№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Слайд 2. Чтение эпиграфа к уроку и ответы о понимании прочитанного: «В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми мелкими ошибками. (И. Ньютон)».
| Приветствуют. Демонстрируют готовность. Читают.
Выражают своё мнение. | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
| Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания.
2. Устный счет а) Арифметический диктант: - Найти произведение 40 и 9. - Запишите частное чисел 720 и 9. - Первый множитель 6, второй множитель 900. Найти произведение. - Делимое 360, делитель 60. Найти частное. - Увеличьте число 70 в 60 раз. - Найдите произведение двух одинаковых множителей, если первый из них равен 80. - Уменьшите число 210 в 30 раз. - Произведение двух одинаковых множителей равно 4900. Чему равен каждый множитель? б) Определение порядка действий, работа со скобками. На доске запись: 7 · 9 + 12 : 3 – 2 = 23 7 · 9 + 12 : 3 – 2 = 65 7 · 9 + 12 : 3 – 2 = 47 - Внимательно рассмотрите запись, подумайте, что необходимо сделать и сформулируйте задание. (Нужно поставить скобки там, где это необходимо, так, чтобы равенства были верными.) Проверка.
| Читают, сверяют ответы домашнего задания. Записывают ответы на индивидуальные планшеты, демонстрируют учителю.
Формулируют задания. Работа в подгруппах, в тетрадях.
Проверка: к доске выходят по одному представителю от каждого ряда, доказывают правильность своего решения. | К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека |
| Постановка учебной задачи | «Мозговой штурм». Запись на доске. 48 : (2 · 4) = 48 : 2 : 4 42 : (7 · 3) = 42 : 7 : 3 96 : (4 · 8) = 96 : 8 : 4 81 : (3 · 9) = 81 : 9 : 3 - Верны ли все эти равенства? - Как это проверить? - Пользуясь правилом порядка выполнения действий, вычислим значения левого выражения от знака равно и правого выражения от знака равно. Если их значения одинаковые, значит, равенство верное. Итак, проверяем.
- Вы заметили, что все равенства похожи? А чем они похожи? Верно, во всех случаях мы делим число на произведение. -Предположите тему нашего сегодняшнего урока? Чтение название темы в учебнике, стр. 25 Предположение учебной задачи, чтение учебной задачи (Слайд 3)
- Для чего нам необходимо это знать?
|
Высказывают предположения.
Проверяют вслух по алгоритму. Высказывают предположения.
Высказывают предположения, формулируют тему урока. Читают название в учебнике. Предполагают учебную задачу, читают ее на слайде.
Отвечая на вопрос, высказывают свои предположения. | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
|
| Открытие нового знания | Работа по рисунку в учебнике на стр. 25 - Объясните, как здесь по-разному нашли результат деления отрезка длиной 12 см на произведение чисел 3 и 2 .
- На рисунке показали этот способ: отрезок разделили на 6 равных частей. Объясните теперь, как разделили 12 на произведение чисел 3 и 2 вторым способом.
- Посмотрите на второй отрезок. Его разделили красными точками на 3 равные части, а потом каждую часть разделили ещё на 2 равные части. На сколько равных частей разделили отрезок? - Следовательно, как и в первом случае, здесь тоже разделили число на 6, значит, и так можно разделить число на произведение. Теперь объясните третий способ.
- Посмотрите на третий отрезок. Его разделили красной точкой на 2 равные части, а потом каждую часть разделили на 3 равные части. На сколько равных частей разделили отрезок? - Значит, и так можно делить число на произведение. Предлагаю вывести правила (Слайд 4): чтобы разделить число на произведение, можно (прошу детей формулировать, опираясь на записи выражений): - найти произведение и разделить на него число; - разделить число на 1 множитель и результат разделить на 2 множитель; - разделить число на 2 множитель и результат разделить на 1 множитель. Итак, какие новые знания мы открыли? |
Первым способом: вычислили произведение чисел 3 и 2, получилось 6, потом 12 разделили на полученное произведение, получилось 2.
Разделили 12 сначала на первый множитель 3, и результат 4 разделили на второй множитель 2, получилось, как и в первом способе, тоже 2.
