Конспект урока по математике на тему "Радиус и диаметр", 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование системы понятий «круг, окружность, центр, радиус, диаметр»; ввести новый термин «диаметр».

Планируемые результаты

Предметные:

знать понятия  «круг, окружность, центр, радиус, диаметр»;

уметь различать понятия  «круг, окружность, центр, радиус, диаметр»;

уметь строить окружность, радиус и диаметр.

 

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, 2 часть УМК «ПНШ», рабочая тетрадь «Математика» 2 класс, 2 часть УМК «ПНШ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                

Школа: №95                                                                                                        ФИ студента: Меркасимова Алина, 33 гр.

Класс:        2-7                                                                                                        

Кабинет: 103                                                                                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «Радиус и диаметр»

Цели деятельности учителя: формирование системы понятий «круг, окружность, центр, радиус, диаметр»; ввести новый термин «диаметр».

Планируемые результаты

Предметные:

- знать понятия  «круг, окружность, центр, радиус, диаметр»;

- уметь различать понятия  «круг, окружность, центр, радиус, диаметр»;

- уметь строить окружность, радиус и диаметр.

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, 2 часть УМК «ПНШ», рабочая тетрадь «Математика» 2 класс, 2 часть УМК «ПНШ».

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте, дети! Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Алина Руслановна и сегодня я проведу у вас урок математики.

Слушают учителя.

Л.: самоопределение

к учебной деятельности;

 II.Актуализация знаний и мотивация

4-5мин

Фронтальная форма работы

-Перед работой нам нужно потренироваться. Для начала, откройте тетрадь, отступите от последней работы четыре клеточки, по середине строчки запишите число, ниже на следующей строке классная работа.

-  Итак, сегодня мы урок начнем с решения кроссворда. Решив его, мы узнаем тему урока.

  1. Единица измерения длины, которую можно заменить 10 сантиметрами.
  2. Чертёжный инструмент, при помощи которого можно построить окружность.
  3. Отрезок, соединяющий центр и любую точку,лежащую на окружности.
  4. Единица измерения, равная 10 миллиметрам.
  5. Место, в котором находится иголка циркуля при построении окружности, называется …
  6. Единица длины, равная 100 сантиметрам.
  7. Геометрическая фигура, ограниченная окружностью.

-  Прочитайте, какое слово получилось. Вам знакомо это слово? 

Записывают число в тетради.

 Отгадывают кроссворд.

1. Дециметр.

2. Циркуль.

3. Радиус.

4. Сантиметр.

5. Центр.

6. Метр.

7. Круг.

- Диаметр. Нет, оно нам не знакомо.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

К: построение речевого высказывания;

П: соотнесение ранее изученного материала для ответа на вопрос;

Р: осуществление подведения под понятие.

III. Постановка учебной задачи

2-3 мин

Фронтальная форма работы

- Значит, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Мы сформулировали с вами тему и цель, построим план работы:

  1. Понятие
  2. Правило
  3. Выполнение упражнений

- План работы построен, предлагаю начать.

- Диаметр окружности.

- Узнать, что такое диаметр.

- Уметь находить  и строить диаметр в  окружности.

Определяют план работы на уроке.

Р: целеполагание – постановка учебной задачи;

К: планирование учебного сотрудничества – определение цели.

IV. Открытие нового знания

5 мин

-Давайте построим окружность. Какой инструмент для этого необходим? А вы знаете правила работы с циркулем? Кто из вас сможет рассказать?

- Берем циркуль, ставим точку и строим окружность. А теперь проведите радиус.Как мы будем это делать? Сколько можно радиусов построить? А теперь постройте так радиус, чтобы он лежал на одной прямой с любым из построенных вами радиусом. Можно это сделать?

- Откройте учебники на с.49 № 1. Прочитайте первый абзац задания.

Мы его уже выполнили. Читаем задание дальше и выполняем его.

- Как же называется отрезок, который мы обвели красным цветом? Как вы поняли, что такое диаметр?

- Отлично, ..., прочитай нам правило со слайда.

- Давайте проговорим его в парах. Покажите знак, если ваш сосед все  правильно проговорил.

