Технологическая карта урока "Оценка частного" (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Гарина Маргарита Михайловна

Цель урока: сформировать способность учащихся к оценке частного.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Повторить взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления.
  2. Отрабатывать вычислительные навыки.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и активность.
  2. Развивать математическую речь учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах, группах;
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Оценка частного" 327.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 21.09.2021г.

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 4 «Б»

Урок: 3

Время: 8:55-9:35 Кабинет: 203

Студент: Гарина М. М.

Группа: № 41

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Методист: Кузнецова Дарья Витальевна

Тема урока «Оценка частного»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: сформировать способность учащихся к оценке частного.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Повторить взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления. 
  2. Отрабатывать вычислительные навыки.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и активность.
  2. Развивать математическую речь учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах, группах;
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой

Фронтальная

Словесный метод

  1. Проверяет готовность учащихся к уроку.
  2. Создает эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Маргарита Михайловна, сегодня я проведу у вас урок математики. Присаживайтесь.  

Приветствуют учителя.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

7 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод

(побуждающий диалог)

Наглядный метод

Практический (работа с учебником)

  1. Побуждает к высказыванию своего мнения.
  2. Проводит параллель с ранее изученным.
  3. Создает проблемную ситуацию.

На доске записан ряд чисел:

368     747    538     360

– Поскольку сегодня вы будете заниматься арифметическими операциями, вначале потренируйтесь в счете.

Что общего в числах на доске?

– Как вы считаете, какое число лишнее?

– Какие числа делятся на 9?

– Докажите!

– А остальные делятся на 9?

– Проверьте устно, делятся ли остальные числа на 9: первый ряд проверяет первое число,

второй ряд – второе,

третий ряд – третье число

– Почему вы сразу определили, что 360 делится на 9, а для остальных чисел вам потребовалось время?

 144 : 36;  180 : 18;  180 : 5;  72 : 36;  144 : 18

– Не вычисляя, расположите частные в порядке возрастания.

– Чем вы воспользовались для выполнения этого задания?

– Как вы рассуждали?

- На какое правило похоже правило взаимосвязи между компонентами частного?

– Что значит – «сделать оценку значения данного выражения»?

– Для каких выражений вы уже умеем делать оценку?

– Посмотрите на экран. Даны три выражения.

Первый ряд делает оценку суммы,

второй – оценку разности,

а третий – оценку произведения.

– Назовите границы суммы.

– Как вы их нашли?

- Что вы сейчас повторили?

–Межгалактическая экспедиция профессора Селезнева в результате проведенных измерений вычислила, что длина орбиты, по которой они движутся, составляет 41 033 км, скорость космического корабля составляет 65 км/мин. За какое время космический корабль пройдет расстояние, равное длине всей орбиты?

Числа (данные задачи) записывает на доску:

41 033 км; 65 км/мин.

– Как найти время движения космического корабля?

        

– Сделайте оценку этого частного и укажите его границы.

- Что нового в задании?

 

 

-Они трехзначные.

-Лишним может быть число 360 – оно круглое, а остальные – нет; число 747, так как у него повторяется цифра 7, а в остальных числах – нет, это число нечетное, а остальные – четные и т.д.

-360.

-360 : 9 = 40.

-Сразу ответить трудно, надо вычислить.

747 – делится на 9,

а 368 и 538 – нет.

-Так как 360 – круглое число, его деление на 9 сводится к табличному.

72 : 36;  144 : 36;  144 : 18;  180 : 18;  180 : 5

-Взаимосвязью между компонентами и результатом действия деления.

–Сначала взяли выражение 72 : 36 – у него самое маленькое делимое и самый большой делитель; потом уменьшили делитель; на следующем шаге – увеличили делимое и т.д.)

- На взаимосвязь между компонентами разности.

-Найти его нижнюю и верхнюю границы.

-Оценку суммы, разности и произведения.

100 + 30 < 182 + 37 < 200 + 40              

130 < 182 +37 < 240  

                     

100 – 40 < 182 – 37 < 200 – 30                

60 < 182 – 37 < 170  

                   

100 ∙ 30 < 182 ∙ 37 < 200 ∙ 40

3000 < 182 ∙ 37 < 8000

-130 – нижняя граница, 240 – верхняя граница.

-Применили алгоритм оценки суммы: сначала уменьшили слагаемые до ближайших круглых чисел, затем – увеличили, и после этого нашли значения полученных выражений.

-Правила оценки суммы, разности, произведения, взаимосвязь между компонентами частного.

-Надо длину орбиты разделить на скорость космического корабля.

-Надо найти оценку частного.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: анализ, синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
3 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод

(фронтальная беседа)

Наглядный (использование презентации)

  1. Побуждает учащихся к формулированию темы и цели урока.
  2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

 - Сформулируйте цель и тему урока.

-Запишите решение. На выполнение работы отводится минута.

– Назовите полученные границы значения частного.

– Что вы видите?

- Сформулируйте свои затруднения.

– По какому из эталонов вы узнаете, как правильно выполнить данное задание?

-Как вы думаете, что нам нужно сделать?

-Надо научиться выполнять оценку частного, тема урока: «Оценка частного».

Называют полученный границы частного.

-Мнения разделились, кто-то не смог выполнить.

-У нас нет такого эталона.

Составить алгоритм оценки частного.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Р: контроль, коррекция, оценка

Презентация

"Открытие" детьми нового знания

15
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (фронтальная беседа)

Практический (работа с учебником, работа в парах)

Наглядный (работа с презентацией)

1. Организует работу над разъяснением новой темы. 

