Конспект урока рефлексии в 1 классе "Сложение в пределах 10"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Приёмы рефлексии на уроке математики в 1 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тип урока: рефлексия
Тема: «Сложение в пределах 10.».
Основные цели:
1) сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
2) закрепить знания состава чисел в пределах10, умение складывать в пределах 10.
3) тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.
Демонстрационный материал:
1)девиз урока:
2) изображение Волка:
3) изображение корабля с лодочками:
- (Лодочки с примерами ( 2-1, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2)
4) ряд чисел для задания 1 на этапе 2 (магнитом прикрепляю на доске):
5) эталон числа 9 (домик)
6) задание 2 для этапа 2:
3+2 7+3 6+2
4+4 5+3 5+4
7)Презентация
8)Презентация-тренажер
Раздаточный материал:
1) карточки с числами 1-10;
2) алгоритм исправления ошибок, принятый в данном классе;
3) самостоятельная работа: № 1
№2
4) счетный материал (кружочки, квадратики)
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;
2) определение содержательных рамок урока;
3) формулирование темы и основной образовательной цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Слайд 1. Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра?
Если вам будет трудно, я помогу.
Улыбнёмся друг другу?
Учитель открывает 1 слайд презентации. Девиз урока:
- Прочитайте девиз урока. Как вы его понимаете? (С ошибками надо бороться)
- Зачем нужно бороться с ошибками? (Только так мы закрепим наши знания.)
- К вам на урок пришли гости, поприветствуем гостей (дети встают, поворачиваются к гостям, приветствуют их и садятся на стульчики)
- К вам прибыл ещё один гость из известного вам мультфильма «Ну, погоди!» - Волк.
- Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением Волка и Корабля.
- Он приглашает вас совершить морское путешествие на быстроходном корабле.
- Учитель открывает 2,3,4 слайды презентации.
- Сколько здесь островов? –(3)
(№1, №2, №3. Эти острова с заданиями.)
- С каждым уроком математики ваших знаний становится все больше. Ваши знания пригодятся вам в этом путешествии. Разместите их в каюте кораблика. Какие знания вы можете разместить в каюте? (Ответы детей)
- Попробуйте сформулировать тему урока (Ответы детей)
- Какой тогда будет цель урока? ( Проверить свои знания: состава чисел в пределах10, умение складывать в пределах 10.)
- Давайте сравним и посмотрим, удалось ли вам правильно определить тему и цель урока.
- Учитель открывает 5 слайд презентации. Тема и цели урока.
- Ребята, но ваш кораблик почему-то не может отправиться в путь. Что могло случиться? (Предположения детей.)
- Я думаю, проблема заключается в тех знаниях, которыми вы нагрузите кораблик. Кораблик отправится в путь, если будет уверен, что вы хорошо все знаете.
- А вы в этом уверены?
- Как это проверить? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
- А если допустите ошибку? ( Будем учиться находить их и исправлять)
- Как же вы работаете над ошибками? (Мы сначала выясняем, допускаем ли мы их. Если допускаем, то выясняем, в чем они и почему мы их допустили, и исправляем ошибки.)
- Вы, хотите отправиться в путь? (Да.)
- Кораблик будет наблюдать за вашей работой. А для вас он приготовил индивидуальные лодочки.
- На каждой лодочке есть задание, решив которое вы узнаете номер своей лодки. Запишите номер ручкой на флажке своего кораблика. Распределите лодочки к отплытию у причала по номерам, в порядке возрастания. ( 2-1, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2)
- ( Лодки распределяются:1,2,3,4,5,6,7,8,9)
- Каждый будет самостоятельно управлять своей лодкой. Ведь поплывёт лодочка только тогда, когда задание будет выполнено без ошибок.
- Если выполните задание без ошибок, то лодочку передвинете на остров №1. Там найдете новое задание, выполните без ошибок- передвинете лодочку на остров №2. И так же потом на остров№3.
- А если лодочка не поплывет? Что вам нужно сделать? (Найти и исправить ошибки)
- Готовы?! Тогда возьмите лодочки.
- Кораблик хочет убедиться в ваших знаниях, умениях
- 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание — состав 9, сложение в пределах 10.
2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия.
3) организовать обобщение актуализированных способов действий;
4) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;
5) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы №1;
6) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;
7) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов ( с исправлением ошибок).
8) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Какой номер лодочки обозначает самое большое число?(9)
1)Состав числа 9.
Игра «Дополни до 9».
Учитель открывает на доске ряд чисел :
- Дополните данные числа до 9 с помощью карточек.
Учащиеся с помощью карточек показывают числа:5,3,4,2,1 Для проверки - карточки с верным ответом будут одинакового цвета. На доске фиксируется эталон состава числа 9(домик). (Состав числа надо знать наизусть)
- Какое действие вы выполняли? (сложение)
(Кто правильно выполнил задание, тот передвигает свою лодочку на воду. Она готова к отплытию)
2) Взаимосвязь между компонентами сложения.
