ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная математика».
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maou_sosh.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №19
«Согласовано» От « » __________ 20___ Руководитель МО_______/Убугунова Е.П.
| «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ___________/Бадмаева М.Г. « » ____________ 20____
| «Утверждено» Директор ____________/Хамнуев В.И. « » ____________ 20_____ |
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Занимательная математика».
Возраст обучающихся: 3-4 классы.
Срок реализации: 2 года.
Автор программы:
учитель начальных классов
Убугунова Евдокия Павловна.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Паспорт программы
«... Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л.С.Выготский
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ»;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01,
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
⮚ развивать математический образ мышления
Задачи:
⮚ расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
⮚ расширять математические знания в области многозначных чисел;
⮚ содействовать умелому использованию символики;
⮚ учить правильно применять математическую терминологию;
⮚ развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
⮚ уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
⮚ Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
⮚ Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
⮚ Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
⮚ Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
⮚ Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
⮚ Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
⮚ Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
⮚ усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
⮚ помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
⮚ формировать творческое мышление;
⮚ способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
⮚ решение занимательных задач;
⮚ оформление математических газет;
⮚ участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
⮚ знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
⮚ проектная деятельность
⮚ самостоятельная работа;
⮚ работа в парах, в группах;
⮚ творческие работы
Примерное содержание занятий
кружка «Занимательная математика»
Первый год обучения
- Математика – царица наук.
- Как люди научились считать.
- Интересные приемы устного счёта.
- Решение занимательных задач в стихах.
- Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
- Учимся отгадывать ребусы.
- Числа-великаны. Коллективный счёт.
- Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
- Решение ребусов и логических задач.
- Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки- смекалки.
- Игра «Знай свой разряд».
- Обратные задачи.
- Практикум «Подумай и реши.
- Задачи с изменением вопроса.
- Проектная деятельность «Газета любознательных»
- Решение нестандартных задач.
- Решение олимпиадных задач.
- Решение задач международной игры «Кенгуру»
- Математические горки.
- Наглядная алгебра.
- Решение логических задач.
- Игра «У кого какая цифра»
- Знакомьтесь: Архимед!
- Задачи с многовариантными решениями.
- Знакомьтесь: Пифагор!
- Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
- Задачи с многовариантными решениями.
- Математический КВН
Учебно-тематическое планирование
на первый год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование тем курса | Всего ча сов | В том числе
| Виды деятельности | Форма контроля | ||
лекция | П/ р | С/ р | ||||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 |
|
|
|
|
2. Как люди научились считать. |
|
| 1 |
| выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» |
|
3. Интересные приемы устного счёта. |
|
|
|
| устный счёт |
|
4. Решение занимательных задач в стихах. |
|
|
| 1 | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач |
|
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) |
|
| 1 |
| работа с алгоритмами |
|
6. Учимся отгадывать ребусы. |
|
|
| 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. |
|
|
| 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) |
|
| 1 |
| работа с алгоритмом | контрольный тест |
9. Решение ребусов и логических задач.
|
|
|
| 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
|
| 1 |
| составление схем, диаграмм |
|
11. Загадки- смекалки. |
|
| 1 |
| составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12. Игра «Знай свой разряд». |
|
|
| 1 | работа с таблицей разрядов | тест |
13. Обратные задачи.
