Конспект урока-рефлексии по русскому языку для учащихся 4 класса "Способы проверки орфограмм"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Серикова Марина Владимировна

Урок-рефлексии по русскому языку по теме "Способы проверки орфограмм" предназначен для работы с обучающимися 4 класса. Целью данного урока стало выявление степени овладения учащимися способами действий при проверке и написании орфограмм разного вида. В ходе урока раскрываются приемы работы с рефлексивным дидактическим материалом на различных этапах урока.

Оборудование:     детские нетбуки, справочники, «Орфографические тетради».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_refleksii.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-рефлексии по русскому языку

для учащихся 4 класса

Урок 6.

Тема: Способы проверки орфограмм

Цель: 

  1. Выявление степени овладения учащимися способами действий при

            проверке и написании орфограмм разного вида.

Оборудование:     детские нетбуки, справочники, «Орфографические тетради».

Этапы урока

Ход урока

1.Организацион-ный этап.

- Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения (анимация).
- Кто считает, что с хорошим настроением получается любое дело?
- Чтобы наше настроение оставалось на протяжении всего урока таким же, нужно соблюдать 3 важных правила:

  1. Будь внимательным и сосредоточенным!
  2. Работай молча, не мешай другим!
  3. Уважай мнение товарища!

2.  Рефлексорно-оценочный этап.

       - Внимательно прослушайте текст диктанта,  попытайтесь на слух определить, какие орфограммы в нем встретятся, спрогнозируйте. По ходу чтения я попрошу вас в листе «Самоконтроля» фиксировать наличие этих орфограмм (приложение № 1).

        - Посмотрите внимательно на заполненный лист «Самоконтроля». Какие ошибки можно допустить? По каким причинам? Совместно с детьми на доске  составляется список причин ошибок:

  • не нашел (а) способ проверки для орфограмм слабых позиций, проверил (а) не тем словом.
  • не знаю списка орфограмм сильных позиций.
  • не знаю словарных слов
  • написал (а) неразборчиво.
  • плохо проверил (а) слова, не прочитал (а) по слогам (пропуск, замену)
  • не уловил (а) интонацию для постановки знака в конце предложения.

Далее дети пишут текст под диктовку учителя. Проверяют при чтении учителя. Самопроверка.

- Ребята, в листе «Самоконтроля» добавьте орфограммы, сверьте.

После проверки работ учителем  фиксируются результаты в «листе контроля» и выделяются группы детей, допустивших ошибки и написавших работу без ошибок.

2.Ориентировочно-мотивационный этап.

Выделяется группа детей, которая выполнила работу без ошибок. Им дается следующее задание: выполните самопроверку. Самопроверка выполняется  по карточкам детей, допустивших ошибки (на карточке слова, в которых дети класса допустили ошибки).

Учащиеся фиксируют найденные ошибки в листе «Самоконтроля».

3.Операционно-исполнительный этап.

Работа в группах.

Дети объединяются в группы по способам проверки орфограмм:

  • изменение слова или подбор родственных слов;
  • проверка по словарю;
  • проверка по правилу;
  • орфограммы – нарушители.

- Ребята, сегодня мы будем работать в группах по следующим правилам:

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работая в полную меру своих сил.
  2. Слушай каждого члена группы внимательно, не перебивая.
  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
  4. Консультантом выбирайте  того, кто не допустил ошибок в выполненной работе.
  5. Выполняй требования консультанта.

- Консультанты, вы действуете по инструкции:

  1. Организовать сдачу теоретического материала.
  2. Организовать отработку способа действия:

а) договориться о плане выполнения работы,

б) договориться о времени его выполнения,

в) организовать взаимопроверку.

  1. Результаты зафиксировать в листе «Самоконтроля».

Дети исправляют ошибки по «Алгоритму работы над ошибками». 

 Затем учащиеся выбирают задание из «Банка заданий» разного уровня:

Задание 1

1. Вставь окончание, проверь

Хорош… песня, хорош…  настроение, хорош…  стихи,

 ранн… весной, в классн… журнале, весен… днем, ласков … слов,

одинок…  дерево, соснов…  роща, черн… тучей

Задание 2

1. Исправь ошибки, запиши проверочные слова.

        Я присел отдохнуть у ручийка, открыл флягу, чтобы запостись водой, да так и оставил ее в травке. А когда обирнулся, то увидел, что горлышко вляжки крошечный паучишка уже украсил тонкой паутинкой. Я протенул руку, и паучок сразу удрал, смишно подпрыгивая на высоких ножках.

Задание 3

Образуй имена существительные при помощи суффиксов:  -оньк, -еньк, - инк, -онок, онк

1)___береза____________

2)___подруга___________

3)___рыба_____________

4)___Наташа___________

5) ___медведь__________

6) ___яблоня___________

    7)____книга___________

4. Творческий этап.

- Ребята, предлагаю вам  составить «Задание для товарища».  Ваша цель - задания для тренировки отдельных действий, карточки, включающие несколько заданий, в т.ч. и с ловушками.

Далее зачитывание заданий и размещение их в «Копилке» (папка в индивидуальном нетбуке).

5. Самооценка.

Анализ листов «Самооценки». Внесение изменений. Составление общего графика по причинам ошибок класса.

Д/з: составление текста следующего диктанта.

Приложение 1.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

1. Диагностический этап

Способы действия

кол-во ошибок

1. Первичное чтение учителем текста, выделение на слух орфограмм

2. Запись текста под диктовку учителя

3. 1-я проверка текста во время чтения учителя

4. 2-я проверка текста, чтение текста детьми самостоятельно с опорой на 1-й пункт

5. Оценивание результата работы учителем

  1. Рефлексорно-оценочный этап

1. Самопроверка по образцу

2. К какой группе орфограмм относится ошибка, в какой части слова находится?

3. Определи причины ошибок.

а) не умею выделить часть слова, где допущена ошибка

б) не нашел способ проверки

в) не мог правильно определить и классифицировать орфограмму

  1. Операционно-исполнительный этап

Работа в группе

а) сдача теории

б) выполнение заданий

  1. Творческий этап

Составление заданий для товарища

5. Самооценка работы

а) не владею способом действия

б) владею недостаточно

в) владею способом действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" 3 класс русский язык "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова."

Конспект урока  по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева и презентация по теме "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в к...

Урок русского языка во 2 а классе "Способы проверки орфограмм слабых позиций."

Урок русского языка составлен на основе требований ФГОС, где красной нитью проходит формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода. Тема урока связана с зимней олимпиадо...

Урок русского языка во 2 классе "Способы проверки орфограмм" (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

Целью данного урока является систематизация знаний учащихся о способах проверки орфограмм....

Конспект урока по русскому языку 2 класс. "Способы проверки орфограмм" УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения проверять орфограммы.Планируемые результатыПредметные: Знать орфограммы слабых и сильных позиций; способ безошибочного письма с помощью орфографичес...

Контрольно-диагностический кейс. «Карточки по русскому языку для 4 класса, для проверки изученных орфограмм"

Карточки по русскому языку для обучающихся 4 класса на 5-10 мин, направленных на закрепление и повторение изченных орфограмм....

Контрольно-диагностический кейс. «Карточки по русскому языку для 4 класса, для проверки изученных орфограмм"

Карточи по руусскому языку для обчающихся 4 класса. на 5-10 минут для повторения и закрепления изученных орфограмм...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Способы проверки слов с безударными гласными. Повторение"

Повторение способов решения орфографической задачи при наличии одной безударной гласной в словах...