1 5= 6
-Посмотрите внимательно, какой знак действия нужно поставить? (+)
1+5=6
-Что обозначает +? (прибавить, плюс, действие сложения)
-Назовите компоненты действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма).
1+5это сумма слагаемых; 6 это значение суммы или значение выражения
-Прочитайте по- разному это выражение. (дети читают)
-Что происходит со слагаемым? ( Увеличивается, чем больше слагаемое, тем больше будет сумма)
-Как удобнее решить этот пример?( К большему прибавить меньшее, т.к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется: 1+5=6
5+1=6
- Где мы будем использовать данные свойства сложения?( При решении примеров для удобного вычисления)
Учитель открывает на доске задание 2):
7+2 7+1 6+2
4+4 5+3 5+4
Работа организуется фронтально.
- Что нам поможет при выполнении задания? (Эталоны состава чисел и умение складывать)
- Потренируемся в выполнении задания.
Учащиеся с места по цепочке выполняют задание с комментированием.
(если кто-то ошибку допустит, то пробует ее исправить.
Учитель прикрепляет на доску эталон. 7+2=9 7+1 =8 6+2=8
4+4=8 5+3=8 5+4=9
- Почему допустил ошибку?-был невнимательный и т.п.)
- Какой эталон нам еще может помочь? (Домик с составом числа 8).
3) Самостоятельная работа № 1.
- Что вы повторили? (Мы повторили состав числа 9, 8, действие «сложение»,
- правила: удобнее к большему+меньшее, от перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
- Зачем? (Чтобы мы проверили, допускаем ли мы ошибки или нет.)
- А если выяснится, что вы допускаете ошибки? (Мы будем над ними работать.)
- Что вам в этом поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)
Учащиеся кладут перед собой алгоритм исправления ошибок .
1. Реши пример.
2. Проверь по эталону
3. Если ошибка, то подумай, почему ты ее допустил? Вспомни правило.
4. Исправь ошибку.
5. Выполни похожее задание.
- Все ли шаги этого алгоритма вам знакомы? (Да.)
- Ваши лодочки готовы к отплытию.
Ученики передвигают лодочки к острову №1. Учитель раздает учащимся карточки самостоятельной работы№1.
- Что нужно в задании сделать? ( Выполнить сложение)
- Выполните эту самостоятельную работу.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно. На выполнение отводиться 6-8 минут.
- Время закончилось. Проверьте свои работы по эталону.
Учитель раздает учащимся эталоны для проверки самостоятельной работы №1.
- Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим красный кружок за работу рядом с верно выполненным заданием, если ответ не совпал, то рядом с примером синий кружок.)
- Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть трудности, а где всё получилось.)
- - Кто задание выполнил верно ? Лодочка готова к отплытию. Передвиньте свою лодочку на остров №1 и возьмите с конверта задание№2
Что теперь необходимо сделать? (Вычислить и сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.)
- С какой целью вы будете проверять свою работу по эталону для самопроверки? (По эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)
- Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг внимательно, соотнося с эталонами.)
- Что еще надо положить перед собой, начиная проверку? (Алгоритм исправления ошибок.)
- Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Исправим ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение. Возьмем дополнительное задание .Будем работать по алгоритму)
-Кто допустил ошибки, работает над их исправлением по алгоритму.
Читаем 1.шаг алгоритма … кто выполнит дополнительное задание верно, то передвигает лодочку свою на остров №1.
Так же с островом№2,№3.
Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме № 4*).
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.
№3 - …чел.
3. Локализация затруднений.
Цель:
1) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на выполнение пошаговой проверки своих работ по эталону для самопроверки и на выполнение дополнительного задания;
2) организовать учащихся, допустивших ошибки, на проведение анализа своих работ с целью определения места затруднения и выявления и фиксации причины затруднений.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Если у вас возникли вопросы, что будете делать? (Понять, где и почему возникла ошибка, и исправить ее.)
- Проверьте первое задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
- У кого возникли затруднения в задании № 1?
- В каком месте вы допустили ошибку?
- Проверьте второе задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
- У кого возникли затруднения в задании № 2?
- В каком месте вы допустили ошибку?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Кто всё верно выполнил? Что, это означает? (У нас нет затруднений.) Цель:
1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;
2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий;
4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;
5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Те, кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 1, (Учитель пересаживает их на 1 ряд)
- какую цель вы ставите перед собой? (Тренироваться в решении дополнительных заданий.)
- Передвиньте лодочки на остров №2, получите карточку.