|
|
|
| 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». |
|
| 1 |
| самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами |
|
15.Задачи с изменением вопроса. |
|
|
|
| инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16. «Газета любознательных». | 3 | 1 |
| 2 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
17.Решение нестандартных задач. |
|
| 1 |
| решение задач на установление причинно-следственных отношений |
|
18.Решение олимпиадных задач. |
|
|
| 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» |
|
|
| 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
20. Школьная олимпиада |
|
|
| 1 | решение заданий повышенной трудности |
|
21. Игра «Работа над ошибками» |
|
| 1 |
| работа над ошибками олимпиадных заданий |
|
22.Математические горки. |
|
| 1 |
| решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
23. Наглядная алгебра. |
|
|
| 1 | работа в группах: инсценирование |
|
24.Решение логических задач. |
|
| 1 |
| схематическое изображение задач |
|
25.Игра «У кого какая цифра» |
|
|
| 1 | творческая работа |
|
26.Знакомьтесь: Архимед! |
|
|
| 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27.Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
|
| работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
|
28.Знакомьтесь: Пифагор! |
| 1 |
|
| работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина |
29.Задачи с многовариантными решениями. |
|
| 1 |
| Работа в парах по решению задач |
|
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
|
| 1 |
| составление знаковых систем | тест |
31.Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
| 1 | индивидуальная работа |
|
32.Математический КВН |
|
| 1 |
| работа в группах |
|
33. Круглый стол «Подведем итоги» |
|
|
|
| коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
ИТОГО: 34
Второй год обучения
- Проектная деятельность «Великие математики»
- Геометрические упражнения
- Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге
- Игра «Удивительный квадрат»
- Преобразование фигур на плоскости
- Задачи-смекалки
- Симметрия фигур
- Соединение и пересечение фигур
- Познавательная игра «Семь вёрст…»
- Вычисление площади фигур
- Объём фигур
- Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
- Конструирование предметов из геометрических фигур
- Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»
- Учимся разрешать задачи на противоречия.
- Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
- Открытие нуля
- Экскурсия в компьютерный класс
- Компьютерные математические игры
- Международная игра «Кенгуру»
- Конкурс знатоков (1 тур)
- Конкурс знатоков (2 тур)
- Конкурс знатоков (итоговый тур)
- Школьный тур олимпиады
Учебно-тематическое планирование
на второй год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование тем курса | Всего ча сов | В том числе
| Виды деятельности | Форма контроля | ||
лекция | П/ р | С/ р | ||||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 |
|
| разгадка «математических фокусов» |
|
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) |
|
|
| 1 | групповая работа, решение нестандартных задач |
|
3. Проектная деятельность «Великие математики» | 4 | 1 |
| 3 | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках |
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» |
|
| 1 |
| запись геометрических понятий, решение геометрических заданий |
|
5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. |
|
|
| 1 | практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» |
6. Игра «Удивительный квадрат». |
|
|
| 1 | работа в группе, решение упражнений с квадратами |
|
7. Преобразование фигур на плоскости.
|
|
| 1 |
| конструирование фигур на плоскости из различного материала |
|
8. Задачи-смекалки. |
|
| 1 |
| решение нестандартных задач |
|
9. Симметрия фигур. |
|
|
| 1 | создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» |
10.Соединение и пересечение фигур. |
|
|
| 1 | вычерчивание геометрических фигур |
|
11.Познавательная игра «Семь вёрст…» |
|
|
| 1 | решение нестандартных заданий на меры длины |
|
12.Вычисление площади фигур. |
|
|
| 1 | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» |
|
13.Объём фигур. |
|
|
| 1 | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта |
14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» |
|
| 1 |
| решение задач на упорядочивание множеств |
|
15.Конструирование предметов из геометрических фигур. |
|
| 1 |
| мини-проект «Наша детская площадка» |
|
16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 4 | 1 |
| 3 | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта |
17.Школьный тур олимпиады |
|
|
| 1 | решение заданий повышенной трудности |
|
18. Международная игра «Кенгуру» |
|
| 1 |
| Решение нестандартных математических заданий |
|
19. Открытие нуля. |
|
| 1 |
| исследовательская работа «Почему так?» |
|
20. Экскурсия в компьютерный класс.
|
| 1 |
|
| экскурсия | конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» |
21.Компьютерные математические игры.
|
|
|
| 1 | сообщения о домашних компьютерных математических играх |
|
22. Конкурс знатоков (отборочный тур)
|
|
|
| 1 | решение нестандартных заданий |
|
23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
|
| 1 |
| составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» |
24. Конкурс знатоков (итоговый тур)
|
|
|
| 1 | решение нестандартных заданий |
|
25. Учимся разрешать задачи на противоречия.
|
|
| 1 |
| решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» |
|
26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
|
|
|
| 1 | повторение единиц измерения |
|
27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. |
|
| 1 |
| решение задач повышенной сложности |
|
28. Сочинение «Место математики в моей жизни» |
|
|
| 1 | творческая работа |
|
ИТОГО: 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. 200-2007 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...