Технологическая карта урока "Оценка частного" (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)
Цель урока: сформировать способность учащихся к оценке частного.
Задачи урока
Дидактические:
- Повторить взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления.
- Отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес и активность.
- Развивать математическую речь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах, группах;
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Оценка частного" | 327.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
Дата: 21.09.2021г. Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 4 «Б» Урок: 3 Время: 8:55-9:35 Кабинет: 203 | Студент: Гарина М. М. Группа: № 41 Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна Методист: Кузнецова Дарья Витальевна |
Тема урока «Оценка частного»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: сформировать способность учащихся к оценке частного.
Задачи урока
Дидактические:
- Повторить взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления.
- Отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес и активность.
- Развивать математическую речь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах, группах;
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Психологический настрой Фронтальная Словесный метод |
-Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. -Меня зовут Маргарита Михайловна, сегодня я проведу у вас урок математики. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация 7 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Словесный метод (побуждающий диалог) Наглядный метод Практический (работа с учебником) |
На доске записан ряд чисел: 368 747 538 360 – Поскольку сегодня вы будете заниматься арифметическими операциями, вначале потренируйтесь в счете. Что общего в числах на доске? – Как вы считаете, какое число лишнее? – Какие числа делятся на 9? – Докажите! – А остальные делятся на 9? – Проверьте устно, делятся ли остальные числа на 9: первый ряд проверяет первое число, второй ряд – второе, третий ряд – третье число – Почему вы сразу определили, что 360 делится на 9, а для остальных чисел вам потребовалось время? 144 : 36; 180 : 18; 180 : 5; 72 : 36; 144 : 18 – Не вычисляя, расположите частные в порядке возрастания. – Чем вы воспользовались для выполнения этого задания? – Как вы рассуждали? - На какое правило похоже правило взаимосвязи между компонентами частного? – Что значит – «сделать оценку значения данного выражения»? – Для каких выражений вы уже умеем делать оценку? – Посмотрите на экран. Даны три выражения. Первый ряд делает оценку суммы, второй – оценку разности, а третий – оценку произведения. – Назовите границы суммы. – Как вы их нашли? - Что вы сейчас повторили? –Межгалактическая экспедиция профессора Селезнева в результате проведенных измерений вычислила, что длина орбиты, по которой они движутся, составляет 41 033 км, скорость космического корабля составляет 65 км/мин. За какое время космический корабль пройдет расстояние, равное длине всей орбиты? Числа (данные задачи) записывает на доску: 41 033 км; 65 км/мин. – Как найти время движения космического корабля?
– Сделайте оценку этого частного и укажите его границы. - Что нового в задании? |
-Они трехзначные. -Лишним может быть число 360 – оно круглое, а остальные – нет; число 747, так как у него повторяется цифра 7, а в остальных числах – нет, это число нечетное, а остальные – четные и т.д. -360. -360 : 9 = 40. -Сразу ответить трудно, надо вычислить. 747 – делится на 9, а 368 и 538 – нет. -Так как 360 – круглое число, его деление на 9 сводится к табличному. 72 : 36; 144 : 36; 144 : 18; 180 : 18; 180 : 5 -Взаимосвязью между компонентами и результатом действия деления. –Сначала взяли выражение 72 : 36 – у него самое маленькое делимое и самый большой делитель; потом уменьшили делитель; на следующем шаге – увеличили делимое и т.д.) - На взаимосвязь между компонентами разности. -Найти его нижнюю и верхнюю границы. -Оценку суммы, разности и произведения. 100 + 30 < 182 + 37 < 200 + 40 130 < 182 +37 < 240
100 – 40 < 182 – 37 < 200 – 30 60 < 182 – 37 < 170
100 ∙ 30 < 182 ∙ 37 < 200 ∙ 40 3000 < 182 ∙ 37 < 8000 -130 – нижняя граница, 240 – верхняя граница. -Применили алгоритм оценки суммы: сначала уменьшили слагаемые до ближайших круглых чисел, затем – увеличили, и после этого нашли значения полученных выражений. -Правила оценки суммы, разности, произведения, взаимосвязь между компонентами частного. -Надо длину орбиты разделить на скорость космического корабля. -Надо найти оценку частного. | Л: проявлять мотивы к учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; П: анализ, синтез; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: структурирование знаний П: подведение под понятие | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Словесный метод (фронтальная беседа) Наглядный (использование презентации) |
- Сформулируйте цель и тему урока. -Запишите решение. На выполнение работы отводится минута. – Назовите полученные границы значения частного. – Что вы видите? - Сформулируйте свои затруднения. – По какому из эталонов вы узнаете, как правильно выполнить данное задание? -Как вы думаете, что нам нужно сделать? | -Надо научиться выполнять оценку частного, тема урока: «Оценка частного». Называют полученный границы частного. -Мнения разделились, кто-то не смог выполнить. -У нас нет такого эталона. Составить алгоритм оценки частного. | Метапредметные: Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов Р: контроль, коррекция, оценка | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания 15 | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный (фронтальная беседа) Практический (работа с учебником, работа в парах) Наглядный (работа с презентацией) | 1. Организует работу над разъяснением новой темы. – Какой алгоритм может помочь для оценки частного? -Сейчас вы поработаете в четверках и попробуете с помощью алгоритма оценки разности сделать оценку частного. 