти хлеба.

Сколько было мужчин, женщин и детей?

(6 детей + 1 женщина + 5 мужчин)

 

3. Одно и дву-горбые верблюды пересекают пустыню. У всех у них 14 горбов и 40 ног.

На каждом втором двугорбом верблюде сидит погонщик.

Сколько всего погонщиков путешествуют вместе с верблюдами ?

(Поскольку у каждого верблюда 4 ноги, а ног всего 40, то верболюдов 40:4=10. Пусть все верболюды одногорбые, тогда горбов всего 10, а оставшиеся 14-10=4 раздадим по одному. Второй горб получили 4 верблюда. Получается двугорбых 4, а погонщиков 4:2=2.)

VIII. Игра «Веселый счет».

На доске вывешиваются таблицы с числами от 500 до  710 через каждые десять единиц.

От каждой команды выходит по участнику и становятся спиной к доске, в руках у них указки. По команде учителя эти ребята повернутся лицом к таблицам и каждый по своей таблице сначала находит число 500 и показывает его указкой, называя его и т.д.

Тот, кто быстрее сосчитает до 710, будет считаться победителем.

IX. В конце занятия подсчитываем набранные очки.  Учитель благодарит за участие в викторине. Все члены команды выбирают самого активного участника. Им вручается по книге. Остальным детям на память дарятся открытки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...