- Посмотрите на следующий слайд и скажите: во сколько раз надо увеличить длину радиуса окружности, чтобы получить длину диаметра этой окружности?

- Верно, ДИАМЕТР = 2 РАДИУСАМ.

Запишите формулу и вычисления в тетрадь.

-Итак, мы рассмотрели с вами понятие и правило, что будем делать дальше?

- Циркуль.

Рассказывают правила работы с циркулем:

  1. Выбираем нужный раствор циркуля, раздвигая его ножки по линейке;
  2. Ставим точку на бумаге, обозначая ее буквой О. Это центр окружности;
  3. Совмещаем с точкой О конец иголки;
  4. Совершаем круговое движение второй ножкой циркуля.

Выполняют задание.

- Проведем отрезок из центра окружности.

Читают задание.

Выполняют задание.

- Диаметр. Это отрезок, который проходит через центр окружности и состоит из 2 радиусов.

Правило: отрезок образованный двумя радиусами, находящимися на одной прямой и проходящий через центр окружности называется   – ДИАМЕТР данной окружности.

В парах проговаривают правила.

- Длина диаметра в 2 раза больше длины радиуса, то есть диаметр = 2 радиусам.

- Выполнять упражнения.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: осуществление поиска и выделение необходимой информации;

П: осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности;

V. Первичное закрепление

Фронтальная форма работы.

-  Верно, откройте учебники на странице 49 № 2.

 - Прочитайте задание.  Выполните это задание в своих тетрадях. Проверять будем в парах по эталону со слайда.

- А почему не подошли остальные чертёж? Как вы определили, что второй верный?

- Открываем рабочие тетради на странице 24 №3.

Прочитайте задание.

- О чём говорится в задаче?

- Что нам известно о радиусе первой окружности?

- А о радиусе второй окружности?

- Что значит на 6 см больше?

- Какое требование в задаче?

- А что знаем про диаметры окружностей?

- Итак, давайте построим дерево-рассуждений и начнем решать задачу.

- Посмотрите, что нам требуется найти?

- А для того, чтобы это сделать, что нам необходимо знать?

- Отлично, чтобы найти диаметр первой окружности, что нам необходимо сделать? Чему равен ее радиус? Записываем.

-  Теперь скажите, как будем искать диаметр второй окружности? Нам известен радиус? Как его найти?

- Отлично, посмотрите на наше дерево. С ним мы можем найти требование?

- Сейчас один ученик будет решать на обратной стороне доски, а все остальные в тетради, потом выполним проверку. Выходи к доске. Приступаем к работе.

- У кого получилось по-другому?

- Давайте проверим, у кого получилось по-другому?  Кто не согласен? Итак, а теперь, сверьте свое решение с доской, если все верно поставьте треугольник, если 1-2 ошибки круг и, если больше квадрат.

- Поднимите руку те, у кого стоит треугольник. Теперь те, у кого круг и квадрат.

- Отлично, присаживайся, давайте оценим работу у доски. Все ли действия были выполнены правильно? Сколько ошибок было допущено?

- Хорошо, я ставлю тебе 5(4) за работу у доски.

Выполняют задание.

Взаимопроверка по эталону.

- Диаметр обязательно проходит через центр и радиусы находятся на одной прямой.

Читают задание.

- О радиусах и диаметрах окружностей.

- Ее радиус равен 17 см

- Ее радиус на 6 см больше радиуса первой окружности.

— Значит к радиусу первой окружности надо прибавить 6 см

- На сколько см диаметр первой окружности меньше диаметра второй окружности.

- Да, можем.

- Диаметр равен двум радиусам.

Чертят схему до конца.

- Разность диаметров.

- Диаметры двух окружностей.

- Радиус умножить на два. Радиус равен 17 см

- Точно также, радиус умножим на два. Нет, не известен, но мы знаем, что он на 6 см больше радиуса первой. Нужно к 17 см прибавить 6 см

-Да, можем.

Один ученик записывает решение на доске, все остальные в тетрадях.

Проводят самопроверку по эталону.

Оценивают работу у доски.

П: осуществление поиска и выделение необходимой информации;

П: осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности;

П: построение речевого высказывания;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: осуществление поиска и выделение необходимой информации;

П: осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

1 мин

Динамическая пауза

-Вставайте со своих мест, немного разомнемся.