40 000 : 70 < 41 033 : 65 < 50 000 : 60 – Что у вас получилось? – Что можно предпринять? – Что значит, «удобное» число? Один ученик выполняет на доске, остальные в тетрадях, после этого сверяют результаты. – Как найти нижнюю границу? – Если вы взяли нижнюю границу делителя 70, то, как найти верхнюю границу? – Что получилось? На доске кто-либо из учеников записывает: 35 000 : 70 < 41 033 : 65 < 42 000: 60 500 < 41 033 : 65 < 700 – Вернитесь к данной задаче, какой ответ получили? – Итак, чтобы найти нижнюю границу частного, что нужно сделать? – Как найти верхнюю границу? – Какой следующий шаг? – Составим алгоритм оценки частного в общем виде. | -Алгоритм оценки разности Работают в группе 1 мин. -Нижнюю границу нельзя найти, так как 40 000 не делится на 70; нельзя найти и верхнюю границу, так как 50 000 не делится на 60. –Найти удобное число, которое можно разделить. -Такое число, чтобы деление сводилось к табличному. -Делитель заменим большим круглым числом: 70, а делимое – первым кратным 70, меньшим 41 033. –Делитель заменить меньшим круглым числом: 60, делимое заменить первым кратным 60, большим 41 033. -Время будет больше 500 минут, но меньше 700 минут, то есть около 10 часов. -Делитель заменить большим круглым числом, а делимое – первым меньшим числом, кратным этому делителю. -Заменить делитель меньшим круглым числом, а делимое – большим числом, кратным выбранному делителю. -Надо найти значения полученных выражений и записать двойное неравенство. | П: обобщение и структурирование знаний в речи П: осознанное построение речевого высказывания П: анализ, синтез; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р: контроль, коррекция, оценка П: осознанное построение речевого высказывания П: структурирование знаний П: обобщение и структурирование знаний в речи Р: контроль, коррекция, оценка К: готовность слушать собеседника и вести диалог | Презентация Раздаточный материал |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный (фронтальная беседа) Практический (работа с учебником) | 1. Предлагает выполнение упражнения по конкретизации первичных знаний. – Откройте учебник на стр. 25 и выполните задание № 2 устно с обоснованием. а) Для нахождения нижней границы делимое уменьшим до круглого числа так, чтобы деление сводилось к табличному – это число 700. Для нахождения верхней границы делимое увеличим до круглого числа так, чтобы деление сводилось к табличному – это число 1400. 700 : 7 < 847 : 7 < 1400 : 7 100 < 847 : 7 < 200 в) Для нахождения нижней границы делитель увеличим до ближайшего «круглого» числа – это число 80. Удобное делимое – это число 2400. Аналогично, для верхней границы: число 70 – это ближайшее к 75 круглое число, которое меньше его, а 3500 – первое кратное 70, превышающее 3025. Нижней границей может быть число 30, а верхней – 50. 2400 : 80 < 3025 : 75 < 3500 : 70 30 < 3025 : 75 < 50 г) Комментирование аналогичное: 42 000 : 600 < 42 849 : 529 < 45 000 : 500 70 < 42 849 : 529 < 90 Задание №3. -Выполняем его по цепочке у доски, остальные у себя в тетрадях. До задания под буквой «Г». -Под буквой «Г» выполнять вы будете в парах. |
Устно выполняют задание. Выполняют у доски и в тетрадях. Работают в парах. | П: структурирование знаний; П: анализ; Р: контроль, коррекция, оценка | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный (фронтальная беседа) Наглядный (работа с презентацией) |
- Вы можете сказать, что научились находить оценку частного? - Что надо сделать, чтобы однозначно ответить на вопрос? - Верно, выполним с вами самостоятельную работу. Проверьте себя по эталону. Если есть расхождения, то фиксируем «?», а если задание выполнено точно так же, как в эталоне, то на полях рядом ставим «+». – Кто допустил ошибки в этом задании? – В чем причина? – У кого нет расхождений с эталоном? Молодцы! Поставьте себе «+». | -Надо выполнить задание самостоятельно. Выполняют самопроверку и самооценку деятельности. | П: выполнение действий по алгоритму П: структурирование знаний; П: анализ; Р: контроль, коррекция, оценка | Презентация Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение 7 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический (работа в группах) Словесный (фронтальная беседа) | Организует беседу, связывая результаты урока с целями. Учебник страница 26 номер 7. Каждое действие выполняется последовательно разными учащимися у доски с комментированием, остальные – работают в тетрадях. Домашнее задание: № 3 (д), № 5 (два на выбор), № 6 (б), стр. 26; | Работают у доски и в тетрадях. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; П: обобщение и структурирование знаний в речи; Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Презентация |
Рефлексия деятельности 1 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Практический (работа в карточках) | 1. Организует оценивание деятельности учеников в течении всего урока. – Назовите тему урока. – Какова была ваша цель? – Достигли вы этой цели? – В чём возникали затруднения на уроке? – Над чем ещё надо поработать? – У кого остались вопросы на конец урока? – Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь классу, особенно отметить. – Оцените свою работу на уроке.
| -Оценка частного. -Составить алгоритм оценки частного и научиться его использовать. |
Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....
Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс
Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс.Цель урока: формирование ценностного отношения к искусству и творческого мышления учеников через осмысление символического хар...
Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...
Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...
Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...
Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...