– Какой алгоритм может помочь для оценки частного?

-Сейчас вы поработаете в четверках и попробуете с помощью алгоритма оценки разности сделать оценку частного.

40 000 : 70 < 41 033 : 65 < 50 000 : 60

– Что у вас получилось?

– Что можно предпринять?

– Что значит, «удобное» число?

Один ученик выполняет на доске, остальные в тетрадях, после этого сверяют результаты.

– Как найти нижнюю границу?

– Если вы взяли нижнюю границу делителя 70, то, как найти верхнюю границу?

– Что получилось?

На доске кто-либо из учеников записывает:

35 000 : 70 < 41 033 : 65 < 42 000: 60

500 < 41 033 : 65 < 700

– Вернитесь к данной задаче, какой ответ получили?

– Итак, чтобы найти нижнюю границу частного, что нужно сделать?

– Как найти верхнюю границу?

– Какой следующий шаг?

– Составим алгоритм оценки частного в общем виде.

-Алгоритм оценки разности

Работают в группе 1 мин.

-Нижнюю границу нельзя найти, так как 40 000 не делится на 70; нельзя найти и верхнюю границу, так как 50 000 не делится на 60.

–Найти удобное число, которое можно разделить.

-Такое число, чтобы деление сводилось к табличному.

-Делитель заменим большим круглым числом: 70, а делимое – первым кратным 70, меньшим 41 033.

–Делитель заменить меньшим круглым числом: 60, делимое заменить первым кратным 60, большим 41 033.

-Время будет больше 500 минут, но меньше 700 минут, то есть около 10 часов.

-Делитель заменить большим круглым числом, а делимое – первым меньшим числом, кратным этому делителю.

-Заменить делитель меньшим круглым числом, а делимое – большим числом, кратным выбранному делителю.

-Надо найти значения полученных выражений и записать двойное неравенство.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

П: осознанное построение речевого высказывания

П: анализ, синтез;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Р: контроль, коррекция, оценка

П: осознанное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: контроль, коррекция, оценка

К: готовность слушать собеседника и вести диалог

Презентация

Раздаточный материал

Первичное закрепление
3 мин

Усвоение нового способа действий

Словесный

(фронтальная беседа)

Практический (работа с учебником)

1. Предлагает выполнение упражнения по конкретизации первичных знаний.

– Откройте учебник на стр. 25 и выполните задание  2 устно с обоснованием.

а) Для нахождения нижней границы делимое уменьшим до круглого числа так, чтобы деление сводилось к табличному – это число 700.

Для нахождения верхней границы делимое увеличим до круглого числа так, чтобы деление сводилось к табличному – это число 1400.

700 : 7 < 847 : 7 < 1400 : 7

100 < 847 : 7 < 200

в) Для нахождения нижней границы делитель увеличим до ближайшего «круглого» числа – это число 80. Удобное делимое – это число 2400.

Аналогично, для верхней границы: число 70 – это ближайшее к 75 круглое число, которое меньше его, а 3500 – первое кратное 70, превышающее 3025.

Нижней границей может быть число 30, а верхней – 50.

2400 : 80 < 3025 : 75 < 3500 : 70

30 < 3025 : 75 < 50

г) Комментирование аналогичное:

42 000 : 600 < 42 849 : 529 < 45 000 : 500

70 < 42 849 : 529 < 90

Задание №3.

-Выполняем его по цепочке у доски, остальные у себя в тетрадях. До задания под буквой «Г».

-Под буквой «Г» выполнять вы будете в парах.

 

Устно выполняют задание.

Выполняют у доски и в тетрадях.

Работают в парах.

П: структурирование знаний;

П: анализ;

Р: контроль, коррекция, оценка

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
4 мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный

(фронтальная беседа)

Наглядный (работа с презентацией)

  1. Организует самостоятельную работу.

 - Вы можете сказать, что научились находить оценку частного?

- Что надо сделать, чтобы однозначно ответить на вопрос?

- Верно, выполним с вами самостоятельную работу.

Проверьте себя по эталону. Если есть расхождения, то фиксируем «?», а если задание выполнено точно так же, как в эталоне, то на полях рядом ставим «+».

– Кто допустил ошибки в этом задании?

– В чем причина?

– У кого нет расхождений с эталоном?

Молодцы! Поставьте себе «+».

-Надо выполнить задание самостоятельно.

Выполняют самопроверку и самооценку деятельности.

П: выполнение действий по алгоритму

П: структурирование знаний;

П: анализ;

Р: контроль, коррекция, оценка

Презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

7 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (работа в группах)

Словесный (фронтальная беседа)

Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

Учебник страница 26 номер 7.

Каждое действие выполняется последовательно разными учащимися у доски с комментированием, остальные – работают в тетрадях.

Домашнее задание:

  3 (д),  5 (два на выбор),  6 (б), стр. 26;

Работают у доски и в тетрадях.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: обобщение и структурирование знаний в речи;

Л:

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Презентация

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический (работа в карточках)

1. Организует оценивание деятельности учеников в течении всего урока.

– Назовите тему урока.

– Какова была ваша цель?

– Достигли вы этой цели?

– В чём возникали затруднения на уроке?

– Над чем ещё надо поработать?

– У кого остались вопросы на конец урока?

– Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь классу, особенно отметить.

– Оцените свою работу на уроке.

 

-Оценка частного.

-Составить алгоритм оценки частного и научиться его использовать.


Р: контроль, коррекция, оценка

Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс.Цель урока: формирование ценностного отношения к искусству и творческого мышления учеников через осмысление символического хар...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...