(видеоматериал)

- Встают со своих мест, повторяют движения за героем на видео.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

7-8 мин

Фронтальная форма работы.

- Откройте рабочую тетрадь на стр.24, приступаем к выполнению задания №1.

- Выполняем самостоятельно задание.

- Сверьте ваш ответ с ответом на доске, если все верно поставьте треугольник, если 1-2 ошибки круг, если больше квадрат. (вынесено на слайд)

- Встаньте те, у кого стоит треугольник. Теперь встаньте у кого круг и квадрат.

Выполняют задание.

Проводят самопроверку по эталону.

Р: самостоятельное планирование и выполнение свои действий на знакомом учебном материале;

П: осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

VII. Включение в систему знаний, повторение

4-6 мин

Фронтальная и парная форма работы.

- Посмотрите на 4 задание в тетради с. 24, кто прочитает задание?

- О чем говорится в задаче? Давайте построим схему в тетради.

- Что нам известно о радиусе первой окружности?


- А о радиусе второй окружности?

- Что значит в 3 раза больше?

- Какое требование в задаче?

- А что знаем про диаметры окружностей?

- Как показать диаметр на схеме?

- Можно ли на схеме показать требование? Как?

- Теперь можем, опираясь на схему, решить задачу?

- Хорошо. Сейчас один ученик будет решать на обратной стороне доски, а все остальные в тетради, потом выполним проверку. Выходи к доске. Приступаем к работе.

- Давайте проверим, у кого получилось по-другому?  Кто не согласен? Итак, а теперь, сверьте свое решение с доской, если все верно поставьте треугольник, если 1-2 ошибки круг и, если больше квадрат.

- Поднимите руку те, у кого стоит треугольник.

- Теперь те, у кого круг и квадрат.

- Отлично, присаживайся, давайте оценим работу у доски. Все ли действия были выполнены правильно? Сколько ошибок было допущено?

- Хорошо, я ставлю тебе 5(4) за работу у доски.

Читают задание

- О радиусах и диаметрах окружностей.

Строят схему.

- Ее радиус равен 7 дм

- Ее радиус в 3 раза больше радиуса первой окружности.

— Значит, радиусу первой окружности нужно увеличить в 3 раза, чтобы получить радиус второй.

- На сколько дм диаметр первой окружности меньше диаметра второй окружности.

- Диаметр равен двум радиусам.

- Добавить также отрезок, обозначающий радиус на схеме.

- Да, можем. Провести перпендикуляры и оставшаяся часть – наше требование.

Чертят схему до конца.

- Да, можем.

Один ученик записывает решение на доске, все остальные в тетрадях.

Проводят самопроверку по эталону.

Оценивают работу у доски.

Р: самостоятельное планирование и выполнение свои действий на знакомом учебном материале;

П: построение речевого высказывания;

П: осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

VIII.Рефлексия деятельности

2-4мин

Фронтальная форма работы.

- Итак, вспомните какие цели мы ставили на урок?

-У нас получилось узнать то, что мы хотели?

- Кто достиг этой цели – поднимите руку.

- Продолжите предложение:

Я сегодня узнал о…;

Я научился…;

Настроение у меня…;

Я помог…;

Я поделюсь ….

- Спасибо за работу!

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

1. Узнать, что такое диаметр.

2.Уметь находить  и строить диаметр в  окружности.

Заканчивают предложение.

П: построение речевого высказывания

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему: «Литр» 1 класс Школа России

Конспект урока по математике на тему:  «Литр»...

3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Запись трехзначных чисел" Школа России

Технологическая карта по математикеТема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000. Запись трехзначных чисел».Цели урока:  - учить читать и записывать трёхзначные числа;- закреплять знание деся...

Конспект урока по математике "Квадрат.Построение квадрата" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов...

Конспект урока по математике «Деление на 2» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения;Планируемые результатыПредметные:знать: табличные случаи умножения числа 2 и на 2;умет...

Конспект урока по математике «Деление на 2» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: закрепление умений выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения;Планируемые результатыПредметные:знать: табличные случаи умножения числа 2 и на 2; взаи...