Учитель показывает на доске остров №2 и конверт с карточками основных и дополнительных заданий
- Те, кто выявил ошибки, какую цель ставите перед собой? (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
- Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
- Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)
- Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила, посмотрим, как выполнены аналогичные задания, выполним тренировочные упражнения на острове №1.)
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально:
- Кто определил место и причину ошибки в задании №1?(
Дети поднимают руки. Учитель рассаживает детей за 2 ряд)
- Что нужно было сделать в этом задании? (Сложить.)
- Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? (Дорисовать фигуры и записать число.)
Учащиеся по цепочке могут выполнять это задание у доски с комментированием аналогично тому, как это делалось на этапе 2. У доски работают те ученики, которые допустили подобную ошибку. Ученики исправляют ошибки.
- Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в решении .)
С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить дополнительные задания на карточках . Учащиеся выполняют аналогичные задания, у которых были допущены ошибки.
В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.
В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу .
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- В каких заданиях возникли затруднения?
- Еще раз повторите, как нужно действовать, чтобы снять затруднения? (Найти ошибку, вспомнить правило, применить его и исправить ошибку.)
- Какие способы сложения вспомнили? (Состав числа 9, присчитыванием, разложением числа на части… )
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения;
4) для учащихся, не допустивших ошибок в самостоятельной работе № 1, организовать самопроверку дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2 , которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, передвигают лодочки на остров №3, получают задания и выполнив, сверяют с эталоном. Работают по алгоритму.
Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
- Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим красным или синим кружочком».)
После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону.
- Кто допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
- В чем их причина?
- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
- Где вы можете это сделать? (При работе на след уроке)
- Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
- Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включение используемых способов действий в систему знаний;
2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого на последующих уроках.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Работа с тренажером
- Что надо сделать в этом задании? (Надо дополнить выражения по числовому отрезку.)
Задание выполняется с комментированием с места. Вариант комментирования:
- Чтобы получить 5, из точки 3 надо переместиться на 2 единицы вправо, значит, 3+ 2 = 5. Записываем выражение и проводим стрелку.
Аналогично комментируется задание на втором отрезке.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, в которых были допущены ошибки;
2) оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников;
3) зафиксировать оставшиеся затруднения как направления будущей учебной деятельности;
Организация учебного процесса на этапе 8:
У детей на столах цветные кружочки и смайлики с «рожицами»
- Какую цель перед собой ставили? (Проверить свои знания.)
- Что помогло вам исправить свои ошибки? ( Работа по алгоритму. Эталоны, рассуждения одноклассников.)
- Удалось ли вам преодолеть затруднения? (Да.)
- Каким способом вы исправляли ошибки? (Проверяли ответ, находили место ошибки, вспоминали необходимые знания, исправляли ошибки.)
- Оцените свою работу с помощью «кружка». Если вы не встретили затруднений на уроке, то поднимите красный кружок. Если вы встретили затруднение и преодолели его, то зеленый кружок, Если вы встретили затруднение и не смогли его преодолеть – синий.
- Оцените свое настроение смайликом. ( Дети показывают грустную, веселую или задумчивую рожицу)
Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель проводит рефлексию оценивания.
- Я вижу, что вы справились с работой, и наш кораблик убедился в ваших знаниях , он приплыл за вами. Путешествие закончилось, пора домой. Все дети берут свои лодочки на память о путешествии.Кораблик приготовил для вас сюрприз. Раскраски с примерами. А Кораблик с Волком на борту отправиться в путешествие к другим ребятам.
Далее учит Чему учились на уроке?
- Над чем ещё нужно поработать?
-Где можно применить данные знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сложение и вычитание в пределах 20"
Конспект поможет провести урок закрепления по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 20". Урок составлен к учебнику Рудницкой В.Н. и др. "Математика. 1 класс". Материал может п...
Конспект урока "Сложение и вычитание в пределах 100"
Конспект урока по математике....
Конспект урока рефлексии по учебнику Л.Г. Петерсон “Математика”, 4 класс, часть III
Внедрение компьютерных технологий обучения требует изменений в технологии работы учителя. Компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от “вещания” к творчес...
Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть
Русский язык, 4 класс, 4 четверть (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100») Тема: Упражнения в правописании ...
Конспект урока рефлексии. Математика. 4класс. УМК "ШколаРоссии".
Конспект урока рефлкексии.Математика.4 класс. УМК. "Школа России". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока-рефлексии по русскому языку для учащихся 4 класса "Способы проверки орфограмм"
Урок-рефлексии по русскому языку по теме "Способы проверки орфограмм" предназначен для работы с обучающимися 4 класса. Целью данного урока стало выявление степени овладения учащимися способа...
Конспект урока рефлексии по русскому языку "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Урок русского языка в 1 классе. «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»Проводится с целью повторения, закрепления и обобщения пройденного материала по теме «П...