На 6 равных частей.
Сначала разделили 12 на второй множитель 2, и полученный результат 6 разделили на первый множитель 3, получилось тоже 2.
Тоже на 6 частей.
Формулируют правила, опираясь на записи выражений.
Отвечают на вопрос | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга.
|
| Первичное закрепление | Работа по учебнику: 1. № 73 (1 столбик), работа в подгруппах (у каждой подгруппы по одному выражению) - Как разделить число на произведение разными способами? Объясните, опираясь на правила, которые мы сегодня вывели.
Динамическая пауза.
2. №74 Чтение задания. - Как удобнее вычислить 1-ое выражение? 2? 3? (запись на доске и в тетрадях) - Предлагаю вам решить выражение-ловушку: 720 : (90 · 20) = - Каким способом удобнее вычислить значение этого выражения? (720 : 90 : 2 = 8:2=4)
| Работают с учебником, по подгруппам.
Объясняют с опорой на правила.
Выполняют движения под счет, музыку.
Читают. Решают, записывая на доске и в тетрадях.
Обсуждают, находят нужный способ. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни. П – проводят анализ, синтез; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства. |
| Самостоятельная работа с самопроверкой | - Примеры с ошибками. 48: (6·4) = 48 : 6 · 4 = 2 48 : (6·4) = 48 · 4 : 6 =2 48 : (6·4) = 48 : 6 : 4= 6 - Решаем примеры по вариантам:
- Проверяем по образцу. - Кто выполнил работу без ошибок, поставьте «+». - У кого были трудности? - С чем это связано? - Анализ ошибок. - Не огорчайтесь, у вас будет возможность поупражняться в решении подобных примеров. | Решают примеры по вариантам: 1в. – находит значение выражения 1 способом. 2в. – 2 способом 3в. – 3 способом. Проверка по эталону. Самооценка. | Р.: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение.
|
| Включение в систему знаний | 1. Решение задачи № 75. Чтение задачи про себя, вслух. - О чем говорится в задаче? Какие ключевые слова выделите? Предлагаю оформить эту задачу в виде таблицы. из 1 тонны | количество тонн | всего кг | сыр – 83 кг | 20 т | ? на ? б. | масло – 45 кг | 20 т | ? |
Составляется план решения задачи. - Что означает в задаче число 83? 45? 20? - Каков вопрос задачи? Какое действие можно было бы использовать? -Можем ли мы сразу решить задачу и ответить на вопрос? Почему? (Не знаем, сколько килограммов сыра и масла получится из 20 тонн молока) -Можем ли мы это узнать? Как? (83◾20) -А масла? (45·20) - Как можно записать решение этой задачи выражением? (83◾20)-(45·20)=760 (кг) - Это один из способов решения задачи. Подумайте, как можно эту задачу решить другим способом? II способ. (83-45)·20=760(кг) -Сформулируйте и запишите ответ самостоятельно.
-Сравните эти способы. Какой способ вы считаете рациональным? Почему? |
Читают задачу, принимают участие в анализе задачи, составлении плана решения задачи.
Записывают решение, ответ.
- Можно узнать разницу в 1 тонне и умножить на 20т.
Записывают решение 2-м способом, формулируют и записывают ответ. Высказывают предположения. | П – проводят анализ, синтез; поиск необходимой информации; используют знаково-символи-ческие средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; владеют базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий поискового характера.
|
| Итог урока | -Вспомните эпиграф урока. Как вы его теперь понимаете в рамках сегодняшнего урока? - Какую тему изучали? - Как разделить число на произведение разными способами? | Отвечают на вопросы. | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. |
| Рефлексия деятельности | - Что сегодня на уроке было самым сложным? - Что получилось лучше всего?(Слайд 5) - Выберите предложение (Слайд 6) 1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Еще придется потрудиться. 4.Да, трудно все-таки учиться! | Анализируют свою деятельность. | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес |
| Инструктаж домашней работы | тпо стр. 26 № 1, 2
| Слушают, записывают в дневник. |
|